Сущность конкурентоспособности — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Сущность конкурентоспособности

2018-01-07 128
Сущность конкурентоспособности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В учебно-методических материалах, как правило, рассматриваются три подхода к понятию конкуренции:

- конкуренция как борьба между предприятиями на рынке;

- конкуренция, как элемент рыночной структуры, способный управлять спросом и предложением;

- конкуренция как параметр, по которому определяется вид отраслевого рынка.

Несмотря на различную интерпретацию понятия конкуренции, она носит характер соперничества между экономическими субъектами, с целью получить максимальную прибыль путем продажи своего товара на более выгодных условиях [3].

Наличие конкуренции имеет свои последствия:

- обеспечивает технический прогресс;

- приводит рыночный механизм в движение;

- удовлетворяет потребности потребителя, путем качественного обслуживания предприятий;

- позволяет организациям перейти к более эффективным технологическим процессам на производстве;

- сопутствует расширению производства и снижению цен до издержек производства новых организаций в различных отраслях.

Закон рынка гласит, что конкурентоспособна та компания, которая может не только выжить в конкурентной борьбе, но при этом и развиваться. Только при определенном состоянии рынка, конкуренция может существовать [5]. От этого состояния также зависят и различные виды конкуренции.

Выделяют рынок несовершенной и совершенной конкуренции:

Рынок совершенной конкуренции должен соответствовать следующим требованиям:

- производителей и продавцов на рынке должно быть много, но они должны быть малы по отношению к рынку;

- реализуемая продукция должна быть однородной, именно равномерностью продукции характеризуется рынок совершенной конкуренции;

- потребители должны быть хорошо и полностью информированы о предложении на рынке;

- не должно быть рыночных барьеров, все участники рынка могут свободно входить и выходить из него;

- субъекты рыночной деятельности должны формировать свои решения независимо друг от друга, исключая сговор.

Можно с уверенностью сказать, что в наше время условия рынка совершенной конкуренции практически не соблюдаются: и производители и реализаторы продукции воздействуют как на объем, так и на цену продукции и всеми способами пытаются контролировать ситуацию на рынке [4]. Также, в связи с нынешней политической обстановкой, государство ограничивает вход на рынок многих иностранных производителей.

Исходя из вышеуказанного, большинство рынков относятся к типу рынков с несовершенной конкуренцией. Это означает, что хотя бы один признак совершенной конкуренции не соблюдается.

Чтобы определить вид рынка, стоит измерить силу рыночных факторов: размер издержек, степень конкуренции в отрасли, доля организации (объем продаж). Виды рынков несовершенной конкуренцией показаны на рисунке 1.

 

  Один продавец Несколько продавцов Много продавцов
Недифференцированный продукт Чистая монополия Чистая олигополия Чистая конкуренция
Дифференцированный продукт Дифференцированная олигополия Монополистическая конкуренция

Рисунок 1. – Виды рынков несовершенной конкуренции

 

Исходя из Рис. 1, можно выделить два классификационных признака:

- количество реализаторов на рынке;

-разновидность товара: дифференцированный и недифференцированный (зерно, металл, сахар, нефть и т.д.) – часть продуктов, которые определяются стандартами или созданы природой. Остальная продукция относится к дифференцированным товарам, чьи свойства и характеристики меняются производителем [7].

Под чистой монополией понимают рынок одного продавца, это может быть как частная организация, так и государственная.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" - монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами [1].

В зависимости от того, государственная это монополия или частная, меняется цена, в первом случае цена может быть ниже издержек для несостоятельных потребителей, во втором же случае наоборот -организация сама устанавливает высоту цены.

Обычно государство само регулирует деятельность чистых или почти чистых монополий, стараясь установить такие цены, которые устроили бы как производителей, так и потребителей. Без государственного регулирования монополисты постараются установить такие цены, при которых получат максимум выгод [6].

У чистой монополии есть свои негативные стороны, последствия таковы, что для монополиста не существует внешние стимулы к развитию – это происходит из-за отсутствия конкуренции, потому что именно конкурентная борьба заставляет предприятие совершенствовать свое производство, технологии и качество продукции.

В случае, если в отрасли действует несколько наиболее крупных предприятий в дело вступает олигополистическая конкуренция, она бывает чистая и дифференцированная. При чистой олигополии создаются и реализуются недифференцированные товары, такие как металлы, нефть, газ.

Дифференцированная олигополия подразумевает такие товары, как машины, то есть товары, которые не идентичны и отличаются от других товаров своими параметрами. Как правило, олигополистические предприятия ведут неценовую конкуренцию. Олигополии свойственны следующие показатели:

- как покупатели, так и продавцы могут быть крупными экономическими агентами;

- малое количество реализаторов;

- имеются существенные барьеры входа и выхода;

- в долгосрочном периоде прибыль экономических агентов далека от нуля;

- реализуемый товар может быть как однородным, так и дифференцированным;

Чистая конкуренция может существовать при условии, что большее количество организаций производит и реализует товары с однородными свойствами, такие как: сахар, зерно, масло и т.д. При чистой конкуренции выиграть в конкурентной борьбе может организация, которая имеет устойчивую репутацию надежности, качественного сервиса и эффективной системы сбыта, а также опыт успешного продвижения товаров [8].

Исходя из того, в данном случае имеется наличие множество производителей, а производимые товары одинаковы - поднимать цену выше рыночного уровня не имеет смысла. Но не стоит забывать, что в снижение цены также нет необходимости, так как предприятие итак сможет реализовать те товары, которые произвела.

Для чистой конкуренции характерны следующие черты:

- большое число экономических агентов покупателей и реализаторов;

- реализуемые товары однородны;

- ни реализаторы, ни потребители не могут повлиять на рыночную цену.

Монополистическая конкуренция подразумевает под собой дифференцированные версии одних и тех же основных продуктов. Это объясняется наличием очень важных элементов для потребителей. Исходя из того что все товары дифференцированы, организация может менять цены, но это не означает, что покупатели от конкурентов перейдут к этим производителям [10].

Для конкуренции монополистического типа характерно:

- реализаторы вступают в конкурентную борьбу, продвигая дифференцированный продукт на рынок, куда могут входить новые реализаторы;

- при монополистической конкуренции реализаторы могут осуществлять контроль над ценами;

- рыночный спрос удовлетворяется не полностью.

В общем понимании, конкуренция является двигателем прогресса. Исходя из этого, конкурент организации, который соперничает с ним, является помогающим и мотивационным фактором, за счет которого организация превосходит его в плане развития [9].

Конкурентную среду можно охарактеризовать как рынок или его сегмент, в котором реализаторы вступают в честную конкурентную борьбу, за право удовлетворять спрос потребителя.

Решающим фактором в честной конкурентной борьбе между организациями можно считать лишь выбор и мнение потребителя.

Под конкурентной борьбой понимают различные действия организации, целью которых является повышение конкурентного преимущества и вытеснение своего конкурента с рынка.

На конкурентную борьбу влияют следующие факторы:

- чем больше масштабы рынка, тем сильнее конкуренция;

- чем быстрее происходит рост рынка, тем легче реализаторы и производители входят на рынок;

- цены падают из-за излишней мощности;

- барьеры для входа и выхода из рынка являются защитой организации, от проникновения неконкурентоспособных, новых организаций;

- ценообразование;

- покупатели могут перейти с одного продукта на другой (стандартизация товаров);

- технологические платформы;

- величина капитальных вложений создает риски и барьеры для выхода на рынок;

- интеграция организации приводит к большим затратам, сложности создают организации с вертикальной интеграцией;

- небольшой размер рынка увеличивает его долю, которая требуется для повышения конкурентоспособности продукта;

- ассортимент товара быстро меняется [11].

Форма конкурентной борьбы бывает разной и зависит от разных факторов, таких как место и время, но цель остается той же: занимать большую долю рынка и вытеснить с него конкурентов. Иначе говоря, целью конкурентной борьбы является желание достичь конкурентного преимущества и стойко занимать свою позицию на рынке [14].

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции». Статья 14.1. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации. Не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) условий, на которых предлагается к продаже товар другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, в частности цены товара [2].

Под конкурентной позицией понимают сравнение различных рыночных параметров организации и характеристику ее товара относительно конкурентов.

Можно выделить три подхода, которые формируют конкурентоспособность:

- наличие мотивации, направленной на положительный результат деятельности;

- присутствие ресурсов, способствующих реализации задач и цели;

- умение противостоять своим конкурентам.

Из вышесказанного следует, что конкурентоспособностью организации является положение организации, при котором она выполняет все свои обязательства и противостоит своим соперникам [12]. Это определение можно отнести к общей характеристике, которая применяется ко всем объектам без исключения.

Опыт и практика доказывают, что наилучшего финансового состояния достигают фирмы с более выраженным конкурентным преимуществом (потенциалом) [13].

В роли конкурентного потенциала организации выступает его реальная и потенциальная способность производить и реализовывать свои товары, предлагать свои услуги, делая это качественным образом с оптимальной ценой в разных сегментах рынка, удовлетворяя при этом спрос потребителя.

Охарактеризовать высокую конкурентоспособность можно тремя признаками:

- потребителя устраивает товар, и он снова его покупает;

- организация не имеет разногласий с партнерами, обществом и акционерами.

- работникам организации нравится в ней работать, остальные хотят в неё попасть.

Чтобы стать конкурентоспособной организацией требуется:

- в основных сегментах рынка обеспечивать конкурентоспособность товара (отвечать запросам потребителя по качественной и ценовой характеристике).

- повышать уровень конкурентоспособности организации до уровня мировых лидеров данной отрасли.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.