Основные периоды и пути развития западноевропейской средневековой архитектуры. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Основные периоды и пути развития западноевропейской средневековой архитектуры.

2018-01-07 568
Основные периоды и пути развития западноевропейской средневековой архитектуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные периоды и пути развития западноевропейской средневековой архитектуры.

3-5вв. – Великое переселение народов

(476г. – Падение Западной Римской империи)Дороманский период

6-8вв. – Искусство варварских королевств

конец8-9вв. – Искусство Каролингов

сер10-нач11вв. – Искусство Оттонов, переход к романике(ранняя романика)

Зрелое Средневековье

11-12вв. – Романика

сер. 12-15вв. — Готика

Архитектура средних веков, ренессанса, 17-19вв.

После падения Западной Римской империи, варварские королевства развивались, адаптируя римские и греческие традиции и заимствуя их техники.В дороманский период возводились массивные приземистые базилики с маленькими окнами и плоскими перекрытиями, монастырские комплексы и крепости с толстыми стенами, предназначенные для защиты от соседних королевств.С развитием романской архитектуры выделилось два направления: северное и южное. Северные земли такие как: Англия, Нормандия, Северная Франция, Бургундия, Германия возводили мощные соборы с неприступными вествиками, высокими башнями западных фасадов. Здесь развивались стрельчатые своды, поделённые на травеи. Средокрестие венчала квадратная или гранёная башня. Центральный неф был поднят относительно боковых.Именно на землях Северной Франции зародилась готическая архитектура, с устремлёнными вверх башнями и шпилями контрфорсов.Южная часть Европы развивала архитектуру романики, основываясь на традициях античности и Византии.В Южной Франции и Италии романские соборы были более лёгкие. Фасады украшались рельефами и аркатурными поясками, делились по вертикали на уровни. 3х или5тинефные базиликальные планы имели сильно выступающий трансепт, а Средокрестие венчал купол.Центральный и боковые нефы имели практически равную высоту, что создавало ощущение большей общности пространства. Интерьеры были богато украшены колоннами и скульптурами, имеющимиантичные и византийские корни.В этих регионах готика не получила широкое распространение, она скорее обозначала плавный переход от романской архитектуры к архитектуре Ренессанса.

 

 

Национальные школы в романской архитектуре– Германия, Италия,

Англия.

11-12вв. – Романика

Германия. Романская архитектура Германии во многом схожа с архитектурой Бургундии. Главными постройкамиздесь являются церкви и монастыри. Многие храмы построены на примере второй монастырской церкви в Клюни. Средний неф значительно поднят над боковыми и имеет ряд окон. Стены массивные, в некоторых районах Германии практически не используется их членение. Отличительной особенностью является большой объём вестверка, который часто равен трансепту. На его перекрестии с центральным нефом устраивается башня. Также башня над средокрестием.

Интерьеры простые и спокойные, с ясно выраженными пропорциями. Чередование колонн и столбов организует ритмический ряд, а различие их толщин подчёркивает работу сводов более массивные принимают нагрузку от сводов центрального нефа, менее массивные– только от боковых. В отличии от поломнических церквей Франции, в немецких церквях нет обхода в хоре.Также в Германии были распространены крепости, которые строились по типу французских: на возвышении, с охранной башней посредине двора.(Собор в Шпайере1030-1080,Монастырская церковь Санта Мария в Лаахе1156-1177) Италия. В11-12 веках в Италии появляются самостоятельные города-республики, в которых возрождаются традиции монументального строительства. Церковная архитектура романской эпохи более лёгкая, чем в других странах. Фасады украшаются аркадами и рельефами, соборы здесь не похожи на оборонительные сооружения.Главной особенностью итальянских церквей является наличие купола над средокрестием, местные

мастера сохранили знания по их устройству от мастеров римской империи.Типичный храм– 3х или5тинефная базилика с крупным3хнефным трансептом.Интерьеры богато оформлены, в них присутствуют античные и византийские колонны, капители и

скульптура. Для оформления используют камни разных цветов, интерьеры становятся полихромными. Некоторые соборы пр., в Пизе имеют плоские перекрытия, в таких случаях потолок украшали кессонами.Появляется новый тип сооружений– баптистерий, они перекрывались куполами.(Сант Амброджо в Милане, 9- 12 вв;Собор, баптистерий и колокольня в Пизе11-13 вв;ц.Сан Миньято аль Монте во Флоренции;Собор Сан Марко в Венеции, перестройка1063-1085 гг. Англия. В состав английских земель11-12вв. входила Нормандия, имеющая традиции севера Франции. Церковные постройки английской романики– строгие и монументальные. Западный фасад украшают 2 высокие башни– черта, характерная для готической архитектуры. Английские храмы имеют узкие, но

вытянутые членения на фасадах аркатурные пояски, что придаёт им более лёгкие пропорции. Проёмы украшают перспективные порталы циркульной формы.

Чаще3хнефные базилики с неярко выраженным трансептом, акцент не на средокрестии, а

назападном фасаде с башнями.Интерьеры лаконичные, стены редко оформлены рельефами, чаще гладкие. Своды крестовые, 4х и

6тичастные.Также на территории Англии и Нормандии возводились замки, они были менее фундаментальные, чемво Франции, стены тоньше.

(Церковь Нотр Дам в Жюмьеже, 1040-1067;Сен-Трините в Кане1060-1065; Сент-Этьен в Кане, 1060 — 1120 Собор в Дареме1093)

 

Готики.

сер. 12-15вв. — Готика.Готическая архитектура зародилась в недрах романской, и между ними нет чёткой хронологической границы. Родина готики– Франция. Архитектура готических храмов выросла из необходимости создавать большие вместительные интерьеры, для чего надо было создать более совершенные виды перекрытий. С помощью новых технологий максимальная ширина нефа увеличилась вдвое. Зодчие разработали и стали применять систему стрельчатых сводов на рёбрах– нервюрах. Крестовые своды состоят из структурных ячеек- травей, ограниченных 4ю или 6ю столбами. Стрельчатые своды опираются на столбы, которые воспринимают вертикальную нагрузку– вес свода.

Боковой распор свода передаётся через аркбутаны на наружные столбы– контрфорсы.

Контрфорсы имеют уступчивую форму, внизу толще, т.к. здесь больше конструктивное усилие.За счёт этой системы удалось значительно облегчить вес сводов. Из-за этого стало возможнымперекрывать более широкие пролёты и поднимать своды на большую высоту, не увеличивая массивность опор.Стропила не опираются на свод, только на стены, что вместе с системой аркбутанов и контрфорсовпозволяет уменьшить боковой распор на стены и увеличить площадь оконных проёмов.

 

Готика во Франции.

Готика сер12-15 век. пришла на смену романскому стилю и многое стрельчатые арки и реберные своды– важнейшие элементы готической архитектуры вобрала из него.

Готика во Франции делится на3 периода: ранняя, лучистая и пламенеющая.

(Примеры: • церковь аббатства Сен-Дени– считается первым примером, где одновременно былииспользованы реберный свод и стрельчатые арки • собор Сен-Этьен в Сансе• собор Нотр-Дам в Париже.) Развитие системы готических контрфорсов было обусловлено конструктивными проблемами, связанными с первыми аркбутанами собора Нотр-Дам де Пари. Процесс развития изображен в виде последовательности поперечных сечений здания и соотнесен с графиком скорости ветра. Пристройки к первоначальным сооружениям показаны в цвете; элементы, которые были уничтожены, обозначены

пунктирной линией. Максимальная скорость ветра(черная кривая) увеличивается с высотой, и ветровая нагрузка, пропорциональная квадрату скорости(цветная кривая), резко возрастает. Из-за своей большой высоты собор Нотр-Дам де Пари(Ь)подвергался значительным ветровым нагрузкам. Необходимость повысить устойчивость стен нефа к ветровым нагрузкам и в то же время расширить оконные проемы обусловила применение примерно в1180 г. первых аркбутанов. В20-х годахXIII в. контрфорсы были перестроены в связи с возникшими конструктивными проблемами; новая конструкция позволила строителям опустить крышу галереи и увеличить размер окон верхнего яруса.

Аркбутаны затем были пристроены и к собору в Лионе(а), построенному примерно в тоже время, что и собор Нотр-Дам де Пари, хотя первый был значительно меньше и скорее всего не нуждался в них.Первоначальные проекты хоров собора в Бурже(с) и в Шартре(d)были изменены после появления трещин в конструкции собора Нотр-Дам де Пари. В обоих зданиях были добавлены верхние аркбутаны для увеличения устойчивости к ветровым нагрузкам. В нефе собора в Реймсе(е) верхние аркбутаны были пристроены для увеличения и устойчивости ветровым нагрузкам на уровне крыши и верхнего ряда окон; нижние аркбутаны принимали на себя распор сводов.(• собор Нотр-Дам в Шартре 1134 (1194-1260)

• собор Нотр-Дам в Реймсе;• собор в Амьене;• собор Сен-Шапель)Характерные особенности:1. Соборы– основные архитектурные еденицы готики, как правило, это3-5 — нефные базилики с поперечным нефом— трансептом и полукруговым обходом хора«деамбула-торием», к которому примыкают радиальные капеллы«венец капелл». В сравнении с романской архитектурой– менее массивные стены, легкие высокие своды.

2. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек травей, ограниченных4 столбами и4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами— распалубками. 3. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок аркбутанов на наружные

столбы— контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами

прорезаются арочными окнами— огромные витражи за счет смещения наргузки и возможностипрорезания стен.4. Обычно двойные боковые нефы с крестовыми сводами.

6. Трансепт незначительно выступает.7. Парные башни по углам западного фасада.

8. Контрфорсы поднимаются почти вертикально без уступов.

 

Италии.

Возрождение в Италии пришло на смену не так сильно развившейся готике в15 – 16 век.

Возрождение в Италии делится на Раннее1410-1480, Высокое1480-1520, Позднее1520-1580. Раннее — Портик Воспитательного дома Оспедале дельи Инноченти во Флоренции арх. Филиппо Брунеллески, церковь Сан Лоренцо арх. Филиппо Брунеллески, церковь Санто Спирито арх. Филиппо Брунеллески, палаццо Ручеллаи во Флоренции арх. Леон Бариста Альберти

Высоко е— Санта Мария деи Мираколи в Венеции, Перестройка хора и средокрестья церкви монастыря Санта Мария делла Грация в Милане арх. Браманте, Темпьето арх. Браманте. Позднее – собор святого Петра арх. Браманте, Паласобор в ццо Фарнезе в Риме арх. Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело, Виньола, Джакомо делла Порта, Новая сакристия в церкви Сан

Лоренцо во Флоренции и библиотека Лауренциана арх. Микеланджело.

! Истоки возникновения: искусство Возрождения в Италии возникло на основе гуманизма— течения общественной мысли, которое провозгласило высшей ценностью человека. Возникший в16 в. Термин «возрождение» означал появление нового искусства, возрождающего классическую древность, античную культуру. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы. Возрождение не отвергало христианскую культуру ради античности, а использовало достижения Средневековья– готики и романики. Расцвет культурной деятельности провоцирует создание множества культурных центров.Проторенессанс кон13 – нач14 в, предшествующий Раннему Возрождению использовал мотивы готики, но тяготел к спокойным крупным формам, ровному свету, горизонтальным членениям, широким

поверхностям стен.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ

РАННЕЕ: 1410 – 1480

ВЫСОКОЕ: 1480 – 1520

ПОЗДНЕЕ: 1520 – 1580

Филиппо Брунеллески (1377-1446). Обучался рисованию, лепке, гравированию, скульптуре и живописи, во Флоренции изучал промышленные и военные машины, приобрел значительные для того времени познания в математике. В Риме Брунеллески решает в совершенстве изучить античную скульптуру, в свободное время целиком отдавался изучению римских развалин. Так он проникся духом античности, научился различать виды и устройство античных построек. Брунеллески стремился сделать восприятие реконструированных им терм и театров более наглядным и попытался создать из своих планов геометрически-перспективные картины для определенной точки зрения. В этих поисках впервые была открыта (или вновь открыта), прямая перспектива.Флоренция

Достраивался до 1444 г.

Все архитектурные элементы ясно читаются, масштаб постройки не превышает человеческую меру, но согласован с ней. Брунеллески многое копировал с римских образцов, но античные формы трактованы необычайно свободно. Первый памятник стиля Ренессанс в архитектуре.

Графическая легкость, дающая ощущение свободного, ничем не стесненного пространства, стала отличительной особенностью этого здания

Гг.

Восьмилотковый сомкнутый нервюрный сводстрельчатых очертаний

-8 основных ребер

- 16 промежуточных ребер

(по 2 на каждую долю)

- 8 горизонтальных рёбер-колец соединяют

вертикальные рёбра и частично гасят распор

-2 оболочки, между ними проход к фонарю

Сложная инженерная задача — возведение купола над кафедральным собором города (1420—1436 гг.). Идея купола — восьмигранного стрельчатого свода — готическая. Восьмигранный купол диаметром 42 м был построен без опирающихся на землю лесов; он состоит из двух оболочек, связанных 24 ребрами и 6 горизонтальными кольцами. Купол является первым крупным памятником архитектуры Возрождения и воплощением его инженерной мысли, так как был возведен с помощью специально изобретенных для этого механизмов

Флоренция

В 1429 году Брунеллески начал строительство капеллы Пацци во дворе церкви Санта-Кроче. Перед фасадом капеллы Брунеллески устроил простой открытый 6-колонный портик с аркой посередине, желая повторить мотив древнеримской триумфальной арки. Сам фасад никогда не был окончен. Маленький сферический купол без фонаря, перекрывающий пространство капеллы. Ораторий церкви Санта-Мария дели Анджели В 1434 начал строить ораторий делла Сколари альи Анджели. Фасад оратория вывел во двор монастыря. В плане ораторий — 8-угольное, перекрытое куполом здание с восемью квадратными боковыми помещениями, каждое из которых увеличено полукруглыми нишами таким образом, что каждые две ниши соприкасаются между собой. Снаружи церковь выглядит как 16-угольник с нишами на 8 сторонах. Церковь Санто-Спирито. Палаццо Питти. Базилика лишь незначительно отличается от Сан-Лоренцо: наружные капеллы являются здесь нишами полукруглой формы. В 1440 получил заказ на постройку палаццо Питти. Двор остался открытым сзади, и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати); дворец был закончен, но передний фасад был значительно удлинен, так что первоначальное впечатление сильно изменилось. Только средние 7 пролетов относятся к первоначальному зданию. Это было строение без подчеркнутой середины, без подчеркнутых углов, силуэт которого не имел уступов, — просто призматическая глыба.

БРАМАНТЕ 1444—1514

ВОЗРОЖДЕНИЕ В ИТАЛИИ

 

РАННЕЕ: 1410 – 1480

ВЫСОКОЕ: 1480 – 1520

ПОЗДНЕЕ: 1520 – 1580

Донато Браманте (1444–1514) Юность провёл в Урбино, где воспринял передовые гуманистические идеи Пьеро делла Франческа и Лучано Лаураны. В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. Работал в Милане и (с 1499) в Риме.

Постройки Браманте

-церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой (ок. 1478 Высокое возрождение)

-хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-97 гг. Высокое возрождение)

-фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме (1483—1526 гг. Высокое возрождение)

Они отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм. Переехав в 1499 в Рим, Браманте занял здесь ведущее место среди архитекторов, которые создали общеитальянский стиль Высокого Возрождения, повлиявший на всё европейское зодчество. Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502 Высококе возрождение), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме. Им было предложено центрическое сооружение с планом в виде вписанного в квадрат равноконечного креста, с мощным сферическим куполом над средокрестием, 4 малыми куполами и башнями по углам. Проект не был осуществлен, но его идеи воплотились во многих центрально-купольных зданиях Италии и других стран. Поиски Браманте образа пластически цельного, совершенного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502; проект собора Святого Петра, 1506–1514, - оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы. Творчество Браманте - одна из вершин архитектуры Возрождения. Браманте создал архитектурные образы, замечательные гармоничным совершенством и цельностью, свободным, творческим применением классических форм.

Браманте открыл краткий период так называемого римского классического искусства.

МИКЕЛАНДЖЕЛО 1475—1564

Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни; 6 марта 1475,Капрезе — 18 февраля 1564, Рим) — итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.

· Антонио да Сангало Младший, Микеланджело, Виньола, Джакомо делла Порта. Палаццо Фарнезе в Риме, 1514-1589 Позднее возрождение - начало барокко

· Новая сакристия (капелла Медичи) в церкви Сан Лоренцо во Флоренции 1519-1534 гг высокое – позднее возрождение

Архитектурное пространство не заполнено, а скульптуры «включены» в стены. Как и Брунеллески, он задумывает сакристию в виде пустого кубического пространства, на белых стенах прорисованные темные пилястры, карнизы и арки. Кубическое пространство, освещенное мягким светом, падающим из окон купола и светового фонаря, является, по замыслу Микеланджело, символом потустороннего мира, конечного освобождения духа от власти материи. Смысл и значение микеланджеловской композиции состоят в противоборстве двух реальностей – природы и духа. Рисунок арок, четкое пропорциональное расположение карнизов и пилястр. Геометрические членения стен обретают пластическую рельефность, структурные связки соединяются друг с другом, образуя прочный каркас.

 

· Библиотека Лауренциана в Монастыре Сан Лоренцо во Флоренции, 1550-е годы позднее возрождение

 

Стала отправным пунктом для архитектуры маньеризма, то есть такой архитектуры, которая не стремилась к созданию «рационального» образа природы. Читальный зал библиотеки – это длинное и узкое пространство между белыми стенами, на которых пилястры и карнизы из темного камня образуют прочный каркас, включающий и окна. В это вытянутое строгое помещение попадаешь через вестибюль, где часть пространства занята лестницей, а каркас стен укреплен сдвоенными колоннами, заглубленными в тело стены. В основание этой структуры

положен очень высокий цоколь, колонны же не имеют иной опоры, кроме завитков консолей. Белые стены выступают между колонн, словно под напором внешних сил, ложные окна. Переход от вестибюля к залу осуществляется благодаря пластической массе лестницы, потоку лавы или морской волны. Ее удерживает балюстрада, играющая роль канала, по которому ступени лестницы устремляются вниз наподобие полноводного потока.

· Пьяцца Кампидольо на вершине Капитолийского холма, 1538 позднее возрождение

Возвышаясь над развалинами древнеримского форума и соседствуя со средневековой церковью Санта-Мария дельи Арачели, капитолийская площадь построена по принципу обратной перспективы, предопределенному тем, что оси боковых палаццо несколько расходятся в стороны. Палаццо же, занимающее третью сторону, получает таким образом обрамление, которое как бы выдвигает его вперед и подчеркивает заполненность пространства, остающегося открытым со стороны входа, обрамленного низкой линией балюстрады, прерываемой в центре лестницей. Неизбежно напрашивается сравнение с библиотекой Лауренциана – перспективно построенным пространством, пластически формируемым его боковыми стенами. Здесь эту роль играют фасады Палаццо деи Консерватори и здания Капитолийских музеев – этих двух мощных тектонических каркасов, в основу структуры которых положен единый ярус пилястр и два горизонтальных карниза. Внизу располагаются глубокая колонная галерея, отделенная от верхнего яруса архитравом, наверху – выступающие вперед обрамления окон. Так достигается контраст между напором, идущим изнутри и обеспечивающим своего рода «сцепление» между массой здания и пространством площади, и постоянным «прорывом» этого пространства внутрь фасада. Художник достигает единства пространства и тектоники благодаря выразительной пластической проработке фасадов и концентрическим узорам разноцветных плит травертина на площади, в центре которой Микеланджело установил античную статую Марка Аврелия.

· Проект Собора Св. Петра в Риме (зарисовка №12)

Работая над строительством собора Святого Петра, Микеланджело обращается к центрической композиции, разработанной Браманте, но стремится к соединению всех частей здания в единый пластический организм, в котором архитектоническая масса как бы дематериализуется и завершается огромным куполом, который собирает воедино и завершает все здание. Микеланджело стремится создать такой купол, чтобы под ним могли укрыться все христианские народы.

 

Возносимый кверху боковыми апсидами, как бы «столпившимися» вокруг него, купол покоится на барабане с большими окнами, обрамленными спаренными, сильно выступающими вперед колоннами. Над барабаном возвышается купол, который служит одновременно выражением тяжести массы и вместе с тем ее одухотворенности, порыва вверх, подчеркиваемого ребрами. Он возносится ввысь в том самом месте, где захоронен, по преданию, апостол Петр. Это идеальный центр самого здания, символический памятник вселенской идее христианства.

· Церковь Санта Мария дельи Анджели в термах Диоклетиана в Риме. 1550-е гг

В последние годы Микеланджело развивает интенсивнейшую архитектурную деятельность. Он занимается проектом центрального плана церкви Сан-Джованни деи Фьорентини, которая должна была стать памятником его «флорентийской родины» и соперничать с другой стороны Тибра с собором Святого Петра и замком Святого Ангела. Он набрасывает план Капеллы Сфорца в церкви Санта-Мария Маджоре, строит Порта Пиа, придает перспективно-монументальный вид площади Капитолия – этому идеальному центру священного города, берет на себя и по-новому решает вопрос о перестройке собора Святого Петра. Последние два – его основные предприятия в

области архитектуры – в значительной мере затрагивают вопросы градостроительства, нового и глубокого истолкования историко-религиозного значения Рима.

 

 

Творчество Андреа Палладио.

АНДРЕА ПАЛЛАДИО 1508—1580

Во второй половине XVI века венецианская архитектура выдвинулась на такой же высочайший уровень, что и живопись того времени, благодаря Палладио.

Искусство Палладио основанное на изучении античной и ренессансной архитектуры, - одна из вершин Позднего Возрождения. Уже в ранних постройках:

т.н. Базилика в Виченце, перестроена в 1549 из дворца Раджоне 13в. Позднее возрождение

Палладио органически сочетал в римское величие и значительность обширных открытых аркад с венецианской свободой и богатством декора. Античный ордер стал для него не столько нормативом архитектурного образа, сколько материалом для многообразных композиционных вариаций. В своих гражданских постройках Палладио добивался естественной связи фасада с планом, а всего здания в целом – с городской средой. Умение гармонически связывать архитектуру с окружающим ландшафтом с особой силой проявилось в виллах Палладио, проникнутых элегически-просветленным чувством природы и отмеченных классической ясностью и простотой формы и композиции (Вилла «Ротонда» близ Виченцы 1551-67, окончена архом Скамоцци в 1580-91; Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо1554-58 Позднее возрождение)

В культовом творчестве (венецианская церковь Сан-Джорджо Маджоре 1565-80, и Иль Реденторе окончена в 1592 позднее возрождение) Палладио сумел соединить мотив античного портика на фасаде с базиликальным типом храма. Одним из первых Палладио создает проект театрального здания нового времени (т. Олимпико в Виченце, 1580-85, окончена Скамоцци позднее возрождение). Также он оказал огромное влияние на развитие классицистического направления в европейском зодчестве 17-18 вв., в рамках которого и утвердился термин Палладианство.

Скончался Андреа Палладио 19 августа 1580 года.

 

Стиль рококо во Франции.

1720–1760-е гг. Рококо

С угасанием «великого века» монументальный архитектурный стиль второй половины 17 столетия

сменился новым художественным направлением — красочно-нарядным, изысканным рококо

— стиль в искусстве возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Термин «рококо» вошел в употребление в середине XIX в.Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Рококо достигло расцвета в 30—40-е годы. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715—1723) и перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

В это время строительство из Версаля было окончательно перенесено в Париж, который сохранил славу самого богатого и красивого города Европы. Архитектура утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям,

подражавшим Версалю, но беспредельная тяга к роскоши принимала лишь новую форму. На смену

усадебному замку 17 века пришел городской дом, отель — утопавший в зелени садов небольшой

особняк французской аристократии, верхушки буржуазии, разбогатевших ростовщиков. Залитые

светом, изысканные салоны и будуары отелей становились феерическим фоном для частной жизни и

быта аристократической верхушки, вырвавшейся после смерти Людовика XIV из-под деспотической

опеки королевского двора. В особняках рококо уже не было характерного для классицизма единства

решения наружного объема и внутреннего пространства, архитекторы часто отступали от логической

ясности и рационального подчинения частей целому. Если в фасаде отеля и сохранились

представительность и строгость дворца 17 века, то пропорции становились легкими, а внутренняя

планировка изменялась. Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к

разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным

объединяющей оси. Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в

соответствии с требованиями комфорта. Мотивы цветов, масок, обломков скал, раковин животных вкрапливаются в

узоры и образуют «чарующий стенной убор».

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников.

Типичный образец рококо — интерьер отеля Субиз 1730-е годы, созданный архитектором Жерменом Боффраном 1667—1754. Его овальный зал отмечен грацией форм, непринужденным изяществом. В создании целостного пространства большую роль играет овальная форма плана. Его плавная динамика находит развитие в мягком закругленном переходе от стены к плафону, аркам окон, в формах зеркал, дверей, декоративных рам, волнообразных контурах живописных панно, в изысканной игре линий асимметричного орнамента, образующего тонкое кружево декора плафона и стен. Интерьеры залов и анфилад в стиле рококо Стены, обшитые легкими панелями, членятся нишами на три части; нижние прямоугольной формы панели образуют устойчивое основание, на них покоятся полуциркульные арки, они завершаются живописными панно «Амур и Психея» и другие композиции. На границах между стенами, плавно переходящими в пологий купол, расположены панно с причудливым плетением растительного

орнамента, его радиальные полосы тянутся к центру плафона. Хрупкие, изящные лепные рокайли формы плоских раковин сплетаются с лепными цветочными гирляндами и стеблями, с лентообразными обрамлениями. Композиция декора пронизана легким, капризным ритмом. Заключенные в причудливые рамы зеркала и картины включаются в архитектурное убранство, разнообразя поверхность стен. Расположенные одно против другого, зеркала дают множество отражений, обманчиво расширяющих пространство интимного салона — архитектурный образ словно переносит человека в мир мечты и иллюзий. Живопись с воздушным пейзажным фоном, сохраняя плоскость стены и ритмом объединяясь с декором, подчеркивает связь интерьера с уютными уголками парка реальной природы. Интерьер отеля Субиз считается едва ли не самым первым из сохранившихся интерьеров в стиле рококо. Можно сказать, что здесь и в Марли произошло рождение этого стиля. Особого внимания достоин «Овальный салон» (или «салон Принцессы»), чьи стены украшены зеркалами и картинами, маскирующими переход от стен к потолку. Таким образом, в салоне нет ни одной прямой линии.

По своему экстерьеру отель строг, классицистичен, лишь некоторые конструктивные элементы: выпуклые скульптурные детали и полуколонны, украшающие фасад здания.Но следует отметить, что для архитектуры рококо во Франции характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось не на экстерьере, а на интерьере, поэтому основные изменения коснулись, прежде всего, внутренней планировки зданий.

 

Основные периоды и пути развития западноевропейской средневековой архитектуры.

3-5вв. – Великое переселение народов

(476г. – Падение Западной Римской империи)Дороманский период

6-8вв. – Искусство варварских королевств

конец8-9вв. – Искусство Каролингов

сер10-нач11вв. – Искусство Оттонов, переход к романике(ранняя романика)

Зрелое Средневековье

11-12вв. – Романика

сер. 12-15вв. — Готика

Архитектура средних веков, ренессанса, 17-19вв.

После падения Западной Римской империи, варварские королевства развивались, адаптируя римские и греческие традиции и заимствуя их техники.В дороманский период возводились массивные приземистые базилики с маленькими окнами и плоскими перекрытиями, монастырские комплексы и крепости с толстыми стенами, предназначенные для защиты от соседних королевств.С развитием романской архитектуры выделилось два направления: северное и южное. Северные земли такие как: Англия, Нормандия, Северная Франция, Бургундия, Германия возводили мощные соборы с неприступными вествиками, высокими башнями западных фасадов. Здесь развивались стрельчатые своды, поделённые на травеи. Средокрестие венчала квадратная или гранёная башня. Центральный неф был поднят относительно боковых.Именно на землях Северной Франции зародилась готическая архитектура, с устремлёнными вверх башнями и шпилями контрфорсов.Южная часть Европы развивала архитектуру романики, основываясь на традициях античности и Византии.В Южной Франции и Италии романские соборы были более лёгкие. Фасады украшались рельефами и аркатурными поясками, делились по вертикали на уровни. 3х или5тинефные базиликальные планы имели сильно выступающий трансепт, а Средокрестие венчал купол.Центральный и боковые нефы имели практически равную высоту, что создавало ощущение большей общности пространства. Интерьеры были богато украшены колоннами и скульптурами, имеющимиантичные и византийские корни.В этих регионах готика не получила широкое распространение, она скорее обозначала плавный переход от романской архитектуры к архитектуре Ренессанса.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.