Объекты профессиональной деятельности бакалавров — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Объекты профессиональной деятельности бакалавров

2018-01-03 624
Объекты профессиональной деятельности бакалавров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

обучение, воспитание и развитие обучающихся в педагогическом процессе.

4.3 Виды профессиональной деятельности бакалавров:

учебно-воспитательная, методическая, социально-педагогическая, культурно-просветительная, организационно-управленческая деятельность.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Задачи профессиональной деятельности бакалавров

В области учебно-воспитательной деятельности:

Осуществление процесса обучения по предмету (предметам) в соответствии с профилем (профилями).

Использование современных научно обоснованных технологий обучения, в том числе технических, аудиовизуальных, информационных и мультимедийных.

Прогнозирование результатов обучения, воспитания и развития обучающихся, контроль их учебных достижений с использованием современных средств оценивания результатов обучения.

Формирование у обучающихся ценностных ориентаций, гражданских и патриотических убеждений, толерантности.

Создание и поддержка благоприятной образовательной среды, способствующей достижению целей обучения, воспитания и развития.

В области методической деятельности:

Сбор, анализ, систематизация и использование информации в сфере профессиональной деятельности.

Обоснованный выбор образовательной программы, учебно-методического обеспечения и их адаптация к условиям конкретного образовательного процесса.

Планирование учебных занятий по предмету (предметам) с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом.

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся по предмету (предметам) в соответствии с профилем.

Планирование, организация и анализ собственной педагогической деятельности и ее совершенствование.

В области социально-педагогической деятельности:

Осуществление педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовка их к сознательному выбору профессии.

Организация и развитие внутриколлективных и межличностных отношений школьников.

Взаимодействие с социальными институтами и родителями обучающихся, оказание им помощи в воспитании детей.

В области культурно-просветительной деятельности:

Формирование общей культуры обучающихся.

Организация культурного пространства образовательного учреждения.

 

В области организационно-управленческой деятельности:

Управление учебной и внеучебной деятельностью обучающихся и оценка ее результатов.

Обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе.

Организация деятельности коллектива обучающихся.

Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности.

Ведение документации образовательного учреждения.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛВРИАТА

 

Выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «бакалавр педагогического образования» должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

- способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, к социальной мобильности (ОК-1);

- способность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-2);

- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК -3);

- способность к анализу социально значимых политических событий и тенденций, к использованию социологического знания в профессиональной и общественной деятельности (ОК-4);

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-5);

- способность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-6);

- готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (ОК-7);

- способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-8);

- способность использовать законы логического мышления (ОК-9);

- способность приобретать новые научные знания (ОК-10);

- готовность использовать основные методы математики и естественных наук в профессиональной деятельности, применять методы моделирования, теоретического и экспериментального исследования в науке (ОК-11);

- способность учитывать в своей профессиональной деятельности современные тенденции развития компьютерных, информационных и телекоммуникационных технологий (ОК-12);

- способность самостоятельно работать на компьютере (ОК-13);

- способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владение одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОК-14);

- способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОК-15);

- готовность к организационно-управленческой работе (ОК-16);

- готовность работать с информацией из различных источников (ОК-17);

- способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-18);

б) профессиональными (ПК):

в области учебно-воспитательной деятельности (ПК УВД):

- способность преподавать предмет (в соответствии с профилем) с учетом специфики познавательных задач и его научного содержания, возрастных особенностей и мотивации обучающихся (ПК УВД-1);

- способность обеспечивать деятельностную ориентацию образовательного процесса, использовать интерактивные педагогические технологии, исходя из специфики преподаваемого предмета (ПК УВД-2);

- способность определять и комбинировать средства и методы обучения, адекватные поставленным образовательным задачам, уровню подготовленности обучающихся и их индивидуальным характеристикам (ПК УВД-3);

- способность осуществлять комплексную диагностику и анализ образовательного процесса, моделировать на этой основе систему мониторинга качества образования (ПК УВД-4);

в области методической деятельности (ПК МД):

- готовность к сбору, анализу, систематизации и использованию информации в сфере профессиональной деятельности (ПК МД-1);

- готовность к обоснованному выбору образовательной программы, учебно-методического обеспечения и их адаптации к условиям конкретного образовательного процесса (ПК МД-2);

- способность к планированию учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы по предмету (предметам) в соответствии с профилем (профилями) подготовки (ПК МД-3);

- готовность к организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся по предмету (предметам) в соответствии с профилем (профилями) подготовки (ПК МД-4);

- способность к планированию, организации и анализу собственной педагогической деятельности и ее постоянному совершенствованию (ПК МД-5);

в области социально-педагогической деятельности (ПК СПД):

- готовность к осуществлению педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовке их к сознательному выбору профессии (ПК СПД-1);

- способность к организации и развитию внутриколлективных и межличностных отношений обучающихся (ПК СПД-2);

- способность к взаимодействию с социальными коллективами и родителями обучающихся, оказанию помощи родителям в семейном воспитании (ПК СПД-3)

в области культурно-просветительной деятельности (ПК КПД):

- готовность к формированию общей культуры обучающихся (ПК КПД-1);

- готовность к организации культурного пространства образовательного учреждения (ПК КПД-2);

в области организационно-управленческой деятельности (ПК ОУД):

- готовность к управлению учебной и внеучебной деятельностью обучающихся (ПК ОУД-1);

- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельностии (ПК ОУД-2);

- способность к организации контроля за результатами обучения и воспитания (ПК ОУД-3);

- способность к организации деятельности коллективов обучающихся (ПК ОУД-4);

- готовность к организации взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами для решения задач профессиональной деятельности (ПК ОУД-5).

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА

Основные образовательные программы предусматривают изучение следующих учебных циклов (Таблица 2):

- гуманитарный, социальный и экономический цикл;

- математический и естественнонаучный цикл;

- профессиональный цикл;

и разделов:

- физическая культура;

- учебная и производственная практики;

- итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.

Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

 

 

Таблица 2 - Структура ООП бакалавриата

Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоем- кость (зачетные единицы) Перечень дисциплин дляразработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Коды форми-руемых компетенций
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл 25-35    
Базовая часть 10-20    
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: - философские основы научного познания, историю и тенденции современного развития философского знания; - основные закономерности и этапы исторического процесса; - роль России в истории человечества и в современном мире; - лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка); - основные направления государственной политики в области языка, стили и модели речевых жанров русского языка, языковые нормы русского литературного языка, основные законы риторики, приемы и средства публичного выступления; уметь: - анализировать и оценивать социально и личностно значимую информацию, политические события, экономические процессы, социокультурные явления; - толерантно воспринимать социальные и культурные различия; - логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, давать определения, приводить примеры и доказательства; владеть: - основными методами социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; - навыками литературной письменной и устной речи; - приемами публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики; - иностранным языком на уровне бытового общения, а также в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников.   История ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-10
Философия ОК-2, ОК-8, ОК-9, ОК-10
Иностранный язык ОК-1, ОК-14
Риторика и культура речи ОК-1, ОК-9, ОК-14, ОК-15, ОК-17, ОК-18, ПК МД-1, ПК КПД-1,
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)      
Б.2   Математический и естественнонаучный цикл 8-15    
Базовая часть 6-10    
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: - современную естественнонаучную картину мира; - сущность и значение информации в развитии современного общества; уметь: - использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии; - объяснять естественнонаучные явления и процессы; - работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний, программными продуктами; - работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; - применять методы математики и естественных наук, моделирования, теоретического и экспериментального исследования в сфере профессиональной деятельности; владеть: - основными способами и средствами получения, хранения, переработки информации; - навыками работы с компьютером как средством управления информацией.   Математика ОК-11, ОК-13, ОК-17
Информатика ОК-12, ОК-13, ОК-17, ПК МД-1
Концепции современного естествознания ОК-11
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)        
Б.3 Профессиональный цикл 163-175 215-225*    
Базовая (общепрофессиональная) часть В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: - новейшие достижения в области психолого-педагогических наук, использовать их для внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс; - возрастныефизиологические ипсихологическиезакономерности развития обучающихся; - современные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, приемы, методы и средства обучения и оценивания учебных достижений школьников, современные технологии обучения, - права и свободы учащихся, предусмотренные Законом РФ «Об образовании» и Конвенцией о правах ребенка; - требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; уметь: - использовать методы психолого-педагогических исследований в сфере своей профессиональной деятельности; - ставить педагогические задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся; - использовать личностно-ориентированные подходы к обучающимся с учетом их индивидуальных характеристик; - - планировать воспитательную работу, в том числе мероприятия образовательной и культурно-просветительной направленности; - рационально организовывать образовательный процесс с целью укрепления и охраны здоровья учащихся, выполнять правила и нормы, обеспечивающие охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе; - планировать и осуществлять мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, в том числе с использованием современных технологий коррекционной педагогики; владеть: - нормативной базой, регулирующей сферу профессиональной деятельности; - разнообразными способами и средствами оценки качества образования; .различными формами презентации результатов учебно-познавательной деятельности; - основными методами защиты обучающихся, производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, современных средств поражения, основными мерами по ликвидации их последствий.   36-46 Безопасность жизнедеятельности ОК-7, ПК ОУД-2
Психология ОК-1, ОК-3, ОК-16, ПК УВД-1, ПК УВД-3, ПК СПД-2, ПК СПД-3, ПК ОУД-1, ПК ОУД-4
Педагогика ОК-1, ОК-8, ОК-16, ПК УВД-1, ПК УВД-2, ПК УВД-3, ПК УВД-4, ПК СПД-1, ПК СПД-2, ПК СПД-3, ПК КПД-1, ПК КПД-2, ПК МД-5, ПК ОУД-1, ПК ОУД-3, ПК ОУД-4, ПК ОУД-5
Возрастная анатомия и физиология ПК ОУД-2
Основы здорового образа жизни ОК-7, ОК-16, ПК ОУД-2
Теория и методика воспитательной работы ОК-16, ПК СПД-1, ПК СПД-2, ПК СПД-3, ПК КПД-1, ПК КПД-2, ПК ОУД-1, ПК ОУД-3, ПК ОУД-4, ПК ОУД-5
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)      
Б.4 Физическая культура     ОК-4, ОК-5
Б.5 Учебная и производственная практики (практические умения и навыки определяются ООП вуза) 30*    
Б.6 Итоговая государственная аттестация 8*    
  Общая трудоемкость основной образовательной программы 300*      

* Для ООП бакалавриата с совмещением двух профилей

7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛВАРИАТА

7.1 Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ

7.1.1 Перед началом разработки ООП вуз должен определить главную цель (миссию) программы, цели основной образовательной программы, как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающую ее специфику, направление и профиль подготовки, особенности научной школы, потребности рынка труда.

ООП подготовки бакалавра включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.1.2 При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.1.3 Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями образовательных учреждений, научных, государственных и общественных организаций, органов управления образованием, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 25 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 25 % аудиторных занятий.

7.1.4 В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.

7.1.5 Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.

7.1.6 Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.

Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.

7.1.7 Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучениясоставляет 27академических часов.В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.

7.1.8 В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с постановлением Правительства от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)».

7.1.9 Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы.

7.1.10 Раздел «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетные единицы реализуется:

при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов;

7.1.11 Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.1.12 Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными.

7.1.13 Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям):

- Иностранный язык,

- Риторика и культура речи,

- Психология,

- Педагогика,

- Информатика.

7.1.14 Наряду с установленными законодательными и другими нормативными актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);

при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки (специализацию);

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.

 

Требования к организации учебной и производственной практик

Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики могут проводиться в сторонних организациях (образовательных учреждениях общего среднего образования, учреждениях дополнительного образования, летних детских оздоровительных лагерях, НИИ, культурно-просветительных учреждениях) или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.

Аттестация по итогам практики: по итогам учебной практики студентом представляется отчет, в котором фиксируются собранные данные и результаты их обработки, на основании чего выносится решение в соответствии с формой отчетности, избранной вузом; по итогам педагогической практики студентом представляется отчет с анализом всех видов его деятельности, на основании чего выносится решение в соответствии с формой отчетности, избранной вузом.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу и другую научную информацию, достижения отечественной и зарубежной науки в сфере своей профессиональной деятельности;

участвовать в проведении научных исследований;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию);

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

принимать участие в образовательных выставках и форумах, а также научных конференциях, выступить с докладом на конференциях.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.