Анализ изменений Конституционного законодательства, произошедших в результате внесения поправок в ФКЗ «О Конституционном суде» — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Анализ изменений Конституционного законодательства, произошедших в результате внесения поправок в ФКЗ «О Конституционном суде»

2018-01-03 586
Анализ изменений Конституционного законодательства, произошедших в результате внесения поправок в ФКЗ «О Конституционном суде» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 2010 Г.

 

Термин «гарантия» (от фран. garantie) означает, как известно – ручательство, обеспечение. Принимая на себя гарантию конституционных прав и свобод, государство ручается, что так оно и будет. Следовательно, и Конституционный суд Российской Федерации обязан брать на себя ручательство за соблюдение законных прав и свобод граждан. Эффективность такой деятельности суда определяется степенью защищенности прав и свобод граждан от незаконных посягательств иных лиц. Последние серьезные изменения в ФКЗ «О Конституционном суде РФ» (далее – закон), внесенные 3 ноября 2010 г., в определенной степени укрепили ранее существовавшие гарантии защиты.

Из Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской федерации" исключены все нормы, устанавливающие возможность рассмотрения дел не только в едином ("пленарном") заседании Суда, но и в заседаниях его палат, и нормы, регулирующие комплектование палат и организацию их работы[334]. На наш взгляд, данные комплексные поправки закона явились следствием направленности законодателя на обеспечение наибольшей степени легитимности решения Конституционного суда. Это должно достигаться путем выражения единой воли Конституционного суда, когда все судьи принимают участие в рассмотрении дела и, в то же время, сохраняют за собой право высказать особое мнение. Дополнительную гарантию защиты прав граждан составляет и положение ст. 30 закона в новой редакции, в соответствии с которым Конституционный суд Российской Федерации правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей[335].

Второе направление корректировки закона касается соблюдения принципа своевременного рассмотрения заявлений граждан. Во-первых, Конституционный Суд Российской Федерации может рассматривать и разрешать дела без проведения слушания, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу[336]. Такая новелла реально способна оптимизировать конституционное судопроизводство. Отсылка суда к прошлым решениям по ранее оспоренным нормативно-правовым актам подчеркивает, в хорошем смысле, предсказуемость правосудия.

Теперь Конституционный суд в полном составе с кворумом в две трети от общего числа судей будет способен разобрать дело в более сжатые сроки с минимальным риском ошибки в толковании применяемых норм права. Облегчает выполнение задачи рассмотрения дела в разумные сроки и ст.31, предусматривающая открытое слушание только для дел, уже назначенных к слушанию, в отличие от предыдущей редакции.

Также ясно проявилась тенденция к конкретному конституционному контролю, свойственная американской модели, когда Верховный суд вправе разрешать вопрос о конституционности закона только при наличии конкретного судебного дела. По мнению многих специалистов в области конституционного права конкретный контроль позволяет более оперативно защищать права человека, с чем трудно не согласиться.

ФКЗ № 7 еще раз обозначил обязанность правоприменительных органов принимать к сведению позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой (ч. 5 ст. 92 закона)[337]. Принимая во внимание особую роль правоприменительной практики для реализации норм правовых актов и, к сожалению, общее проблемное состояние данного института в нашей правовой системе, введение такого инструмента должно позволить либо реально сократить, а в перспективе, вообще ликвидировать случаи массовых нарушений прав и свобод человека и гражданина.

Учитывая все вышесказанное, мы считаем, что в дальнейшем следует ожидать усиление конкретного конституционного контроля со стороны Конституционного суда. И последующая практика КС в сфере конкретного контроля должна мотивировать как законодателя, так и иные государственные и муниципальные органы к совершенствованию юридической техники в части разработки нормативно-правовых актов. Видится целесообразным и возвращение Конституционному суду права, которое принадлежало ему в законе РСФСР от 1991 г., давать оценку конституционности правоприменительной практики со стороны, прежде всего, правоохранительных органов.

В перспективе, с нашей точки зрения, необходимо законодательно установить порядок взаимодействия Конституционного суда с Европейским судом по правам человека с четкой регламентацией пределов действия решений ЕСПЧ и их последующей реализацией.

И почти идеологической задачей для Конституционного суда является введение в конституционное законодательства понятие социальное справедливости, которое на данный момент отсутствует как Конституции РФ, так и в иных актах конституционного законодательства. Вполне возможно внести данный законопроект в Государственную Думу и предложить поправки в Конституцию РФ в ст. 7, либо дополнить ее новой статьей, раскрывающей понятие социальной справедливости.

 

 


 

РАЗДЕЛ VI. ЭКОНОМИКА

 

 

Агудалина Е.А.

(МГОСГИ, г. Коломна)

Чем грозит России ВТО?

22 августа 2012 года Россия после 18 лет переговоров вступила во Всемирную торговую организацию. Присоединение России к ВТО означает гарантию того, что Россия не начнет разворот от экспорта сырья в сторону более глубокой переработки природных ресурсов и выстраивания производственно-технологических цепочек, на выходе которых будет высокотехнологичная и, что более важно, конкурентоспособная продукция.

90% российских публикаций и исследований по проблемам ВТО посвящены оценке возможных последствий в результате всех предстоящих изменений.[338] Ученые и экономисты соглашаются, что членство России в ВТО в стратегическом плане даст мощный импульс для динамичного, инновационного развития российской экономики. Но, вместе с тем, вступление России в ВТО - это новая реальность, рост конкуренции и серьезный вызов для российской экономики, для целого ряда ее отраслей.

После вступления России в ВТО наиболее тяжелой ситуации, по мнению многих экспертов, окажется аграрная отрасль. Отечественное сельское хозяйство и до вступления в ВТО находилось, мягко говоря, не в самой лучшей форме, а после открытия экономических границ ситуация и вовсе может стать критической. Вступление в ВТО запрещает меры прямой господдержки сельхозпроизводителей, можно использовать только косвенные меры поддержки. В худшем случае Россия рискует полностью потерять свой агропромышленный комплекс, открывая внутренний рынок для иностранных сельхозпроизводителей.

Для некоторых отраслей Российской легкой промышленности вступление в ВТО также станет серьезным испытанием. Например, в зоне риска находится текстильная промышленность, которая и так переживает не лучшее время. Объем экспорта в этой сфере составляет не более 7%, и о выходе на международную арену пока говорить трудно.[339]

Нелегко будет и отечественному автопрому. По пессимистичному сценарию Минэкономразвития, после вступления в ВТО производство легковых автомобилей может снизиться более чем на 50%. В настоящее время население страны выбирает наш автопром исключительно из-за более низкой стоимости продукции. При снижении таможенных пошлин цены между импортными и отечественными товарами станут соотносимыми, в результате чего конечный пользователь при выборе продукта будет руководствоваться не ценой, а качеством, в котором наши производители, несомненно уступают зарубежным.

Не оставит без внимания вступление в ВТО и малый Российский бизнес. К негативным последствиям для малых предприятий может привести уменьшение прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители и транспортные тарифы.

Кроме того, существует реальная опасность вытеснения отечественных предприятий из тех секторов экономики, где малый бизнес считался весьма конкурентоспособным. Это связано с угрозой повышения производственных издержек как для предприятий реального сектора экономики, так и для предприятий непроизводственной сферы. Малые предприятия могут потерять свое значение как основного поставщика рабочих мест.

Трудоустройство. Главный минус для российских работодателей вполне очевиден: они могут лишиться лучших сотрудников, которые предпочтут работать на зарубежные компании, предлагающие более выгодные условия труда. Поэтому отечественные компании будут вынуждены либо в корне пересмотреть свой бизнес-план, либо довольствоваться низко-квалифицированными работниками. Больнее всего ВТО ударит по моногородам, жизнь которых зависит от одного градообразующего предприятия. Увольнение тысяч жителей из компаний моногородов крайне негативно скажется на социальной ситуации в стране – начнется массовое переселение людей в поисках работы.

Еще одним спорным вопросом, связанным со вступлением России в ВТО, стали возможные изменения в тарифах ЖКХ. По условиям ВТО цены на энергоносители на внутреннем и внешнем рынках должны быть одинаковыми, что обеспечивает равные возможности для производства. Эксперты предполагают, что в ближайшее время правительство будет вынуждено решать вопрос о поэтапном отказе от тарифного регулирования цен на углеводороды и энергоресурсы на внутреннем рынке. Можно предположить, что цены на ЖКХ приравняют к европейским, дабы избежать штрафов, но в этом случае россиян ждет рост тарифов на 200% – такова средняя разница в ценах на энергоносители у нас и за рубежом.[340]

Таким образом, вступление России в ВТО имеет и позитивные и негативные стороны. Государству следует с особой осторожностью относится к возможности возникновения проблем у отечественных производителей. Предлагаются следующие пути решения проблем: во-первых, России необходимо развивать малый бизнес и привлекать частные инвестиции в отечественное производство, во-вторых, усиливать диверсификацию производства и возможность маневрирования ресурсами для обеспечения конкурентоспособности России на мировом рынке, в-третьих, создать государственную систему внешнеэкономической и правовой информации для предприятий (цены, условия торговли, механизмы разрешения споров и т. п.) с целью эффективного использования ими возможностей ВТО в международной конкуренции.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.