Тема 11. Перераспределение земель и территориальная организация производства — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 11. Перераспределение земель и территориальная организация производства

2018-01-07 263
Тема 11. Перераспределение земель и территориальная организация производства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В интересах организации рационального, полного и эффективного использования земельных ресурсов происходит их перераспределение между отраслями и сферами деятельности общества, экономическими укладами, субъектами хозяйствования, отдельными землевладельцами и землепользователями.

Перераспределение земель, если оно регулируется государством и осуществляется устойчивым правом пространства, — это нормальный социально-экономический процесс, направляемый на оптимизацию земельных отношений и обеспечивающий развитие экономической системы в целом. Вместе с тем не контролируемые обществом природные и социальные процессы способны привести к необратимым утратам производительного потенциала земли и непредусмотренным экономическим последствиям.

Процесс перераспределения земель напрямую связан с проведением земельной реформы и ее результатами, ибо любую земельную реформу необходимо рассматривать, как процесс целенаправленного изменения системы земельных отношений и структуры землепользования. Конечная цель всякой земельной реформы не вызывает сомнения. Она заключается в повышении народнохозяйственной эффективности использования земельных ресурсов в целом. Однако конкретные задачи, а главное, пути и методы их решения обосновываются по-разному. Наибольшее распространение получила точка зрения, что осуществляемая в России земельная реформа преследует следующие цели:

• осуществить переход к многообразию форм собственности хозяйствования на земле;

• обеспечить социально справедливое и экономически обоснованное перераспределение земель;

• создать экономический, правовой и административный механизмы регулирования земельных отношений;

• обеспечить стимулы рационального использования и охраны земли, остановить процессы деградации.

Следующие меры государства вызывали важнейшие изменения на первых этапах земельной реформы.

1. Формирование землепользования сельских населенных пунктов в качестве автономных организационно хозяйственных систем. В связи с решениями по развитию подсобного сельского хозяйства местных жителей, в ведение сельской администрации были переданы пашня и кормовые угодья, установлены новые границы населенных пунктов.

2. Формирование фонда перераспределения земель, в основном за счет неэффективно используемых земель сельскохозяйственных предприятий — совхозов и колхозов, а также за счет земель запаса. По данным государственного учета земель, площадь фонда перераспределения составила около 32 21 млн. га, из них 22 млн. га сельхозугодий. Фонд перераспределения явился основой формирования крестьянских (фермерских) хозяйств.

3. Образование категории земель природоохранного назначения. Эта категория сформировалась за счет участков природоохранного, природно - заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, находящихся ранее на землях совхозов и колхозов промышленных, транспортных и других предприятий.

4. Порядок землепользования сельскохозяйственных предприятий в процессе их реорганизации. В связи с приватизацией сельскохозяйственных угодий и других ресурсов совхозов и колхозов, утратили значение ранее сложившиеся их границы. Вся земля, находившаяся ранее в пользовании, делилась в связи с реорганизацией на три части: 1) оставляемую в государственной собственности (дороги, леса, болота и т. п.); 2) передаваемую гражданам в частную и индивидуальную собственность; 3) предназначенную в коллективно-долевую собственность.

Площади совхозных и колхозных лесов были в основном изъяты и включены в состав лесного фонда, или земель природоохранного назначения. В результате площадь категории земель сельскохозяйственного назначения сократилась на 180 млн. га, или на треть ранее сложившейся. В три раза увеличилась площадь земель населенных пунктов. Характерно, что в структуре земель населенных пунктов в настоящее время более половины (53%) составляют сельскохозяйственных угодий (11 млн. га), в то время как площадь застройки достигает всего 24%. Разумеется, что такое соотношение складывается за счет сельских поселений: из 13,3 млн. га общей площади сельскохозяйственные угодья занимают здесь 7,7 млн. га. В городах и поселках городского типа соотношение иное: из 7,6 млн. га общей территории сельскохозяйственные земли составляют всего 1,6 млн. га.

Существенно сократилась общая площадь земель промышленности и транспорта: с 27,3 до 1,7 млн. га. По существу, земли этой категории «растворились» в муниципальных землях. Отчасти уменьшение произошло вследствие того, что многие предприятия, базирующиеся на территории населенных пунктов, утратили право постоянного пользования землей и переведены в разряд арендаторов.

Земли лесного и водного фонда за анализируемый период значительно увеличились, в основном за счет землепользования бывших совхозов и колхозов. Это можно рассматривать как результат перераспределения территории малопродуктивных лесов и кустарников, не оказывающих существенного влияния на социально-экономическую структуру использования земельного фонда в целом.

За годы земельной реформы радикально изменилась структура собственников и пользователей земли. Хотя основная часть земельного фонда по- прежнему находится в государственной и муниципальной собственности, в частную собственность юридических лиц и граждан передано около 130 млн. га земель (7,6%). В том числе в индивидуальной собственности граждан находится 102 млн. га, что составляет около 6% государственного земельного фонда. Характерно, что в основном это сельскохозяйственные угодья.

На 2000 год в стране насчитывалось около 12 млн. собственников земельных долей, во владении которых находится 116 млн. га сельскохозяйственных угодий.

Более 45 млн. граждан России имеют в собственности земельные участки, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства — 16 млн., садоводства — 15 млн., огородничества — 6,6 млн., индивидуального жилищного и дачного строительства — более 6 млн.

Структурные изменения форм собственности на землю преследовали главную цель — обеспечить организационно-хозяйственную реорганизацию аграрного сектора экономики. Особое место при этом отводилось формированию крестьянских (фермерских) хозяйств. Здесь возникло два возможных направления.

Во-первых, сохранение приоритета крупных высокотоварных хозяйств (АОЗТ, ТОО и др.), выделение для индивидуального землепользования угодий, которые не используются (или неэффективно используются) в общественном хозяйстве. При этом формирование новых крестьянских хозяйств предполагается, в основном, посредством наделения землей горожан и жителей сельской местности, не занятых в сельском хозяйстве (дополняющий вариант).

Во-вторых, ликвидация (или самоликвидация) экономически нерентабельных общественных хозяйств, развитие индивидуального крестьянского хозяйства за счет трудовых, земельных и материально-технических ресурсов совхозов и колхозов (в качестве альтернативного варианта).

Наивысший пик развития крестьянского движения по времени совпал с массовой реорганизацией совхозов и колхозов. В 1994 году их было зарегистрировано 285 тыс., однако количество вновь создаваемых и число прекративших деятельность крестьянских хозяйств практически сравнялось. В настоящее время в России действует около 270 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств на площади около 13 млн. га. Средний размер хозяйства составляет 48 га. Известно, что доля сельскохозяйственного продукта, произведенного крестьянскими хозяйствами, не велика. Производство сдерживается отсутствием государственной финансовой поддержки, неразвитостью снабженческо- сбытовой кооперации, отсутствием ипотечного (под залог земли) кредитования и другими причинами.

Несмотря на произошедшие структурные изменения, основу сельскохозяйственного производства в России по-прежнему составляют крупные общественные предприятия, работающие на коллективно-акционерной и государственной основе.

С перераспределением земель по категориям, формам собственности и по субъектам хозяйствования непосредственно связано формирование землепользовании и территориальная организация производства в целом.

Размещение любого предприятия начинается с выделения ему определенного земельного участка. Поскольку свободных участков нет и чтобы выделить землю одному предприятию, надо изъять ее у другого, то всякое мероприятие по земельному отводу связано с изучением нескольких возможных вариантов и выбором наилучшего из них.

Следовательно, под рациональным землепользованием надо понимать такие размеры и формы отвода участков, которые обеспечивают нормальную работу данного предприятия, не нарушая общие условия территориальной организации производства.

В теории и практике существует немало научно обоснованных методов территориального обоснования и формирования землепользовании различного назначения. В зависимости от роли земли и функциональных особенностей предприятий методы формирования землепользовании можно разделить на три группы: 1) образование землепользовании сельскохозяйственных предприятий; 2) отвод земель для размещения несельскохозяйственных предприятий; 3) формирование государственных и общественных земельных фондов.

Общие принципы формирования землепользований сельскохозяйственных предприятий заключаются в том, чтобы привести в соответствие земельные, трудовые и материально-технические ресурсы каждого хозяйства, а также сложившиеся экологические связи, определяющие функционирование земли как части окружающей среды.

Образование землепользования несельскохозяйственных предприятий основано на расчетах необходимой площади, экономики земельных угодий и возмещении возможного ущерба, вследствие изъятия земельного участка, как государству (отрасли), так и заинтересованным лицам.

Формирование земельных фондов для государственных и общественных надобностей (фонда перераспределения, размещения крестьянских хозяйств, садоводческих товариществ и т. п.) производится посредством инвентаризации и обследования земель, выявления неэффективно используемых территорий на основе крупномасштабных перспективных программ и технико- экономического обоснования соответствующих мероприятий.

Значительная роль в организации перераспределения земель и территориальной организации производства отводится государственному землеустройству.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое перераспределение земель?

2. Что такое территориальная организация производства?

3. На чем основано образование землепользования несельскохозяйственных предприятий?

4. С чего начинается размещение любого предприятия?

5. В чем заключаются общие принципы формирования землепользований сельскохозяйственных предприятий?


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.