Доминирующие подходы к анализу проблем социального неравенства — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Доминирующие подходы к анализу проблем социального неравенства

2018-01-03 283
Доминирующие подходы к анализу проблем социального неравенства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 5. Основные вехи становления теории социального неравенства

Еще один альтернативный взгляд на проблему социаль­ной стратификации современных обществ, который нельзя с какой-либо определенностью отнести к одной из доминирую­щих сегодня парадигм, был высказан социологом датского про­исхождения Гоштой Эспинг-Андерсеном, который занимал­ся масштабным сравнительным исследованием, охватившим шесть развитых стран — США, Великобританию, Германию, Швецию, Норвегию и Канаду [Esping-Andersen, 1993]. Цель исследования заключалась в том, чтобы обнаружить некоторые общие закономерности в режимах мобильности и распределе­нии благосостояния постиндустриальных обществ.

Несмотря на то что Г. Эспинг-Андерсен в своем анали­зе последовательно критикует Э.О. Райта и Дж. Голдторпа за то, что «им так и не удалось преодолеть теоретическую орто­доксальность» своих концепций [Ibid, p. 226], в его рассужде­ниях отчетливо прослеживаются идейные заимствования у М. Вебера. Последнее особенно заметно в связи с выделением им в отдельную категорию работников, занятых в сфере обслу­живания, и аналитическим подходом, который он использует для объяснения режимов социальной мобильности. Тем не ме­нее в отличие от сторонников представленных выше подходов главный аргумент Эспинг-Андерсена заключается в том, что классовые отношения в современном обществе существуют, но регулируются посредством институтов «государства все­общего благосостояния» (welfare state), которое приходит на смену прежней политике государственного невмешательства в социальные и экономические процессы. По мнению Эспинг-Андерсена, фактор государства всеобщего благосостояния превратился в «активную силу, упорядочивающую социальные отношения» [Esping-Andersen, 1990, р. 23]. К числу институ­тов, определяющих характер отношений между социальными группами, он относит институт коллективного согласования заработной платы (в процессе которого оптимальные условия занятости устанавливаются посредством переговоров между профсоюзами и крупными работодателями), систему соци­альных гарантий и обеспечения занятости, систему массового высшего образования и т.д. Таким образом, признает Эспинг-Андерсен, основу классовых отношений в современном обще-

Часть 2. Социальная стратификация и социальная мобильность

стве создают не столько экономические отношения, сколько государство как совокупность регулирующих социальных ин­ститутов.

Важным наблюдением Эспинг-Андерсена является усиле­ние роли тендерного фактора в системе стратификации пост­индустриального общества, а именно увеличение участия жен­щин в тех сферах деятельности, где их присутствие ранее было незначительным (сфера обслуживания, организация управле­ния и т.д.). Скачок занятости женщин в экономике промыш-ленно развитых стран произошел примерно в 1950-е гг. Вместе с тем эта занятость преимущественно концентрировалась в от­раслях легкой промышленности и соседствовала с огромными скрытыми трудовыми резервами среди женщин, за которыми закрепилась роль обычных домохозяек. Однако уже в 1970-е гг. началась активная женская экспансия в быстро развивающи­еся сферы обслуживания, что повлекло за собой изменение тендерной структуры занятости и относительное закрепление определенных отраслей за представителями различных по­лов. Тем не менее, несмотря на данную тенденцию, Эспинг-Андерсен считает процесс феминизации дуалистичным, по­скольку женщины в своем социальном положении продолжа­ют концентрироваться в пролетаризированной части занятого населения.

Кроме того, в своих наблюдениях датский социолог скло­няется к тому, что в будущем с развитием общества его разде­ление на социальные классы продолжит осуществляться по та­ким признакам, как тендер, возраст, этническая и расовая при­надлежность, тогда как экономические критерии утратят свою значимость. Этот элемент его концептуальной схемы перекли­кается с критикой классовой теории, которую предлагают сто­ронники постмодернизма.

Стратификационная схема, предложенная Эспинг-Андер­сеном, представлена в табл. 5.3.

Высшие позиции в постфордистской стратификационной иерархии занимает профессиональная элита, которая чем-то напоминает «сервис-класс» в концептуальной схеме Голдторпа. На нижних этажах располагается обслуживающий пролета­риат — армия малоквалифицированных работников нефизи-

Глава 5. Основные вехи становления теории социального неравенства

ческого труда, занятых во все расширяющемся секторе услуг. Собственные эмпирические исследования Эспинг-Андерсена показывают, что эта категория работников является высокомо­бильной, однако он предполагает, что со временем представи­телям данного класса будет все труднее пробиваться «наверх» вследствие растущего неравенства в сфере образования и даль­нейшей поляризации общества. В результате обслуживающий пролетариат будет обречен на самовоспроизводство в пределах малоимущих классов. •-.;»..,.,,

. ' '.м. •:;•;..'•

Таблица 5.3


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.