Понятие, характер, природа и «материя» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Понятие, характер, природа и «материя»

2018-01-07 275
Понятие, характер, природа и «материя» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

БАРЬЕРОВ.НЕТ

// BARRIERS.NET

 

Учебно-методическое пособие

для студентов вузов и магистрантов

 

 

Нижний Новгород, 2016

Автор-составитель:

Ипатова И.С., кандидат педагогических наук, профессор кафедры

языкознания и иностранных языков ПФ РГУП

 

Барьеров.нет // barriers.net. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений и магистрантов. – Нижний Новгород: ФГБОУ ВО «РГУП» (Приволжский филиал), 2016. – 64 с.

 

 

В пособии дано понятие и рассмотрены характер, природа, «материя» барьеров общения, представлены их основные типы: барьеры-помехи, барьеры-препятствия, барьеры-преграды и барьеры щиты. Особое внимание уделено поэтапному решению проблем «барьерного» общения, типичным ошибкам коммуникантов, приводящих к барьерам, и приемам преодоления барьеров в общении. Пособие содержит систему заданий, упражнений и тестов для освоения правил общения без барьеров. Пособие отличает богатый иллюстративный материал.

Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений и магистрантов всех специальностей. Может быть интересно и полезно широкому кругу читателей.

 

Пособие одобрено на заседании кафедры языкознания и иностранных языков федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (Приволжского филиала) (протокол № ___от ____).

Утверждено Учебно-методическим советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (Приволжского филиала) (протокол № ___ от ___________).

 

 

© ПФ ФГБОУ ВО «РГУП», 2016 © Ипатова И.С., 2016

Вместо предисловия

Проблеме барьеров общения не посвящены тома теорий. Но зато на практике она решается нами ежедневно. И результат – наше благополучие.

Иногда у нас складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды, защитные сооружения, заборы на пути общения. От чего же зависит появление барьеров, почему они возникают, что они защищают и есть ли какие-нибудь общие правила их возникновения?

Как утверждают специалисты, с одной стороны, система психологических барьеров способствует повышению уровня психологической защищенности личности по отношению к психической напряженности, с другой стороны, нейтрализует такой мощный резервуар тонизации и стимуляции эмоциональной активности индивида, каким является сфера его непосредственного общения[1]. По сути, барьер – то это психологическое препятствие, которое мешает оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды, вызванное либо с особенностями ситуации, либо с особенностями личности.

Во многих случаях барьеры могут сослужить человеку плохую службу, когда ничего угрожающего или опасного в воздействии, в том числе речевом – нет. Впрочем, собственная система защит человеком не осознается.

Основными причинами неэффективности любого реального общения являются склонности и привычки человека прибегать при взаимодействии с собеседником к принижающе-уступчивой и защитно-агрессивной формам поведения как неадекватным заместителям понимающего и директивного общения. Обратим внимание: понимающее общение – это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника и проявление уважения к его личности в форме неоценочных реакций на его высказывания и эмоциональные состояния. Приемы понимающего общения способствуют установлению и развитию контакта, положительных взаимоотношений, изучению личностных особенностей собеседника, выяснению его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т. д. Принижающе-уступчивое общение, напротив, целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника, но содержащее реакции неуместного принижения своих чувств, стремлений и целей, а также неоправданные уступки собеседнику.

Директивное общение – это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на человека для достижения своих целей и состоящее из реакций, выражающих собственные оценки, взгляды, стремления и цели. Эти цели как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности могут в широком смысле состоять в достижении взаимовыгодных соглашений с партнером, в психологическом воздействии на него, в отстаивании своих интересов в условиях разногласий и конфликтов или в собственной защите от агрессивных нападок и угроз со стороны собеседника. Защитно-агрессивное общение – это целенаправленное взаимодействие, ориентированное на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей, но осуществляемое в такой форме, которая может унизить его чувство собственного достоинства, игнорируя потребности и интересы партнера.

Итак, эффективное общение должно включать в себя понимающие и директивные приемы реагирования и по возможности исключать агрессивные и принижающе-уступчивые реакции при взаимодействии с другими людьми. Приемы понимающего общения представляют собой совокупность таких правил, умений и навыков, которые можно усвоить и приобрести без особой предварительной психологической подготовки. Ориентированный на понимание субъект, находящийся в роли изучающего, при взаимодействии с партнером акцентирует свое внимание в первую очередь на внутренней системе отсчета (критерии оценок, ценности, мотивы, проблемы) своего партнера, а не на своей собственной.

Открытое, без барьеров, общение с человеком, которого мы хотим понять и изучить, будет происходить лишь в случае, когда мы способны создать доверительные взаимоотношения (климат, атмосферу, психологический контакт). Чувство доверия существенно для самораскрытия партнера без опасения, что его оценят необъективно, а его откровенность будет использована в ущерб ему же.

Понимающее реагирование не означает нашего согласия с тем, что говорит и чувствует партнер, а есть проявление желания непредвзято понять его позицию, жизненную ситуацию без оценок в его адрес. Такое реагирование требует от нас умения на время как бы уйти от собственной системы оценок и попытаться понять переживания собеседника, состояния его внутреннего мира. Если он ощутит, что его мысли поняты и приняты правильно, он начнет нам доверять и будет готов дальше обсуждать волнующие его вопросы, раскрывая свои внутренние состояния.

В реальной жизни люди очень редко бывают верно «услышаны» другими. Это связано с тем, что в культурах многих народов прививаются такие, социально одобряемые качества личности как: целеустремленность; настойчивость в достижении своих целей; конкурентоспособность, способность к лидерству. Эти качества мало дополняются развитием других качеств, необходимых для эффективного взаимодействия с другими людьми, таких как способность и умение слушать и понимать другого человека. Поэтому в реальной жизни большинство из нас испытывает хронический дефицит искреннего слушания со стороны других людей.

БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ

Немного теории

ПОНЯТИЕ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ

«Барьер» общения – это явление субъективной природы, возникающее в объективно сложившейся ситуации, сигналом появления которого являются острые отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением и препятствующие процессу взаимодействия»[2]. Барьеры общения препятствуют взаимопониманию и могут служить причиной конфликтов. В силу своей феноменальной природы, разноаспектности и многообразия барьеры общения трудно поддаются классификации.

 

ХАРАКТЕР БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ.

Характер барьеров общенияопределяется отношениями «субъект-объект» и «субъект-субъект».

Барьеры, имеющие характерную структуру «субъект-объект», представляют собой общий для коммуникантов барьер, мешающий их общению. Как правило, это объективные факторы, сопровождающие процесс общения: например, дождь, нелетная погода, забастовка диспетчеров аэропорта, болезнь одного из коммуникантов. Барьеры такого рода относятся к барьерам-помехам.

 

БАРЬЕРЫ-ПОМЕХИ

В равноправных коммуникативных отношениях «субъект-субъект» могут иметь место барьеры-препятствия, делающие общение «тупиковым», например, при несовпадении мотивов собеседников, поскольку барьер выстраивается с обеих сторон и имеет «двойную толщину» стены непонимания.

 

БАРЬЕРЫ-ПРЕПЯТСТВИЯ

Коммуникативным отношениям «субъект (адресант) – Субъект (адресат) свойственны барьеры-преграды, которые возводит принимающая сообщение сторона, например, барьер неправильной установки (на личность собеседника, на суть беседы или на обстоятельства разговора).

 

БАРЬЕРЫ-ПРЕГРАДЫ

При отношениях с доминантой «Субъект (адресат) – субъект (адресант) свойственны барьеры-щиты, которыми «защищается», упрощая свою задачу, отправитель информации, например, «барьер двойника»

БАРЬЕРЫ-ЩИТЫ

ПРИРОДА БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ

Природа барьеров общения может быть как физической (обычно это барьеры объективного характера), так и социальной. Различают социально-ролевые и социально-психологические барьеры общения. К первой группе относятся социально-ролевые барьеры: внутреннее противостояние, социально-ролевая дисгармония коммуникантов между собой или относительно ситуации общения.

Представьте себе, например, что мнение ученого о «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина изложено следующим образом:

«Показ Пушкиным поимки Золотой рыбки, обещавшей при условии ее отпуска в море значительный откуп, не использованный вначале стариком, имеет важное значение. Не менее важна и реакция старухи на объяснение ее старика о неиспользовании им откупа рыбки, употребление старухой ряда вульгаризмов, направленных в адрес старика и принудивших его к повторной встрече с рыбкой, посвященной вопросу о старом корыте».

 

К социально-психологическим барьерам общения относят, как правило в первую очередь, идеологические (различные стереотипы, системы ценностей) и информационно-познавательные (уровень образования, коммуникативный и жизненный опыт, различие типов мышления, например, образного и аналитического).

Так, в некоторых восточных странах принято снимать обувь перед входом в жилище. В европейских же государствах, наоборот – гостя пропускают в дом в обуви.

То же самое относится и к жестам. Движения головой, плечами, руками, походка, взгляд в однотипных ситуациях означают не одно и тоже. Например, во Франции, Турции, США, Италии и т.д. В связи с этим в новой национальной среде человек может попасть в пикантное положение. Так, для испанца прикосновение собеседника к мочке уха – оскорбление. Для грека таким же оскорблением будет поднятая рука с открытой ладонью в его сторону. Говоря «да», грек, турок, болгарин будут поворачивать голову вправо и влево, что для большинства европейцев равнозначно «нет».

Африканцы и азиаты считают на пальцах не так, как это делают в Париже и Вашингтоне. Японец начинает с открытой руки, загибает большой палец на счет «один», указательный – на счет «два», и так далее. Когда все пальцы загнуты, начинается обратный процесс – отогнутый мизинец – «один», безымянный палец – «два»...

Или другой жест, имеющий различные толкования: большой и указательный пальцы сложены в виде кольца. Для американца – это «о'кей», для жителей французского Средиземноморья – «ноль» или «ничто», для тунисца – «я тебя убью», для токийца – «деньги».

Указательный палец, приложенный к виску, выражает глупость во Франции, ум – в Голландии. С точки зрения итальянца из Флоренции палец у века – проявление доброжелательности, а вот для испанца этот жест означает недоверие; француз же посчитает, что его принимают за лжеца»[3].

«МАТЕРИЯ» БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ:

Вопросы для преодоления барьеров общения

В процессе коммуникации важно, чтобы собеседники адекватно воспринимали и понимали друг друга. Установить обратную связь и проверить точность восприятия информации или узнать что-то дополнительно можно с помощью следующих вопросов:

СИТУАЦИЯ ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ
Незнакомое выражение
1. Один из собеседников употребил какое-то незнакомое выражение или термин. «Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду под «субстантивированным прилагательным?»
Поощрение без давления
2. Говорящий собирается сделать шаг «на тонкий лед» и делает паузу. Вам хочется поощрить его, не оказывая давления. «Вы говорили о том, как не потерять способности к рациональному осмыслению ситуации, в случае когда клиент выходит из себя?»
Отступление от темы
3. Говорящий уклоняется от темы и не сообщает той информации, которую вы от него ждете. «Может, я ошибаюсь, но разве вы не собирались рассказать о проблеме, которую мы некоторое время тому назад сформулировали?»
Попадание в замкнутый круг
4. Партнер словно «зацикливается», постоянно повторяя одно и то же. Вам же хочется продвигаться дальше. «Позвольте мне резюмировать сказанное вами. Если я вас правильно понял, то вы заявили, что: а)... б)... и в)... Оказывает ли еще что-либо воздействие на это?»
Домысливание
5. Партнер не дал понять точно, что имеет в виду, и поэтому вы применяете «рискованный прием» и формулируете версию вашего понимания информации, исходящей от говорящего.   «Скажите, пожалуйста, так ли это: вы полагаете, что если я об этом прямо сейчас не позабочусь, то потом мне уже не удастся наладить с вами контакт?»
Уточнение
6. Партнер только что произнес нечто, не очень-то согласующееся с его предыдущими утверждениями. Вы хотите это уточнить. «Мне кажется, несколько минут назад вы сказали, что... Теперь же я слышу, как вы утверждаете... Мне кажется, что одно другому противоречит. Не могли бы вы уточнить?»
Выяснение причины, почему ваше дополнение не было принято
8. Партнер не принимает ваше дополнение, и вы хотите узнать почему «Я признаю, что раньше мы обращались с жалобами сотрудников именно так, как вы описали. Мне хотелось бы узнать, почему мое предложение вам не подходит?»
Выяснение мнения
9. Вам хотелось бы узнать мнение партнера о том, что вами было высказано. «Мне кажется, дело во влиянии скользящего графика на трудовую дисциплину в нашем учреждении. Что вы думаете по этому поводу?»
Рассеивание подозрений
10. Невербальное поведение партнера подсказывает вам, что он обеспокоен какими-то вашими словами. Вы хотите рассеять его сомнения, подозрения. «Похоже, что-то из сказанного мной вас обеспокоило. Позвольте узнать, что именно?»
Установка обратной связи
11. Вы сказали о некоторых преимуществах обсуждаемой идеи и хотите установить обратную связь с партнером «Как, по вашему мнению, дадут ли эти преимущества нам тот результат, которого мы добиваемся?»
Привлечение внимания
12. Было высказано несколько положений, и вы хотите привлечь к ним внимание. «Мы выдвинули несколько положений. Какое из них, по вашему мнению, обеспечит нам наилучшее решение данной проблемы?»
Выяснение причины неприятия
13. Партнер не согласился с частью из сказанного вами, и вы хотите уточнить причину этого неприятия. «По вашему мнению, все это неплохо, но есть некоторые подводные камни. Что следует сделать, чтобы их было как можно меньше?»
Конкретизация
14. Партнер сделал общее утверждение относительно обсуждаемого вопроса, и вы хотите поговорить об этом более конкретно. «Что именно было сделано такого, что, по вашему мнению, неправильно?»

Такого рода вопросы, чередуемые в зависимости от ситуации делового взаимодействия, помогают партнерам лучше понимать друг друга, активно слушать и сопереживать. Кроме того, используя разнообразные вопросы, деловые партнеры вместо оборонительной или нападающей позиции демонстрируют конструктивные модели общения, направленные на анализ и решение проблем. Постановка необходимых вопросов позволяет участникам коммуникаций выйти на объективное обсуждение ситуации, избежать отклонения от темы, перевода разговора в личностное русло[5].

ПРИВОДЯЩИЕ К БАРЬЕРАМ

 

Самая типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял (или должен был понять – что здесь равнозначно) то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле партнер понимает все, во-первых, по-другому, во-вторых, по-своему. Но есть и другие распространенные ошибки:

Ø · неправильные ожидания в отношении партнера (неправильные ожидания возникают в результате другой ошибки: если мы знаем человека недостаточно, лишь какую-то его положительную или отрицательную черту, то нередко достраиваем его образ как положительный или отрицательный, а потом связываем свои ожидания с нами же созданным образом);

Ø нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем (лучше сразу четко сформулировать свои ожидания, объяснить причины и т.д.);

Ø не улавливаем подтекст разговора (часто мы не предполагаем, что наш собеседник тоже может прямо не высказывать свои желания и истинное настроение);

Ø · если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло (причина же может быть совсем в другом; людей обычно огорчают и раздражают несправедливые обвинения в плохом отношении, получается, что мы сами и провоцируем конфликт);

Ø мы стараемся оправдать ожидания собеседника (в общении с хорошим человеком это приводит к неестественности отношений, которая нередко обнаруживается в самый неподходящий момент; если же мы идем на поводу у манипулятора, последствия еще серьезнее.).

 

Эти приемы позволяют перенести неблагоприятное воздействие без стресса. После эмоциональной разрядки, которая не спровоцировала бурю эмоций в вас, собеседник обычно чувствует себя неловко, а то и испытывает чувство вины. В таком состоянии он готов к продолжению контакта. И теперь все зависит от вашего желания общаться с этим человеком.

БАРЬЕРЫ-ПОМЕХИ В ОБЩЕНИИ

Немного теории

Барьеры-препятствия в общении имеют характерную структуру «субъект-объект». Они возникают из-за:

1) несоответствия места общения его характеру и задачам.

2) большой удаленности людей друг от друга.

3) плохого самочувствия.

Последний называется барьером физических состояний: состояния здоровья или нервного перенапряжения.

Состояние здоровья человека, физическое или духовное, не может не влиять на то, как человек общается. Наблюдательным людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится.

Вопросы, задания, упражнения

 

1. Классифицируйте и охарактеризуйте барьеры-помехи. Приведите примеры.

2. Сформулируйте типичные ошибки коммуникантов, приводящие к барьерам-помехам, и приемы преодоления этих барьеров.

3. Выработайте тактику поэтапного решения проблем общения, в котором имеют место барьеры-помехи.

4. Что можно посоветовать коммуникантам, чтобы они сумели избежать появления в своем общении барьеров-помех?

5. Подготовьте для обсуждения проблемные коммуникативные ситуации с барьерами-помехами.

Примерные вопросы для обсуждения:

· Почему так часто случается, что люди не понимают друг друга?

· Почему возникают барьеры общения?

· Всегда ли люди хотят понять собеседника, а когда хотят – всегда ли понимают друг друга. Почему?

· Все ли барьеры-помехи может устранить коммуникант?

 

6. Расскажите о своем опыте преодоления барьеров-помех в общении. Проблемные ситуации обсудите.

 

7. Ответьте на вопросы теста «Действовать спокойно и не ожидать от «них» понимания» Результаты проанализируйте, сделайте выводы (см. тест в разделе «Задания и упражнения для самостоятельной работы»).

БАРЬЕРЫ- ПРЕГРАДЫ В ОБЩЕНИИ

Немного теории

 

Барьеры-преграды в общении имеют характер отношений «субъект – Субъект» и являются результатом психологической защиты адресата. Психологическая защита, выстраиваемая собеседником, особенно если он – ваш деловой партнер, – серьезный барьер общения. Осознав, что барьер в общении с неудобным собеседником вызван его желанием защититься, попробуйте изменить отношение к нему, и сложности в общении с таким человеком постепенно исчезнут.

БАРЬЕРЫ-ЩИТЫ В ОБЩЕНИИ

Немного теории

 

Барьеры-щиты в общении имеют характер отношений «субъект – Субъект» и являются результатом психологической защиты адресанта.

1) Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. Но он ведь другой. Его позиция в этой ситуации определяется его нравственными нормами и установками.

Чтобы барьер двойника не появлялся в вашем общении, нужно развивать свои способности к децентрации.

2) Барьер авторитета. Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются, они зависят от того, кто говорит. В то же время общеизвестно, что чем меньше слушающий думает, что его хотят убедить в чем-либо, тем больше он доверяет говорящему.

Также следует отметить, что довольно часто для эффективности общения бывает полезным признать и даже подчеркнуть авторитетность собеседника. Упоминание о значимости и ценности для вас его мнения разобьет много преград на пути взаимопонимания.

3) Барьер неверного истолкования намерений собеседника. Для того чтобы не ошибиться, нужно четко представлять, что от вас ожидает ваш собеседник, а не спешить с выводами и главное – не выдавать желаемое за действительное.

4) Барьер модальностей возникает тогда, когда человек не задумывается о приоритетном канале восприятия информации.

Знание того, что у каждого человека есть определенный приоритетный канал восприятия, делает нас терпимее, а умение его определять позволяет найти адекватный язык общения с конкретным собеседником, сделать контакт с ним не только бесконфликтным, но и эффективным.

Для того чтобы в коммуникации не возникал барьер модальностей, нужно передавать информацию:

· в той модальности, в которой она будет легче всего воспринята слушателем;

· в той форме, в которой она ему наиболее понятна;

· в том темпе, в котором он приемлет.

5) Барьер недостаточного понимания важности общения. Этот барьер возникает, во-первых, как следствие ложной установки руководителя высшего звена, считающего, что полную информацию подчиненному сообщать необязательно; во-вторых, вследствие недооценки им общения как социально-психологического механизма управления людьми.

6) Логический уровень непонимания. Еще одной причиной неэффективности общения может быть логический уровень, который вызывается неприятием одним из участников общения логики и аргументов другого. Если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики, то мы его не только отказываемся понимать, но и эмоционально воспринимаем его отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна – правильная, т.е. наша.

Тем не менее, каждый человек живет и думает по своей собственной логике. Однако в общении, если эти логики не соотнесены или у человека нет ясного представления о логике собеседника (точнее, об ее отличиях от его собственной) может возникнуть барьер логического уровня непонимания.

Полно и четко аргументировать с учетом логики восприятия собеседника может помочь разрушить этот барьер общения.

7) Неумение выражать свои мысли очень мешает общению.

Гельвеций говорил: «Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, чем чтобы иметь их… Это доказано тем, что существует много людей, которые считаются умными, но пишут очень плохие сочинения».

Если этот барьер возник на пути нашего общения с кем бы то ни было – обратим внимание сначала на себя.

Потом наберемся терпения и постараемся использовать все свое умение слушать и задавать вопросы, чтобы получить от партнера необходимую информацию.

8) Неумение слушать проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и перестает реагировать на ваши слова.

Компенсировать неумение собеседника СЛУШАТЬ можно только своим искусством ГОВОРИТЬ.

 

Вопросы, задания, упражнения

1. Классифицируйте барьеры-щиты, дайте им краткую характеристику. Приведите примеры.

 

2. В одном из классических экспериментов одно и то же высказывание о вреде разных видов сигарет приписывалось разным людям: владельцу табачной фабрики, специалисту по рекламе и ученому.

Как вы думаете, кто в большей степени пользовался доверием у публики и почему? Назовите вид барьера-щита.

 

3. Сформулируйте типичные ошибки коммуникантов, приводящие к барьерам-щитам, и приемы преодоления этих барьеров.

4. Выработайте тактику поэтапного решения проблем общения, в котором имеют место барьеры-щиты.

5. Осуществите поэтапное решение проблем «барьерного» общения коммуникантов в ситуациях, где:

· Источник возникновения барьера общения – слушатель.

Барьер – логический уровень непонимания.

· Источник возникновения барьера общения – слушатель.

Барьер – неумение выражать свои мысли.

· Источник возникновения барьера общения – слушатель.

Барьер – неполная концентрация внимания.

 

 

6. Что можно посоветовать коммуникантам, чтобы они сумели избежать появления в своем общении барьеров-щитов и к кому в первую очередь вы обратитесь с этими советами: к адресанту или адресату?

 

 

7. Подготовьте для обсуждения проблемные коммуникативные ситуации с барьерами-щитами. Вопросы для обсуждения сформулируйте сами, исходя из описанных случаев. Все ли барьеры-щиты преодолимы? Преодоление каких барьеров-щитов требует особой тщательности?

8. Расскажите о своем опыте преодоления барьеров-щитов в общении. Проблемные ситуации обсудите.

 

9. Ответьте на вопросы аналитического теста. На основе полученных результатов составьте себе «коммуникативные» рекомендации (см. тест «Анализ умения понимать людей» в разделе «Задания и упражнения для самостоятельной работы»).

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

задания и упражнения

I. Умение видеть, разрушать или обходить барьеры в общении – это, по сути, продолжение риторического, коммуникативного образования. Поэтому рекомендации по организации самостоятельной работы будут традиционны, а именно:

ü Заведите тетрадь.

ü Учитесь работать с зеркалом.

ü Учитесь видеть себя со стороны:

· своими глазами – для самоанализа,

· глазами собеседника.

ü Учитесь слышать себя со стороны:

· для самоанализа,

· чтобы понять, как вас слышит и понимает собеседник.

В тетрадь на соответствующие «памятные страницы» заносите:

o результаты анализа, выводы,

o памятки,

o цитаты,

o вопросы.

Например: Задание:

Спроецируйте данные высказывания на логику восприятия:

· «Человек, которому кажется, будто он очень ясно излагает мысли, не всегда бывает понятен другим, потому что он идет от мыслей к словам, а слушатель – от слов к мыслям» (Н. Шамфор).

· «Говори не так, как тебе удобно говорить, а так, как слушателю удобно воспринимать» (Скилеф).

· «Логика – это, видимо, умение доказать какую-то истину, а красноречие – это дар, позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника, способность втолковать или внушить ему все, что нам угодно» (Ж. Лабрюйер).

Памятка:

1. Великие о слове и делах:

· «Всякое слово, если за ним не будет дел, представляется чем-то напрасным и пустым» (Демосфен).

· «Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь» (Клавдий).

· «Интерес является могучим чародеем, который меняет форму всех предметов в глазах всех тварей земных». (Гельвеций)

· «Громкие слова не всегда влекут за собой громкие дела» (Ф. Купер).

· «Судить о человеке следует не по его мнениям, а по тому, что делают из него эти мнения» (Г. Лихтенберг).

· «Доверие помогает беседе больше, чем ум» (Ларошфуко).

· «Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно» (Л.Н. Толстой).

· «Ни красноречивое слово не может прикрыть дурного деяния, ни доброе дело не может быть запятнано хулительным словом» (Демокрит).

· «Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними» (Ли Якокка).

· «Осуждают то, чего не понимают» (Квинтилиан).

 

 

Вопрос:

Интересны наблюдения А. Штангля за особенностями смеха. Смех на -а (ха-ха) – совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.Смех на -е (хе-хе) – не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.Смех на -и (хи-хи) – одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.Смех на -о (хо-хо) звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий.Смех на -у (ху-ху) указывает на скрытый страх, боязливость.

Почему такие характеристики?

 

II. Прочтите, пожалуйста, рекомендации профессионала, выполнение которых поможет сделать вашу работу наиболее продуктивной [8].

Утверждение:

Находчивость – продукт не сильной глотки, а светлой головы!

Рекомендации:

1. Пожалуйста, записывайте задания и свои ответы в отдельную тетрадь или блокнот, тогда через некоторое время вы сможете выполнить их снова! Кроме того, фиксируйте время, которое потребовалось вам для выполнения упражнения, это привнесет элемент соревнования! Определите для себя лимит времени (секундомер или песочные часы) для ответа на некоторые вопросы.

Если в течение этого времени ответ не приходит в голову или вы им недовольны, пропустите упражнение, чтобы вернуться к нему позднее, для этого вам и пригодится рабочая тетрадь.

 

2. Многие упражнения требуют тщательной проработки, усвоения шаблонов и примеров метких ответов, поэтому, выполняя их, не торопитесь, не бросайте, если не получается с первого раза, ибо меткость ответов – это как игра в покер: если намереваетесь вытащить туз из рукава, нужно его сначала туда положить. Находчивость можно усвоить, так же как грамматику.

 

3. Если ответы по-прежнему даются тяжело, вообразите себе ситуацию, разыграйте ее в лицах; лучше подольше поломать голову над ответом, чем бросить все на полпути.

 

4. Выполняя упражнения, оставляйте полстраницы (внизу или сбоку) свободной.

 

5. Активно задействуйте самопроверку, Есть три способа:

вы отвечаете на вопросы вслух, включив предварительно диктофон, и таким образом вы лучше запомните прочитанное;

вы отвечаете на вопросы письменно, и на это стоит потратить время. Вы усвоите прочитанное в два раза лучше;

вы находите собеседника возможно, даже такого, взгляды которого не совпадают с вашими. Дискутируйте с ним и предавайтесь размышлениям, но в первую очередь старайтесь ограничиться рамками упражнений.

 

6. Возьмите за правило использовать определенные приемы на конференциях и собраниях, напишите цели упражнения на листочке бумаги и положите вместе с документами.

 

7. Запишите в свою рабочую тетрадь вербальные атаки и неожиданные удары, которые, будь то профессиональная область или сфера личного общения, вы не можете сразу отразить. В свободную минуту поработайте над ними тоже – для следующего раза.

 

8. Альтернатива: если вы хотите на пробу выполнить несколько отдельных упражнений, не очень углубляясь в тему, то это, конечно, тоже возможно. В этом случае решите, не будет ли полезнее сначала просмотреть ответы, а потом перейти к выполнению заданий.

III. А теперь прочтите «Десять отличий больших знатоков людей» от Лиллиан Гласс. Определите, какими навыками вы уже обладаете, а на какие вам еще придется потратить силы и время.

 

Десять отличий больших знатоков людей [9].

 

Люди, которые хорошо понимают других, доверяют своему чутью и имеют много общего. Вот некоторые черты, которыми они обладают. Поставьте себе цель изучить их и развить их в себе.

1. Они учатся на своем опыте и, как правило, не делают одну и ту же ошибку дважды. Они прекрасно помнят, что чувствовали, когда у них возникали серьезные проблемы. Они очень остро реагируют на неприятности, поэтому делают все для того, чтобы они никогда не повторились.

2. Они уделяют самое пристальное внимание всему, что люди говорят, как говорят и как при этом выглядят. Благодаря этому им гораздо легче точно запомнить все, что говорят другие.

3. Они постоянно следят за реакцией человека – его движениями, жестикуляцией и выражением лица – и поэтому знают, как действуют на других и как другие действуют на них.

4. Они не боятся открыто выразить все свои эмоции – от гнева и страха до любви, поскольку всегда знают, что чувствуют в данный момент в любой конкретной ситуации.

5. Они настолько восприимчивы ко всему, что происходит вокруг, что легко избегают угрозы стать жертвой в потенциально опасных для их здоровья и жизни ситуациях.

6. Они знают, что успешны, и благодаря этому совершенно уверены в себе. Они знают, что не только выживут, но и победят, потому что умеют окружать себя надежными людьми.

7. Уделяя большое внимание даже незначительным деталям, они одновременно видят картину в целом и способны наслаждаться мелкими радостями жизни.

8. У них хорошая память, которую они развивают, внимательно следя за тем, что происходит вокруг, и изучая людей, с которыми имеют дело.

9. В своем бизнесе они чаще принимают удачные решения, чем неудачные. Если они идут на риск, то тщательно взвешивают все «за» и «против», поскольку им известно множество нюансов и возможных подходов к решению стоящих перед ними задач. Они не поддаются чужому влиянию.

10. У них есть настоящие друзья и близкие люди, потому что они заботятся о чувствах других людей. Они умеют так выражать свои эмоции, что это идет только на пользу их отношениям с людьми. Благодаря своему широкому кругозору они редко выбирают себе в друзья и товарищи людей, способных доставить им одни огорчения и неприятности.

IV. Предельно честно ответьте на вопросы тестов. Полученные результаты сопоставьте с ожидаемыми.

Проанализируйте ситуацию, сделайте выводы.

 

ТЕСТ

«Эмоциональные барьеры в межличностном общении»

Ответьте «да» или «нет» на каждое из приведенных ниже суждений.

 

1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.

2. Сл


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.