Связи педагогического менеджмента с другими наукам — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Связи педагогического менеджмента с другими наукам

2018-01-03 1249
Связи педагогического менеджмента с другими наукам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Педагогический менеджмент теснейшим образом связан с другими социальными, гуманитарными и естественными науками. Представленная схема раскрывает многочисленные и многообразные связи (рис. 1).

 

Рис. 1. Структура связей педагогического менеджмента с другими науками.

Что означают эти связи?

Как известно, философия является методологической основой других наук, в том числе менеджмента, психологии и педагогики. Она способствует пониманию наиболее общих законов развития объективной реальности, истоков жизни, смысла человеческого существования, а также пониманию причин происходящих в сознании человека процессов и явлений. Философия вносит решающий вклад в формирование мировоззрения человека. Она определяет такие категории как личность, деятельность, потребности, интересы, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., которые широко используются в психологии, педагогике и социологии. Философия разрабатывает методологию исследований и вооружает эти и другие дисциплины научными методами (наблюдение, теоретический анализ, синтез, моделирование, эксперимент и др.). Философия вносит решающий вклад в формирование мировоззрения человека.

Психология – это область гуманитарного антропологического знания. Предметом психологии человека являются закономерности возникновения, формирования, развития, функционирования и проявления индивидуальной и групповой психики в различных условиях жизни и деятельности людей. Материальной основой психического выступает головной мозг. Психика человека является функцией нервной системы, поэтому в понимании психических процессов и явлений большое значение имеет физиология высшей нервной деятельности, которая изучает строение и закономерности работы коры головного мозга. Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, связанных с различными областями этой науки и видами человеческой деятельности. Общая психология выступает базовой по отношению к другим отраслям и психологических знаний. Она включает методологию психологической науки, разрабатывает понятийный аппарат, раскрывает закономерности формирования и развития психических явлений, свойств и состояния, изучает сознание, речь, деятельность и личность человека. Психология выступает одной из базовых наук для педагогики, социологии и этики, поскольку для них основным объектом является человек и социум, организация, мотивирование и профилактика поведения и деятельность людей, а также формирование (социализация) и развитие личности.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал о том, что для всестороннего воспитания человека, его надо знать во всех отношениях, постоянно наращивать это знание и учитывать его как в научных разработках педагогических, этических, правовых проблем, так и в практической деятельности.

Говоря о значении психологии, нельзя не остановиться на психодиагностике. Психодиагностика – это отрасль психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей че­ловека. Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание». Психодиагностика в настоящее время активно используется в психологии управления. О психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания – о наделенных психикой конкретных людях. Менеджер должен владеть элементарными методами психодиагностики и применять их в своей практической деятельности.

Общая педагогика, являющаяся базовой научной дисциплиной, раскрывает общие закономерности педагогического процесса, разрабатывает теоретические основы обучения и воспитания, методы их исследования, изучает вопросы управления образовательными системами.

Педагогика и педагогический менеджмент опираются также на социологические знания. Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией воспитательной работы, студенческого досуга, деятельности органов студенческого самоуправления и т.д. В структуре социологической науки развиваются такие направления, как социология образования, социология студенчества и др.

Связи социалогии, этики и менеджмента отражается в управленческой этике (этике руководителя), в его взаимоотношениях с подчиненными, в проявлении нравственных качеств, в поступках. Связь этики и психологии отражается в разработке проблемы взаимоотношений человека с другими людьми, в установлении закономерных связей между психикой и нравственностью человека.

Педагогический менеджмент как прикладная дисциплина связан также с экономической наукой. Современный специалист, в том числе руководитель образовательного учреждения должен хорошо разбираться в экономических вопросах, владеть такими понятиями, как «рентабельность производства», «прибыль», «себестоимость продукции» и т.д. В условиях рыночной экономики большое значение имеют проблемы финансирования образовательного учреждения, себестоимости образовательных услуг, конкурентоспособности выпускников, заработной платы преподавателей и другие вопросы.

Менеджмент направлен на улучшение системы управления образовательным учреждением и его подразделениями, внедрение современных методов руководства педагогическим коллективом и мотивации педагогического труда. Управление организацией т.е. менеджмент направлен на улучшение экономических показателей учебного заведения. На стыке психологии и менеджмента развивается новая прикладная дисциплина – психология менеджмента, основы которой раскрыты нами в отдельной книге [201].

В своей деятельности руководитель образовательного учреждения опирается на трудовое право, т.к. он обязан неукоснительно соблюдать соответствующие законы (трудовой кодекс, налоговый кодекс и др.).

В современных условиях всеобщей компьютеризации огромное значение в педагогической и управленческой деятельности приобретают знания и умения преподавателя и менеджера в области информатики и информационных технологий. Многие функции руководителя (сбор и обработка информации, учет и контроль, информирование сотрудников и др.) могут и должны передаваться компьютеру.

Таким образом, педагогический менеджмент связан со многими науками, знание которых способствует совершенствованию системы управления в образовательных учреждениях.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что является предметом педагогического менеджмента?

2. Каковы цель и задачи изучения педагогического менеджмента?

3. Какое значение имеют управленческие знания для деятельности преподавателя и руководителя?

4. С какими науками связан педагогический менеджмент? Что означают эти связи?

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.