Сущность социального партнерства и его роль в функционировании рыночной экономики — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Сущность социального партнерства и его роль в функционировании рыночной экономики

2018-01-03 527
Сущность социального партнерства и его роль в функционировании рыночной экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальное партнерство - это система взаимосвязей между наемными работниками, трудовыми коллективами, профсоюзами - с одной стороны, работодателями и их объединениями - с другой, и государством и органами местного самоуправления - с третьего, их представителями и совместно созданными органами по регулированию социально-трудовых отношений, которые (взаимосвязи) заключаются во взаимных консультациях, переговорах и примирительных процедурах на взаимосогласованных принципах с целью соблюдения прав и интересов работников, работодателей и государства.

Суть социального партнерства заключается в том, что это специфический вид общественных отношений между различными социальными группами, слоями и классами, которые имеют существенно различные социально-экономические и политические интересы. Эти различные интересы не могут стать одинаковыми, однако возможно их сочетание, обеспечение определенного баланса их реализации.

Социальное партнерство одновременно является и результатом, и активным фактором формирования гражданского общества, в котором различные социальные группы, слои и классы со своими специфическими интересами создают свои организации, через которые формируют устойчивую социальную общность, обеспечивает социальную и политическую стабильность в обществе. Социальное партнерство олицетворяет собой отказ от любых насильственных, революционных методов решения социальных противоречий и ориентацию на эволюционный путь развития общества. Социальное партнерство отрицает диктатуру любого лица, группы, класса и утверждает общественный договор, соглашение между членами общества как основу оптимальной реализации прав и интересов различных социальных групп, слоев, классов.

Социальное партнерство имеет вполне определенное общественное назначение: создание и деятельность определенных органов, внедрение в жизнь гуманистических идей и принципов регулирования социально-трудовых отношений, разработку, принятие и реализацию конкретных взаимовыгодных решений. Общественное назначение социального партнерства заключается также и в практическом воплощении согласованной социально ориентированной политики, в содействии урегулированию социальных конфликтов, преодолению кризисных явлений, в конечном итоге - росте качества жизни граждан страны в самом широком смысле.

Становление и развитие социального партнерства обеспечивается созданием системы социального партнерства, представляет собой сложное и динамичное образование структурно-организационных элементов (субъектов, предмета, нормативно-правового обеспечения), форм, идеологии, культуры, принципов, методов, средств, тактики, технологий взаимоотношений, объединенных определенным механизмом (рис. 9.1). Эта система постоянно находится под действием, с одной стороны, регулирующего воздействия социальной системы, а, с другой стороны - влияния стихийных факторов социальной жизни.

Как видно из рис 9.1, социальное партнерство осуществляется на разных уровнях: международном (мегаекономичному), национальном (макро-экономическом), отраслевом и региональном (мезоэкономических), производственном (микроэкономическом). Субъектами социального партнерства, как и субъектами социально-трудовых отношений, есть наемные работники, трудовые коллективы, профессиональные союзы - с одной стороны, работодатели и их объединения - с другой, и государство и органы местного самоуправления - с третьего, а также их представители и совместно созданные органы по регулированию социально-трудовых отношений. На международном (мегаекономичному) уровне субъектами социального партнерства отдельные государства и международные организации.

Объектом (предметом) социального партнерства является согласованная социально-трудовая политика, на разных уровнях имеет свое конкретное наполнение.

Реализуется социальное партнерство через систему взаимных консультаций, переговоров, соглашений на государственном, отраслевом, территориальном уровнях, заключение коллективных договоров на предприятиях или в их подразделениях, заключения индивидуальных трудовых контрактов между работодателем и работником, а также через систему разрешения трудовых споров, согласования и защиты интересов сторон.

Итак, для успешного выполнения своих общественных функций система социального партнерства должна включать в себя следующие элементы.

· Совокупность постоянных и временных двух-, трех- и многосторонних органов, формируются представителями наемных работников и работодателей, а также исполнительной власти и осуществляют взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-экономических отношений (национальном, региональном, отраслевом, уровне предприятий и их подразделений)

· Совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений, постановлений и т.п.), одобряются этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между заинтересованными сторонами и принимаемых ими к исполнению;

· Соответствующее культуру, традиции, формы взаимодействия, соотношение указанных органов и порядок, последовательность разработки и выполнения, приоритетность документов, которые ими принимаются.

Базовое значение для реального распространения социального партнерства в стране имеет распространение его культуры и идеологии. Идеология социального партнерства основывается на признании: неизбежности и необходимости мирного сосуществования в обществе различных социальных групп с их специфическими, часто противоположными интересами; объективности проявления и конфликта интересов, борьбы между социальными группами; возможности вести эту борьбу в цивилизованных формах и достигать ее конструктивного завершения в виде взаимоприемлемого компромисса, что соответствует перспективным задачам общественного прогресса.

Роль социального партнерства в функционировании гражданского общества и рыночной экономики многогранна. В странах с социально ориентированной рыночной экономикой социальное партнерство:

· Организационно-экономическим рычагом повышения эффективности производства, что, в свою очередь, становится мощным фактором повышения социальных гарантий и ускорения накопления капитала, в обеспечении которых и состоит важная задача социального партнерства - реализация интересов сторон;

· Элементом механизма развития социально ориентированной рыночной экономики, на основе согласованных действий по реализации интересов каждого субъекта устанавливает оптимальные параметры процессов социального развития и накопления капитала;

· Организационно-экономически-правовой основой защиты интересов всех субъектов социального партнерства;

· Фактором формирования социально-ответственной политики, что предусматривает различные формы ответственности выражении недоверия уполномоченному лицу, освобождение от должности, возмещение причиненных убытков и др. за невыполнение условий договоренности;

· Организационным принципом гармонизации отношений собственности, за согласованностью партнеров определяет равнозначны условия создания дополнительной стоимости на рынках труда, природных ресурсов и капитала через согласование политики оплаты труда, цен, налогов и т.

В Украине в связи со спецификой задач переходного периода социальное партнерство выполняет не только названные выше традиционные функции, но и специфические задачи. Среди них как самые актуальные следует выделить следующие:

Вовлечение всех субъектов социального партнерства к управлению и преодоления на этой основе монополизма в распределении вновь созданного продукта;

· Усиление мотивации к труду, включая предпринимательскую деятельность, к достижению высоких результатов работы, эффективности производства как необходимого условия повышения качества жизни и экономического развития предприятия;

· Устранения недоразумений и противоречий относительно намерений, которые отражают законные интересы каждой из сторон;

· Достижения взаимного стремления к выполнению намеченных программ, содействие утверждению в обществе социального согласия.

В процессе реализации этих задач в Украине должны быть решены такие насущные проблемы: формирование новой трудовой и предпринимательской мотивации субъектов социального партнерства, которая отвечает требованиям рыночной конкуренции; утверждение социально-трудовых отношений, признают равноправие всех видов собственности и всех экономических факторов (человеческого капитала, физического капитала, природных ресурсов) и устанавливают недискриминационные условия формирования их стоимости и цены; устранение факторов экономической напряженности в обществе и, в результате, уменьшение негативных социально-экономических последствий; создание условий для постепенного формирования эффективного собственника всех экономических факторов.

30. Корпоративное управление предполагает: – проведение реструктуризации и организационных изменений с участием представителей топ-менеджмента, персонала компаний и общественных организаций; – управление экологической политикой; – управление развитием персонала (здоровье, безопасность и охрана труда, соблюдение прав человека); – взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения социальных проблем; – социальные аспекты взаимодействия с поставщиками и покупателями продукции и услуг. Корпоративное управление - лишь малая часть более широкой области социальной ответственности бизнеса, все чаще называемой <корпоративным гражданством>. Корпоративное гражданство (КГ) сравнивает поведение современных корпораций с поведением граждан, реализующих свою ответственность перед обществом. Корпоративное гражданство предполагает ответственность компаний за происходящее в стране и взаимную ответственность государства перед бизнесом и обществом. Вот основные положения этого подхода: Во-первых, бизнес не ждет, пока попросят, а ищет сам, куда и как направить свои социальные инвестиции. Во-вторых, бизнес находит самые актуальные для общества темы и решает проблемы, волнующие большую часть населения. В-третьих, бизнес добивается от социальных инвестиций экономической отдачи и выгоды для себя. В-четвертых, бизнес привлекает самих людей к решению социальных проблем. В-пятых, самое главное: бизнес не боится наступать на мозоли государству, отстаивая интересы общества. Корпоративное гражданство сегодня приносит бизнесу ощутимые преимущества на рынке: - продвижение товара, - расширение маркетинговой ниши, - сохранение старых клиентов и завоевание новых, - укрепление отношений с партнерами и властью, - повышение лояльности сотрудников, - развитие новых навыков. Сегодня социальная активность выходит за рамки <благотворительности>, становится частью бизнес-активности и осуществляется совместными усилиями всех подразделений компаний. Социальные инвестиции являются ядром, вокруг которого формируются образ и репутация современного бизнеса. Для российских деловых кругов внедрение понятия и современной практики корпоративного гражданства расширяет <пространство реагирования> на вызовы со стороны власти и общества, дает уникальную возможность выстроить равновесные партнерские отношения с возможными союзниками. Социальное измерение в основной бизнес-деятельности Бизнес-деятельность компании и ее социальная ответственность тесно связаны. Едва ли не все сферы бизнес-активности в большей или меньшей степени включают социально-значимые компоненты. Ниже приведен список основных функций бизнеса, имеющих отношение к корпоративной социальной ответственности: # общая политика и стратегия: насколько политика и стратегия компании служат задачам устойчивого развития и приносят выгоду всем заинтересованным сторонам; # организация труда и производственный процесс: соблюдаются ли нормы безопасности и экологические нормы при производственных процессах, обеспечиваются ли качество товаров и их безопасность для потребителя; # закупки и управление поставками: приобретаются ли товары, запчасти и услуги у местных поставщиков, и если да, то помогает ли им компания соблюдать установленные стандарты; # сбыт и продажа товаров: насколько безопасны технологии сбыта товаров, приносят ли отношения между предприятием и продавцом пользу конечному потребителю; # продажи, маркетинг и отношения с клиентами: является ли информация в рекламе товара и на его упаковке точной и правдивой, какие механизмы используются для выстраивания отношений между компанией и ее клиентами. Как подсчитали эксперты, сегодня на рынке 90% производителей продуктов питания, пользуясь неграмотностью покупателя, обманывают его, впаривая йогурты «с настоящими ягодками», а на самом деле с обыкновенными красителями, колбасу, напичканную химией, шоколадные конфеты из сои и т.д. И только около 10% производителей работают в новом тренде – качественные продукты с натуральным вкусом, без химии, без обмана. Особенно настораживает экспертов фальсификация мясной и молочной продукции, ведь ее основные потребители — дети. Как отмечает председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, фальсифицированная молочная продукция по демпинговым ценам все чаще вытесняет с рынка натуральную, нанося тем самым колоссальный ущерб экономике производителей. Производители натуральной молочной продукции не способны конкурировать по цене с производителями дешевого фальсификата. В то же время использование компонентного состава, не соответствующего требованиям Технического регламента, может нанести ущерб здоровью потребителей. В первую очередь речь идет об использовании в молочных продуктов пальмового масла. По результатам мониторингов качества молочной продукции, реализуемой в различных розничных каналах, Национальный союз производителей молока получил следующие данные: более 50% образцов сливочного масла, более 60% сгущенного молока с сахаром, более 30% сметаны и творога, более 70% плавленых сыров – не соответствуют требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию в части содержания растительных жиров тропического происхождения. поставщики не обеспечивают стабильности качества продукции - то есть делают образец нормального качества, а когда начинают серийные поставки, то меняют рецептуру (удешевляя её) или не обеспечивают должных сроков хранения продукции. Настоящим вкусом может быть наделен только натуральный продукт. Это знают и эксперты, и потребители. Если говорить про самый народный российский продукт — колбасу — то многие российские заводы ее делают так: мясо механической обвалки: шкурка да кости перетертые, соя, крупа манная, крахмал, каррагинан и, конечно, усилители вкуса – глутаматы натрия (Е 621), ароматизаторы, жидкий дым, чтобы скрыть нехватку мяса и придать суррогату вкус мясного продукта. Шкурку да кости организм не усваивает, зато прекрасно усваивается манка и крахмал. И, конечно, жир, по содержанию которого российская колбаса — рекордсмен.; # развитие человеческих ресурсов и трудовые отношения: условия трудоустройства сотрудников (в том числе представителей меньшинств), охрана и гигиена труда, обучение сотрудников, стратегии преодоления негативных последствий реструктурирования, сокращения штатов и т. д. Что касается положения меньшинств, то наряду с отсутствием легальных оснований пребывания и трудовой деятельности, важную роль играет отсутствие у них должной квалификации, трудности с языком: "Прибывают люди без знания языка, малоквалифицированные даже в строительной сфере". Однако и наличие квалификации не спасает: «Все квалифицированные работы (монтажники, слесаря, кровельщики и др.) выполняют местные, так как требуется паспорт сварщика, допуск. Если есть квалификация, то таджикские документы, а они здесь не котируются. Самая квалифицированная наша работа – штукатурка» " (Самара, 2004). В строительстве, как и на рынках, сложилась своеобразная иерархия: армянские, украинские строители – как наиболее квалифицированные – получают за работу может и меньше российских, но существенно больше, чем таджики или узбеки: "Цена рабочей силы русских строителей самая высокая, по цене дальше идут украинцы и белорусы, относительно дорогие наши [армяне]. А дальше пошли выходцы из Средней Азии, молдаване, узбеки, таджики и т.д. и вьетнамцы"; "В строительстве черную работу делают приезжие из средней Азии. Там где чуть большая квалификация требуется (мастера, штукатурщики, маляра), работают азербайджанцы, армяне". Наиболее массово используется труд таджиков и узбеков, которые заняты самыми тяжелыми и низкооплачиваемыми физическими работами: "Узбеков, таджиков в основном берут на черновые строительные работы. Там они доминируют"; "Это очень дешевая рабочая сила". Использованием практически дарового труда выходцев из Средней Азии не гнушаются и крупные предприятия, в том числе – государственные: "Очень многие заводы (на строительные работы) нанимают таджиков. Эти люди работают за кусок хлеба" (Самара, 2004). Наряду с ценовой дискриминацией в строительстве, выходцы из Средней Азии сталкиваются и с прямым обманом, когда выполненная работа не оплачивается, либо оплачивается лишь частично; # финансовое управление и отношения с инвесторами: эффективность финансового контроля, открытость документации, качество работы совета директоров, отношение к взяткам и внутренним торговым операциям; # проектно-конструкторские работы: объем вложений, учет социальных/экологических проблем, создание проектно-конструкторских бюро в местах освоения новых рынков; # отношения с властью: обеспечивается ли открытость и прозрачность в отношениях с властями и в лоббистской деятельности; участвует ли компания в диалоге между частным и государственным секторами для улучшения политики и норм, регулирующих такие сферы, как трудоустройство, природоохранные нормы и т. д.; # отношения с другими заинтересованными сторонами: как строятся отношения с местным населением, участвует ли компания в общественной жизни, насколько открыты компания и ее подразделения для местного населения; # меры по охране окружающей среды: имеется ли у компании своя природоохранная политика, проводится ли экологическая экспертиза новых проектов и товаров, отчитывается ли компания перед общественностью о своем воздействии на окружающую среду. А вот как, по мнению американских потребителей, ведет себя <корпоративный гражданин> (оценка проведена по 50 пунктам исходя из степени важности темы): 1. Ведет честный бизнес. 2. Гарантирует высокое качество продуктов/услуг. 3. Заботится о безопасности потребителей. 4. Обеспечивает безопасные условия труда работников. 5. Ведет <белую> финансовую отчетность. 6. Не подкупает госчиновников. 7. Быстро и честно ликвидирует <этические проколы>. 8. Строит честные отношения с поставщиками. 9. Обеспечивает социальную защиту работникам компании, вышедшим на пенсию. 11. Занимается вопросами экологии. 22. Поддерживает образовательные и исследовательские программы. 34. Оказывает местным организациям поддержку, предлагая им товары и услуги. 37. Спонсирует мероприятия, проводимые местными организациями. 43. Поддерживает искусство. Недавние социологические исследования показывают, что российские граждане ждут от бизнеса примерно того же. На первом месте экономические требования: производство качественных товаров по разумной цене, достойная зарплата, защита здоровья и обеспечение безопасности сотрудников; вклад в российскую экономику (видимо, имеются в виду создание рабочих мест и уплата налогов); далее следуют социальные ожидания: защита окружающей среды, борьба с бедностью; <непричастность> к любым формам взяточничества и коррупции. Замыкают список предоставление индивидуальной адресной социальной помощи, поддержка благотворительных организаций, поддержка искусства и культуры. В мировой практике благотворительность составляет малую долю (около 3%) социально-ответственного поведения компаний. Во всем мире бизнес берется за решение злободневных социальных проблем и действительно решает их, укрепляя доверие населения и своих клиентов. Российские компании все больше склоняются к <расширенному толкованию> понятия корпоративной социальной ответственности: они активно занимаются реструктуризацией своих предприятий, поддержкой малого бизнеса, сферы образования, реализуют переселенческие программы для своих работников, вышедших на пенсию. Две трети опрошенных нами предпринимателей заявили, что социальная активность связана с бизнес-целями их компаний. Новая парадигма Расширение сферы ответственности компаний так же неизбежно, как и расширение сферы влияния. Бизнес действует под давлением, и подходы корпоративного гражданства дают компаниям и всему бизнес-сообществу возможность не только отвечать на давление власти и общества, но и активно влиять на социально-экономическое окружение в своих целях. На наших глазах рождается новая парадигма социальной ответственности. Ее основные элементы: 1. Корпоративное гражданство, предполагающее взаимную ответственность бизнеса и власти перед обществом, а также учет интересов предпринимателей не только в экономической, но и в социальной сфере. Создание взаимовыгодных механизмов социальных инвестиций бизнеса в общество становится важным элементом переговорной стратегии бизнеса и власти.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.