Изменение социально-политической обстановки — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Изменение социально-политической обстановки

2018-01-07 131
Изменение социально-политической обстановки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наступление аристократии на права демоса достигло апогея в VII в. до н.э., вызвав ответное сопротивление. В греческом обществе появляется особый социальный слой людей, которые нажили, чаще всего благодаря ремеслу и торговле, значительные богатства, вели аристократический образ жизни, но не имели наследственных привилегий знати. «Деньги в почете всеобщем. Богатство смешало породы»,— с горечью замечает поэт Феогнид из Мегар. Этот новый слой жадно рвался к управлению, становясь тем самым союзником крестьян в борьбе со знатью. Первые успехи в этой борьбе чаще всего были связаны с установлением писаных законов, ограничивавших произвол аристократии.

Так называемая дипилонская голова. Афины. Около 600 г. до н.э.

Сопротивление растущему господству знати облегчалось по крайней мере тремя обстоятельствами. Около 675—600 гг. до н.э. благодаря техническому прогрессу происходит своего рода революция в военном деле. Тяжелые доспехи становятся доступными рядовым гражданам, и аристократия лишается своего преимущества в военной сфере. Из-за скудости природных ресурсов страны греческая аристократия не могла сравняться с аристократией Востока. В силу особенностей исторического развития в Греции железного века не было таких экономических институтов (подобных храмовым хозяйствам Востока), опираясь на которые можно было бы эксплуатировать крестьянство. Даже находившиеся в зависимости от аристократов крестьяне не были связаны с хозяйствами последних экономически. Все это предопределяло непрочность господства знати в обществе. Наконец, силой, препятствовавшей укреплению позиций аристократов, была их этика. Она имела «атональный» (соревновательный) характер: каждый аристократ в соответствии с присущими этому слою этическими нормами стремился повсюду быть первым — на поле боя, в спортивных состязаниях, в политике. Эта система ценностей была создана знатью раньше и перенесена в новый исторический период, когда для обеспечения господства ей требовалось сплочение всех сил. Однако достичь этого аристократия не смогла.

Появление тирании

Обострение социальных конфликтов в VII—VI вв. до н.э. привело к рождению во многих гречесеких городах тирании, т.е. единоличной власти правителя.

В тот период понятие «тирания» еще не имело присущего ему сегодня негативного оттенка. Тираны проводили активную внешнюю политику, создавали мощные вооруженные силы, украшали и благоустраивали свои города. Однако ранняя тирания как режим не могла существовать долго. Историческая обреченность тирании объяснялась ее внутренней противоречивостью. Свержение господства знати и борьба против нее были невозможны без поддержки со стороны народных масс. Крестьянство, выигрывавшее от этой политики, первоначально поддерживало тиранов, но, когда исходившая от аристократии угроза ослабевала, оно постепенно приходило к сознанию ненужности тиранического режима.

Одна из голов мифологического чудовища. Фронтона Гекатотмпедона на афинском Акрополе. Раскрашенный известняк. Около 570 г. до н.э.

Тирания не являлась этапом, характерным для жизни всех полисов. Наиболее типичной она была для тех городов, которые еще в эпоху архаики стали крупными торгово-ремесленными центрами. Процесс формирования классического полиса благодаря относительному обилию источников лучше всего известен нам на примере Афин.

Вариант Афин

История Афин в архаическую эпоху — это история становления демократического полиса. Монополия на политическую власть в рассматриваемый период принадлежала здесь знати — эвпатридам, которая постепенно превращала рядовых граждан в зависимую массу. Этот процесс уже в VII в. до н.э. привел к вспышкам социальных конфликтов.

Коренные изменения происходят в начале VI в. до н.э., и связаны они с реформами Солона. Самой важной из них была так называемая сисахфия («стряхивание бремени»). В результате этой реформы крестьяне, из-за долгов превратившиеся по существу в испольных арендаторов собственной земли, восстановили свой статус собственников. Одновременно было запрещено обращать афинян в рабство за долги. Огромное значение имели реформы, подорвавшие политическое господство знати. Отныне объем политических прав зависел не от знатности, а от размера имущества (все граждане полиса делились на четыре имущественных разряда). В соответствии с этим делением перестраивалась и военная организация Афин. Был создан новый орган управления — совет (буле), возросло значение народного собрания.

Бронзовая фигурка всадника. VI в. до н.э.

Реформы Солона, несмотря на свою радикальность, отнюдь не решили всех проблем. Обострение социальной борьбы в Афинах привело в 560 г. до н.э. к установлению тирании Писистрата и его сыновей, продержавшейся здесь с перерывами до 510 г. до н.э. Писистрат проводил активную внешнюю политику, укрепляя позиции Афин на морских торговых путях. В городе процветало ремесло, развивалась торговля, велось большое строительство. Афины превращались в один из крупнейших экономических центров Эллады. При преемниках Писистрата этот режим пал, что вновь вызвало обострение социальных противоречий. Вскоре после 509 г. до н. э. под руководством Клисфена проводится новая серия реформ, окончательно утвердивших демократический строй. Важнейшая из них — реформа избирательного права: отныне все граждане, независимо от своего имущественного положения, обладали равными политическими правами. Была изменена система территориального деления, разрушавшая влияние аристократов на местах.

Вариант Спарты

Иной вариант развития дает Спарта. Захватив Лаконику и поработив местное население, доряне уже в IX в. до н.э. создали в Спарте государство. Родившись очень рано в результате завоевания, оно сохранило в своей структуре много примитивных черт. В дальнейшем спартанцы в ходе двух войн стремились завоевать Мессению — область на западе Пелопоннеса. Назревавший уже раньше внутренний социальный конфликт между знатью и рядовым гражданством разразился в Спарте во время Второй Мессенской войны. В своих основных чертах он напоминал конфликты, которые примерно в это же время существовали и в других частях Греции. Длительная борьба между рядовыми спартиатами и аристократией привела к переустройству спартанского общества. Создается строй, который в более позднее время назывался Ликурговым, по имени якобы установившего его законодателя. Конечно, традиция упрощает картину, ибо этот строй не был создан сразу, а складывался постепенно. Преодолев внутренний кризис, Спарта смогла завоевать Мессению и превратилась в самое мощное государство Пелопоннеса и, пожалуй, всей Греции.

Вся земля в Лаконике и Мессении была разделена на равные участки — клеры, которые каждый спартиат получал во временное владение, после его смерти земля возвращалась государству. Стремлению к полному равенству спартиатов служили и другие меры:

· суровая система воспитания, направленная на формирование идеального воина;

· строжайшая регламентация всех сторон жизни граждан — спартиаты жили так, будто находились в военном лагере;

· запрещение заниматься земледелием, ремеслом и торговлей, пользоваться золотом и серебром;

· ограничение контактов с внешним миром.

Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон. Римская копия с оригинала V в. до н.э.

Был реформирован и политический строй. Наряду с царями, выполнявшими функции военачальников, судей и жрецов, советом старейшин (герусией) и народным собранием (апеллой) появился новый орган управления — коллегия пяти эфоров (надзирателей). Эфорат представлял собой высший контрольный орган, следивший за тем, чтобы никто не отступал ни на шаг от принципов спартанского строя, который стал объектом гордости спартиатов, считавших, что они достигли идеала равенства.

В историографии традиционно существует взгляд на Спарту как на военизированное, милитаристское государство, а некоторые авторитетные специалисты даже называют ее «полицейским» государством. В этом определении есть свой резон. Базой, на которой зиждилась «община равных», т. е. коллектив равноправных и полноправных, совершенно не занятых производительным трудом спартиатов, была эксплуатируемая масса порабощенного населения Лаконики и Мессении — илоты. Ученые уже много лет спорят о том, как определить положение этого слоя населения. Многие склонны считать илотов государственными рабами. Илоты владели участками земли, орудиями труда, обладали хозяйственной самостоятельностью, но они были обязаны передавать определенную долю урожая своим хозяевам — спартиатам, обеспечивая их существование. По подсчетам современных исследователей, эта доля равнялась приблизительно 1/6—1/4 урожая. Лишенные всех политических прав, илоты целиком принадлежали государству, которое распоряжалось не только их имуществом, но и жизнью. Малейший протест со стороны илотов жестоко карался.

В спартанском полисе существовала еще одна социальная группа — периэки («живущие вокруг»), потомки дорийцев, не вошедшие в состав граждан Спарты. Они жили общинами, обладали внутренним самоуправлением под надзором спартанских должностных лиц, занимались земледелием, ремеслом и торговлей. Периэки были обязаны выставлять воинские контингенты. Сходные общественные условия и близкий спартанскому строй известны на Крите, в Аргосе, Фессалии и других областях.

Культура архаической эпохи

Этническое самосознание

Апполон из Пирея. Бронза. Около 520 г. до н.э.

Подобно всем другим сферам жизни, греческая культура в архаическую эпоху переживала бурные изменения. В эти столетия происходила выработка этнического самосознания, греки постепенно начинали осознавать себя единым народом, отличным от других народов, которых они стали называть варварами. Этническое самосознание находило свое проявление и в некоторых общественных установлениях. Согласно греческой традиции, начиная с 776 г. до н.э. стали устраиваться Олимпийские игры, на которые допускались только греки.

Этика

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязательного) начала. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль — коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса (строй фаланги). Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей» — эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения новой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей. Однако новая мораль сохраняла принципы морали гомеровского времени с ее ведущим принципом состязательности. Характер политических реформ в полисах обусловил сохранение этой морали, поскольку не аристократия лишалась своих прав, а рядовое гражданство поднималось с точки зрения объема политических прав до уровня аристократии. В силу этого традиционная этика аристократии распространялась и среди народных масс, хотя уже в измененной форме: важнейший принцип — кто лучше послужит полису.

Религия

Аттический курос. Середина VI в. до н.э.

Стела Аристиона работы Аристокла. 510 г. до н.э.

Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона. Свидетельство тому — поэма Гесиода «Теогония». Космогонические представления греков принципиально не отличались от представлений многих других народов. Считалось, что изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и Эрос — жизненное начало. Гея породила звездное небо — Уран, который стал первым властителем мира и супругом Геи. От Урана и Геи родилось второе поколение богов — титаны. Титан Кронос (бог земледелия) низверг власть Урана. В свою очередь дети Кроноса — Аид, Посейдон, Зевс, Гестия, Деметра и Гера — под водительством Зевса свергли Кроноса и захватили власть над Вселенной. Таким образом, олимпийские боги — третье поколение божеств. Верховным божеством стал Зевс — властитель неба, грома и молнии. Посейдон считался богом влаги, орошающей землю и моря, Аид (Плутон) — владыкой подземного мира. Супруга Зевса Гера являлась покровительницей брака, Гестия — богиней домашнего очага. Как покровительницу земледелия почитали Деметру, дочь которой Кора, некогда похищенная Аидом, стала его супругой.

От брака Зевса и Геры родились Геба — богиня юности, Арес — бог войны, Гефест, олицетворявший вулканический огонь, скрытый в недрах земли, а также покровительствовавший ремесленникам, особенно кузнецам. Среди потомков Зевса особо выделялся Аполлон — бог светлого начала в природе, нередко называвшийся Фебом (Сияющим). Согласно мифам, он поразил дракона Пифона, и на месте, где он совершил свой подвиг, а было это в Дельфах, греки возвели в честь Аполлона храм. Этот бог считался покровителем искусств, богом-врачевателем, но одновременно и божеством, приносящим смерть, разнося эпидемии; позднее он стал покровителем колонизации. Роль Аполлона с течением времени все более возрастает, и он начинает вытеснять Зевса.

Сестра Аполлона Артемида — богиня охоты и покровительница молодежи. Многосторонни функции Гермеса, первоначально бога материального достатка, затем торговли, покровителя обманщиков и воров, наконец, патрона ораторов и спортсменов; Гермес отводил также души умерших в подземный мир. Диониса (или Вакха) почитали как божество производящих сил природы, виноградарства и виноделия. Большим почетом пользовалась Афина, родившаяся из головы Зевса,— богиня мудрости, всякого рационального начала, но и войны (в отличие от Ареса, который олицетворял безрассудную отвагу). Постоянная спутница Афины — богиня победы Ника, символ мудрости Афины — сова. Афродите, родившейся из морской пены, поклонялись как богине любви и красоты.

Вотивная табличка со сценой жертвоприношения. Живопись по дереву. 540 г. до н.э.

Для греческого религиозного сознания, особенно на этой стадии развития, не характерна идея всемогущества божества, над миром олимпийских богов царила безликая сила — Судьба (Ананка). Из-за политической раздробленности и отсутствия жреческого сословия у греков не сложилась единая религия, Возникло большое количество очень близких, но не идентичных религиозных систем. По мере развития полисного мировоззрения оформлялись представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным полисом, покровителями которого они выступали. Так, богиня Афина особенно тесно связана с городом Афинами, Гера — с Самосом и Аргосом, Аполлон и Артемида — с Делосом, Аполлон — с Дельфами, Зевс — с Олимпией и т. д.

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов. Боги греков и сами были антропоморфны, они испытывали человеческие страсти и могли страдать, подобно людям.

Архитектура

Кора в пеплосе. 540 г. до н.э.

Архаическая эпоха — время становления архитектуры. Бесспорен примат общественной, в первую очередь сакральной, архитектуры. Жилища того времени просты и примитивны, все силы общества обращены на монументальные сооружения, прежде всего храмы. Среди них первенствовали храмы богов — покровителей общины. Формирующееся чувство единства гражданского коллектива находило свое выражение в создании таких храмов, считавшихся местом обитания богов. Ранние храмы повторяли устройство мегарона II тыс. до н.э. Храм нового типа родился в Спарте — древнейшем полисе Эллады. Характерная особенность греческой архитектуры — применение ордеров, т. е. особой системы построения, которая подчеркивает архитектонику здания, придает выразительность несущим и несомым элементам конструкции, выявляя их функцию. Ордерное здание обычно имеет ступенчатое основание, на него ставился ряд несущих вертикальных опор — колонн, поддерживавших несомые части — антаблемент, который отражал конструкцию балочного перекрытия и крыши. Первоначально храмы строились на акрополях — укрепленных возвышенностях, древних центрах поселений. Позднее в связи с общей демократизацией общества происходят изменения в местоположении храмов. Их возводят теперь в нижнем городе, чаще всего на агоре — главной площади, бывшей центром общественной и деловой жизни полиса.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.