Выход на нужное местоположение по принятым координатам — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Выход на нужное местоположение по принятым координатам

2018-01-07 247
Выход на нужное местоположение по принятым координатам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предположим, вы группа, работающая на местности, и координатор направляет вас на определённую точку, диктуя координаты. Тогда воспользуйтесь пунктом меню Куда. Выберите Координаты, введите координаты и получите точку назначения, удаление и азимут движения (фиолетовая линия). Этого достаточно, для выхода на заданное место.

Рис. 6.7 Движение по указанным координатам

Определение и изменение формата координат

Ранее было сказано о том, что вас могут направить по таким-то координатам. Это очень важный параметр в навигаторе. Формат координат может быть разным:

  • Градусы, доли градусов — Используется в Картах Yandex, Google Maps;
  • Градусы, минуты, доли минут — формат данных, принятый в поисково-спасательных отрядах;
  • Градусы, минуты, секунды, доли секунд.

Рис. 6.8 Изменение формата координат

Определить, в каком формате вам передали координаты, очень просто по числу точек:

  • N55.85961 E37.74855 — Градусы, доли градусов;
  • N55.51.576 E37.44.913 — Градусы, минуты, доли минут;
  • N55.51.34.6 E37.44.54.8 — Градусы, минуты, секунды, доли секунд.

Глава 1. Военная топография в допризывной подготовке молодежи

Раздел 7. Методические рекомендации по организации занятий

Ознакомление обучаемых с материалом настоящего раздела рекомендуется провести в рамках 17-ти полуторачасовых занятий, тематика которых представлена ниже.

Занятие 1

Тема занятия: «Топографические и специальные карты». Изучаемые вопросы: Некоторые сведения о движении небесных тел; Земной эллипсоид, основные точки и линии на нем; Понятие географических координат; Картографические проекции и геодезическая основа карт; Классификация и назначение топографических карт; Условные знаки и оформление карт; Разграфка и номенклатура топографических карт; Подготовка карты к работе.

Занятие 2

Тема занятия: «Топографические и специальные карты». Контрольные вопросы: Некоторые сведения о движении небесных тел; Земной эллипсоид, основные точки и линии на нем; Понятие географических координат; Картографические проекции и геодезическая основа карт; Классификация и назначение топографических карт; Условные знаки и оформление карт; Разграфка и номенклатура топографических карт.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Расшифровка топографических знаков».

Материальное обеспечение: Бланк-карты комплексных учебных упражнений по топографии (см. Приложение 3); карандаши, ручки, бумага – по числу обучаемых.

Выполнение упражнения. Каждому обучаемому выдается бланк-карта. Обучаемые в течение указанного преподавателем времени должны написать на бумаге значения десяти топографических знаков, обведенных на бланк-картах кружком в указанной последовательности (от «А» до «И»). На выполнение упражнения на первых занятиях дается до 5 минут. Необходимо стремиться к тому, чтобы обучаемые успешно выполняли упражнение в течение 2 минут.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Описание фрагментов карты».

Материальное обеспечение: Бланк-карты комплексных учебных упражнений по топографии (см. Приложение 3); карандаши, ручки, бумага – по числу обучаемых.

Выполнение упражнения. Каждому обучаемому выдается бланк-карта. Обучаемые в течение указанного преподавателем времени должны дать в указанной последовательности (от «А» до «И») описание десяти фрагментов местности, обведенных на бланк-карте прямоугольником размером примерно 10х20 мм. Описание фрагмента местности проводится по следующей схеме:

1. определяется наклон рельефа (н-р, местность понижается к северу);

2. определяются направления линейных ориентиров (дороги, тропинки и т.п.) и их характеристики;

3. определяется характер растительного покрова;

4. определяются имеющиеся масштабные и внемасштабные знаки.

На первых занятиях упражнение выполняется в течение 10 минут, однако стремиться необходимо к тому, чтобы обучаемые успешно выполняли упражнение в течение 5 минут.

Занятие 3

Тема занятия: «Измерения по карте». Изучаемые вопросы: Определение прямоугольных координат по карте; Определение географических координат по карте.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Определение по карте прямоугольных и географических координат точки».

Материальное обеспечение: Бланк-карты комплексных учебных упражнений по топографии (см. Приложение 3); карандаши, ручки, бумага в клетку, ластики, прозрачные линейки (офицерская линейка, либо транспортир-прямоугольник) – по числу обучаемых.

Выполнение упражнения. Каждому обучаемому выдается бланк-карта. По команде инструктора обучаемые снимают прямоугольные координаты точек от «А» до «И» и географические координаты точек от «А» до «Д» согласно заданию бланк-карты и записывают их на бумаге. Ошибка – не более 100 м в масштабе карты. По готовности ответы сдаются инструктору. На первых занятиях упражнение выполняется в течение 8 минут, однако стремиться необходимо к тому, чтобы обучаемые успешно выполняли упражнение в течение 3 минут.

Занятие 4

Тема занятия: «Измерения по карте». Изучаемые вопросы: Определение азимутов и дирекционных углов; Определение прямоугольных и географических координат по карте.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Составление карточки азимутов». Упражнение предназначено для формирования навыков определения направления движения путем перенесения выбранного направления с карты на местность.

Материальное обеспечение: Бланк-карты комплексных учебных упражнений по топографии (см. Приложение 3); карандаши, ручки, бумага в клетку, ластики, прозрачные линейки – по числу обучаемых.

Выполнение упражнения. Каждому обучаемому выдается бланк-карта. По команде инструктора обучаемые приступают к выполнению упражнения. Для этого:

1. обучаемый находит нанесенный на бланк-карте маршрут, обусловленный заданием;

2. измеряет расстояние по карте между исходной и первой поворотной точками и переводит его значение в метры в соответствие с масштабом;

3. определяет с помощью транспортира дирекционный угол направления от исходной до первой поворотной точки и путем внесения поправки переводит его в магнитный азимут (поправка указывается на полях карты в левом нижнем углу);

4. делает первую запись в блокноте, например: «№1,18° / 800 м», что означает: «Угол между направлением движения и направлением на Север - 18°, расстояние, которое необходимо пройти в этом направлении – 800 м»;

5. следующая запись: «№2, 352° / 560 м» и т.д. на каждой поворотной точке;

6. в итоге обучаемый составляет карточку азимутов.

Расстояния в карточке азимутов может даваться в парах шагов, если движение осуществляется в пешем порядке - для этого полученное количество метров умножается на 0,75 (можно рекомендовать обучаемым считать шаги не парами, а тройками – три шага человека среднего роста соответствуют 2-м метрам). На первых занятиях упражнение выполняется в течение 5 минут, однако стремиться необходимо к тому, чтобы обучаемые успешно выполняли упражнение в течение 3 минут.

Занятие 5

Тема занятия: «Изучение местности». Изучаемые вопросы: Сведения о местности и ее тактические свойства; Рельеф местности; Построение профилей и определение взаимной видимости точек.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Построение профилей и определение взаимной видимости точек».

Материальное обеспечение: Бланк-карты комплексных учебных упражнений по топографии (см. Приложение 3); карандаши, ручки, бумага в клетку, ластики, прозрачные линейки – по числу обучаемых.

Выполнение упражнения. Каждому обучаемому выдается бланк-карта. Обучаемые должны построить указанный в задании бланк-карты профиль местности и определить взаимную видимость точек. На первых занятиях упражнение выполняется в течение 8 минут, однако стремиться необходимо к тому, чтобы обучаемые успешно выполняли упражнение в течение 4 минут.

Занятие 6

Тема занятия: «Изучение местности». Изучаемые вопросы: Рельеф местности; Построение профилей и определение взаимной видимости точек.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Перспективное изображение ландшафта с указанной точки в заданном секторе».

Материальное обеспечение: Бланк-карты комплексных учебных упражнений по топографии (см. Приложение 3); карандаши, ручки, бумага в клетку, ластики, прозрачные линейки – по числу обучаемых.

Выполнение упражнения. Каждому обучаемому выдается бланк-карта. Обучаемые должны изобразить на листе бумаги видимый с указанной на бланк-карте точки объемный ландшафт местности в границах обозначенного сектора (рис.7.1). На первых занятиях упражнение выполняется в течение 15-20 минут, однако стремиться необходимо к тому, чтобы обучаемые успешно выполняли упражнение в течение 5 минут.

Занятие 7

Тема занятия: «Изучение местности». Изучаемые вопросы: Рельеф местности; Построение профилей и определение взаимной видимости точек.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Изготовление макета местности». Упражнение предназначено для формирования навыков объемного видения рельефа местности изображенного на карте и удержания его в памяти.

Материальное обеспечение: Бланк-карты комплексных учебных упражнений по топографии (см. Приложение 3); макетные ящики с принадлежностями - по одному на 4 обучаемых. Макетный ящик представляет собой покрытый лаком лист фанеры размером 1х1 м с нанесенными на нем вертикальными и горизонтальными линиями через каждые 50 мм (для удобства построения основы рельефа) с закрепленными по периметру бортами, высотой 10 см, отградуированными в сантиметрах и дециметрах для удобства привязки координатной сетки. Принадлежности макетного ящика: песок (желательно мелкий, белый, речной) в необходимом количестве (до 15 кг); кусок мела; линейка-уровень; водяной распылитель; куски поролона и ветоши зеленого цвета; нитки и шнуры заранее оговоренных цветов для обозначения линейных ориентиров; совок для песка.

Выполнение упражнения. Обучаемые делятся на группы по 3-4 человека. Каждой группе выдаются бланк-карта с заданием, один макетный ящик и необходимые для выполнения упражнения принадлежности. По команде инструктора обучаемые приступают к построению макета местности согласно заданию бланк-карты:

1. группа внимательно изучает предлагаемый к построению фрагмент местности на бланк-карте;

2. на дно ящика мелом наносится основа рельефа - точки основных высот, границы подошв возвышений, линии водосливов и водоразделов;

3. с помощью линейки-уровня песком сначала отсыпаются основные высоты в соответствие с масштабом карты, затем формируется остальная площадь рельефа (по необходимости песок смачивается водой из распылителя);

4. нитками и шнурами обозначаются водные рубежи, кусками поролона и ветоши без жесткой привязки по высоте обозначаются растительность (лес, кустарник), куском ткани с нанесенными синими штрихами обозначается болотистая местность и т.д.;

5. по готовности группа представляет макет инструктору.

Инструктор в ходе занятия контролирует изготовление макетов группами, оказывая по необходимости соответствующую помощь. Макет местности приемлемой достоверности должен выполняться парой подготовленных обучаемых в течение 1,5-2 часов.

Рис. 7.1 Перспективное изображение ландшафта с указанной точки в заданном секторе

Занятие 8

Тема занятия: «Измерения на местности и целеуказание». Изучаемые вопросы: Угловые меры и формула тысячной; Измерение углов, расстояний (дальностей), определение высоты предметов; Определение крутизны скатов; Линейные меры.

Занятие 9

Тема занятия: «Измерения на местности и целеуказание». Изучаемые вопросы: Измерение углов, расстояний (дальностей), определение высоты предметов; Определение крутизны скатов.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Измерение углов, расстояний (дальностей), определение высоты предметов и крутизны скатов».

Место проведения занятия – на местности. Занятие должно быть заранее тщательно подготовлено инструктором – составлен маршрут движения группы обучаемых, точно определены расстояния до видимых ориентиров (5-6), размеры местных предметов и т.д.

Материальное обеспечение: ручки, блокноты, компасы, линейки - по числу обучаемых. Обучаемые в сопровождении инструктора передвигаются по намеченному маршруту, измеряя расстояния (дальности) до видимых ориентиров, определяя высоту предметов, углов, крутизну скатов. Результаты измерений, записанные в блокнотах, в конце занятия оцениваются инструктором.

Упражнение выполняется ориентировочно 1-2 раза в месяц. Частота повторения упражнения определяется инструктором в зависимости от уровня подготовленности группы.

Занятие 10

Тема занятия: «Измерения на местности и целеуказание». Изучаемые вопросы: Целеуказание по карте и на местности; Нанесение на карту целей и других объектов.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Нанесение целей на карту и определение их прямоугольных и географических координат».

Вариант А (рис.7.2).

Рис. 7.2 Нанесение целей на карту и определение их прямоугольных и географических координат (открытая местность)

Материальное обеспечение: компасы АК, бинокли, карты участка местности, на котором проводится занятие, офицерские линейки, карандаши, блокноты - по числу обучаемых.

Место проведения занятия. Инструктор выбирает открытый участок местности, имеющий 2-3 хорошо просматривающихся ориентира, отмеченных на карте.

Выполнение упражнения. Инструктор расставляет обучаемых вдоль имеющегося линейного ориентира (тропинка, опушка леса и т.п.) на расстоянии 80-100 м друг от друга. Обучаемые, заняв указанные позиции, тщательно маскируются.

Далее, инструктор выдвигается по заранее определенному маршруту и последовательно останавливается в известных ему одному точках (координаты точек инструктор определяет заранее и отмечает незаметными для обучаемых, сидящих на позициях, ориентирами). Количество точек - 3-4, расстояние между ними – 250-300 м, удаление точек от группы - 1000-1500 м. Остановившись возле намеченной точки, инструктор встает в полный рост, поднимает над головой флажок и в течение 1 минуты остается неподвижным. Далее он переходит на вторую точку и т.д. Обучаемые должны, комплексно используя свои знания и умения, определить прямоугольные и географические координаты обозначаемых целей (цели – точки стояния инструктора), и записать полученные данные в блокноты. Пройдя все точки, инструктор возвращается к группе, и, не собирая обучаемых вместе, проверяет у них точность определения координат целей.

Упражнение (вариант А) выполняется во второй половине курса обучения, 1-2 раза в течение полутора часов. Частота повторения упражнения определяется инструктором в зависимости от уровня подготовленности группы.

Вариант Б (рис.7.3).

Материальное обеспечение: компасы АК, бинокли, карты участка местности, на котором проводится занятие, офицерские линейки, карандаши, блокноты - по числу обучаемых.

Рис. 7.3 Нанесение целей на карту и определение их прямоугольных и географических координат (закрытая местность)

Место проведения занятия. Инструктор выбирает закрытый участок местности (лес, редколесье, среднепересеченный участок). Возле этого участка обязательно должны быть 2-3 линейных ориентира (река, опушка леса, дорога и т.п.). Инструктор до начала занятия намечает 2-е точки (цели): например, выбирает два дерева и обвязывает их заметной лентой. Далее он определяет прямоугольные и географические координаты выбранных точек любым доступным способом. При этом первая точка, с которой будут работать обучаемые, должна быть равноудаленной от линейных ориентиров на расстояние 250-500 м, вторая – на 500-1000 м.

Выполнение упражнения. Обучаемые подводятся инструктором с любого направления к первой точке на удаление предельной видимости (в лесу - 50-70 м). Подается команда: «Начать выполнение упражнения!». Каждый обучаемый, в соответствии с указанным ему линейным ориентиром, определяет прямоугольные и географические координаты первой точки (цели) по схеме:

  • берет удобный азимут на линейный ориентир;
  • выдвигается к нему, отсчитывая расстояние парами (тройками) шагов;
  • определяет прямоугольные и географические координаты своей точки стояния возле линейного ориентира, используя видимые с нее ориентиры, указанные на карте;
  • определив координаты своей точки стояния, откладывает на карте дирекционный угол, обратный пройденному азимуту и отмеряет на нем пройденное расстояние, добавляя поправку на расстояние предельной видимости объекта;
  • определяет прямоугольные и географические координаты указанной цели и записывает полученные данные в блокнот.

Выполнив задание, группа переходит ко второй, более удаленной от линейных ориентиров, точке и повторяет упражнение. При этом обучаемые должны направляться инструктором на разные линейные ориентиры разными азимутами.

Упражнение (вариант Б) выполняется во второй половине курса обучения, 1-2 раза в течение полутора часов. Частота повторения упражнения определяется инструктором в зависимости от уровня подготовленности группы.

Внимание! Необходимо добиваться, чтобы ошибка в определении координат не превышала 2 мм в масштабе карты. Кроме того, инструктор должен требовать от обучаемых, чтобы на картах, использующихся для выполнения задания, не оставалось никаких следов (карандашные линии, иголочные проколы, следы от ластика и т.п.).

Перед первым выполнением обучаемыми этого упражнения, инструктор должен провести образцовый показ необходимых действий – это позволит повысить эффективность обучения.

Занятие 11

Тема занятия: «Ориентирование на местности». Изучаемые вопросы: Сущность и способы ориентирования; Ориентирование на местности без карты.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Определение сторон горизонта по компасу».

Место проведения занятия: на местности, причем занятие целесообразно проводить в лесу, где нет запоминающихся ориентиров по сторонам горизонта.

Материальное обеспечение: компасы - по числу обучаемых (кроме того, желательно, чтобы у каждого обучаемого на всех полевых занятиях был перочинный нож и кусок репшнура длиной 2-3 метра).

Выполнение упражнения:

  • группа выстраивается в одну шеренгу (интервал – 5 м), фронтом к югу;
  • по команде инструктора каждый обучаемый достает компас, устанавливает его в горизонтальное положение и разблокирует стрелку;
  • поворачиваясь вместе с компасом, каждый обучаемый должен совместить острие стрелки компаса с нулевой отметкой лимба, встав лицом к северу.

В итоге выполнения упражнения, обучаемые должны четко указать все стороны горизонта. Далее инструктор подает команды: «Убрать компасы!», «Налево (направо)!», «За мной бегом марш!» и группа, меняя направление несколько раз, преодолевает 200-300 метров и, выстроившись фронтом в любом направлении за исключением северного, вновь определяет стороны горизонта. Упражнение повторяется 5-6 раз.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Определение сторон горизонта по Солнцу и аналоговым часам».

Место проведения занятия: на открытой местности.

Материальное обеспечение: компасы, аналоговые часы - по числу обучаемых.

Выполнение упражнения:

  • группа выстраивается в одну шеренгу (интервал – 5 м), фронтом к Солнцу;
  • каждый обучаемый достает стрелочные часы, приводит их в горизонтальное положение и, повернув часы в горизонтальной плоскости, направляет их часовой стрелкой на Солнце;
  • удерживая часы в этом положении, каждый обучаемый мысленно проводит линию, разделяющую угол между часовой стрелкой и делением «Один час» - это и будет направление на юг (по летнему времени). Инструктору важно напомнить обучаемым: до часа дня делится пополам угол, не пройденный часовой стрелкой, а после часа дня – угол, который она уже прошла.

Упражнение целесообразно выполнить дважды в течение часа с интервалом 40-45 минут.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Определение сторон горизонта по Солнцу и цифровым часам».

Место проведения занятия: на открытой местности.

Материальное обеспечение: компасы, цифровые часы - по числу обучаемых.

Выполнение упражнения:

  • группа выстраивается в одну шеренгу (интервал – 5 м);
  • каждый обучаемый на горизонтальной поверхности (на земле) рисует окружность диаметром 25-30 см с точкой в центре;
  • затем с внешней стороны окружности со стороны Солнца обучаемый подвешивает на веревочке или шнурке небольшой груз (например, связку ключей) таким образом, чтобы тень от веревочки прошла через центр нарисованной окружности;
  • далее через точку пересечения тени от веревочки с солнечной стороной окружности и центр окружности обучаемый проводит радиус, обозначающий часовую стрелку воображаемых часов;
  • уточнив время по своим часам, обучаемый дорисовывает в окружности деления воображаемого циферблата в соответствие с фактическим временем;
  • далее, как на стрелочных часах, угол между часом дня и нарисованной часовой стрелкой делится пополам.

Упражнение целесообразно выполнить дважды в течение часа с интервалом 40-45 минут.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Определение сторон горизонта с помощью подручных средств».

Место проведения занятия: на местности.

Материальное обеспечение: компасы, иголки швейные - по числу обучаемых.

Выполнение упражнения:

  • группа выстраивается в одну шеренгу (интервал – 5 м);
  • каждый обучаемый изготавливает из коры или кусочка дерева плоский круглый поплавок диаметром 15-20 мм и толщиной 5-6 мм;
  • сделав неглубокий диаметральный надрез на поплавке, обучаемый аккуратно укладывает иголочку в надрез и опускает поплавок на имеющуюся водную поверхность (любая лужа; вода, налитая в пластмассовую или деревянную емкость; небольшое углубление в земле, выстланное полиэтиленовым пакетом и залитое водой из фляги и т.п.). Далее обучаемые наблюдает, как под действием земного магнетизма иголка повернется и, качнувшись между востоком и западом, расположится острием к северу, а ушком к югу, то есть вдоль силовых магнитных линий Земли.

Упражнение целесообразно повторить 2-3 раза в течение занятия.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Определение сторон горизонта по местным объектам».

Место проведения занятия: на местности. Преподаватель перед занятием намечает маршрут небольшой протяженности (2-3 км), на котором группа должна увидеть муравейники, отдельно стоящие деревья, пни, валуны и камни на открытой местности.

Материальное обеспечение: компасы - по числу обучаемых.

Выполнение упражнения. Группа проводится по маршруту в колонну по одному. Останавливаясь возле указанных ориентиров, обучаемые определяют по ним стороны горизонта, после чего сверяются с показаниями компаса, определяя степень возможной погрешности. Кроме этого, инструктор рассказывает обучаемым особенности определения сторон горизонта по другим признакам местных объектов. Отметим, что указанные упражнения целесообразно выполнять в рамках одного полевого занятия - последовательно с 1-го по 5-е.

Занятие 12

Тема занятия: «Ориентирование на местности». Изучаемые вопросы: Сущность и способы ориентирования; Ориентирование на местности без карты.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Определение сторон горизонта по Полярной звезде; по Луне».

Место и время проведения занятия: на местности, в темное время суток.

Материальное обеспечение: компасы - по числу обучаемых. Инструктор должен иметь при себе фонарик, блокнот и карандаш.

Выполнение упражнения. Группа строится в одну шеренгу, инструктор доводит необходимую теоретическую информацию. Показывая обучаемым созвездия на ночном небе целесообразно сопровождать показ схематичным изображением созвездий на листе бумаги, подсвеченным фонарем.

Занятие 13

Тема занятия: «Ориентирование на местности». Изучаемые вопросы: Движение по азимуту.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Движение по азимуту».

Материальное обеспечение: компасы, карточки азимутов, контрольные метки (18-24 шт), радиостанции – по числу обучаемых.

Место проведения занятия: на местности. Занятие должно быть заранее тщательно подготовлено инструктором. Для проведения его желательно выбрать небольшой участок леса, ограниченного со всех сторон естественными или искусственными ориентирами - дороги, просеки, водные преграды и т.п. В поперечнике участок леса не должен превышать 1 км.

В центре выбранного участка леса оборудуется нулевая точка, например, вбивается колышек. Затем инструктор приступает к прокладке первого маршрута движения по азимуту и составлению первой карточки азимутов – «Вариант 1-а». Для этого он выбирает нулевой азимут и движется точно на север на расстояние 200-250 метров. Пройдя это расстояние, он оборудует контрольную точку «А» - вбивает маркированный колышек или оставляет какой-либо другой знак. Затем берет азимут 120°, двигается по нему 200-250 метров и оборудует контрольную точку «Б» аналогичным образом (полезно помнить, что при движении в прямом и обратном направлении азимуты должны отличаться на 180°; при движении по периметру прямоугольника или квадрата – на 90°; при движении по периметру равностороннего треугольника – на 120°). Необходимо помнить, что расстояния от нулевой точки до точки «А» и от точки «А» до точки «Б» должны быть равны между собой. На точках «А» и «Б» оставляются пронумерованные метки, например, пробки от пластиковых бутылок, ламинированные карточки и т.п. Из точки «Б» берется азимут 240°, двигаясь по которому, инструктор должен вернуться в нулевую точку. Затем, взяв азимут 60°, инструктор двигается в точку «Б». Из точки «Б», взяв азимут 180°, инструктор проходит по нему расстояние по нему 200-250 метров и приходит в точку «В», которую оборудует так же, как «А» и «Б». Затем, взяв азимут 300°, возвращается в нулевую точку, отработав «Вариант 2-а». Таким образом, инструктор составляет шесть карточек азимутов «Вариант 3-а; 4-а; 5-а; 6-а», маршрут каждой из которых представляет собой равносторонний треугольник (рис.7.4).

Рис. 7.4 Движение по азимуту: схема контрольных точек

На каждой из контрольных точек «А», «Б», «В», «Г», «Д» и «Е» должно находиться по 3-4 контрольных метки, желательно имеющих общий цвет или форму, но разные номера.

Обучаемые обязательно должны на предварительных занятиях пройти тему «Дирекционный угол и магнитный азимут», ознакомиться с приемом взятия магнитного азимута и движения по нему.

Занятие с группой начинается в нулевой точке. Перед занятием обязательно доводятся правила техники безопасности и проводится подробный инструктаж по действиям в случае невыхода на контрольную точку. Обучаемым раздаются компасы, карточки азимутов, радиостанции и подается команда: «Приступить к выполнению упражнения». При этом шесть занимающихся выполняют упражнение, остальные дожидаются своей очереди вместе с инструктором возле нулевой точки.

Проходя через контрольные точки, обучаемый должен взять одну контрольную метку с наименьшим порядковым номером. Пройдя две контрольные точки, он возвращается в нулевую точку и сдает инструктору компас, карточку азимутов, взятые метки и радиостанцию. Следующий обучаемый, получив компас, карточку азимутов и радиостанцию начинает движение по освободившемуся маршруту. В течение занятия каждый обучаемый должен пройти 3-4 варианта маршрутов. Поэтому, количество контрольных меток на точках должно рассчитываться инструктором заранее. В дальнейшем, с ростом подготовленности обучаемых, стороны треугольников целесообразно увеличивать до 300-400 метров («Вариант 1-б; 2-б; 3-б; 4-б; 5-б; 6-б»). Также целесообразно постепенно повышать скорость прохождения маршрута. Ни в коем случае нельзя допускать прохождение маршрутов в ускоренном темпе в начале обучения – главное добиться четкого выхода обучаемого на контрольные точки.

Занятие 14

Тема занятия: «Ориентирование на местности». Изучаемые вопросы: Ориентирование по карте.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Движение по направлению». Это упражнение предназначено для формирования у обучаемых навыков передвижения на местности, не отклоняясь от выбранного направления.

Место проведения занятия: на местности. Занятие должно быть заранее тщательно подготовлено инструктором. Для проведения его желательно выбрать небольшой участок местности, это может быть лес, редколесье или резко пересеченная местность с оврагами, впадинами и возвышенностями, ограниченный со всех сторон естественными или искусственными ориентирами - дороги, просеки, водные преграды и т.п. В поперечнике выбранный участок не должен превышать 1 км. Помощник инструктора из числа наиболее подготовленных учащихся должен скрытно находиться в конечной точке маршрута и контролировать отклонение точки прибытия обучаемого от контрольной точки.

Выполнение упражнения. инструктор указывает обучаемому азимут движения и напоминает способы контроля передвижения:

  • движение на удаленный ориентир - заметная точка горизонта, высота, излучина реки, отдельно стоящее дерево и т.п.;
  • движение под углом к собственной тени - используется, когда солнце за спиной; при движении выдерживается постоянный угол между направлением движения и направлением тени; необходимая поправка вносится каждые 20 минут движения;
  • движение с контролем определенного положения небесного светила (Солнце, Луна, звезда) по отношению к выбранному направлению (необходимая поправка вносится каждые 20 минут движения, исключение составляет Полярная звезда);
  • контроль угла между направлением движения и направлением полегшей от ветра травы;

1. инструктор указывает обучаемому расстояние, которое тот должен пройти, и напоминает способ перевода его в пары (тройки) шагов;

2. обучаемый начинает движение по направлению.

Дистанция, проходимая по направлению постепенно увеличивается в соответствие с повышением уровня подготовленности обучаемых.

Занятие 15

: «Ориентирование на местности». Изучаемые вопросы: Движение по азимуту; Ориентирование по карте.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Определение и выдерживание направления движения по карте». Это упражнение предназначено для формирования у обучаемых навыков передвижения на местности, не отклоняясь от выбранного направления или намеченного маршрута, ориентируясь по карте и компасу. Следует отметить, что для успешного выполнения этого упражнения необходим весь спектр знаний, умений и навыков, полученных в результате прохождения предлагаемого курса топографии.

Место проведения занятия: упражнение выполняется на местности в течение светового дня.

Материальное обеспечение: топографическая карта местности, на которой выполняется упражнение (желательно масштаба 1:100000), компасы (желательно на каждого обучаемого, курвиметр (желательно на каждого обучаемого), карандаши, прозрачные линейки с транспортиром, блокноты, ластики.

Выполнение упражнения. Упражнение начинается с того, что инструктор на карте указывает одну или несколько точек, через которые должен пройти маршрут. Затем группа коллективно вырабатывает оптимальный маршрут движения (общая протяженность маршрута должна составлять 15-20 км), определяет точки привалов, отдыха и приема пищи. Для минимизации затрат конечная точка маршрута может совпадать с исходной. Инструктор контролирует ход работы и при необходимости направляет действия обучаемых. Далее инструктор назначает очередность и порядок смены проводников – каждый обучаемый должен выступить в роли проводника несколько раз. При этом очередность определяется физической подготовленностью учащихся - наиболее подготовленные работают в качестве проводников на конечных этапах маршрута.

Группа начинает движение по выбранному маршруту. В ходе марша все обучаемые должны следить за выдерживанием направления по заданному направлению, делая необходимые пометки в личных блокнотах на всем протяжении маршрута в жесткой привязке к нему. На маршруте инструктор предоставляет обучаемым максимальную самостоятельность в принятии решений, вмешиваясь в их работу только в крайних случаях. Кроме того, не допускается вмешательство в работу действующего проводника других обучаемых.

По прибытию в конечную точку блокноты сдаются инструктору для того, чтобы он имел возможность дать объективную оценку знаниям и работе каждого обучаемого в ходе занятия. На разборе результатов занятия инструктор предоставляет возможность обучаемым оценить свои действия в роли проводника и дать оценку работы своих товарищей.

Занятие 16

Тема занятия: «Ориентирование на местности». Изучаемые вопросы: Движение по азимуту; Ориентирование по карте.

Выполнение обучаемыми контрольного упражнения: «Прорисовка пройденного маршрута». Трудно себе представить заблудившегося в тайге волка или охотника-аборигена. Они не задумываются, как идти - они просто идут туда, куда им надо. Большинство современных людей утратили эту ценную способность, заложенную в них природой – это стало неизбежной платой за блага цивилизации. Данное упражнение позволяет «запустить» у обучаемых природный механизм ориентирования, т.е. выработать навык постоянного контроля за своим перемещением на местности и четкого позиционирования себя относительно одного или нескольких известных, но не всегда видимых глазу ориентиров без использования каких-либо технических средств.

Место проведения занятия: упражнение регулярно выполняется на закрытой (т.е. отсутствуют ярко выраженные ориентиры), желательно пересеченной местности во второй половине учебного курса в основной части занятия с периодичностью, определяемой инструктором.

Материальное обеспечение: карандаши, блокноты, ластики.

Выполнение упражнения. Инструктор строит группу в колонну по одному, подает команду: «В колонну по одному за мной шагом марш!» и ведет группу по заранее намеченному, нанесенному на карту и известному ему одному маршруту. Карту местности инструктор держит при себе, никому не показывая ее. На маршруте должно быть не менее трех плавных и трех резких изменений направления движения. При выходе в конечную точку маршрута, каждый обучаемый самостоятельно по команде инструктора наносит на бумагу схема


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.