Краткие теоретические материалы по теме практическогозанятия — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Краткие теоретические материалы по теме практическогозанятия

2018-01-03 227
Краткие теоретические материалы по теме практическогозанятия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Уважаемый студент!

 

Данные методические рекомендации по дисциплине «Биология» для студентов профессии гуманитарного профиля 19.01.17 Повар, кондитерпомогут Вам организовать свою работу на практических занятиях.

Практические задания выполняются в тетрадях для практических занятий по учебной дисциплине. Все записи в процессе выполнения ведутся аккуратно.

Приступая к выполнению практическогозадания, Вам необходимо внимательно прочитать цель практического задания, ознакомиться с краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практическогозадания.

Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для получения дифференцированного зачета по учебной дисциплине «Биология», который проводится по окончании изучения дисциплины.

Пропуски практических занятий без уважительной причины не допускаются. При отсутствии на практическом занятии практическое задание выполняется в сроки, дополнительно согласованные с преподавателем.

Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при его выполнении у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, обращайтесь к преподавателю для получения консультации.

 

Желаем Вам успехов!


СОДЕРЖАНИЕ

Содержание Стр.
Пояснительная записка  
Практическое занятие №1 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.  
Практическое занятие №2 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.  
Практическое занятие №3 Составление схем скрещивания. Решение генетических задач.  
Практическое занятие №4 Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.  
Практическое занятие№5 Описание особей одного вида по морфологическому критерию, приспособление организмов к разным средам обитания, анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.  
Практическое занятие №6 Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.  
Практическое занятие №7 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).  
Практическое занятие №8 Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе. Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.  
Список рекомендуемых источников  

 


Практическоезанятие № 1

ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ОПИСАНИЕ МИКРОПРЕПАРАТОВ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ. НАБЛЮДЕНИЕ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ ПОД МИКРОСКОПОМ НА ГОТОВЫХ МИКРОПРЕПАРАТАХ, ИХ ОПИСАНИЕ. СРАВНЕНИЕ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ ПО ГОТОВЫМ МИКРОПРЕПАРАТАМ

Цель: сравнить строение растительной и животной клеток.

 

Студент должен:

уметь: сравнивать строение и морфологические особенности клеток растений и животных;

знать: состав и строение растительной и животной клеток особенности строения и функционирования растительной и животной клеток;

иметь сформированные компетенции: способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живойприроды.

 

Обеспеченность занятия

Оборудование и инструменты: простые и цветные карандаши.

Раздаточные материалы: учебники по биологии, данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.

 

Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

1. Как называется наука о клетке?

2. Перечислите органоиды клетки.

3. Назовите особенности строения клеточной мембраны растительной и животной клеток.

4. Может ли существовать и нормально функционировать клетка, лишенная ядра?

5. В чем заключаются сходство и различие растительной и животной клеток?


Практическоезанятие № 2

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.

 

Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Что изучает эмбриология?
  2. О чем говорит сходство зародышевого развития животных?
  3. Перечислите стадии эмбрионального развития.
  4. Сформулируйте биогенетический закон.
  5. Какую роль играют мутации?

Практическоезанятие № 3

РЕШЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Цель: отработать навыкисоставления схем скрещивания и решения генетических задач.

 

Студент должен:

уметь: применять теоретические знания по генетике при решении генетических задач;

знать: закономерности наследственности и изменчивости, генетическую терминологию и символику, законы генетики, установленные Г. Менделем;

иметь сформированные компетенции: оценка характера наследования признаков на примере решения задач.

 

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.

 

Решение генетических задач

При решении задач, подобных задаче № 1 необходимо руководствоваться законом чистоты гамет: гамета генетически чиста, так как в нее попадает только один ген из каждой аллельной пары. Возьмем, к примеру, особь с генотипом АаВbСс. Из первой пары генов — пары А — в каждую половую клетку попадает в процессе мейоза либо ген А, либо ген а. В ту же гамету из пары генов В, расположенных в другой хромосоме, поступает ген В или b. Третья пара также в каждую половую клетку поставляет доминантный ген С или его рецессивный аллель — с. Таким образом, гамета может содержать или все доминантные гены — ABC, или же рецессивные — abc, а также их сочетания: АВс, AbC, Abe, аВС, аВс, а bС.

Чтобы не ошибиться в количестве сортов гамет, образуемых организмом с исследуемым генотипом, можно воспользоваться формулой N = 2n, где N — число типов гамет, а n — количество гетерозиготных пар генов. В правильности этой формулы легко убедиться на примерах: гетерозиготаАа имеет одну гетерозиготную пару; следовательно, N = 21 = 2. Она образует два сорта гамет: А и а. ДигетерозиготаАаВЬ содержит две гетерозиготные пары: N = 22 = 4, формируются четыре типа гамет: АВ, Ab, aB, ab. ТригетерозиготаАаВЬСс в соответствии с этим должна образовывать 8 сортов половых клеток N = 23 = 8), они уже выписаны выше.

 

Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Внимательно прочитайте краткие теоретические материалы по теме практического занятия: задачи на моногибридное скрещивание. На основе прочитанного решите задачи 2 и 3.

Задача № 2. У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающим голубые глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать — голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака?

Задача № 3. Альбинизм наследуется у человека как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет пигментированные волосы, есть двое детей. Один ребенок альбинос, другой — с окрашенными волосами. Какова вероятность рождения следующего ребенка-альбиноса?

3. Прочитайте краткие теоретические материалы по теме практического занятия: решение генетических задач. Решите задачи 1-3.

Задача № 1. Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; aabb; ААЬЬ; ааВВ; АаВВ; Aabb; АаВЬ; ААВВСС; ААЬЬСС; АаВЬСС; АаВЬСс.

Задача № 2. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти — над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом.

1. Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парампризнаков быка и корову?

2. Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обеим парам признаков, с красной рогатой коровой?

Задача №3. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах.Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?

Задача № 4.Известно, что ген гемофилии (несвертываемость крови) — рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец был гемофиликом, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление какого потомства можно ожидать от этого брака (относительно рассматриваемого заболевания)?

 

Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Чем отличаются доминантные признаки от рецессивных?
  2. Каким образом наследуется ген гемофилии?
  3. Что такое гетерозигота? Приведите 3 примера.
  4. Перечислите отличия гомозиготы от гетерозиготы.
  5. Для чего нужны знания генетических законов? Ответ обоснуйте.

Практическое занятие №4

Обеспеченность занятия

Оборудование и материалы: листья деревьев, линейка, метр для измерения роста студентов группы.

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.

 

Мутагены

Экспериментальные исследования, проведенные в течение последних трех десятилетий, показали, что немалое число химических соединений обладает мутагенной активностью. Мутагены обнаружены среди лекарств, косметических средств, химических веществ, применяемых в сельском хозяйстве, промышленности; перечень их все время пополняется. Издаются справочники и каталоги мутагенов.

1. Мутагены производственной среды

Химические вещества на производстве составляют наиболее обширную группу антропогенных факторов внешней среды.

Наибольшее число исследований мутагенной активности веществ в клетках человека проведено для синтетических материалов и солей тяжелых металлов(свинца, цинка, кадмия, ртути, хрома, никеля, мышьяка, меди).

Мутагены производственного окружения могут попадать в организм разными путями: через легкие, кожу, пищеварительный тракт. Следовательно, доза получаемого вещества зависит не только от концентрации его в воздухе или на рабочем месте, но и от соблюдения правил личной гигиены.

Наибольшее внимание привлекли синтетические соединения, для которых выявлена способность индуцировать хромосомные аберрации (перестройки) и сестринские хроматидные обмены не только в организме человека. Такие соединения, как винилхлорид, хлоропрен, эпихлоргидрин, эпоксидные смолы и стирол, несомненно, оказывают мутагенное действие на соматические клетки.

Органические растворители (бензол, ксилол, толуол), соединения, применяемые в производстве резиновых изделий индуцируют цитогенетические изменения, особенно у курящих людей. У женщин, работающих в шинном и резинотехническом производствах, повышена частота хромосомных аберраций в лимфоцитах периферической крови. То же относится и к плодам 8-, 12-недельного срока беременности, полученным при медицинских абортах у таких работниц.

2. Химические вещества, применяемые в сельском хозяйстве

Большинство пестицидов являются синтетическими органическими веществами. Практически используется около 600 пестицидов. Они циркулируют в биосфере, мигрируют в естественных трофических цепях, накапливаясь в некоторых биоценозах и сельскохозяйственных продуктах.

Очень важны прогнозирование и предупреждение мутагенной опасности химических средств защиты растений. Причем речь идет о повышении мутационного процесса не только у человека, но и в растительном и животном мире. Человек контактирует с химическими веществами при их производстве, при их применении на сельскохозяйственных работах, получает небольшие их количества с пищевыми продуктами, водой из окружающей среды.

3. Лекарственные препараты

Наиболее выраженным мутагенным действием обладают цитостатики и антиметаболиты, используемые для лечения онкологических заболеваний и как иммунодепрессанты.

Мутагенной активностью обладает и ряд противоопухолевых антибиотиков (актиномицин Д, адриамицин, блеомицин и другие). Поскольку большинство пациентов, применяющих эти препараты, не имеют потомства, как показывают расчеты, генетический риск от этих препаратов для будущих поколений небольшой.

Некоторые лекарственные вещества вызывают в культуре клеток человека хромосомные аберрации в дозах, соответствующих реальным, с которыми контактирует человек. В эту группу можно отнести противосудорожные препараты (барбитураты), психотропные (клозепин), гормональные (эстродиол, прогестерон, оральные контрацептивы), смеси для наркоза (хлоридин, хлорпропанамид). Эти препараты индуцируют (в 2-3 раза выше спонтанного уровня) хромосомные аберрации у людей, регулярно принимающих или контактирующих с ними.

В отличие от цитостатиков, нет уверенности, что препараты указанных групп действуют на зародышевые клетки. Некоторые препараты, например, ацетилсалициловая кислота и амидопирин повышают частоту хромосомных аберраций, но только при больших дозах, применяемых при лечении ревматических болезней.

Существует группа препаратов, обладающих слабым мутагенным эффектом. Механизмы их действия на хромосомы неясны. К таким слабым мутагенам относят метилксантины (кофеин, теобромин, теофиллин, паракзантин, 1-, 3- и 7-метилксантины), психотропные средства (трифгорпромазин, мажептил, галоперидол), хлоралгидрат, антишистосомальные препараты (гикантон флюорат, мирацил О), бактерицидные и дезинфицирующие средства (трипофлавин, гексаметилен-тетрамин, этиленоксид, левамизол, резорцинол, фуросемид). Несмотря на их слабое мутагенное действие, из-за их широкого применения необходимо вести тщательные наблюдения за генетическими эффектами этих соединений. Это касается не только больных, но и медицинского персонала, использующего препараты для дезинфекции, стерилизации, наркоза.

В связи с этим, нельзя принимать без совета с врачом незнакомые лекарственные препараты, особенно антибиотики, нельзя откладывать лечение хронических воспалительных заболеваний, это ослабляет ваш иммунитет и открывает дорогу мутагенам.

4. Компоненты пищи

Мутагенная активность пищи, приготовленной разными способами, различных пищевых продуктов изучалась в опытах на микроорганизмах и в экспериментах на культуре лимфоцитов периферической крови. Слабыми мутагенными свойствами обладают такие пищевые добавки, как сахарин, производное нитрофурана АР-2 (консервант), краситель флоксин и др.

К веществам пищи, обладающих мутагенной активностью, можно отнести нитрозамины, тяжелые металлы, микотоксины, алкалоиды, некоторые пищевые добавки, а также гетероциклические амины и аминоимидазоазарены, образующиеся в процессе кулинарной обработки мясных продуктов. В последнюю группу веществ входят так называемые пиролизатные мутагены, выделенные первоначально из жареных, богатых белками, продуктов.

Содержание нитрозосоединений в продуктах питания довольно сильно варьирует и обусловлено, по-видимому, применением азотсодержащих удобрений, а также особенностями технологии приготовления пищи и использованием нитритов в качестве консервантов.

Наличие в пище нитрозируемых соединений впервые было обнаружено в 1983 г. при изучении мутагенной активности соевого соуса и пасты из соевых бобов. Позже было показано наличие нитрозируемых предшественников в ряде свежих и маринованных овощей.

Для образования мутагенных соединений в желудке из поступающих вместе с овощами и другими продуктами необходимо наличие нитрозирующего компонента, в качестве которого выступают нитриты и нитраты. Основной источник нитратов и нитритов – это пищевые продукты.

Считают, что около 80% нитратов, поступающих в организм, – растительного происхождения. Из них около 70% содержится в овощах и картофеле, а 19% – в мясных продуктах. Немаловажным источником нитрита являются консервированные продукты.

В организм человека постоянно вместе с пищей поступают предшественники мутагенных и канцерогенных нитрозосоединений.

Можно порекомендовать употреблять больше натуральных продуктов, избегать мясных консервов, копченостей, сладостей, соков и газированной воды с синтетическими красителями. Есть больше капусты, зелени, круп, хлеба с отрубями. Если есть признаки дисбактериоза - принимать бифидумбактерин, лактобактерин и другие препараты с "полезными" бактериями. Они обеспечат вам надежную защиту от мутагенов. Если не в порядке печень - регулярно пить желчегонные сборы.

5. Компоненты табачного дыма

Результаты эпидемиологических исследований показали, что в этиологии рака легкого наибольшее значение имеет курение. Было сделано заключение о том, что 70-95% случаев возникновения рака легкого связано с табачным дымом, который является канцерогеном. Относительный риск возникновения рака легкого зависит от количества выкуриваемых сигарет, однако продолжительность курения является более существенным фактором, чем количество ежедневно выкуриваемых сигарет.

В настоящее время большое внимание уделяется изучению мутагенной активности табачного дыма и его компонентов, это связано с необходимостью реальной оценки генетической опасности табачного дыма.

Сигаретный дым в газовой фазе вызывал в лимфоцитах человека in vitro, митотические рекомбинации и мутации дыхательной недостаточности в дрожжах. Сигаретный дым и его конденсаты индуцировали рецессивные, сцепленные с полом, летальные мутации у дрозофилы.

Таким образом, в исследованиях генетической активности табачного дыма были получены многочисленные данные о том, что табачный дым содержит генотоксичные соединения, способные индуцировать мутации в соматических клетках, что может привести к развитию опухолей, а также в половых клетках, что может быть причиной наследуемых дефектов.

6. Аэрозоли воздуха

Изучение мутагенности загрязнителей, содержащихся в задымленном (городском) и незадымленном (сельском) воздухе на лимфоцитах человека in vitro показало, что 1 м3 задымленного воздуха содержит больше мутагенных соединений, чем незадымленного. Кроме того, в задымленном воздухе обнаружены вещества, мутагенная активность которых зависит от метаболической активации.

Мутагенная активность компонентов аэрозолей воздуха зависит от его химического состава. Основными источниками загрязнений воздуха являются автотранспорт и теплоэлектростанции, выбросы металлургических и нефтеперерабатывающих заводов.

Экстракты загрязнителей воздуха вызывают хромосомные аберрации в культурах клеток человека и млекопитающих.

Полученные к настоящему времени данные свидетельствуют о том, что аэрозоли воздуха, особенно в задымленных районах, представляют собой источники мутагенов, поступающих в организм человека через органы дыхания.

7. Мутагены в быту

Большое внимание уделяют проверке на мутагенность красителей для волос. Многие компоненты красок вызывают мутации у микроорганизмов, а некоторые - в культуре лимфоцитов.

Мутагенные вещества в продуктах питания, в средствах бытовой химии выявлять трудно из-за незначительных концентраций, с которыми контактирует человек в реальных условиях. Однако если они индуцируют мутации в зародышевых клетках, то это приведет со временем к заметным популяционным эффектам, поскольку каждый человек получает какую-то дозу пищевых и бытовых мутагенов. Было бы неправильно думать, что эта группа мутагенов появилась только сейчас. Очевидно, что мутагенные свойства пищи (например, афлатоксины) и бытовой среды (например, дым) были и на ранних стадиях развития современного человека. Однако в настоящее время в наш быт вводится много новых синтетических веществ, именно эти химические соединения должны быть безопасны.

Человеческие популяции уже отягощены значительным грузом вредных мутаций. Поэтому было бы ошибкой устанавливать для генетических изменений какой-либо допустимый уровень, тем более что еще не ясен вопрос о последствиях популяционных изменений в результате повышения мутационного процесса. Для большинства химических мутагенов (если не для всех) отсутствует порог действия, можно полагать, что предельно допустимой «генетически-повреждающей» концентрации для химических мутагенов, как и дозы физических факторов, существовать не должно.

В целом, нужно стараться меньше употреблять бытовой химии, с моющими средствами работать в перчатках.

При оценке опасности мутагенеза, возникающего под влиянием факторов внешней среды, необходимо учитывать существование естественных антимутагенов (например, в пище). В эту группу входят метаболиты растений и микроорганизмов – алкалоиды, микотоксины, антибиотики, флавоноиды.

 

 

Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Прочитайте краткий теоретический материал, напишите ход работы, выполните практические задания.

Ход работы

1. Измерьте рост каждого студента в группе с точностью до сантиметра, округлив цифры. Например, если рост составляет 165,7 см, запишите, что рост — 166 см.

2. Полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковый рост, внесите данные в таблицу:

Размер объектов V                  
Число объектов n                  

3. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака (n) – по вертикали; степень выраженности признака (V) – по горизонтали.

4. Вычислите средний рост студентов вашей группы путем деле­ния суммы всех измерений на общее число измерений.

5. Расположите листья в порядке нарастания их длины; измерьте длину объектов.

6. Полученные данные запишите в тетради. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину, внесите данные в таблицу:

Размер объектов V                  
Число объектов n                  

7.Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака (n) – по вертикали; степень выраженности признака (V) – по горизонтали.

8. Задания:

1. Составьте таблицу «Источники мутагенов в окружающей среде и их влияние на организм человека»

Источники и примеры мутагенов в среде Возможные последствия на организм человека
   

2. Используя текст о мутагенах, сделайте письменный вывод о том насколько серьезно ваш организм подвергается воздействию мутагенов в окружающей среде и составьте рекомендации по уменьшению возможного влияния мутагенов на свой организм.

Вывод:

Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

1. Какие признаки фенотипа имею узкую, а какие – широкую норму реакции?

2. Чем обусловлена широта нормы реакции, и от каких факторов она может зависеть?

3. Перечислите известные Вам мутагены.


Практическое занятие №5

Обеспеченность занятия

Оборудование и материалы: гербарные или живые образцы растений.

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.

 

Ход работы

Внимательно прочитайте краткий теоретический материал, рассмотрите рисунки, выполните задания:

Задание № 1: заполните таблицу:

№ растения Название растения Описание растения
     
     
     

 

Задание № 2: ответьте письменно, о каком критерии или критериях идет речь.

1) многие виды легко отличаются по окраске (медведь бурый и медведь белый), по размерам (горностай и ласка) и другим внешним признакам. Как бы вы назвали такой критерий для определения вида?

2) установлено что под названием «чёрная крыса»скрываются два вида-двойника: крысы с 38 и 42 хромосомами, они не скрещиваются между собой. Как можно назвать такой критерий?

3) Зубр и бизон – два вида, относящихся к одному роду. Они очень схожи между собой внешне и в неволе дают плодовитое потомство – зубробизона. В природе же они не скрещиваются, т.к. обитают на разных материках – зубр в Европе, а бизон – в Северной Америке. Как можно назвать этот критерий вида?

4) Между близкородственными видами наблюдается чёткое разделение экологических ниш. Например, некоторые виды малиновки в хвойных лесах на первый взгляд занимают одну нишу, но одни из них кормятся на внешних, а другие на внутренних ветвях деревьев. Какой критерий в данном случае является основополагающим?

5) Некогда считалось, что в Европе малярию разносит один вид комаров – малярийный комар Anophelesmaeneipennis. В действительности этот вид оказался состоящим из шести самостоятельных видов, отличающихся по биологическим признакам их яиц. Какой критерий имеет место в данном случае?

6) Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у него белая шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь распространен в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть он всеяден, на зиму впадает в спячку. Какие критерии использованы при описании медведя? На основании какого критерия можно сделать вывод, что особи этих видов не могут скрещиваться?

Задание № 3: Прочитайте в учебнике информацию и формах приспособленности живых организмов, заполните таблицу:

Формы приспособленности Пример
Покровительственная окраска  
Предостерегающая окраска  
Мимикрия  
Способ опыления  
Плодовитость  
Отпугивающее поведение  

Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

  1. Что в себя включает морфологический критерий вида?
  2. Чем можно объяснить сходства особей одного вида?
  3. Приведите по 2 примера особей к каждой из форм приспособленности.

Практическое занятие №6

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА

Цель: закрепить и систематизировать полученные теоретические знанияо гипотезах происхождения и развития жизни на Земле.

Студент должен:

уметь: находить и анализировать информацию о живых объектах;

знать: гипотезы происхождения жизни;

иметь сформированные компетенции: представления о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач.

 

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.

 

Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

1. Перечислите известные Вам теории возникновения жизни.

2. Какой из теории возникновения жизни придерживаетесь Вы? Почему?

3. Какая из теорий возникновения жизни является самой древней?

4. Как Вы понимаете формулировку «все живое — от живого»?

5. Охарактеризуйте одну из теорий возникновения жизни.


Практическое занятие №7

ОПИСАНИЕ АНТРОПОГЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЛАНДШАФТАХ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ. СРАВНТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ОДНОЙ ИЗ ЕСТЕСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ СИСТЕМ (НАПРИМЕР,ЛЕСА) И КАКОЙ-НИБУДЬ АЭРОЭКОСИСТЕМЫ (НАПРИМЕР,ПШЕНИЧНОГО ПОЛЯ)

Цель: научиться выявлять антропогенные изменения в экосистемах, закрепление знаний о строении, свойствах и устойчивости природных экосистем

Студент должен:

уметь: осуществлять поиск, сравнение, систематизацию информации об изменениях природных ландшафтов, природных систем;

знать: виды редких растений и животных своей местности, виды трофических уровней, понятие плотности популяций;

иметь сформированные компетенции: использование информационных технологий для решения научных и профессиональных задач.

Обеспеченность занятия

Оборудование: фотографии и видеоматериалы (продолжительность 2-3 мин.) природных экосистем, Красная книга растений и животных ЯНАО в электронном виде.

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.

 

Рис.1 Лес

 

Рис.2 Пшеничное поле

Содержание отчёта по выполнению практического задания

1. Напишите название, тему, цель практического занятия.

2. Прочитайте о видах растений и животных, занесенных в Красную книгу: исчезающие, редкие, сокращающие численность по ЯНАО. Выпишите по 10 названий редких, исчезающих и сокращающих численность растений и животных.

3. Приведите примеры деятельности человека, сокращающие численность популяций видов.

4. Прочитайте краткий теоретический материал, сравните данные экосистемы и заполните таблицу:

Характеристика Экосистема пресного водоема Экосистема листопадного леса
Разнообразие видов    
Наличие трофических уровней    
Как поддерживается устойчивость системы    
Плотность видовых популяций организма    
Биологическая продуктивность    

 

Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

1. Какие вы знаете виды растений и животных, исчезнувшие в вашей местности.

2. Объясните причины неблагоприятного влияния деятельности человека, пользуясь знаниями по биологии.

3. Какие виды деятельности человека приводит к изменению в экосистемах.

4. В чем основные отличия экосистем друг от друга?

5. С чем связано увеличение числа исчезнувших животных и растений в ЯНАО?


Практическое занятие №8

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ ПЕРЕДАЧИ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ ПО ЦЕПЯМ ПИТАНИЯ В ПРИРОДНОЙ ЭКОСИСТЕМЕ И В АГРОЦЕНОЗЕ. ОПИСАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ СОЗДАНИЕ ИСКУССТВЕННОЙ ЭКОСИСТЕМЫ (ПРЕСНОВОДНЫЙ АКВАРИУМ). РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Цель: систематизация теоретических знаний о цепях питания и видах экосистем.

Студент должен:

уметь: составлять схемы передачи веществ и энергии; создавать искусственную экосистему; решать экологические задачи;

знать: виды экосистем, алгоритм решения экологических задач;

иметь сформированные компетенции: проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах.

Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы: данные методические рекомендации по выполнению практических заданий.

 

Вопросы для закрепления теоретического материала практического занятия

1. Каким образом живые организмы связаны между собой в цепях питания?

2. В чем отличия цепей питания в природной экосистеме и в агроценозе?

3. Приведите пример экологической пирамиды.

4. Опишите этапы создания искусственной экосистемы на примере аквариума.

5. Знания каких тем помогли Вам в решении экологических задач?


Интернет-ресурсы

1 Биология в Открытом колледже[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.biology.ru.

2 Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.bril2002.narod.ru.

3 Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.kozlenkoa.narod.ru.

4 Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического центра МГУ им. М. В. Ломоносова[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nature.ok.ru.

5 Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nrc.edu.ru.

6 Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sbio.info.

7 Биология в вопросах и ответах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.schoolcity.by.

8 Телекоммуникационные викторины по биологии —экологии на сервере Воронежского университета[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm.

9 Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.5ballov.ru/test.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Уважаемый студент!

 

Данные методические рекомендации по дисциплине «Биология» для студентов профессии гуманитарного профиля 19.01.17 Повар, кондитерпомогут Вам организовать свою работу на практических занятиях.

Практические задания выполняются в тетрадях для практических занятий по учебной дисциплине. Все записи в процессе выполнения ведутся аккуратно.

Приступая к выполнению практическогозадания, Вам необходимо внимательно прочитать цель практического задания, ознакомиться с краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практическогозадания.

Наличие положительной оценки по практическим занятиям необходимо для получения дифференцированного зачета по учебной дисциплине «Биология», который проводится по окончании изучения дисциплины.

Пропуски практических занятий без уважительной причины не допускаются. При отсутствии на практическом занятии практическое задание выполняется в сроки, дополнительно согласованные с преподавателем.

Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при его выполнении у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, обращайтесь к преподавателю для получения консультации.

 

Желаем Вам успехов!


СОДЕРЖАНИЕ

Содержание Стр.
Пояснительная записка  
Практическое занятие №1 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам.  
Практ

Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.162 с.