Ванина Е.С., Крупорушникова А.А. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Ванина Е.С., Крупорушникова А.А.

2018-01-03 282
Ванина Е.С., Крупорушникова А.А. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(КИ(ф)МГМУ, г. Коломна)

 

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОГО БИЗНЕСА

В РОССИИ

Социальная ответственность бизнеса начинает активно и успешно реализовываться во всем мире. Компании не только решают проблемы общества, инвестируя средства в развитие образования, медицины, науки, поддерживая социально незащищенные слои и заботясь о природе, — они получают определенные выгоды от этой деятельности. В западных странах социальная ответственность бизнеса функционирует как устойчивый социальный институт, она рациональна и эффективна.

Осуществляемые в России масштабные экономические реформы, формирование эффективной рыночной экономической модели ставят на повестку дня новые вопросы взаимоотношений общества и бизнеса. Среди этих вопросов один из актуальных – социальная ответственность бизнеса.

Однако, несмотря на постоянно возрастающее внимание к данному вопросу, единого общепринятого понимания социальной ответственности бизнеса не существует.

В международном понимании корпоративная социальная ответственность (КСО) бизнеса трактуется как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

В классическом понимании социальная ответственность включает в себя:

– добросовестную деловую практику;

– развитие персонала предприятия;

– охрану здоровья и безопасные условия труда;

– охрану окружающей среды и использование ресурсосберегающих технологий;

– развитие местного сообщества.

В нашей стране обсуждение социальной ответственности бизнеса стало реакцией на особенности переходного периода к рыночной экономике. В России социальное направление в деятельности бизнеса сложилось уже в конце XIX столетия. В дореволюционный период эта деятельность осуществлялась в форме благотворительных проектов: строительство школ, больниц и т.д. В послереволюционные годы филантропические традиции были утеряны. Но позднее в Советском Союзе утвердилась идея предприятия – социального гаранта, выполняющего широкий круг социальных функций и обладающего собственной социальной инфраструктурой.

С началом рыночных реформ социальная политика предприятий подверглась коренным изменениям.

Так, с начала 1990-х гг. произошло резкое сокращение социальной инфраструктуры предприятий, большинство из которых были вынуждены для своего выживания сокращать любые виды расходов, не приносивших доходов в краткосрочной перспективе. В результате за десятилетие реформ большинство социальных объектов, принадлежавших предприятиям, были переданы муниципалитетам.

С улучшением финансового положения предприятий (1998–2000 гг.) стали принимать во внимание выгоды от содержания «социалки».

С началом экономического подъема (2000-е гг.) часть предприятий приступила к реструктуризации социальной инфраструктуры. Использование социальных объектов стало рассматриваться предприятиями в рамках реализации осознанной социальной политики.

Актуализацию проблем социальной ответственности руководители российских бизнес-структур объясняют вступлением страны в новый этап общественного развития и естественным «взрослением» российского капитализма.

Начинает осваивать социальное направление деятельности средний динамично развивающийся российский бизнес. В благотворительные акции все последовательнее втягивается малый бизнес, особенно в муниципальных образованиях, где он нередко определяет экономический потенциал территории.

Вместе с тем участие российского бизнеса в социальной политике остается весьма неравномерным.

Это вызвано, по меньшей мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, в бизнес-среде отсутствуют единые ориентиры, каждая компания самостоятельно, исходя из собственных интересов, определяет меры своей социальной ответственности.

Во-вторых, социальная ответственность по своей форме и содержанию во многом зависит от того, кем и как эти требования сформулированы, и является ответом российского бизнеса на требования властей.

Поэтому важной проблемой КСО в России является проблема взаимодействия бизнеса, власти и общества при разработке и реализации социальных программ бизнеса. Причем это относится как к внутренним, так и к внешним социальным проектам.

Во взаимоотношениях власти и бизнеса главную роль играет, конечно, власть, а подчиненную – бизнес. Сама возможность реализации социальных проектов задается именно властью. Выстраивая ту или иную налоговую политику в отношении бизнеса на федеральном уровне и на местах, власть может создавать условия или препятствовать как развитию бизнеса вообще, так и социальным проектам бизнеса. Чрезмерное налоговое бремя сокращает доходы и препятствует социальной активности бизнеса.

Точно также действует и административный произвол. При этом значительная часть «пожертвований» бизнеса не доходит до социальных потребителей.

Поэтому цивилизованный бизнес заинтересован в большей прозрачности своих социальных отчислений, в возможности самому определять направления расходования своих средств на социальные цели.

Лидеры российского бизнеса развивают социальные, экологические и партнерские программы в регионах, где функционируют их предприятия, причем при реализации этих программ используется системный подход. Их примеру следуют и другие компании. КСО постепенно получает более широкое распространение в регионах России.

Но всё же социальная деятельность ряда российских компаний пока носит скорее популистский характер, направлена на укрепление имиджа и не воспринимается как стратегическое направление деятельности.

Несмотря на то, что российские компании осознают необходимость социальной активности, и многие из них готовы вкладывать в это дополнительные средства, в настоящий момент КСО не рассматривается как одно из важнейших направлений, напрямую связанное с единой стратегией бизнеса.

Не все российские компании пришли к пониманию необходимости информационной открытости.

В российских компаниях деятельность в области КСО во многих случаях не имеет высокого статуса и осуществляется как побочная, на уровне начальников управлений и отделов.

Несмотря на перечисленные недостатки организации социальной деятельности отечественных компаний, в последнее время произошли изменения и наблюдаются позитивные тенденции в этой области.

Наиболее прогрессивной с точки зрения социально ответственного бизнеса в настоящее время является нефтяная отрасль.

Наглядным примером социально-ответственного бизнеса является компания ОАО «НК «Лукойл». Деятельность компании осуществляется в соответствии с принятым в 2002 году «Социальным кодексом», нормы которого обязательны как для компании, так и для её дочерних обществ.

Социальный кодекс «Лукойла» ориентирован как на внутрикорпоративную социальную политику, основываясь на принципе «успех бизнеса зависит от тех, кто в нем задействован», так и на реализацию внешней корпоративной политики.

Также компания реализует социально-ответственный бизнес в следующих направлениях:

– развитии монопроизводственных населенных пунктов (при активном сотрудничестве с региональными и местными властями);

– реализации природоохранной деятельности;

– развитии науки, образования, технологий и инноваций;

– поддержке культуры и спорта;

– содействии социальным группам и общественным объединениям, нуждающимся в поддержке (ветеранам труда, инвалидам, детям-сиротам, семьям работников организаций «Лукойл», погибших на производстве, а также государственным бюджетным организациям социальной направленности) и др.

Согласно Кодексу, «Лукойл» осуществляет непрерывный контроль над корпоративными пенсионными расходами, потреблением медицинских услуг в корпоративной системе охраны здоровья, оптимизирует содержание социальной инфраструктуры, обеспечивает повышение эффективности производства социальных услуг.

В нашем городе успешный пример ведения социально ответственного бизнеса демонстрирует ОАО Holcim. Компания постоянно оказывает содействие в получении образования и профессионального обучения, дополнительной медицинской помощи, а также помогает развивать и улучшать местную инфраструктуру. Holcim в Коломне реализует социальную программу «Добрососедство» (проекты, связанные с развитием инфраструктуры (дорожная сеть, коммунальное хозяйство, озеленение и благоустройство территории и другие мероприятия). В рамках этой программы уже произведены такие работы, как реконструкция ДК «Цементник» и благоустройство мемориального сквера в микрорайоне Щурово (г. Коломна).

В силу короткой эволюции КСО в России, западное общество пока не рассматривает ее как явление. КСО в России обычно базируется на определенных потребностях бизнеса и общества, которые на сегодня слишком далеки от западных образцов.

Однако крупные российские компании начинают публиковать помимо финансовых отчетов социальные. Ежегодно количество таких документов в стране заметно растет. Хотя до совершенства в корпоративной социальной ответственности компаниям еще далеко, но радует, что все больше российских компаний приступает к реализации различных социальных программ. Это говорит о понимании российским бизнесом необходимости осуществления социальной ответственности.

 

 

Еникеева Я.В.

(МГОСГИ, г. Коломна)


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.