Важнейшими условиями возникновения рынка являются. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Важнейшими условиями возникновения рынка являются.

2018-01-03 313
Важнейшими условиями возникновения рынка являются. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Общественное разделение труда и специализация. Общественное разделение труда означает, что в любом более или менее многочисленном обществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это означает специализацию в производстве тех или иных товаров и услуг.

2. Экономическая обособленность производителей. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает: что производить? как производить? кому и где продавать?

3. Самостоятельность производителей и свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Рынок выполняет следующие функции:

1. Регулирующая функция – самая важная. Рынок дает ответ на вопросы, столь остро поставленные П. Самуэльсоном: что производить? как производить? для кого производить? Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена – сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться служить им».

2. Посредническая функция. Рынок сводит вместе продавцов и покупателей.

3. Ценообразующая функция. На рынке происходит образование цены товара.

4. Распределительная функция. Рынок распределяет экономические ресурсы между отраслями производства, распределяет товары, доходы.

5. Стимулирующая функция. Рынок стимулирует конкуренцию, рациональное использование ресурсов, НТП, повышение эффективности производства.

6. Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непосредственно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Основные элементы рынка: цена, спрос, предложение.

Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.

Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на 3 группы:

1. Домохозяйство – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Оно может состоять как из одного человека, так и нескольких лиц. Домохозяйства самостоятельно принимают решения и являются собственниками факторов производства (рабочая сила, земля, капитал), которые они предоставляют на рынок. Полученный от продажи услуг труда, капитал и другие деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей, а не наращивания прибыли. Основная цель домохозяйства – максимизация, т. е. получение максимальной полезности в рамках имеющихся ресурсов. В качестве структурной единицы домохозяйства определяются особенностями образа жизни. Экономический образ жизни средней семьи, ведущей отдельное домохозяйство, владеющей совместной собственностью, получающей общий доход и имеющий в среднем устойчивую структуру расхода, является удобной структурной единицей при описании экономической жизни общества.

2. Фирма – экономическая единица, занимающаяся непосредственной деятельностью с целью получения дохода (прибыли) путем привлечения собственных и заемных средств или принимающая опосредованное участие в такой деятельности, путем вложения в дело собственного капитала. Она самостоятельно принимает решения и соответственно несет ответственность за результаты этих решений. Основная функция фирмы – это производство всей массы товаров и услуг для домашних хозяйств и правительства. Основную часть прибыли фирма использует на расширение производства, т. е. инвестирует ради получения еще большей прибыли.

3. Правительство - представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики. Бюджетные организации производят общественные товары - это товары, которые поступают не в индивидуальное потребление, а в общественное.

Таким образом, рынок представляет собой взаимодействия множества домохозяйств, фирм, государственных учреждений, которые выступают то в роли продавцов, то в роли покупателей.

В реальности рынок представлен множеством различных рынков, которые разделяются между собой по различным критериям:

1. По объектам:

а) рынок потребительских товаров и услуг;

б) рынок средств производства;

в) рынок земли;

г) рынок рабочей силы;

д) рынок ценных бумаг;

в) рынок научно-технических разработок и т.д.

2. по субъектам: а) рынок покупателей;

б) рынок продавцов;

в) рынок государственных учреждений;

г) рынок промежуточных продавцов – посредников.

3. по географическому положению: а) местный (локальный) рынок;

б) региональный рынок;

в) национальный рынок (рынок отдельной страны);

г) мировой рынок.

4. по размеру продаж: а) розничный рынок;

б) оптовый рынок.

5. по степени ограничения конкуренции:

а) рынок совершенной конкуренции;

б) рынок несовершенной конкуренции.

6. исходя из отраслевого признака: а) автомобильный;

б) нефтяной;

в) компьютерный и т. д.

Потребительский рынок включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, транспортных, коммунальных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения.

Рынок средств производства – рынок орудий и предметов труда, основных и оборотных средств. В нашей стране в течение длительного времени средства производства распределялись через систему материально-технического снабжения на основе планов, фондов, лимитов, нарядов, путем прикрепления потребителей к производителям и наоборот.

В современных условиях происходит процесс формирования реального рынка средств производства. Рынок средств производства состоит из:

1) купли-продажи зданий, сооружений, строений, помещений;

2) рынка машин, технологического оборудования, приборов и аппаратов производственного назначения;

3) рынка сырья, материалов, полуфабрикатов из которых и посредством которых изготавливается продукция.

Особое место на рынке средств производства занимает рынок земли, природных богатств, полезных ископаемых. Под землей понимается не только сама земля, которая используется фермерами и предпринимателями, но и все, что добывается из недр земли, кроме того, земля как объект делится на сельскохозяйственные угодья, пашни, зоны прокладки коммуникаций, зоны залегания полезных ископаемых и т. д.

Рынок труда. В экстенсивной затратной экономике спрос на рабочую силу всегда превышает потребность. Переход к рыночной экономике в корне меняет эту ситуацию. Изменение строения капитала ведет к высвобождению рабочей силы. Начинает формироваться рынок труда, основанный на исключительном праве работника распоряжаться своими способностями к труду. Каждый гражданин добровольно избирает форму занятости, вид деятельности, профессии. Объектом купли-продажи на рынке труда является рабочая сила. Продавцами выступают домохозяйства, а покупателями фирмы и государство.

Рынок ценных бумаг. В нашей стране этот рынок был долгое время представлен только продажей и покупкой облигаций государственных займов и государственной продажей лотерейных билетов. В условиях рыночной экономики основой такого рынка является продажа и приобретение акций и различных облигаций, кроме того, к ценным бумагам, которые могут участвовать в рыночном обращении относятся: чеки, аккредитивы, векселя, и разные виды денежных обязательств. Рыночному обращению ценных бумаг во многом способствует функционирование бирж ценных бумаг.

Инфраструктура рынка – это взаимосвязанная система институтов, организаций, действующих в пределах рынков и выполняющих определенные функции.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1) биржи и их организационно оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) налоговая система и налоговые органы;

6) таможенная система;

7) профсоюзы;

8) аудиторские компании и т. д.

На рынке товаров и услуг инфраструктура представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли.

На рынке труда инфраструктурой являются биржи труда, обеспечивающие обучение и переквалификацию работников.

Инфраструктурой кредитного рынка – это современная двухуровневая банковская система (Центральный банк и коммерческие банки), страховые компании и различные фонды, способные мобилизовать свободные денежные средства и превратить их в кредиты.

Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры.

Конъюнктура рынка – это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг. Она определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями потребителей и т.д.

Рыночные отношения функционируют нормально лишь тогда, когда выполняются следующие условия:

- наличие самостоятельных субъектов рыночных отношений;

- наличие конкуренции между производителями товаров и услуг, побуждающей обновлять продукцию, повышать ее качество, снижать затраты;

- определенная свобода цен;

- стабильность политической ситуации;

- многообразие форм собственности и видов предприятий;

- создание сильной системы социальных гарантий и поддержки населения, облегчающей людям адаптацию к условиям рыночной экономики.

К преимуществам рыночной экономики относят:

- свобода хозяйственной деятельности, в рамках соблюдения законности;

- эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;

- полнота и доступ всех хозяйственных субъектов к информации о состоянии рынка;

- оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимальную прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новые технологии.

У рыночного механизма есть свои недостатки, которые важно учитывать в реальной действительности:

- не стимулирует производство товаров коллективного пользования (услуги образования, здравоохранения и др.);

- приводит к дифференциации в уровне жизни;

- не обеспечивает социальную «защиту» населения, стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход;

- не способствует развитию фундаментальных исследований в науке;

- нестабильность экономического развития с соответствующими инфляционными процессами.

Эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. То есть нахождение таких приемов регулирования рынка, которые сохраняли бы его достоинства и позволили вместе с тем свести к минимуму недостатки.

Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой – порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходима культура экономики, культура рынка. Поэтому программа экономических реформ в России должна учитывать эти моменты и отражать определенную логику и этапные задачи формирования рыночной экономики в России:

1) разгосударствление экономики, приватизация, развитие предпринимательства;

2) формирование рынка и его инфраструктуры;

3) демонополизация экономики;

4) ограничение государственного контроля над ценами, переход к свободному ценообразованию;

5) осуществление жесткой кредитно-денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении;

6) создание сильной системы социальных гарантий и поддержки населения.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.