Социальные отношения. Ч.2
1. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y юношам и девушкам задавали вопрос: «Какое высшее образование, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения успеха?». (Можно было выбрать не более трёх ответов.) Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
|
| 1)
| Доля тех, кто считает, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха медицинское образование, среди юношей выше, чем среди девушек.
|
| 2)
| Равные доли опрошенных девушек считают, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха техническое и педагогическое образование.
|
| 3)
| Среди тех, кто считает, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха гуманитарное образование, юношей меньше, чем девушек.
|
| 4)
| Большинство опрошенных считают, что высшее образование необязательно для достижения успеха.
|
| 5)
| Равные доли опрошенных обеих групп ответили, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха военное образование
| |
2. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальными благам, называются
|
| 1)
| социальной мобильностью
|
| 2)
| социальным статусом
|
| 3)
| социальным неравенством
|
| 4)
| социальными отношениями
| |
3. Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| ОПРЕДЕЛЕНИЯ
|
| ПОНЯТИЯ
| А)
| социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом
| Б)
| перемещения из одной социальной группы в другую
| В)
| руководящее начало, требование, образец
| Г)
| разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение
| |
| 1)
| социальная мобильность
| 2)
| социальная дифференциация
| 3)
| социальная роль
| 4)
| социальная норма
| | | | |
4. Что относится к вертикальной социальной мобильности?
| |
| 1)
| Гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на 5-м этаже в трехкомнатную квартиру на 9 этаже в том же доме.
|
| 2)
| Рядовой инженер назначен руководителем проекта.
|
| 3)
| Офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии.
|
| 4)
| Мелкий торговец продуктами питания начал заниматься продажей подержанных вещей.
|
| 5)
| Гражданка вступила в повторный брак.
|
| 6)
| Секретарша согласилась выполнять дополнительные обязанности.
| | |
5. Установите соответствие между социальными группами и критериями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| | |
| СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
|
| КРИТЕРИИ
| А)
| Мужчины
| Б)
| Племена
| В)
| Народности
| Г)
| Дети
| |
| 1)
| демографический
| 2)
| этнический
| | | |
6. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции.
|
| 1)
| бойкот
|
| 2)
| аплодисменты
|
| 3)
| насмешка
|
| 4)
| выговор
|
| 5)
| комплименты
|
| 6)
| улыбка
| |
7. Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А.
| Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие признаки.
| Б.
| Отношения в группе обязательно регулируются официальными документами.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| |
8. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А.
| Социальные нормы регулируют жизнь общества.
| Б.
| Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| |
9. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится
|
| 1)
| всенародная слава
|
| 2)
| всеобщий почет
|
| 3)
| награждение грамотой
|
| 4)
| доброжелательное отношение
| |
10. Верны ли следующие суждения о семье?
А.
| Семья – это малая группа.
| Б.
| Семья – это социальный институт.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| |
11. Верны ли следующие суждения о признаках патриархальной (традиционной) семьи?
А.
| Женщина экономически зависит от мужчины.
| Б.
| Домашние обязанности четко разделены между мужем и женой.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| |
12. Социальные нормы
|
| 1)
| играют роль регулятора поведения людей
|
| 2)
| гарантируют формирование у индивида совести, достоинства, чести
|
| 3)
| всегда зафиксированы в соответствующих актах, законах
|
| 4)
| всегда являются «неписаными» нормами поведения
| |
13. Что характеризует хозяйственную функцию семьи?
|
| 1)
| регламентация поведения
|
| 2)
| воспроизводство социальной структуры
|
| 3)
| организация семейного досуга
|
| 4)
| распределение домашнего труда
| |
14. В США 12% богатейших семей владеют 62% общего количества промышленных акций. Это – проявление
|
| 1)
| социальной мобильности
|
| 2)
| социализации
|
| 3)
| социального кризиса
|
| 4)
| социального неравенства
| |
15. Социальная общность, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется
|
| 1)
| малой группой
|
| 2)
| большой группой
|
| 3)
| формальной группой
|
| 4)
| референтной группой
| |
16. Верны ли следующие суждения о социализации?
А.
| Социализация – процесс, свойственный взрослому человеку и нехарактерный для ребенка.
| Б.
| Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| |
17. Ученые опросили группу 25-летних россиян. Девушкам и юношам задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?». Результаты опроса представлены в гистограмме.
Проанализируйте данные таблицы и выберите верное утверждение.
|
| 1)
| Среди девушек, в отличие от юношей, преобладает мнение, что главой семьи должен быть муж.
|
| 2)
| Среди тех, кто считает, что главой семьи должны быть старшие члены семьи, доля юношей больше, чем девушек.
|
| 3)
| Мнение о том, что у всех членов семьи должны быть равные права, разделяет большая доля девушек, чем юношей.
|
| 4)
| Большинство опрошенных девушек считают, что главой семьи должна быть жена.
| |
18. В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представлены в графическом виде.
(Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.)
Накануне парламентских и президентских выборов в стране Н. социологи провели опрос населения. Гражданам предлагалось ответить на несколько однотипных вопросов: «В какой мере, на ваш взгляд, заслуживает(-ют) доверия...?»
Полученные результаты приводятся в процентах в сводной таблице.
В какой мере, на ваш взгляд, заслуживает (-ют) доверия...?
| Вполне заслуживает(-ют)
| Не вполне заслуживает(-ют)
| Совсем не заслуживает(-ют)
| парламент
|
|
|
| президент
|
|
|
| правительство
|
|
|
| суд
|
|
|
| органы исполнительной власти региона
|
|
|
| муниципальные органы
|
|
|
| Какой вывод можно сделать на основании представленных в таблице данных?
Опрошенные граждане считают, что
|
| 1)
| больше всего доверия заслуживают органы исполнительной власти региона
|
| 2)
| парламент заслуживает доверия больше, чем президент
|
| 3)
| правительство заслуживает доверия меньше, чем муниципальные органы
|
| 4)
| более всего заслуживает доверия судебная система
| |
19.
Социальная стратификация
Признак выделения
| Социальные группы
|
…
| молодёжь
|
Отношение к власти
| политическая элита
|
27. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социологи подчёркивают, что социальный __________ (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и __________ (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности __________ (В).
Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. В науке под внешним контролем понимается совокупность социальных __________ (Г), которые регулируют деятельность людей.
Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и __________ (Д) при принятии решений. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или __________ (Е)».
|
|
| Cписок терминов:
| 1)
| ответственность
| 2)
| общество
| 3)
| контроль
| 4)
| властность
| 5)
| гражданин
| 6)
| механизм
| 7)
| самостоятельность
| 8)
| самоконтроль
| 9)
| статус
| |
| |
| | | | | |
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль и его значение для развития общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
29. Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
| Социология, социальная психология
| «Моральную силу невозможно создать параграфами закона». (К. Маркс)
| |
30. Какому понятию соответствует следующее определение: «Набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе»?
|
| 1)
| социализация
|
| 2)
| социальная норма
|
| 3)
| социальная мобильность
|
| 4)
| социальная роль
| |
| | | |
Социальные отношения. Ч.2
1. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y юношам и девушкам задавали вопрос: «Какое высшее образование, на Ваш взгляд, даёт сегодня молодым людям больше возможностей для достижения успеха?». (Можно было выбрать не более трёх ответов.) Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
|
| 1)
| Доля тех, кто считает, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха медицинское образование, среди юношей выше, чем среди девушек.
|
| 2)
| Равные доли опрошенных девушек считают, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха техническое и педагогическое образование.
|
| 3)
| Среди тех, кто считает, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха гуманитарное образование, юношей меньше, чем девушек.
|
| 4)
| Большинство опрошенных считают, что высшее образование необязательно для достижения успеха.
|
| 5)
| Равные доли опрошенных обеих групп ответили, что молодым людям даёт больше возможностей для достижения успеха военное образование
| |
2. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальными благам, называются
|
| 1)
| социальной мобильностью
|
| 2)
| социальным статусом
|
| 3)
| социальным неравенством
|
| 4)
| социальными отношениями
| |
3. Установите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| ОПРЕДЕЛЕНИЯ
|
| ПОНЯТИЯ
| А)
| социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом
| Б)
| перемещения из одной социальной группы в другую
| В)
| руководящее начало, требование, образец
| Г)
| разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение
| |
| 1)
| социальная мобильность
| 2)
| социальная дифференциация
| 3)
| социальная роль
| 4)
| социальная норма
| | | | |
4. Что относится к вертикальной социальной мобильности?
| |
| 1)
| Гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на 5-м этаже в трехкомнатную квартиру на 9 этаже в том же доме.
|
| 2)
| Рядовой инженер назначен руководителем проекта.
|
| 3)
| Офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии.
|
| 4)
| Мелкий торговец продуктами питания начал заниматься продажей подержанных вещей.
|
| 5)
| Гражданка вступила в повторный брак.
|
| 6)
| Секретарша согласилась выполнять дополнительные обязанности.
| | |
5. Установите соответствие между социальными группами и критериями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
| | |
| СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
|
| КРИТЕРИИ
| А)
| Мужчины
| Б)
| Племена
| В)
| Народности
| Г)
| Дети
| |
| 1)
| демографический
| 2)
| этнический
| | | |
6. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции.
|
| 1)
| бойкот
|
| 2)
| аплодисменты
|
| 3)
| насмешка
|
| 4)
| выговор
|
| 5)
| комплименты
|
| 6)
| улыбка
| |
7. Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А.
| Социальная группа – это объединение людей, имеющих общие признаки.
| Б.
| Отношения в группе обязательно регулируются официальными документами.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| |
8. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А.
| Социальные нормы регулируют жизнь общества.
| Б.
| Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| |
9. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных относится
|
| 1)
| всенародная слава
|
| 2)
| всеобщий почет
|
| 3)
| награждение грамотой
|
| 4)
| доброжелательное отношение
| |
10. Верны ли следующие суждения о семье?
А.
| Семья – это малая группа.
| Б.
| Семья – это социальный институт.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| |
11. Верны ли следующие суждения о признаках патриархальной (традиционной) семьи?
А.
| Женщина экономически зависит от мужчины.
| Б.
| Домашние обязанности четко разделены между мужем и женой.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| |
12. Социальные нормы
|
| 1)
| играют роль регулятора поведения людей
|
| 2)
| гарантируют формирование у индивида совести, достоинства, чести
|
| 3)
| всегда зафиксированы в соответствующих актах, законах
|
| 4)
| всегда являются «неписаными» нормами поведения
| |
13. Что характеризует хозяйственную функцию семьи?
|
| 1)
| регламентация поведения
|
| 2)
| воспроизводство социальной структуры
|
| 3)
| организация семейного досуга
|
| 4)
| распределение домашнего труда
| |
14. В США 12% богатейших семей владеют 62% общего количества промышленных акций. Это – проявление
|
| 1)
| социальной мобильности
|
| 2)
| социализации
|
| 3)
| социального кризиса
|
| 4)
| социального неравенства
| |
15. Социальная общность, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется
|
| 1)
| малой группой
|
| 2)
| большой группой
|
| 3)
| формальной группой
|
| 4)
| референтной группой
| |
16. Верны ли следующие суждения о социализации?
А.
| Социализация – процесс, свойственный взрослому человеку и нехарактерный для ребенка.
| Б.
| Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.
| |
| 1)
| верно только А
|
| 2)
| верно только Б
|
| 3)
| верны оба суждения
|
| 4)
| оба суждения неверны
| |
17. Ученые опросили группу 25-летних россиян. Девушкам и юношам задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?». Результаты опроса представлены в гистограмме.
Проанализируйте данные таблицы и выберите верное утверждение.
|
| 1)
| Среди девушек, в отличие от юношей, преобладает мнение, что главой семьи должен быть муж.
|
| 2)
| Среди тех, кто считает, что главой семьи должны быть старшие члены семьи, доля юношей больше, чем девушек.
|
| 3)
| Мнение о том, что у всех членов семьи должны быть равные права, разделяет большая доля девушек, чем юношей.
|
| 4)
| Большинство опрошенных девушек считают, что главой семьи должна быть жена.
| |
18. В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представлены в графическом виде.
(Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.)
Накануне парламентских и президентских выборов в стране Н. социологи провели опрос населения. Гражданам предлагалось ответить на несколько однотипных вопросов: «В какой мере, на ваш взгляд, заслуживает(-ют) доверия...?»
Полученные результаты приводятся в процентах в сводной таблице.
В какой мере, на ваш взгляд, заслуживает (-ют) доверия...?
| Вполне заслуживает(-ют)
| Не вполне заслуживает(-ют)
| Совсем не заслуживает(-ют)
| парламент
|
|
|
| президент
|
|
|
| правительство
|
|
|
| суд
|
|
|
| органы исполнительной власти региона
|
|
|
| муниципальные органы
|
|
|
| Какой вывод можно сделать на основании представленных в таблице данных?
Опрошенные граждане считают, что
|
| 1)
| больше всего доверия заслуживают органы исполнительной власти региона
|
| 2)
| парламент заслуживает доверия больше, чем президент
|
| 3)
| правительство заслуживает доверия меньше, чем муниципальные органы
|
| 4)
| более всего заслуживает доверия судебная система
| |
19.
Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.