Предпосылки появления науки «Лечебная педагогика» в России (XIX век) — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Предпосылки появления науки «Лечебная педагогика» в России (XIX век)

2018-01-03 193
Предпосылки появления науки «Лечебная педагогика» в России (XIX век) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для отечественной педагогики России ХIХ в. стало характерным обращать внимание родителей, учителей, общества на факторы нездоровья детей, выявлять причины нездорового образа жизни человека.

Так, В.Г.Белинский задачами физического воспитания считал охрану здоровья детей, развитие их физических сил путем установления правильного образа жизни, организации игр, гимнастических упражнений, соблюдения правил личной и общественной гигиены и усвоения естественнонаучных знаний о человеке.

Н.Г.Чернышевский видел задачи физического воспитания во всемерном развитии физических сил и укреплении здоровья воспитанников. Схожесть позиции революционных демократов заключалась в том, что они значительное место отводили ежедневным физическим упражнениям, постоянному закаливанию детского организма, что, в свою очередь, положительно влияло на воспитания воли ребенка.

Н.А.Добролюбов оценивал физическое воспитание не только с точки зрения развития и укрепления физических сил и здоровья человека, но и как одно из условий успешного развития духовных сил: «…только при наличии здорового организма, здоровых органов чувств, нервной системы и мозга, являющегося носителем психических функций, может вполне нормально протекать духовное развитие детей… Для правильной постановки физического воспитания Н.А.Добролюбов предлагал использовать разнообразные средства физического развития, соответствующие возрасту и силам учащихся, чередовать физические и умственные упражнения, труд и отдых, обеспечить нормальное питание и сон ребенка.

Среди различных средств физического воспитания революционные демократы видное место отводили физическому труду. Другие представители общественно-педагогического движения России также обращались к теме здоровья ребенка: Н.В.Шелгунов одним из главных условий здоровья детей считал привычку к упорядоченной и умеренной жизни; деятели начального образования Н.А.Корф и Н.Ф.Бунаков стремились к созданию необходимых санитарно-гигиенических условий для полноценного детского учебного труда [3].

Особое значение в воспитательном процессе ребенка в ХIХ в. приобретал принцип природосообразности. К.Д.Ушинский видел смысл данного принципа во всестороннем изучении природы самого ребенка, его анатомии, физиологии, психологии, педагогики; в приближении содержания и организации процесса воспитания и обучения к природе, противодействии разлагающему влиянию урбанизации; народности воспитания, традиции и обычаи которой уходят корнями в отношения человека с родной для него природой и социумом.


 

Предпосылки появления науки «Лечебная педагогика» в России (конец XIX –начало ХХ века)

 

 

Конец Х1Х- нач. ХХ вв. стал переломной эпохой во многих сферах социально-экономической, политической и духовной жизни России. В это время получили развитие новые области науки: например, физиолог И.П.Павлов явился создателем учения о высшей нервной деятельности, за свои исследования в области физиологии пищеварения в 1904 г. он был удостоен Нобелевской премии;

П.Ф.Лесгафт, крупный ученый и организатор педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях, в своем труде «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» предлагал оригинальную систему физического воспитания на основе закона постепенности и последовательности развития и закона гармонии и др.

В России, начиная с эпохи капитализма, наметился процесс разрушения народной культуры и домашнего быта, что не могло не сказаться на сфере семейного воспитания. Это замечали выдающиеся отечественные педагоги К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт и др. Чтобы затормозить данный разрушительный процесс П.Ф.Каптерев создает «Семейную энциклопедию»; в 1913 году в России созывается первый и единственный съезд по семейному воспитанию; все большее внимание педагоги стали уделять среде обитания ребенка, считая именно среду важным фактором социального здоровья человека. Не случайно на рубеже ХIХ-ХХ вв. существовала научно-обоснованная точка зрения на роль школы в организации оптимальных условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формировании здорового образа жизни. В.А.Фармаковский в своей книге «Школьная диэтетика» отмечал необходимость эстетического устройства образовательного учреждения для успешного влияния на добрые нравы и вкусы детей.

Отечественными психологами и педагогами в этот период дается обоснование лечебной педагогики как неотъемлемого направления педагогики, сопровождающего учебно-воспитательный процесс ребенка. Так, Л.С.Выготский отмечал, что часто дефект ребенка заключается в болезни. Поэтому воспитание должно быть объединено с лечением и составлять область лечебной педагогики. При этом лечение психологическими приемами, по мнению ученого, сближается с воспитанием даже тогда, когда речь идет о взрослых пациентах. Психотерапия располагает рядом психологических методов, сущность которых заключается в довоспитании личности больного. Не случайно выдающийся психолог считал, что культивирование педагогических назначений, вытекающих из богатого, содержательного научного клинического изучения ребенка, приведет к расцвету лечебной педагогики, всей системы индивидуально-педагогических мероприятий.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.