Потребности общества и их формы — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Потребности общества и их формы

2018-01-03 230
Потребности общества и их формы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важнейшей задачей и целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества. Результатом производственного процесса является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих потребности как отдельного человека, так и всего общества. Рассмотрим подробнее содержание таких категорий, как благо и потребность.

Благо – это любое средство, как материальное, так и нематериальное, способное удовлетворять потребности. В рыночной экономике под благами понимают товары и услуги. Необходимо различать блага высшего и низшего порядка, или прямые и косвенные блага.

Блага высшего порядка или прямые блага непосредственно удовлетворяют потребности людей. К благам высшего порядка относятся предметы потребления (автомобили, мебель, одежда, продукты питания). Блага низшего порядка или косвенные блага удовлетворяют потребности общества опосредовано. К благам второго порядка - средства производства (станки, оборудование, агрегаты, инструменты).

Удовлетворению потребностей также способствуют услуги. Услуга - любое мероприятие или выгода, которые в основном неосязаемые и не приводят к завладению чем-либо. Различают материальные (транспорт, связь, торговля, жилищно-бытовое обслуживание) и нематериальные услуги (здравоохранение, образование, научное обслуживание, искусство).

Благо является средством для удовлетворения потребностей. Потребность – это нужда в чем-либо необходимом или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом. Потребность можно характеризовать как состояние неудовлетворенности, которое можно преодолеть путем использования определенных благ (товаров и услуг). Потребности человека, всего человеческого общества разнообразны и классифицируют по множеству признаков. Потребности могут быть физиологическими (потребность в продуктах питания, тепле, безопасности), социальными (потребность в общении, уважении) и пр. Экономисты изучают экономические потребности человека, которые также можно классифицировать по ряду критериев. Например, различают первичные и вторичные потребности. К первым относятся потребности, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (потребность в еде, одежде, жилье). Ко вторым относят все остальные потребности (потребность в образовании, в досуге).В отдельные группы выделяют потребность в средствах производства (товары производственного назначения: машины, станки, оборудование) и потребность в предметах потребления (товары, непосредственно удовлетворяющие потребности человека: мебель, бытовая техника, одежда). Следует различать также потребность в товарах и потребность в услугах. Услуги, в отличие от товаров, потребляются в момент их предоставления.

При всем своем многообразии все потребности имеют общее свойство: они безграничны или полностью неутолимы. Кроме того, потребности постоянно умножаются. Подобная их особенность находит выражение в законе возвышающихся потребностей. Закон возвышающихся потребностей: потребности как одного человека, так всего человеческого общества невозможно удовлетворить полностью, т.к. они очень разнообразны и многочисленны и постоянно растут. Разнообразие потребностей, их постоянный количественный и качественный рост объясняются целым рядом причин.

Безграничность потребностей объясняется:

1. Ростом народонаселения Земли.

Чем больше народа населяет отдельную страну, планет в целом, тем больше потребностей формируется. Так, в середине 1950 г. численность населения Земли, по оценкам Организации Объединенных Наций, составляла 2,5 млрд. чел., а в 2000 г. – уже 6,0 млрд. чел. и по прогнозам в 2015 г. составит 7,5 млрд. человек. [1]

2. Развитием человечества.

Каждой исторической эпохе соответствовали свои потребности и свои возможности их удовлетворения. При этом не только появлялись новые потребности, но уходили в прошлое старые, изменялось соотношение между различными видами потребностей.

3. Достижениями НТП.

Современное капиталистическое хозяйство характеризуется тем, что новизна товаров является ключевым фактором конкурентоспособности. Научный прогресс позволяет фирмам оперативно реагировать на изменение потребностей покупателей, либо самостоятельно формировать у них совершенно новые потребности.

4. Повышением культурного уровня людей.

Рост культурного уровня людей приводит к количественному и качественному изменению круга их потребностей. Люди предпочитают больше читать, больше путешествуют и т.д.

5. Оперативностью СМИ.

Средства массовой информации весьма оперативно делают данную потребность достоянием всех людей, безразлично, к какому классу они принадлежат или в какой стране проживают.

Отсюда следует, что в силу количественного и качественного роста потребностей удовлетворить их полностью невозможно. Поэтому конечной целью экономической деятельности является максимальное, а не полное удовлетворение потребностей.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.