Национальная Федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Национальная Федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта

2018-01-03 432
Национальная Федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Национальная Федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта

I Межрегиональная Конференция

«Иппотерапия. Инвалидный конный спорт.

Опыт и перспективы »

 

 

Материалы

Мая 2008 года

Санкт – Петербург

Содержание:

 

Орлова Г.Г. ЕЩЕ РАЗ О ПРОБЛЕМАХ ИНВАЛИДНОСТИ И ИНВАЛИДОВ В РОССИИ И РЕАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ НА ОСНОВЕ ЛВЕ И ИКС……..  
Роберт Н.С. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИППОТЕРАПИИ (ЛВЕ) НА ПАЦИЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ……………………………………………………..  
Покровская И.А. РЕАБИЛИТАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОШАДИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР…………………………………………….  
Пахомова А.И., Мясоедова И.Е., Моргунов А.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ, ФИЗИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ……………………………………………………………………….  
Сладкова Н.А. ТЕРМИНОЛОГИЯ, ОБОЗНАЧАЮЩАЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОШАДИ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………...  
Потапчук А.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ИППОТЕРАПИИ…………  
Потапчук А.А. ИППОТЕРАПИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ…………………………………….    
Денисенков А.И. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИППОТЕРАПИИ ПРИ ДЦП...............................................................................................................      
К. Хорначек, перевод с англ. (с сокращениями) Хренниковой Е.А. CТИМУЛИРУЮЩЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ МЛАДЕНЦА НА ЛОШАДИ …………………………………………………………………    
Николаева Н.И. СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ПРОПРИОЦЕПТИВНОЙ ЧУВСВИТЕЛЬНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ЛЕЧЕБНОЙ ВЕРХОВОЙ ЕЗДОЙ С ДЕТЬМИ С ДЦП……………………………………………….  
Мельникова И.В. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ЛЕЧЕБНОЙ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ………………………………………….    
Слепченко Ю.А. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ИППОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ…………….    
Климова В.К. ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ………………………………………………………………...  
Бодрова П.Ю. ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ, ПСИХОМОТОРНУЮ И ЛИЧНОСТНУЮ СФЕРУ ЛИЦ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ...  
Г.Ф. Нестерова ИППОТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ИНВАЛИДОВ С ДЕТСТВА С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………………………………  
В.Самарский, А.Стоянова СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ И ИНТЕРНАТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИППОТЕРАПИИ…………………………………………………………..    
Визовская Н.И. ИНТЕГРАЦИЯ ИППОТЕРАПИИ И ИГРОТЕРАПИИ ПРИ КОРРЕКЦИИ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ………………………….  
Ионов И.И. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЛОШАДИ ПАЦИЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ИППОТЕРАПИИ МЕТОДОМ СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА И МЕТОДОМ ПРОЕКТИВНОГО РИСУНОЧНОГО ТЕСТА…………………………………………………    
Бейссель Н.А. ОЦЕНКА ЛОШАДЕЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ИППОТЕРАПИИ……………………………………………………    
Зинченко А.Ю. ВОПРОСЫ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ПЕДИАТРИИ. ИППОТЕРАПИЯ…………………………………………………………..    
Сладкова Н.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОШАДИ В РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ………………………………….    
Танцев В.Н., Максимова Э.В. ОПЫТ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «ЮНЫЙ НИЖЕГОРОДЕЦ»…………………………………….  
ЗАГАДАЙТЕ ЖЕЛАНИЕ: ИДЕТ «ЗВЕЗДНЫЙ ДОЖДЬ»! …………..  
Орешкова С. НЕМНОГО О ЗООТЕРАПИИ…………………………………………….  
Хренникова Е.А РАДОСТЬ ЖИЗНИ ПО ПОЛЧАСА В НЕДЕЛЮ Маленький этюд………………………………………………………….    
Крейцер З.Г. ОБ ИППОТЕРАПИИ……………………………………………………...  
Зудины Елена и Наташа ДАР ЗДОРОВЬЯ ИЗ СЕРДЦА КОНЯ……………………………………  
Соом Ф.Я. О ЛОШАДЯХ (записки клиента реабилитационной группы) ……………..  
Джавахия С. ЭССЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «ПРАВО НА ЖИЗНЬ»………………………  
Джавахия С. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ИЛИ ЧТО МОЖЕТ УЗНАТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ, ПРОЧИТАВ КНИГУ ГАНСАЛЕСА ГАЛЬЕГО «БЕЛОЕ НА ЧЕРНОМ»……………………...    
РООИ "ПЕРСПЕКТИВА" «ИНВАЛИДЫ – ЯЗЫК И ЭТИКЕТ» ……………………………….......  
Организации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, занимающиеся реабилитацией с помощью лошади…………………………  

 

 

Еще раз о проблемах инвалидности и инвалидов в России и реальных направлениях развития реабилитационных центров на основе ЛВЕ и ИКС

Орлова Г.Г.

Д.м.н., профессор,

Председатель оргкомитета

Программ содействия профилактической

медицине, г. Москва

 

О демографическом кризисе и некоторых показателях заболеваемости и инвалидности.

Факторы риска.

 

Неустранимые (немодифицируемые):

· Пол

· Возраст

· Генетические особенности

· Иммуноструктурный гомеостаз

Устранимые (модифицируемые)

· Гипертония

· гиперхолестеринемия

· Курение

· Ожирение

· Алкоголизация

· Нарко - и токсикомании

· Нездоровый образ жизни

 

Роль алкоголя.

 

· На материале около 100000 случаев показана зависимость между употреблением алкоголя и продолжительностью жизни.

· В ходе антиалкогольной кампании Правительства СССР за рекордно короткое время (1984-87гг.) ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) мужчин увеличилась более чем на 3 года.

 

Направления развития РЦ

• Укрепление материально-технической базы РЦ.

• Совершенствование финансирования реабилитационных центров, в т.ч. через систему ОМС. Интеграция финансовых источников разных ведомств и внебюджетных средств.

• Совершенствование профессиональной подготовки медицинского, педагогического и специального персонала РЦ на основе ЛВЕ и ЛКС.

• Соблюдение преемственности с МСЭК, медицинскими и спортивно-оздоровительными учреждениями, общественными организациями и фондами.

• Облигатное сочетание ЛВЕ и ИКС с базовыми методами комплексной реабилитации и многоуровневой адаптации.

• Оценка и контроль эффективности и качества проводимых реабилитационных и профилактических мероприятий

• Активное распространения опыта работы РЦ на основе ЛВЕ и ИКС, развитие подобных центров в Москве и других регионах России.

• Информационная, нормативная, методологическая поддержка развития реабилитационных центров на основе ЛВЕ и ИКС разных форм собственности.

 

6. О критериях эффективности (качественная и количественная оценка, интеграция оценок, формирование банка данных для мониторинга).

Критерии оценки пациентов

Приоритеты деятельности РЦ.

• Совершенствование принципов организации и управления РЦ

• Экономика и менеджмент

• Социологический мониторинг

• Работа с семьей и в семье

• Социально-трудовая реабилитация и трудовая деятельность

• Защита прав и адвокатура пациента и его семьи

 

Теоретические основы НСП

 

I и II

· теоретические знания и практические навыки здорового образа жизни;

· подготовка широкого круга специалистов по проблемам здоровья (мед. работников, социологов, юристов, экономистов, соцработников, психологов, педагогов, инструкторов здоровья);

III

· новые диагностические и коррекционные технологии;

· экспертиза проектов и программ (медико-социального значения);

· индустрия здоровья.

 

Руководство НСП

 


ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Роберт Н.С.

канд.мед.наук,

Президент НФ ЛВЕ ИКС,

Национальная Федерация лечебной верховой

езды и инвалидного конного спорта

 

Сегодня высокая эффективность иппотерапии ни у кого не вызывает сомнений, но методы оценки её воздействия оставляют желать лучшего. Cпециалисты по ЛВЕ пытаются использовать различные методы отслеживания (стабилография, антропометрия, психологические тесты и т. д.), каждый из которых или свидетельствует об изменениях, происходящих под влиянием комплексной реабилитации в отдельных системах органов, или эти позитивные сдвиги фиксируются в какой–то одной, отдельно взятой области патологии (улучшение речи, улучшение координации и т. д.). Кроме того, за незначительным исключением, методы и критерии оценки субъективны. Отсутствие объективного, единообразного и комплексного подхода к изучению эффективности воздействия иппотерапии вызывает сомнения в достоверности некоторых оценок и затрудняет возможности сравнительного анализа.

Будучи пионерами иппотерапии в России и всячески способствуя её распространению и внедрению, мы и взяли на себя ответственность за разработку способов отслеживания, критериев оценки и комплекса реабилитационных мероприятий, базирующихся на воздействии иппотерапии на пациентов.

На базе 14-летнего опыта работы реабилитационного центра с опорой на иппотерапию, нами разработаны критерии оценки, как результатов воздействия на пациентов с ограниченными возможностями, конкретно, иппотерапии, так и всего комплекса реабилитирующих средств, используемых в центре. Эти критерии опираются, во-первых, на исследования специалистов, постоянно наблюдающих за пациентами и работающих с ними (врачи, психологи-дефектологи, олигофренопедагоги, логопеды, инструкторы по иппотерапии и др.), а, во-вторых, они базируются на извлечениях из результатов социологического опроса родителей и родственников наших пациентов, а также результатов такого же опроса специалистов и сотрудников Центра.

Родители и сотрудники заполняли разработанные нами (Орлова Г.Г. 2001г.) специальные анкеты для родителей и родственников пациентов (14 вопросов) и для специалистов и сотрудников Центра (12 вопросов). Анкета для родителей содержала вопросы, ответы на которые выражали их мнение о результатах комплексной реабилитации их детей на базе иппотерапии, а также вопросы, касавшиеся их образования, специальности, возможности работать по специальности, общего семейного дохода и т.д. Одновременно родители оценивали и результаты влияния отдельных методов реабилитации, отмечая наиболее эффективные, по их мнению, методы, из используемых в центре. Специалисты и сотрудники центра также высказывали своё мнение о результативности воздействии того или другого метода реабилитации из арсенала методик центра, составляющих комплекс реабилитирующих средств, а также о влиянии комплексной реабилитации в целом.

Обычные наблюдения специалистов фиксировались по двум направлениям: изменения в физическом статусе и сдвиги в психоэмоциональной и личностной сферах.

По первому направлению фиксировалось: увеличение объёма движений в суставах, снижение количества и уменьшение амплитуды гиперкинезов, снижение патологического тонуса мышц, проявлений атаксии, улучшение равновесия и улучшение походки. А также формирование прикладных двигательных актов и выполнение бытовых операций, и, наконец, улучшение общего состояния и настроения, что вполне соотносится и со вторым направлением в наблюдениях.

По второму направлению отмечалось: появление уверенности в своих возможностях, повышение самооценки, появление раскованности, активности, снижение излишней возбудимости, избавление от страхов, вялости, безучастности, улучшение коммуникабельности, проявление интереса к общению с окружающими, в т.ч. с лошадью и др.)

И, ко всему, по обоим направлениям, отмечалось наблюдаемое в целом, повышение уровня качества жизни пациента и его семьи, базирующееся на положительных сдвигах в состоянии здоровья пациента.

Одновременное анкетирование родственников пациентов и специалистов, курирующих этих пациентов, преследовало ещё одну цель: стремление выяснить совпадают ли мнения родителей пациентов и специалистов Центра относительно результатов применения средств комплексной реабилитации. Выяснилось, что оценка родителями и специалистами эффективности использования этого комплекса, практически идентична, различия минимальные и незначительные. Так, например, на первые три места по значимости и родители, и специалисты поставили: иппотерапию, массаж и игротерапию, с той лишь разницей, что у родителей игротерапия на 2-м месте, а массаж на третьем, а у специалистов наоборот, иппотерапию же и те, и другие безоговорочно поставили на первое место! Из остальных методик на следующие места после указанных методик, теми и другими были поставлены арттерапия и психокоррекция, хотя родители оценили их несколько выше, чем специалисты.

В итоге обработки этих материалов ясно вырисовался единственный вывод: и родители, и специалисты независимо друг от друга, практически одинаково высоко оценивают эффективность воздействия комплексной реабилитации на базе иппотерапии, значит, нет сомнений в уникальности и высокой полезности и всего комплекса реабилитирующих методик, и в особо позитивном влиянии его базового метода - иппотерапии.

На основании показателей, зафиксированных специалистами центра при обследовании пациентов, нами были составлены таблицы по отдельным видам состояний и ведущему ограничению жизнедеятельности. Мы использовали для этого одну из таблиц «Международную классификацию болезней» (Таблицы МКБ-10), в которой у распределённых по отдельным нозологиям групп пациентов отмечались изменения в состоянии здоровья по трём оценкам: значительные, незначительные, без изменения. (в самом начале была ещё графа «ухудшения», но поскольку ухудшений в своей 15-летней практике мы никогда не наблюдали, мы эту графу опустили) (таблица 1 -Результаты реабилитации пациентов центра с 1999 г. по 2003 г)

Из видов состояний и ведущих ограничений в этих таблицах нами использованы следующие наиболее демонстративные для наших пациентов состояния: физическое состояние, способность передвигаться, общаться сокружающими (способность видеть, слышать, понимать), ухаживать за собой, владеть руками, владеть своим телом, адекватно вести себя. По каждому из этих состояний нами составлена таблица, которая свидетельствует об изменениях по перечисленным показателям у пациентов с разными группами заболеваний. Эта таблица (табл.2), объединяет 6 таблиц, по числу определяемых нами состояний, указанных выше, и в каждой таблице перечислены диагнозы наших пациентов и наблюдаемые у них сдвиги, выраженные в процентах).

Таким образом, выводы, сделанные на основании обработки данных опроса родителей и сотрудников центра, обработанные с помощью этих таблиц, выдавших уточненные данные о результатах комплексной реабилитации по отдельным видам состояний и ведущему ограничению жизнедеятельности, показали достоверные положительные изменения в отдельных видах состояний.

Полученные ранее данные о результативности комплексной реабилитации на базе иппотерапии вполне коррелируют с результатами обработки таблиц МКБ-10.

 


СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Покровская И.А.

специалист «Оздоровительного конного центра «Солнечный остров»,

инструктор-методист ЛФК, Санкт-Петербург, 2008.

В результате анкетирования специалистов, занимающихся реабилитацией с помощью лошади, выявлено, что на сегодняшний день в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в данном направлении работают:

1. Три организации, чьей профилирующей деятельностью является работа с людьми с ограниченными возможностями. Это: АНБО «Оздоровительный конный центр «Солнечный остров», СПб РООИ «Кентаврик», СПб БФ «Выбираю жизнь»;

2. Пять конных клубов, где одно из направлений работы - реабилитация с помощью лошади. (НОУ ДО «УОБ ЛВЕ Манеж», ЗАО НПП «ПолиЭко», КК «Конюшня в Ропше», КСК им. П. Ф. Денисенко, КК «Натальи Сибирцевой»);

3. В шести конных клубах в данном направлении работают отдельные специалисты (конюшня «Ленинградский Зоопарк», КК «Фарлэп» (от РЦ «Дарина» г. Гатчина), КЦ «Простор» (от СПб ГУЗ Городская наркологическая больница), КСК «Репино», РКЦ «Эклипс” (от больницы им. Мечникова), Фермерское хозяйство «Катюша»).

Основными областями деятельности организаций и специалистов являются иппотерапия, лечебная верховая езда (92,8%). В СПб БФ «Выбираю жизнь» свою область деятельности представляют как биомеханическую реабилитацию на лошади. В НОУ ДО «УОБ ЛВЕ Манеж» предлагают психокоррекционную и психотерапевтическую верховую езду. Конным спортом по программе «Специальной олимпиады» занимаются в ОКЦ «Солнечный остров», СПб РООИ «Кентаврик», НОУ ДО «УОБ ЛВЕ Манеж». Паралимпийской выездкой - в ОКЦ «Солнечный остров», КК «Натальи Сибирцевой». ОКЦ «Солнечный остров» предоставляет возможность отдохнуть в летнем конном лагере.

Радует то, что все специалисты допускают к занятиям подопечных лишь с разрешения врача. Результаты эффективности отслеживают: наблюдающий врач (в большинстве случаев нет четкого ответа, по каким критериям это делается), непосредственно сами специалисты (одни это делают субъективно, другие на основе тестов, опросов, дневников наблюдений) и важно, что учитывается мнение родителей и самих участников (где это возможно). К сожалению большинства, среди специалистов нет единых критериев оценки результатов процесса реабилитации, каждый центр или специалист пользуется собственными критериями, зачастую субъективными.

Занятия проводятся постоянно в течение года, лишь в некоторых случаях курсами.

По вопросу о квалификации специалистов получен следующий результат:

среди респондентов в основном специалисты, имеющие педагогическое, психологическое, дефектологическое, физкультурное (адаптивная физическая культура), биологическое образование. Многие из них являются конниками профессионалами и любителями. В большинстве случаев у специалистов, работающих в области реабилитации с помощью лошади, есть соответствующие сертификаты или дипломы о повышение квалификации. Лишь на трех площадках ни у одного из специалистов нет подобных документов, но они имеют психологическое, педагогическое образование и являются конниками.

Не утешительно состояние материально-технической базы. Лишь на семи площадках из четырнадцати имеется крытый (холодный) манеж. Отсутствие манежа ставит работу специалистов в зависимость от погодных условий. Не везде есть в наличии пандусы для посадки/спешивания подопечных с тяжелой степенью нарушений. Приобретение специальной конной амуниция так же является проблемой.

Из полученных данных выявлено, что реабилитацией с помощью лошади за 2007/2008 год занимались 611 человек. Из них:

7,1% - дети до 3х лет;

55,1% - дети с 4 до 12 лет;

7,5% - дети с 13 до18 лет;

11,5% – старше 18 лет.

В отдельную категорию выделена работа с наркозависимыми и созависимыми и составила 18,7 %.

 

Если рассмотреть распределение занимающихся по ведущему нарушению, то видим следующее:

· 13,5% - нарушения опорно-двигательного аппарата, куда вошло нарушение осанки, дисплазия т/б суставов, ампутация конечностей и др. ортопедические заболевания.

· 65% – неврологические нарушения. Сюда были отнесены такие заболевания как рассеянный склероз (РС), детский церебральный паралич (ДЦП), нарушения спинного мозга, последствия полиомиелита, минимальные мозговые дисфункции (ММД), речевые нарушения.

· 20,2 % - составили психические расстройства – нарушения интеллекта, проявления раннего детского аутизма (РДА), задержка психического развития и сюда же вошел единственный случай семейной психотерапии.

· 1,3 % - нарушение восприятия (нарушения слуха, зрения)

Среди неврологических нарушений первое место занимает ДЦП (85,6%), и в основном это дети в возрасте с 4 до 12 лет, Среди психических расстройств 52,5% составляет нарушения интеллекта (из них 15,4% за счет генетических аббераций) и 36,4 % - РДА.

 

Финансирование деятельности осуществляется за счет: %случаев

· Оплаты занятий 93 %

· Предоставление КК бесплатной аренды манежа

и лошадей 35%

· Гранты 21%

· Спонсоров 14%

· Деятельности организации 7%

 

В заключение хочется сказать, что 93 % опрошенных хотят иметь повышение квалификации в данной области один раз в год, в большинстве случаев интересен опыт зарубежных коллег.

86 % считают необходимым создание профессионального сообщества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, с целью развития реабилитации с помощью лошади, но только с тем условием, что это будет действительно работающая организация.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ИППОТЕРАПИИ

Потапчук А.А.

Профессор СПбГУФК имени П.Ф. Лесгафта

 

В настоящее время в Санкт-Петербурге возникла необходимость создания образовательных программ по иппотерапии. Это связано с появлением новых центров лечебной верховой езды, где проводится реабилитация больных с детским церебральным параличом, аутизмом, сколиозом, остеохондрозом, психическими и речевыми нарушениями, рассеянным склерозом и пр. При этом подготовка квалифицированных специалистов, работающих в команде на занятиях по иппотерапии является первостепенной задачей грамотной кинезотерапии. Мультидисциплинарный подход к реабилитации в идеале должны осуществлять следующие члены команды: врач, инструктор-методист по иппотерапии, коновод, психолог, ветеринар. На сегодня в городе появилась возможность обучения специалистов, работающих с людьми, имеющими ограниченные возможности и специальные потребности средствами лечебной верховой езды.

В частности академия последипломного педагогического образования в рамках образовательной программы «Теория и методика физической культуры» для специалистов по физическому воспитанию, рассчитанная на 648 часов, с сентября 2008 года будет проводить обучение желающих по трем модулям: «Введение в иппотерапию, особенности использования лошади в реабилитационной практике», «Психолого-педагогический подход к применению адаптивной верховой езды» и «Инвалидный конный спорт» Каждый модуль рассчитан на 36 часов. По прохождению модулей обучающийся получает удостоверение. Если пройдены все модули, то выдается свидетельство о повышении квалификации.

Кроме того, на базе университета физической культуры имени П.Ф.Лесгафта с осени 2008 года организуются обучающие курсы по иппотерапии на 144 часа, по окончании которых слушатели получат свидетельство о повышении квалификации по адаптивной физической культуре с основами адаптивной верховой езды. Также осенью 2008 года аналогичные курсы будут организованы для специалистов других регионов России, дальнего и ближнего зарубежья на 72 и 144 часа в центре научно-технической информации «Прогресс».

Вкратце характеризуя содержание образовательной программы хотелось бы остановиться на основных ее разделах. Программа включает теоретическое обоснование метода, классификацию иппотерапии (собственно иппотерапия, лечебная верховая езда, лечебно-педагогическая вольтижировка, конный спорт инвалидов, рекреационная верховая езда, драйвинг, уход за лошадью как элемент анималотерапии), показания и противопоказания к проведению занятий, технику безопасности, технические приемы и оборудование, иппотерапевтическую команду и программу занятий при различных заболеваниях (детский церебральный паралич, сколиоз, ММД, рассеянный склероз и пр.) В разделе инвалидного конного спорта будет даваться паралимпийская выездка, паралимпийский драйвинг и конноспортивные соревнования специальной олимпиады. Каждый цикл курсов включает как теоретические, так и практические занятия в различных центрах города по иппотерапии. Таким образом, будет осуществляться подготовка специалистов для работы с больными и инвалидами средствами иппотерапии.

 


С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Потапчук А.А.

кафедра ТиМ АФК СПбГУФК имени П.Ф. Лесгафта

 

Физическая реабилитация детей с церебральным параличом, независимо от различных технологий, строится исходя из анатомо-физиологических особенностей ребенка и характера патологии.

В основе постуральных закономерностей лежат принципы функционирования мышц и управления движениями с помощью центральной нервной системы, которая первично поражается при ДЦП. Как известно, тонические мышцы склонны к напряжению, а фазические к расслаблению,- при детском церебральном параличе мышечный дисбаланс усугубляется и приводит к порочным установкам различных звеньев тела. Постуральными закономерностями являются а) прямое положение головы; б) выпрямление плечевого пояса; в) стабильное положение туловища; г) выпрямление тазового пояса; д) зрительно-моторная координация.

Формирование движений как здорового ребенка, так и ребенка с ДЦП, подчиняется единым правилам:

- от проксимальных отделов к дистальным;

- от краниальных к каудальным;

- от крупных мышц к мелким;

- от циклических упражнений к ациклическим;

- от симметричных движений к асимметричным

Для того, чтобы правильно организовать движение ребенка с церебральным параличом, необходимо нормализовать мышечный тонус, максимально использовать сенсорную информацию, обеспечить реципрокную иннервацию и развить постуральные реакции и баланс, который регулируется вестибулярной системой, визуальным контролем, шейными тоническими рефлексами и рецепторами давления на стопах.

Стратегия вмешательства при ДЦП должна быть основана на следующих опорных позициях:

1. Онтогенетическая направленность

2. Вертикализация – сначала цефалокаудально, затем трансверсально и диагонально

3. Проксимальная стабильность при дистальной мобильности

4. Спирально-диагональный рисунок движений с целью торможения тонических рефлексов

5. Опороспособность рук и ног

6. Тренировка баланса

7. Сенсомоторные координации

С помощью иппотерапии возможности решения двигательных проблем у ребенка с ДЦП возрастают. Это связано не только с естественными механизмами включения лошади в лечебно-коррекционный процесс, но и высокой эмоциональной окраской занятий. О механизмах влияния иппотерапии на организм ребенка с ДЦП описано в работах различных авторов - Д.М.Цверавы (2000), А.Денисенкова, Н.Роберт, И.Шпицберг (2002).

При верховой езде включаются в работу практически все группы мышц, при этом происходит регулирование мышечного тонуса, расслабляются наиболее спастичные мышцы и укрепляются ослабленные; улучшается координация движений; антигравитационные реакции; развивается ориентировка в пространстве; формируются нормальные сенсомоторные стереотипы, схема собственного тела, улучшаются вегетативные функции, деятельность различных органов и систем, а также эмоционально-волевая сфера.

В настоящее время иппотерапия получила широкое распространение и признание не только за рубежом, но и в нашей стране.

Таким образом, иппотерапия является патогенетическим методом физической реабилитации детей с церебральным параличом.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ИППОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ

Слепченко Ю.А.

Генеральный директор ЗАО «НПП ПолиЭко», педагог-дефектолог,

инструктор по иппотерапии

 

Как показывает практика проведения иппотерапевтических занятий, более 50% всех занимающихся детей имеют выраженные расстройства речи, чаще всего это различные формы дизартрии (у детей с ДЦП), но, к сожалению, достаточно часто встречаются случаи, когда за помощью обращаются родители детей с моторной алалией (до 10%).

Коротко поясним терминологию.

Моторная алалия – состояние, обусловленное очаговым недоразвитием и ранним поражением (в до речевом периоде) моторной речевой зоны больших полушарий головного мозга (по Н.Н.Трауготт). Степень тяжести алалии различна, если ребенок начинает говорить после 4-5 лет, то можно говорить о сравнительно легкой форме алалии, но встречаются и тяжелые случаи, когда речь не появляется и к 8-9 годам. Поздно возникшая речь, у такого ребенка и в дальнейшем развивается своеобразным путем. Трауготт выделяет три уровня развития речи у детей с моторной алалией.

1. Ребенок владеет немногими словами, часть которых имеет характер детского лепета, часто прибегает к мимике и жестам.

2. Ребенок владеет некоторым количеством слов, но слова искажены, слоги могут быть переставлены, могут отсутствовать. Появляются фразы из 2-3 слов, но часть слов заменяется мимикой, имеет место полный аграмматизм (все существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме, предлоги и союзы отсутствуют).

3. Ребенок правильно формулирует короткие фразы бытового значения, но полного овладения речью еще нет, ребенок не в состоянии самостоятельно формулировать мысли в связной форме.

В своей работе иппотерапевт может встретиться с ребенком с диагнозом алалия, находящимся на любом из этапов развития речи, но особое внимание следует уделить детям, находящимся на первом уровне. Очень часто, особенно, если ребенок в возрасте 4-5 лет, в медицинской карте иппотерапевт не найдет диагноза «моторная алалия», но в записях невролога будет отмечено: «Задержка речевого развития (ЗРР)». Это значит, что работу с ребенком необходимо начинать немедленно, так как есть основной признак наличия проблемы – почти полное отсутствие речи у ребенка с сохранным слухом и интеллектом.

Далее мы хотим предложить некоторые рекомендации для иппотерапевтов по работе с детьми с моторной алалией, так как очень важно с самого первого занятия найти правильные формы взаимодействия с ребенком.

1. Перед знакомством с ребенком необходимо побеседовать с родителями с целью выяснения личностных особенностей ребенка. Очень часто дети, имеющие нормальное умственное развитие, замыкаются в себе, приобретают резко выраженные невротические черты поведения, проявляют полный негативизм к речевым заданиям и упражнениям. Если «речевой негативизм» имеется, мы рекомендуем первое время не формулировать заданий, начиная со слов «скажи, расскажи, назови, повтори слово», так как ребенок может вообще отказаться от взаимодействия. Дети же с нарушением интеллекта, как правило, не реагируют на свой речевой дефект, у них реже возникает комплекс по поводу отсутствия речи.

2. Знакомство с ребенком. Мы рекомендуем иппотерапевтам, представляя себя ребенку, не называть имя и отчество полностью, а только короткое имя с ударением на первый слог: «Меня зовут Катя». Несколько раз повторить свое имя, утрируя ударение, Назвать кличку лошади также коротко в два слога с ударением на первый слог: «Миссури – Миса, Аргентина – Гоша, Гога и т.п.)

3. В логопедической работе по развитию речи детей с моторной алалией существует раздел: «Развитие понимания речи». Иппотерапевту тоже необходимо сначала выяснить уровень понимания речи ребенком, а затем работать над развитием пассивного словаря и пониманием речи. Чтобы выяснить понимание речи ребенком, задаются вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет» или при помощи жестикуляции. («Подними руки вверх!, Где у лошадки уши?, Положи руки на голову»). Выяснив приблизительный объем пассивного словаря ребенка (знает ли обозначения предметов (существительные), названия действий (глаголы), понимает ли значение предлогов и союзов), иппотерапевт может правильно строить свою основную работу по развитию общей моторики ребенка. Если понимание речи затруднено, необходимо сопровождать команду или инструкцию собственным показом, в некоторых случаях выполнять команду, используя совместные действия, когда педагог сам своими руками помогает ребенку выполнить упражнение. Здесь мы отметим, что сложности с выполнением физических упражнений связаны не только с плохим пониманием речи, но и с имеющимся (в отдельных случаях) нарушением моторного праксиса у таких детей, у них отмечается недостаточная координация движений, несовершенство ручной моторики, неточность движений, сильно нарушена мелкая моторика пальцев рук.

Для развития понимания речи ребенком используются игры и упражнения с предметами разных цвета и формы: «покажи красный мячик, положи кубик в корзинку, брось синий шарик в кольцо и т.п.»

4. Следующий этап работы – развитие самостоятельной речи ребенка. Основной задачей этого периода является повышение речевой активности, необходимо добиваться того, чтобы ребенок захотел говорить, стремился выразить свои мысли словами, пусть неполными и искаженными, но не жестами. Сначала следует побудить ребенка к произнесению звукоподражаний. Педагог обращает внимание ребенка на звуки, исходящие от лошади: «Как лошадка фыркает, цокает, ржет?, Кто громче фыркает, ты или лошадка?» Затем отрабатываются звукоподражания другим животным («ко-ко-ко, га-га-га» и т.п.) Лучше всего предложить ребенку игровую стихотворную форму упражнений. Например:

 

1. Педагог Ребенок
«Гуси-гуси» «Га-га-га»
«Есть хотите?» «Да-да-да»
«Ну, летите!» «Нееет»
«Серый волк под горой?» «Ууууу»
«Не пускает вас домой» «Ууууу»

 

2. Педагог Ребенок
«Волк голодный бродит уууу» «Ууууу»
«Нету никого в лесу» «Ууууу»
«Где найти овечку беее?» «Бееее»
«На обед сегодня мне» «Бееее»

 

Можно использовать в работе стихотворение К. Чуковского «Путаница».

Во время игры с мячом и другими предметами необходимо стимулировать ребенка произносить слова: «Дай», «На», «Лови», «Мне».

Особенное внимание хотим обратить на собственную речь иппотерапевта, проводящего занятия с не говорящим ребенком. Речь должна быть достаточно громкой, очень четкой, правильной и эмоционально окрашенной. Во время общения педагог просит ребенка смотреть ему на губы, чтобы повторять правильную артикуляцию. Если ребенок уже вышел на уровень самостоятельного формирования коротких фраз, педагог следит за правильностью грамматического построения предложений и исправляет ошибки при необходимости, делая это в очень мягкой, корректной форме.

В заключении хочется отметить, что эффект проведения иппотерапевтических занятий с детьми с моторной алалией всегда положительный, динамика речевого развития очевидна. Как правило, поведение детей на занятиях очень эмоционально, а на фоне положительных эмоций речевая активность заметно повышается. Нередко, родители отмечают, что их ребенок нигде столько не говорит, сколько говорит сидя верхом на лошади.

Иппотерапевтическая работа с детьми с диагнозом алалия является действенным дополнением к другим видам педагогической и терапевтической помощи и при комплексном применении позволяет добиваться более ощутимых результатов по выходу из моторной алалии.

 

Деятельности

 

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬН


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.