Буквы, обозначающие гласные звуки на письме (их 10) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Буквы, обозначающие гласные звуки на письме (их 10)

2018-01-03 1439
Буквы, обозначающие гласные звуки на письме (их 10) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Речь

       
 
   
 


устнаяписьменная

то, что мы то, что мы

слышим, видим,

говорим пишем

Предложение

 
 


слово

слог

звук \ буква

 

 

Гласные звуки (их 6)

[а] [о] [ы] [э] [и] [у]

Буквы, обозначающие гласные звуки на письме (их 10)

А я о ё ы и э е у ю

Буквы ё е я ю обозначают два звука:

[й'о][й'э][й'а][й'у]

· после гласных

· после ъ и ь

· в начале слова

 

Согласные звуки

Звонкие парныеЗвонкие непарные

[б] [в] [г] [д] [ж] [з] [р] [л] [м] [н] [й]

Глухие парныеГлухие непарные

[п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [х] [ц] [ч] [щ]

Твердые парные

[б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х]

Мягкие парные

[б′] [п′] [в′] [ф′ [г′] [к′] [д′] [т′] [з′] [с′] [л′] [м′] [н′] [р′] [х′]

Твердые непарные Мягкие непарные

[ж] [ш] [ц] [ч′] [щ′] [й′]

 
 


Звуки

ГласныеСогласные

(это звуки, при (это звуки, при образовании образовании которых которых встречается

Воздух свободно проходит преграда (губы, зубы, язык)

Через полость рта, не встречая

Никакой преграды.

       
   


ударныебезударные твёрдые мягкие

а я

о ё

у ю

ы и

Э е

ь

звонкиеглухие

Произносятся произносятся

С голосом и шумом с шумом

гласные | согласные звонкие

а о у ы э н м л р й б в г д ж з         Ъ
я ё ю и е           п ф к т ш с х ц ч щ ь

| согласные глухие

Всегда твёрдые: Ш, Ж, Ц

Всегда мягкие: Ч, Щ, й

Все остальные: могут быть твёрдыми и мягкими

Ь и Ъ – звука не имеют

 

 

Схема фонетического разбора слова

1. Запиши слово.

2. Раздели на слоги.

1. Поставь ударение.

2. Сделай транскрипцию.

3. Запиши в столбик буквы, рядом –звуки.

4. Охарактеризуй каждый звук:

а) гласный или согласный

б) если гласный, то ударный или безударный

в) если согласный, то твердый или мягкий (парный\непарный)

звонкий или глухой (парный\непарный)

7.Посчитай количество букв и звуков.

 

Мяч-1слог - мяч - [ м' а ч']

м- [ м'] -согл., мягк.,парн. [м ],звонк., непарн.

я- [ а ] -гласн., ударн.

ч- [ ч'] -согл., мягк.,непарн., глух., непарн.

Б., 3зв.

Семья-2 слога, семь-я, [ с' э м' й' а ]

с- [с'] -согл.,мягк.,парн. [ с ], глух., парн.[ з' ]

е- [ э ] -гласн., безуд.

м- [ м' ] -согл.,мягк.,парн. [ м ].звонк., непарн.

ь- [ - ]

я- [ й' ] -согл.,мягк., непарн., звонк., непарн.

- [ а ] -гласн., ударн.

Б., 5зв.

Разбор слова по составу

настольный

1. Найди и выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова:

настольный, настольного, настольным, о настольном.

Окончание –ый, основа настольн-

2. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова:

стол, столик, столовая.

Общая часть слов – стол-. Это корень.

Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах.

Суффикс –н-, такой суффикс есть в словах школьный, классный.

 

Выдели приставку и докажи, что такая приставка есть в других словах.

Приставка –на-.

Такая приставка есть в словах наручный, настенный

Предложение

1. По цели высказывания

Повеств. Вопросит. Побудит.

О чем-либо содержит содержит

или о ком-либо вопрос просьбу,

сообщается, приказ

говорится

.?.!

2. По интонации

Восклиц. невосклиц.

3.По структуре

Простое сложное

1 грамматич. основа 2 и более грамматич. основ

4.По строению грамматич. основы

Односоставные двусоставные

1 главный член есть и подлежащее и

член (или подлежа- сказуемое

щее или сказуемое)

5.По наличию второстепенных членов предложения

Распростр. нераспростр.

кроме грамматич. основы только грамматич. основа

есть второстеп. члены предложения

 

Определи интонацию.

Образец.

С юга потянул тёплый ветер.

 

Предложение повествовательное, невосклицательное, грамматическая основа – ветер потянул, простое, двусоставное, распространенное, однородных членов нет.

Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль.   Грамматическая основа ( главные члены предложения)   Подлежащее -это главный член предложения, который связан со сказуемым, показывает о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы именительного падежа (кто? или что?)   Сказуемое -это главный член предложения, который связан с подлежащим, показывает что о нем говорится и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Что происходит с предметом? Каков он? Как найти в предложении грамматическую основу. 1. Найди слово, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении. 2. Проверь, отвечает ли это слово на вопросы КТО? ЧТО? 3. Найди слово, которое называет, что делает или каков тот, о ком сообщается в предложении. 4. Проверь, отвечает ли слово на вопросы что делает? что делал? что будет делать? каков?   Второстепенные члены предложения Дополнение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Обозначает, на какой предмет или явление направлено действие и отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?   Подчеркивается - - - - -   Определение - второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей? и обозначает признак предмета. (Поясняет подлежащее и другие члены предложения.)   Подчеркивается ~~~~~~~~~~~   Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак признака. (Поясняет сказуемое или другие второстепенные члены предложения.) Обозначает место, время, причину, цель, образ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? Подчеркивается -.-.-.-. Члены предложения
       
   


главныевторостепенные

Подлежащее дополнение

Сказуемое определение

Обстоятельство

 

Части речи

       
   
 


самостоятельныеслужебные

Имя существительное предлог

Имя прилагательное союз

Глагол частица

Местоимение

Числительное

Наречие

 

 

№ 1

Оформление предложения.

· Начало предложения пишется с большой буквы.

· В конце предложения ставится.?!

· Слова в предложении пишутся отдельно.

 

Работа над ошибками

 

· Выпиши предложение.

· Придумай и напиши еще одно предложение.

· Подчеркни заглавную букву.

В ыпал снег. Д ети рады.

 

 

№ 2

Работа над ошибками

 

· Запиши данное слово 3 раза

· Подчеркни букву, где была допущена ошибка

· Запомни это слово

№ 3

Работа над ошибками

 

· Запиши данное слово.

· Подчеркни большую букву.

· Напиши ещё 3 слова на это правило, подчеркни в них большую букву.

№ 4

Гласные после шипящих.

ЖИ – ШИ пиши с буквой И,

ЧУ – ЩУ пиши с буквой У,

ЧА – ЩА пиши с буквой А.

Жи ву, пу ши стый, пря чу, и щу, ча шка, ща вель.

Работа над ошибками

 

· Выпиши слово.

· Придумай и запиши еще 3 слова на эту орфограмму.

Малыш и, карандаш и, ш и рина, уш и б.

 

№ 5

Перенос слов.

1. Слово переносится с одной строки на другую по слогам.

Можно нельзя

про-смотр просмо-тр

стр-ах

2. Нельзя оставлять в конце строки и переносить на другую строку 1 букву.

Можно нельзя

ака –ция а-кация

акации-я

 

Работа над ошибками

 

· Выпиши слово, подчеркни гласные буквы, цифрой обозначь количество слогов.

· Раздели слово на слоги.

· Подумай, как можно перенести (или нельзя)

· Придумай ещё 2 слова на это же правило

О с иа, (мали-на, яго-да)

№ 6

Работа над ошибками

 

· Выпиши слово.

· Поставь ударение.

· Подчеркни орфограмму.

· Напиши это слово 3 раза.

· Придумай и запиши 2-3 однокоренных слова.

Д о рога, дорога, д о рога.

Дорожный, прид о рожный, внед о рожник.

Хо кк ей, хо кк ей, хо кк ей.

Хо кк ей, хо кк еист, хо кк ейный.

№ 7

Как изменить слово?

· Много – один (леса-лес)

· Один – много (гора-горы)

· Назови ласково (трава – травушка, травинка)

· Что делает …

· Каков …

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· поставь ударение

· выдели корень

· в корне подчеркни безударную гласную

· обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.

Сады – с а д; волна - в о лны.

 

№ 8

Звонкие и глухие согласные.

(б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш)

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Подбери проверочное однокоренное слово, где гласная произносится отчётливо.

Сады – с а д; волна - в о лны.

 

 

 

№ 9

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Подчеркни Ь и согласную перед ним

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

 

Ел ь, тен ь, пен ь.

 

№ 10

Разделительный мягкий знак.

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Подчеркни Ь и гласную перед ним

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

В ь юга, лист ь я, солов ь и.

 

 

№ 11

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Выдели приставку

· Подчеркни Ъ и гласную перед ним

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

 

С ъе ст, об ъя вления, об ъё м.

 

№ 12

Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН…

 

Сочетания ЧК, ЧН, РЩ, НЧ, НЩ, ЩН –

Пиши без Ь.

 

 

Пти чк а, но чн ой, ко нч ик, сва рщ ик, мо щн ый.

 

 

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Подчеркни сочетания

  • Придумай и запиши еще два с этой орфограммой

 

До чк а, ре чк а, мо щн ый

 

№ 13

Двойные согласные.

(лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб)

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Подбери однокоренное слово.

· Выдели корень.

· Подчеркни двойные согласные.

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

 

Кла сс – кла сс ный, А нн а – А нн ушка, дро жж и – дро жж евые.

 

 

№ 14 Непроизносимые согласные.

(т, д, л, в)

1. В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не произносятся. Эти слова надо проверять.

Честный - честь, звёздный – звезда.

 

2. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.

Чудесно – чудо.

 

3. Запомни: лестница

Праздник

Чувство

 

4. Запомни: СН без Т

Ужасный – ужас, опасный – опасен.

 

Работа над ошибками

· Выпиши слово

· Подбери однокоренное слово, где эта согласная произносится отчётливо.

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Звез д ный – звез да; чес т ный – чес ть

№ 15 Правописание предлогов.

 

Предлоги (К, ПО, В, НА, ЗА, С, ПОД, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ…) пишутся отдельно от слова.

Работа над ошибками

 

· Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом.

· Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.

· Обозначь орфограмму – пробел.

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

 

К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу

Лодка от плыла от берега

 

№ 16 Правописание приставок.

Приставки (В, У, К, С, НА, ЗА, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ИЗ, НАД…) пишутся слитно со словом.

Работа над ошибками

 

· Выпиши слово.

· Выдели приставку и корень

  • Образуй от этого слова ещё 2 с другими приставками.

 

Убежала, пришла, написала, прочитала, срисовал.

 

№ 17

Ж.р. М.р.

(она, моя) (он, мой)

| |

Ь нет Ь

мышь душ

рожь муж

помощь лещ

дочь меч

Работа над ошибками

 

· Выпиши слово.

· Определи род и склонение.

· Придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Лу ч (м.р.), шала ш (м.р.)

Но чь (ж. р., 3 скл.), пе чь (ж. р., 3 скл.)

 

№ 18

НЕ с глаголом.

· Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..

 

Не играл, не было, не мог, не хочу, не знаю

 

Работа над ошибками

· Выпиши глагол с НЕ.

· Запиши два слова на это правило.

· Подчеркни орфограмму.

Не_пришел, не_выучил.

 

№ 19

О или Е.

Верт о лёт, пар о ход, пыл е сос, пул е мёт.

Работа над ошибками

· Выпиши слово.

· Выдели корни.

· Подчеркни гласную.

· Запиши 2 слова с этой орфограммой.

Вод о воз, сам о лет, тепл о ход.

 

№ 20

Гласные после шипящих.

Глагол

· Ставим в неопред. форму

На -ить остальн.

Спр. 1 спр.

+ +

Терпеть брить

Вертеть стелить

Обидеть

Зависеть

Ненавидеть

Видеть

Смотреть

Гнать

Дышать

Слышать

Держать

№ 27

Сущ. 3 скл. 1. сущ. м. р

Глаг. Н. ф. 2. сущ. мн. ч.

Глаг. повел. накл.

Нареч.

Иск.. уж

Замуж

Невтерпеж

 

 

№ 28

Работа над ошибками

· Выпиши слово.

· Напиши вопрос.

· Обозначь орфограмму.

· Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

Пыта ться (что делать?), учит ся (что делает?), бере чь, стере чь.

 

 

№ 29

Правописание суффиксов

Правописание суффикса –ок

Пишется всегда под ударением. После шипящих в - суффиксе –ок - всегда пишется гласная о

Имя существительное.

· Часть речи

· Обозначает предмет

· Отвечает на вопросы Кто? Что?

· Имеет род

 

М. р. Ср. р. Ж.р.

(он, мой) (оно, моё) (она, моя)

· Изменяется по числам и падежам

· Бывают собственные и нарицательные

· Делятся на одушевлённые и неодушевлённые

Одушевлённые существительные отвечают на вопрос Кто? и называют предметы живой природы.

Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос Что? И называют предметы неживой природы.

 

Склонение существительных

1 скл. 2скл. 3скл.
Ж.р. М.р. М.р. Ср.р. Ж.р.
-а -я [] -о -е …ь

 

Прилагательное

· Часть речи

· Обозначает признак предмета

· Отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое?

Чей? Чья? Чьё?

· Изменяется по числам, родам, падежам

· В предложении – чаще определение

Прилагательные бывают

· Качественные

1. указывают на качество предмета – цвет, размер, свойство

2. можно подобрать антонимы

3. может быть краткая форма

4.от кач. прил. можно образовывать прил. с приставкой не

5. можно подставить слова «более – менее»

6. образуются при помощи суффиксов –оват-, -еват-, -еньк, -оньк-

7. Имеют степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Глагол

· Часть речи

· Обозначает действие предмета

· Отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

· Бывает совершенного и несовершенного вида

Что делать? Что сделать?

| |

Несовер. вид соверш. вид

· Изменяется по временам

Прош. в. Наст. в. Буд. в.

| |___________|

Что делал? изменяется

Что сделал? | |

| по лицам по числам

изменяется | | | | |

По 1л. 2л. 3л. ед.ч мн. ч.

числам |__________________|

| | спряжение

ед.ч мн. ч. | |

| | | 1 спр. 2 спр.

М.р. ж.р. ср.р. [] ударн.

| |

Е И

[] безударн.

|

По н.ф.

| |

-ить остальные

| |

Спр. 1 спр.

Как определить вид глагола

1. Чтобы определить вид глагола, необходимо задать к нему во­просы.

2. Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делал? что будет делать? — это глагол несовершенного вида.

3. Если глагол отвечает на вопросы что сделать? что сделал? что сделает? — это глагол совершенного вида.

 

Прочитал — вопрос что сделал? Глагол совершенного вида. Рисовал — вопрос что делал? Глагол несовершенного вида.

 

Глаголы-исключения:

И зависеть, и вертеть,

А ещё смотреть, терпеть.

 

Местоимение

· Часть речи

· Не называет предмет или признак, а только на него указывает

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, такой, то, этот, все и др.

 

 

Личные местоимения

  Ед.ч. Мн. ч.
1 лицо Я Мы
2 лицо Ты Вы
3 лицо Он, она, оно Они

·

Предлог

Слова на, в, от, об, по, из, к, у, за, о, под, над, с… - это предлоги.

· Часть речи

· Предлоги служат для связи слов в предложении.

· Они пишутся отдельно от других слов.

Как отличить предлог от приставки? (Смотреть правила № 15, 16)

Член предложения.

 

 

У наречия нет окончания.

На поляну выбежал заяц.

1. (На) поляну – имя существительное.

2. Начальная форма – поляна.

Начальная форма – высокий

Состав слова

Родственные слова это слова, сходные по смыслу и имеющие общую часть (корень)

 

Однокоренные слова – это слова, образованные от одного и того же корня.

 

Что делать?

 
 


Кто? Какой?

Что? Как?


Корень

 

 

 


Окончание – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

 

Корень – это главная неизменяемая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

 

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

 

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

 

Приставки

1. – о, от о печатал, от нёс

-вы, по, в вы ход, по ход, в ход

-пере, при пере ход, при ходить

-у, за, на у летел, за шёл, на ходка

-про, с про бежал, с пел

до, об, под,… до писал, об ъезд, под ъём

 

2. Приставки –вз (-вс), -воз (-вос), -из (-ис),

-через (-черес), -раз (-рас), -без (-бес)

· Если корень начинается со звонкого согласного, пишется З.

Без людный, из вестный

· Если корень начинается с глухого согласного - С.

Рас сказ, бес покойный

Приставки с гласной а: за-, на-, над-.

 

3. Приставки с гласной о: от-, ото-, под-, подо-, по-, до-, об-, про-, о-.

 

Суффиксы

1. – ик-, - ок-, - ек- – придают слову уменьшительно-ласкательный оттенок

· Чтобы правильно писакть слова с суффиксами –ик, -ек, нужно изменить слово.

· Если гласный не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву И.

Сад и к – сад и ки.

· Если гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать букву Е.

Замоч е к – замочки.

2. – очк-, -ечк- коз очк а, книж ечк а

-еньк-, -оньк- сер еньк ий, лис оньк а

-ушк-, -юшк- дед ушк а, пол юшк о

(-ышк-) солн ышк о

-к- машинка

-онок-, -енок- волч онок, льв ёнок

3. Указывают на принадлежность к профессии.

-ист-, -тель- машин ист, строи тель

-чик-, -щик-, часов щик, лёт чик

-ник-, -арь- лес ник, пек арь

Д

Т остал.

З -чик- согл. –щик-

С

Ж

 

лётчик сварщик

5. Суффиксы глаголов

-а-, -я- беж а ть, стрел я ть

-и-, -л- вход и ть, уеха л

-е-, -о- увид е ть, постр о ить

 

6. Суффиксы прилагательных

-н-, -нн- боль н ой

-ан-, -ян-, -енн-

-ев-, -ов- груш ев ый, слив ов ый

 

7. Реже

-в-, -ск-, -ек-, -очек-, -иц-, -ец-, -ищ-, -ёр-,

-инк-,

-лив-

-анин-, -янин-, -евн-, -евич-, -ич-, -овн-,

-ович-, -иничн-, -ость-

Определи часть речи.

2.

Окончание

Существ. Прилаг. Глагол
1.Определяем падеж   2.Определяем склонение   3.Вспоминаем окончание сущ. в данном падеже (или подставляем слово-помощник)   1.Находим существительное, к которому относится данное прилагательное.   2.Задаём вопрос от существитель-ного к прилага-тельному.   3.По вопросу определяем окончание прилагательного. 1.Подбираем неопределённую форму глагола.   2.Если в неопределённой форме –-ить-, то в безударном окончании пишем букву И.   3.В остальных случаях пишем Е.
Смотреть правило № 22 Смотреть правило № 25 Смотреть правило № 26

 

 

 

 

 

Речь

       
 
   
 


устнаяписьменная

то, что мы то, что мы

слышим, видим,

говорим пишем

Предложение

 
 


слово

слог

звук \ буква

 

 

Гласные звуки (их 6)

[а] [о] [ы] [э] [и] [у]

Буквы, обозначающие гласные звуки на письме (их 10)

А я о ё ы и э е у ю

Буквы ё е я ю обозначают два звука:

[й'о][й'э][й'а][й'у]

· после гласных

· после ъ и ь

· в начале слова

 

Согласные звуки

Звонкие парныеЗвонкие непарные

[б] [в] [г] [д] [ж] [з] [р] [л] [м] [н] [й]

Глухие парныеГлухие непарные

[п] [ф] [к] [т] [ш] [с] [х] [ц] [ч] [щ]

Твердые парные

[б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х]

Мягкие парные

[б′] [п′] [в′] [ф′ [г′] [к′] [д′] [т′] [з′] [с′] [л′] [м′] [н′] [р′] [х′]


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.432 с.