Клиент-центрированный подход К. Роджерса. Я-концепция — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Клиент-центрированный подход К. Роджерса. Я-концепция

2018-01-03 215
Клиент-центрированный подход К. Роджерса. Я-концепция 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Я-концепция» - область опыта, знаний о себе. Каждый день мы узнаем о себе что-то новое, но тем не менее, наше я постоянно.

Ядром поля опыта является self, самость.

2е части: 1-я реально (я сейчас).2-я идеальное (в будущем).

Задача терапии – сближение «я-р» и «я-и». Осн тенденция развития – самоактуализация-стремление развить свой потенциал. Каждый человек обладает актуализирующей тенденцией, то есть внутренним ресурсом и стремлением изменять себя и свою жизнь к лучшему.

Доступ к этому ресурс может быть ограничен или заблокирован вследствие пережитого ранее негативного опыта.

В процессе терапевтических отношений клиент обретает доступ к своим ранее заблокированным возможностям, преодолевает свои затруднения и личностно растет.

Конгруентность- соответствие между опытом(то что происходит), коммуникацией(сообщ другому) и сознанием(то что замечает). Несоответствие - чел говорит и делает не совсем то, что он чувствует.

Принципы клиент центрир терапии:

1. Безусловное позитивное отношение к клиенту 2. Установление искренних отношений.

3. Принятие себя для принятия другого (Терапевт изменяется вместе с клиентом).

4.Эмпатия – принятие субъекта. Сопереживание человека на равных. Сам факт того, что ты принимаешь человека помогает ему.

3 компонента Я-концепции:

когнитивный (я знаю).

аффективный (я отношусь).

поведенческий (я делаю).

Я концепция – это попытка создать целостный, непротиворечивый образ себя.

 

 

В. Франкл и логотерапия.

Смысл жизни – то, без чего человек в обществе жить не может. Тот, кто живет ради какой-то цели-выживает.

Теория личн. Франкла включает три осн. составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли.

Осн. тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными. Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся осн. движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у чел. состояние экзистенциального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Последние коренятся не в психической, а в духовной сфере существования чел.

Гл. тезис учения о смысле жизни – жизнь чел. не может лишиться смысла, ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. С т.з. Франкла, смысл не субъективен, чел. не изобретает его, а находит в мире, в окружающей действительности. Франки предлагает пути, посредством которых чел. может найти смысл жизни: 1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творч. работы); 2) с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); 3) посредством позиции, кот мы занимаем по отношению к судьбе, кот не в состоянии изменить (борьба против чего то). Соответственно выделяются три группы ценностей, творчества, переживания и отношения. Ценности, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с кот человечеству пришлось сталкиваться в истории. В нахождении смыслов чел помогает совесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации.

Осн. тезис учения о свободе воли гласит, что чел. свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Речь идет о свободе чел. по отношению к своим влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам внеш. среды. По Франклу, чел. свободен потому, что обладает двумя фундамент, психол. характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т. е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода, с т.з. Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни. Психотерапевтич. аспект Л. состоит в помощи клиенту найти утраченный смысл жизни и тем самым избавиться от ноогенных неврозов.

Франкл считает, что существует сверхсмысл, смысл бытия, но он трансцендентен, непознаваем.

Самоактуализация – центральное понятие – реализация своих способностей. Быть избранным, делать что-то лучше других..

В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его жизни, кот не может быть просто заимствован у других. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в кот происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в кот может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на кот нельзя повлиять. Одной из основных областей, в кот индивид может получить поддержку в поисках смысла, явл религиозная вера. В рамках логотерапии также был разработан метод парадоксальной интенции, ориентированный на лечение фобий и навязчивых состояний, и метод дерефлексии, предназначенный для лечения сексуальных неврозов.

 



Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.