Функции инновационной системы — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Функции инновационной системы

2018-01-07 206
Функции инновационной системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждая система выполняет определенные функции. Функция (от лат. functio – совершение исполнение) – это роль, которую выполняет подсистема или элемент в большей системе. Например, сердце, желудок, органы зрения, слуха и др. выполняют в организме определенные функции. Точно так же, в педагогической системе школы подсистемы начального, основного и полного образования выполняют свои, отличные от других подсистем, функции. Функции директора школы иные, чем у преподавателя (хотя директор может выполнять и функции преподавателя).

Инновационная система выполняет пять основных функций:

· выявления необходимости изменений (проблем) педагогической системы;

· выявления возможностей развития педагогической системы;

· разработки нововведений;

· проектирования и планирования изменений;

· внедрения новшеств и их институализации.

Качественное выполнение всех этих функций обеспечивает осуществление в педагогической системе школы необходимых и эффективных изменений.

Функция выявления проблем. Изменять что-либо в педагогической системе школы нужно тогда, когда в ней выявлены недостатки, устранение которых позволит улучшить результаты образования на какой-то из ступеней школы или позволит получать те же результаты, но с меньшими затратами времени, усилий, финансовых и других средств.

Необходимость изменений выявляется в результате анализа учебно-воспитательной деятельности. В процессе анализа должны быть получены ответы на вопросы:

1) что не удовлетворяет в результатах на выходе школы и ее ступеней;

2) какие факторы ограничивают возможность достижения более высоких результатов;

3) что нужно изменить в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса, его организации, кадровом потенциале, материально-технической базе и других условиях, чтобы снять имеющиеся ограничения?

Анализ обеспечивает построение образа реального состояния педагогической системы и его оценку (постановку диагноза).

Функция выявления возможностей развития. Выполнение этой функции обеспечивает руководство школы и ее педагогический коллектив информацией о существующих во вне новшествах и их оценку.

В ходе выполнения этой функции получают ответы на вопросы:

1. Какие потенциально полезные для школы новшества разработаны и распространяются в системе школьного образования?

2. Внедрение каких из обнаруженных новшеств, может дать наибольший полезный эффект (может быть наиболее результативным)?

3. Каковы ориентировочные сроки внедрения каждого из этих новшеств и каких затрат оно потребует?

Результатом выполнения этой функции становится образ пространства возможностей развития.

Функция разработки нововведений. Новшества не только находят во вне, но и создаются самими школами. Если выявлена актуальная проблема школы и во вне не найдено новшество, внедрение которого позволило бы эффективно ее решить, то в таких случаях либо признают данную проблему пока неразрешимой, либо самостоятельно разрабатывают способ ее решения. Предположим, что в результате анализа был сделан вывод о том, что у школы слабые позиции в конкуренции с многими другими школами и существует актуальная необходимость повысить ее престиж. Такую проблему должна решать сама школа, и за нее этого никто не сделает. Конечно, существует опыт решения подобных проблем, но его невозможно прямо перенести в те условия, в которых существует данная школа. Можно брать лишь отдельные элементы, идеи.

Функция проектирования и планирования изменений. Если анализ создает образ существующей педагогической системы, а поиск и оценка новшеств – образ потенциально возможных ее улучшений, то проектирование и планирование изменений создает образ желаемого будущего, т.е. образ желаемой педагогической системы. Назначение проекта желаемой педагогической системы состоит в том, чтобы дать основные ориентиры для движения школы в будущее. Например, руководство обычной общеобразовательной школы может определить в качестве ориентира на будущее преобразование ее в лицей или гимназию гуманитарного профиля. Оно также может поставить в качестве общего ориентира задачу перехода на технологии развивающего обучения. Приняв это как принципиальные проектные положения, нужно будет ответить на вопросы:

· какие изменения потребуются в учебном плане;

· какие развивающие технологии, на каких ступенях образования будут использоваться;

· какие потребуются кадровые изменения;

· какие потребуются изменения в материально технической базе?

Но мало иметь образ желаемого будущего, нужно спланировать процесс перехода к нему из настоящего. План должен определять, кто, что, когда, где и как должен сделать, чтобы осуществить желаемые изменения в педагогической системе. Планируя изменения в педагогической системе, необходимо учитывать, что школа, изменяясь, одновременно должна и функционировать.

Функция внедрения новшеств. Реализация этой функции обеспечивает перевод возможных изменений в реальные нововведения. Какими бы замечательными не были замыслы, действительностью они станут только, после того, как будут выполнены необходимые для этого действия. Нередко внедрение новшеств не приводит к ожидаемым результатам потому, что что-то не было сделано или что-то не было учтено. Внедрение новшеств включает в себя не только исполнение спланированных действий, но и организацию совместных действий участников инновационной деятельности, контроль ее хода, оценку промежуточных результатов, внесение в нее корректив в случае необходимости.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.