Программно-целевой подход к развитию школы — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Программно-целевой подход к развитию школы

2018-01-07 241
Программно-целевой подход к развитию школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Этот подход начал складываться в последней четверти XX века. Он предусматривает разработку и реализацию целостной программы, определяющей не только проект желаемой педагогической системы, но и комплекс скоординированных действий, обеспечивающих переход от существующей системы к желаемой.

Первый вариант реализации такого подхода к развитию школы был разработан в Институте управления образованием РАО 1990-х годах[10]. Относительно завершенный вид, учитывающий опыт практической реализации эта теоретическая модель приобрела в начале нынешнего столетия[11].

Процесс развития в этой модели понимается как процесс выявления и решения проблем школы. Проблема определяется как такое состояние педагогической системы, когда фактический выход не соответствует желаемому. Желаемый выход (результат) может обеспечить иная педагогическая система (которую нужно спроектировать). Поскольку существующая система не обеспечивает желаемого выхода, значит в ней что-то не соответствует тому, что должно быть в желаемой системе (рис. 11).

Решить проблему – значит привести фактическую систему в соответствие с желаемой. Для этого нужно, во-первых, спроектировать такую систему, во-вторых, спланировать процесс перехода от фактической к желаемой системе, в-третьих, реализовать решение. Решение проблемы – это всегда заполнение пространства между желаемой и фактической системами.

 

 


Рис. 11. Системная модель проблемы

 

Различаются проблемы, связанные с нарушением стабильного функционирования системы (когда изменяется “то, что есть”) и проблемы связанные с изменением требований к системе. Решение последних ведет к развитию системы.

Развитие школы представляет собой процесс качественных изменений в составляющих ее компонентах и ее структуре, вследствие чего школа приобретает способность достигать более высоких, чем прежде, результатов образования. Развитие всегда предполагает освоение (внедрение) каких-то новшеств, т. е. таких компонентов или таких связей, которых раньше в педагогической системе школы не было. Но не всякое нововведение трактуется как инновационный процесс.

Инновационный процесс в рассматриваемой модели понимается как такие изменения в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах деятельности, которые: обладают новизной; потенциалом повышения эффективности образовательных процессов в целом или каких-то их частей; способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества; согласованы с другими осуществляемыми нововведениями.

В ходе реализации инновационного процесса должны решаться следующие задачи:

1) проблемнно-ориентированный анализ педагогической системы школы, выявление ее недостатков и оценка их значимости;

2) поиск и оценка возможностей устранения выявленных недостатков педагогической системы (решения актуальных проблем);

3) проектирования желаемой педагогической системы;

4) стратегическое планирование изменений;

5) операциональное планирование изменений;

6) построение организационной структуры реализации изменений.

7) мотивация участия педагогов в инновационной работе;

8) осуществление изменений;

9) контроль и корректировка процесса изменений;

10) оценка результатов изменений.

Структура инновационного процесса в модели системно-целевого развития школы представлена на рисунке 12. В ней выделяются четыре основные стадии: проблеммно-ориентированный анализ (проблематизация); проектирование желаемой образовательной системы школы; планирование изменений; реализация изменений. Для каждой стадии инновационного процесса определены требования к его результатам, логическая структура действий, способы и средства их выполнения.

Предлагаемый способ анализа состояния школы предусматривает три его основных этапа:

1) анализ целей и результатов образования;

2) анализ учебно-воспитательного процесса;

3) анализ условий.

К результатам анализа предъявляется ряд требований, выполнение которых является условием успешной реализации последующих стадий инновационного процесса.


Стадии инновационного процесса

 

Анализ состояния школы Проектирование желаемого будущего школы Планирование изменений Реализация и оценка изменений

 
 
Выявле-ние и ана-лиз обще-школьных проблем
Выявле-ние и ана-лиз проблем основной ступени
Выявле-ние и ана-лиз проблем старшей ступени
Поиск способов решения проблем, разработ-ка предложений
Поиск способов решения проблем, разработ-ка предложений
Проекти-рование желаемого будущего школы
Стратеги-ческое планиро-вание изменений в школе
Планиро-вание но-вовведе-ний в средней ступени
Планиро-вание но-вовведе-ний в старшей ступени
Реализа-ция изменений
Контроль и оценка изменеий
Реализа-ция изменений
Контроль и оценка изменений
Принятие решений о корректи-ровке программы изменений
Выявле- ние и ана-лиз проблем на-чальной ступени
Поиск способов решения проблем, разработ-ка предложений
Планиро-вание но-вовведе-ний в начальной ступени
Реализа-ция изменений
Контроль и оценка изменений

 

 


Рис.12 Структура процесса в инновационной системе по В.С. Лазареву


 

Первое требование состоит в том, чтобы все проблемы были определены операционально, т.е. так, чтобы можно было оценить степень несоответствия того, что есть и того, что должно быть.

Второе требование к анализу состоит в том, что он должен обеспечивать полноту выявления существующих ограничений, не позволяющих достигать более высоких результатов работы школы.

Согласно третьему требованию, анализ должен обеспечивать обоснованную оценку значимости проблем. Проблемы должны быть ранжированы по значимости и выделены наиболее приоритетные из них.

Четвертое требование состоит в том, что анализ должен быть прогностичным. При его выполнении следует исходить не только из существующих требований к школе, но и прогноза их изменения в перспективе.

Рекомендуемая схема анализа предполагает движение "от конца к началу", то есть от выявления того, что не удовлетворяет в результатах работы школы, к недостаткам в учебно-воспитательном процессе, порождающим недостатки в результатах, а затем к недостаткам в условиях осуществления учебно-воспитательного процесса.

Предлагаемый алгоритм анализа причин недостатков в результатах образования предусматривает поиск этих причин во всех основных компонентах педагогической системы: учебном плане, содержании образовательных программ, педагогических технологиях, педагогических кадрах, мотивационной среде, материально-технической базе, контингенте учащихся.

Обобщить результаты анализа и оценить степень необходимых изменений каждого компонента педагогической системы предлагается по следующей шкале:

· изменения не требуются;

· требуются небольшие изменения;

· требуются умеренные изменения;

· требуются большие изменения;

· требуются очень большие изменения.

Обобщенные результаты анализа представляются в виде таблицы (см. табл. 7.1.).

Следующий, после выявления проблем, этап инновационного процесса – проектирование желаемой педагогической системы. Такой проект должен быть:

- актуальным, т.е. соответствовать будущим образовательным потребностям;

- реалистичным, т.е. соответствовать имеющимся или прогнозируемым возможностям школы;

- системным, т.е. определять необходимый и достаточный состав компонентов, из которых будет состоять новая школа и обеспечивать скоординированность связей между ними.

Таблица 7.1.

Профиль педагогической системы школы

 

Подсистемы и компоненты образовательной системы Изменения не требу- ются Требуются небольшие изменения Требуются умеренные изменения Требуются большие изменения Требуют-ся очень большие изменения
  1. Начальная школа 1.1. Учебные планы 1.2. Учебные программы 1.3.Методы обучения и воспитания 1.4.Организация учебно-воспитательного процесса 1.5.Кадровый потенциал 1.6.Материально-техни- ческое обеспечение 1.7.Контроль и оценка результатов 1.8. Мотивационная среда В целом   2. Основная школа 2.1. Учебные планы 2.2. Учебные программы 2.3.Методы обучения и воспитания 2.4.Организация учебно-воспитательного процесса 2.5.Кадровый потенциал 2.6.Материально-техни- ческое обеспечение 2.7.Контроль и оценка результатов 2.8. Мотивационная среда В целом 3. Полная школа 3.1. Учебные планы 3.2. Учебные программы 3.3.Методы обучения и воспитания 3.4.Организация учебно-воспитательного процесса 3.5.Кадровый потенциал 3.6.Материально-техни- ческое обеспечение 3.7.Контроль и оценка результатов 3.8. Мотивационная среда В целом      

Предлагаемая последовательность разработки концептуального проекта желаемой педагогической системы школы включает:

1) проектирование (или корректировка) "миссии" школы, ее целей и соответствующего им принципа построения образовательной системы;

2) поиск изучение и оценка новшеств, реализация которых позволит решить выявленные при анализе проблемы (формирование “месива” идей);

3) предварительный выбор идей изменений на основе учета возможностей, условий, уровня технологической разработанности идей и других факторов, обеспечивающих реализацию "миссии" школы;

4) формирование общего образа желаемого будущего школы.

Логическая схема проектирования в рассматриваемой теории предполагает возможным реализацию различных концептуальных идей построения педагогических систем. Во всех случаях главное, чтобы проект соответствовал существующим проблемам и возможностям их решения.

Достижение нового качества образования предполагает внедрение новшеств в педагогическую систему школы. Выбор таких новшеств должен быть обоснованным. Для этого нужно использовать специальные процедуры оценки новшеств (см. об этом п. 3.2.)

После того, как будут выбраны новшества, посредством внедрения которых предполагается улучшить результаты образования, должна решаться задача их синтеза в единое целое.

Результатом этой работы должен стать проект, отвечающий на следующие вопросы:

1) как школа видит свое назначение, как она определяет свою миссию?

2) каковы цели образования?

3) на какие ступени разбивается учебно-воспитательный процесс?

4) какие цели ставятся для промежуточных ступеней учебно-воспитательного процесса?

5) каким будет учебный план на каждой ступени (что в нем появится, что из него будет исключено, как будет перераспределено учебное время)?

6) как изменится содержание учебных программ, а также программ внеклассной, внешкольной работы?

7) как изменятся образовательные технологии?

8) как изменятся способы контроля и оценки процесса и результатов образования?

9) каким должен будет стать кадровый потенциал школы?

10) как должна будет измениться материально-техническая база школы?

11) как будет обеспечиваться мотивация учителей и учащихся?

Проект желаемой педагогической системы школы определяет ее отдаленное будущее, но пока не проработан план действий, остается неопределенным как осуществлять переход из наличного состояния в желаемое. В рассматриваемой теории разделяется стратегическое и операциональное планирование.

Стратегия понимается им как обобщенный замысел перехода от существующей педагогической системы к желаемой, определяющий его этапы, приоритетные направления действий на каждом этапе, их взаимосвязи и распределение ресурсов между ними. Этот замысел приобретает форму самого общего плана.

Разработка стратегического плана предполагает выполнение следующих действий:

1) оценка приоритетности направлений изменений педагогической системы школы, и их группировка по степени приоритетности;

2) оценка продолжительности реализации каждого направления изменений;

3) построение обобщенного плана графика реализации изменений по направлениям;

4) определение сроков реализации этапов программы и их содержания.

В результате разработки стратегического плана определяются общие контуры движения к желаемой педагогической системы. Но, для того, чтобы эффективно управлять конкретными нововведениями, нужна более детальная проработка планов их реализации.

План реализации нововведений должен, согласно рассматриваемой теории, удовлетворять следующим требованиям:

1) полноты состава действий (план должен содержать все необходимые и достаточные для достижения поставленных целей действия);

2) целостности, скоординированности (все необходимые связи между действиями должны быть установлены и согласованы по содержанию и срокам);

3) сбалансированности по всем ресурсам (кадровым, научно-методическим, материально-техническим, но, прежде всего, по финансовым);

4) контролируемости (промежуточные цели должны быть определены так, чтобы можно было установить достигнуты они или нет);

5) чувствительности к сбоям.

В рассматриваемой теории подробно описываются процедуры операционального планирования: определения состава действий, необходимых и достаточных для достижения поставленных целей; ожидаемых результатов действий; сроков их начала и окончания.

Проект желаемого будущего и план движения к нему это еще не само движение. Какая часть из замыслов станет реальностью, зависит не только от того, хорошо ли проработаны замыслы, но и от того, как она будет реализоваться.

Важное отличие данной теоретической модели от рассмотренных ранее состоит в том, что в ней большое внимание уделяется фазе внедрения. В ней описываются рекомендуемые формы организации деятельности педагогического коллектива по внедрению новшеств, способы мотивации участников инновационной деятельности, способы анализа причин сопротивления изменениям и его преодоления, механизмы контроля и регулирования процесса внедрения.

Другая модель реализации программно-целевого подхода к развитию школы была разработана в ходе совместной работы российских и британских ученых[12]. Ее основное отличие от рассмотренной выше модели состоит в способе анализа и оценки качества образовательной деятельности школы. Такую оценку предлагается осуществлять по шести направлениям:

· школьный менеджмент и качество управления;

· качество учебного плана;

· достижения учащихся;

· эффективность работы педагогического коллектива как единой команды, компетентность педагогов;

· школьная культура, психологический климат;

· образовательные ресурсы школы.

Для каждого из этих направлений определены критерии и показатели качества оцениваемых объектов и соответствующие оценочные шкалы.

Для оценки качества школьного менеджмента предложены три критерия.

Критерий 1. Представления руководителя школы и его заместителей о целях и приоритетах развития школы.

Показатели: знание национальной доктрины образования, отраже­ние гражданских и нравственных ценностей в планах работы школы;
меткость и конкретность изложения цели, умение обосновать выбираемые приоритеты, диагностичность формулировки.

Критерий 2. Деятельность администрации по психологической и методической поддержке профессионального развития педагогов.

Показатели: дифференцированный подход к учителям, умение вов­лекать их в работу по профессиональному самосовершенствованию, организация активных и увлекательных форм такой работы.

Критерий 3. Оценивание руководителями школы результатов своей деятельности и своевременное устранение допущенных просчетов.

Показатели: умение увидеть свою работу "со стороны", терпимость к критике, демократический стиль, конструктивная реакция на ошибки.

Учебный план оценивается так же по трем критериям.

Критерий 1. Состояние учебного плана и рабочих программ пред­метных областей.

Показатели: соответствие базисному плану, обоснование учебного плана, баланс предметных областей и учебного времени, учет запро­сов детей и родителей, адекватный уровень сложности, качество пояснительных записок, ориентация на развитие эмоционально-нравственной сферы учащихся.

Критерий 2. Отражение в учебном плане и в предметных програм­мах основных компетентностей выпускника школы, представленных в национальной доктрине образования.

Показатели: ориентация на самостоятельную работу с различными источниками информации; коммуникативные навыки, в том числе вла­дение информационными технологиями и иностранным языком; навыки гражданского и "культурного" поведения; навыки безопасного поведения и ориентировки в мире техники; способность к рефлексии и сотрудничеству; здоровый образ жизни.

Критерий 3. Кадровое и методическое обеспечение учебного плана.

Показатели: наличие кадров, их квалификация, соответствие функ­циональным обязанностям, возможность оказания дополнительных образовательных услуг, методическое обеспечение, наличие учебно-методи-ческого комплекта (УМК).

По трем критериям оцениваются достижения учащихся.

Критерий 1. Уровень усвоения учащимися программного материа­ла (образовательного стандарта).

Показатели: количество учащихся с высоким, средним и низким уров­нями усвоения образовательного стандарта (программы), обеспече­ние педагогическим коллективом динамики продвижения всех групп учащихся в течение учебного года.

Критерий2. Положительная мотивация учения, познавательная са­мостоятельность учащихся.

Показатели: положительные мотивы с преобладанием интереса и ответственности, организованность, дисциплина, владение основны­ми учебными умениями и навыками самоконтроля.

Критерий 3. Ценности, преобладающие в детских коллективах, от­ветственность за учебу и поведение, отношения детей в классе, их по­ведение вне школы.

Показатели: смыслы и ценности, преобладающие в детских коллек­тивах, отзывы окружающих о нравственном облике учащихся, прояв­ление детьми заботливого отношения к окружающим, социально зна­чимая деятельность и гражданская активность.

Квалификация команды (педагогического коллектива) оценивается по следующим критериям и показателям.

Критерий 1. Преобладающие ценности педагогического коллектива.

Показатели: личность ребенка—объединяющая коллектив ценность; ценности сотрудничества, профессионально-педагогической этики.

Критерий 2. Профессиональная компетентность учителей.

Показатели: владение учебным предметом и современными мето­дами преподавания; умение рефлексировать основания своей деятельности, причины успехов и неудач; стабильность в достижении ре­зультатов независимо от состава учеников и других факторов; вовле­чение учащихся в учение, организация самостоятельного исследова­тельского поиска в процессе "добывания" знаний, связь обучения с личностным опытом детей, воздействие на эмоционально-нравствен­ную сферу учащихся, побуждение их к самовоспитанию.

Критерий 3. Сотрудничество учителей школы, ориентация на совме­стные достижения.

Показатели: отношение учителей к сотрудничеству, к успехам и не­удачам коллег; традиции обсуждения уроков, школьных дел и обмена опытом; ориентация на командную форму работы, распределение поручений в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами учителей.

Психологический климат в школе оценивается по трем критериям.

Критерий 1. Стиль отношений в школьном коллективе.

Показатели: стилевые характеристики отношения учителей и воспи­танников (диалогичность, эмпатийность, конгруэнтность и др.); вос­приятие чужих ошибок; настрой на поддержку, успех.

Критерий 2. Поддержка инициатив и новаторства учителей и само­стоятельности учащихся.

Показатели: стремление разобраться в предложениях и инициати­вах коллег, поддержка и терпимость к неудачам друг друга, желание применить лучшие находки в собственной практике.

Критерий 3. Условия труда и отдыха в школе.

Показатели: удобное расписание занятий, наличие "методических дней", медико-психологическая поддержка педагогов и учащихся, эстетика интерьеров.

Шестой объект оценки – образовательные ресурсы школы оценивается по таким трем критериям.

Критерий 1. Материально-технические ресурсы школы.

Показатели: наличие помещений для дополнительного образования; наполняемость школы и сменность занятий; наличие библиотеки, сто­ловой, компьютерного оборудования, спортивных сооружений.

Критерий 2. Кадровая и методическая обеспеченность школы.

Показатели: представленность различных поколений педагогов в коллективе школы, отношения между ними; наличие учителей-энтузи-астов со своими планами и творческими замыслами; настрой коллек­тива на развитие, выдвижение и решение все более сложных задач.

Критерий 3. Ресурсы сохранения и поддержания здоровья детей.

Показатели: оптимальность учебной нагрузки; наличие проблема­тики здоровья в методической работе учителей и администрации шко­лы; применение здоровьесберегающих педагогических технологий; медицинский контроль за состоянием здоровья учащихся, профилактические мероприятия.

На основе результатов анализа разрабатывается программа развития школы. В ее структуре выделяются следующие компоненты:

1) аналитическая справка о состоянии школы;

2) целевой блок;

3) блок организации деятельности.

В аналитической справке представляются обобщенные результаты анализа. В ней даются качественная и количественная (в виде суммы балов по каждому из шести направлений) оценка образовательной деятельности школы. Справка призвана обосновать успешные и "западающие" направления деятельности школы.

Целевой блок программы включает несколько видов целей:

· общие цели для всей школы, стратегические цели и цели этапов развития;

· цели-задачи для каждого из шести направлений.

Цели не сводятся к устранению недостатков, отмеченных в аналитической справке, а предполагают наличие концепции развития школы. Цели должны формулироваться в "наблюдаемых" показателях так, чтобы можно было проверить их достижение.

В блоке организации деятельности описываются средства достижения целей.

Содержательная часть программы представляется в виде таблицы (см. таблицу 7.2)

 

Таблица 7.2.

  Направления программы Характеристика сильных и слабых сторон Цели развития школы для направлений и этапов развития Планируемая по этапам деятельность Ресурсы: дополнительные финансы, техника. Кадровый потенциал Критерии достижения результата, мониторинг
Менеджмент          
Учебный план          
Достижения учащихся          
Квалификация команды          
Психологический климат          
Ресурсы школы          

 

 

Дополнительная литература:

14.Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. - М., 1989.

15.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.

16.Де Калуве Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения. /Пер. с англ. - Калуга, 1993.

17.Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М., 2002.

18.Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. - М.: Новая школа, 1993.

19.Оценка качества образовательной деятельности школ и создание программ их развития. – М., 2004

20.Управление развитием школы. / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. - М., 1995.

 

       
 
   
Поиск, выбор и внедрение новшеств
 

 

       
   
 
  8.1. Поиск новшеств во внешней среде и их оценка 8.2. Факторы эффективности внедрения новшеств 8.3. Проектный подход к внедрению новшеств 8.4. Разработка целей внедрения новшества 8.5. Планирование внедрения новшества 8.6. Рабочая группа внедренческого проекта 8.7. Сопротивление нововведениям
 

 


Новшества, внедряемые в школах, могут быть созданы ими самими или взяты извне. В этой главе обсуждаются вопросы, связанные с выявлением новшеств во внешней среде, их оценкой и выбором, а также обеспечением их эффективного внедрения в педагогическую систему школы.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.