В каменном русском зодчестве — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

В каменном русском зодчестве

2018-01-03 232
В каменном русском зодчестве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шатровый стиль – это особый архитектурный стиль в русском зодчестве, в котором вместо купола на храме помещается восьмигранная пирамида – шатёр.

Некоторые учёные, такие как А.И. Некрасов, Г.К. Вагнер, полагают, что шатровый стиль был некоей «реминисценцией поздней западноевропейской готики».

Данный тип построения был распространен в деревянном зодчестве, однако к настоящему времени нет точных сведений, когда стиль возникает. Исследователи Н.Н. Воронин и П.Н. Максимов, на основе анализа древнерусских документов, предполагают, что были ранние деревянные шатровые церкви в Вышгороде и датируют их началом XI в. Так же на иконе начала XIV в. «Введение Богородицы во храм» из села Кривое изображен храм с намеком на шатёр.

Первым каменным храмом в шатровом стиле считается храм Вознесения в селе Коломенском в Москве, построенный архитектором Петроком Малым в 1532 г. Храм был построен в честь рождения сына великого князя Василия III, в будущем царя Ивана IV.

В Львовской летописи говорится, что церковь в Коломенском «чудна высотою и красотою и светлостию, такова не была прежде всего на Руси». Большинство учёных рассматривало эту надпись, как доказательство того, что этот храм был первым шатровым в России.

Однако интерпретировать фразу летописца можно по-разному. Такое описание могло быть сделано автором под эмоциональным воздействием от самого храма, ведь по высоте (примерно 62 метра) это башенное строение превышает все предшествующие высотные сооружения в Московском государстве. Значит, можно предположить, что были и другие каменные постройки такого типа, только менее красивые и величественные, чем храм в Коломенском.

При исследовании вопроса о шатровом стиле следует обратить внимание на Александрову слободу во Владимирской области.

Комплекс Александровой слободы состоит из 2 частей: Успенский женский монастырь и Государев двор.

Государев двор – это дворец Василия III, заложенный примерно в 1509 году, сразу после строительства Большого Кремлевского дворца в Москве, и построенный, как предположил в последние годы С.В. Заграевский, Алевизом Новым. Там великий князь проводил отдых со своей семьей и приближенными, проводя время в охотах и развлечениях. Дворец освящался 11 декабря 1513 г.

На Государевом дворе располагаются Троицкий (ныне Покровский), Покровский (ныне Троицкий) храмы, а так же церковь Успения на Буграх, которая сейчас скрыта в Распятской колокольне, и три больших царских палаты. Нужно обратить внимание на церковь Троицы, так как она построена в шатровом стиле.

Храм Троицы впервые упоминается в письменных источниках в 1571 году в свадебном разряде Ивана Ивановича. Позже она упоминается как одна из разоренных церквей во время польско-литовского нашествия. В 1680 году храм реконструируют и перестраивают в большую трапезную церковь, после которой она переосвящается в Покровскую (с одновременным включением в состав Успенского монастыря), так же, в том же году, к ней пристраивается шатровая колокольня и строится новый придел Федора Стратилата (в честь ктитора монастыря царя Федора Алексеевича).

Самой большой проблемой для исследователей этого храма была точная датировка строительства памятника.

В начале исследования храма Троицы в XIX в. Ф. Ф. Горностаев, не зная о документах о переосвящении храма в XVII в., опирался на документы об освящении Покровского храма 11 декабря 1513 года. Тогда ученый и предположил, что исследуемый храм был первым с шатровым стилем в России (хотя некоторые учёные, такие как М. А. Ильин, отрицают утверждение о принадлежности церкви к шатровому стилю, называя шатровый свод – небесами). Но комиссия Центральных реставрационных мастерских в 1924 г., по живописи в сводах Покровского храма, установила, что Троицкая церковь к освящению в 1513 году не имеет никакого отношения. Позже был найден документ о переосвящении Троицкого и Покровского храмов в 1680 г.

По запискам опричников И. Таубе и Э. Крузе известно, что во время опричнины Иван IV строит, помимо двух церквей, «какое-то хранилище под


храмом, куда свозят награбленное». Г.Н. Бочаров в 60-х годах XX в. доказал, что эти подвалы-хранилища построены под церковью Троицы. Это хранилище было построено под подклетами, которые были построены ранее. А.И. Некрасовым, при исследовании сводов подклетов в середине XX в., были обнаружены замковые розетки, которые однозначно говорили о создании памятника в эпоху Василия III. Этот факт выводит нас к предположению, что памятник в Александровой слободе был построен в начале XVI в., но у исследователей в 70-х годах XX в. появилось ощущение, что шатер, стоящий на храме, не совместим с признаками «ранней» архитектуры времен великого князя Василия III, следовательно, они делают вывод, что церковь была построена в два строительных этапа. Однако В.В. Кавельмахер доказал, что храм от подцерковья до купола был создан в два-три строительного сезона – он, изучая памятник со строительных лесов, увидел, что шатер никак не мог быть отделим от основного объема.

Через единое строение памятника, принадлежность элементов декора к эпохе Василия III, а так же через сравнение строительных материалов с остальными постройками Государева двора (с храмом Покрова, а так же остатками фундаментов палат) Кавельмахер утверждает, что строительство Троицкой церкви по времени совпадает с остальными сооружениями Государева двора в Александровой слободе. Следовательно, храм, с большой долей достоверности, можно датировать 1513 годом, что в свою очередь делает церковь Троицы первым каменным храмом шатрового стиля в России. Следовательно, утверждение о том, что церковь Вознесения в Коломенском была первой каменным храмом с шатровым стилем на Руси, не соответствует действительности.

Во время исследования у меня сложилось впечатление, что этот храм был прототипом для Петрока Малого во время строительства храма Вознесения в Коломенском: схожий план, подклетовая система, башнеобразность, некоторые схожие элементы декора. Но данное утверждение требует дальнейшей разработки.

 

 

Мерзанова А.В.

(МГОУ, г. Москва)


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.