Тема 4. Модернизация России в XVIII в. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 4. Модернизация России в XVIII в.

2018-01-03 167
Тема 4. Модернизация России в XVIII в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План.

1. Европа и Америка в XVIIIв.

2. Реформы Петра I: цели, содержание, пути осуществления.

3. Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.): причины, социальная сущность и последствия.

4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

Самостоятельная работа: 1. Внешняя политика в первой четверти XVIII в. Рождение Российской империи. 2. Крестьянский вопрос в XVIII в. Война под предводительством Е. Пугачева. 3. Внешняя политика во второй половине XVIII в.

Объясните понятия и термины: реформа, император, «европеизация», абсолютизм, бюрократия, Сенат, коллегия, Синод, Табель о рангах, дворянское ополчение, рекрутские наборы, регулярная армия, Указ о единонаследии, сословие, подушная подать, ревизия, мануфактура, протекционизм, меркантилизм, дворцовый переворот, фаворит, Верховный тайный совет, кондиции, бироновщина, «просвещенный абсолютизм», губерния, «Уложенная комиссия», жалованная грамота, государственные крестьяне, капиталистые крестьяне, промыслы, крестьянская война.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что характерно для мануфактурного производства, какие технические новшества ознаменовали начало промышленного переворота во второй половине XVIII в.? Какие идеи отстаивали европейские Просветители? Где и при каких обстоятельствах была принята первая Конституция? Какое влияние на европейскую историю оказала Великая Французская буржуазная революция?

2. Какие события детских и юношеских лет оказали влияние на Петра I как на государственного деятеля? Была ли у Петра программа действий? Какие преобразования первой четверти XVIII в. ознаменовали утверждение абсолютизма в России?

3. Покажите взаимосвязь внешнеполитической деятельности и внутренних преобразований Петра I. Какие меры позволили в короткий срок укрепить военную мощь государства и добиться успеха в Северной войне? Оцените геополитическое положение России в начале и к концу царствования Петра I?

4. Оцените социально-экономическую политику Петра I. Почему его преобразования сопровождались ухудшением положения основной массы населения, усилением крепостного гнета? С чем связана противоречивость оценок реформ Петра I в области культуры?

5. Укажите причины дворцовых переворотов и их социально-экономические и политические последствия. Чье царствование оказалось самым коротким?

6. Насколько реалистичной была программа преобразований, которую философы-просветители предлагали монархам?Каким образом на внутреннюю политику Екатерины II повлияли идеи Просвещения? Почему деятельность «Уложенной комиссии» оказалась безрезультатной? Что нового появилось в системе местного управления России в связи с проведением губернской реформы?

7. Почему время правления Екатерины II называют «золотым веком дворянства»? Отметьте особенности крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева по сравнению с другими крестьянскими войнами.

8. Какие важнейшие внешнеполитические задачи были решены во второй половине XVIII в.?

Тема 5. Россия в XIXв.

План.

1. XIXвек в мировой истории.

2. Модернизационные процессы в России первой половиныXIX века.

3. «Великие реформы» 1860-1870-х гг.

3.1. Крестьянская реформа: подготовка, основные положения, значение.

3.2. Реформы местного управления, суда, просвещения, военные реформы и др.

4. Социально-экономическое развитие России в пореформенный период. Политика «контрреформ».

 

Самостоятельная работа: 1. Внешняя политика России в XIX в. 2. Общественно-политические движения XIX в.: декабристы, западники и славянофилы, народники.

Объясните понятия и термины: промышленный переворот, внутренний рынок, наемные рабочие, «вольные хлебопашцы», министерство, Отечественная война, Восточный вопрос, военные поселения, декабристы, кодификация, «теория официальной народности», западники, славянофилы, «Уставная грамота», временнообязанные крестьяне, надел, отрезки, выкупные платежи, отработки, община, круговая порука, земство, суд присяжных, всеобщая воинская повинность, народник, народоволец, контрреформы, пореформенный период.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие страны освободились от колониальной зависимости в XIXв.? Назовите важнейшие социальные последствия промышленного переворота? Какое влияние на политическую и социально-экономическую жизньв XIXвеке оказали буржуазные революции? Как изменилась расстановка сил в Европе после объединения Италии и Германии?

2. Назовите главные тенденции экономического развития России в XIX – начале ХХ вв.? Когда в России начинается промышленный переворот и в чем его особенности? Чем объясняется активное вмешательство государства в экономику?

3. Сравните замыслы и результаты реформаторской деятельности Александра I. Почему не был осуществлен план Сперанского? Какие реформы были проведены в Польше, Финляндии, Прибалтике, но не осуществлялись на остальной территории Российской империи?

4. Почему, несмотря на осуществление некоторых реформ (укажите каких) при Николае I, время его правления оценивается как торжество консервативной политики?

5. Какую роль в истории России сыграла борьба с Наполеоновской Францией? Почему Восточный вопрос был одним из главных направлений внешней политики России на протяжении всего XIX в.? Какие территории были присоединены к Российской империи в первой половине XIX в.? Во второй половине XIX в.?

6. Какие условия крестьянской реформы 1861 г. не соответствовали интересам крестьян? Как осуществлялась выкупная операция? Что означает принцип всесословности, взятый за основу при подготовке реформ 1860-1870-х гг.? Какая сторона общественной жизни осталась не затронутой преобразованиями Александра II?

7. Какие «контрреформы» планировало провести правительство Александра III? Какие осуществило? Почему консервативный внутриполитический курс не отразился на поступательном развитии экономики?

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.