Тема 1.1.Предмет и задачи курса «Экономика организации» — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 1.1.Предмет и задачи курса «Экономика организации»

2018-01-03 283
Тема 1.1.Предмет и задачи курса «Экономика организации» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение. 5

Раздел I. Введение. 8

Тема 1.1. Предмет и задачи курса «Экономика организации». 8

1. Понятие «Экономика организации», объект и предмет.. 8

2. Предприятие как сложная экономическая система. Базовые понятия. 8

3. Самостоятельная работа по теме. 15

Раздел II. Организация в условиях рынка. 17

Тема 2.1. Организация – основное звено экономики. 17

1. Роль и значение отрасли в системе рыночной экономики. 17

2. Организация – понятие и основные признаки. 20

3. Механизм функционирования организации (предприятия) 23

4. Самостоятельная работа по теме. 32

Тема 2.2. Организация производственного процесса. 33

1. Производственная структура организации (предприятия), ее элементы 33

2. Производственный процесс: понятие, содержание и структура. 36

3. Технологический процесс: понятие, содержание, виды.. 40

4. Самостоятельная работа по теме. 41

Тема 2.3. Планирование деятельности организации. 42

1. Планирование как основа рационального функционирования организации 42

2. Бизнес- план – основная форма внутрифирменного планирования. 59

3. Самостоятельная работа по теме. 61

Раздел III. Материально-техническая база организации. 62

Тема 3.1. Основной капитал и его роль в производстве. 62

1. Понятие основных фондов, его сущность и значение. Классификация элементов основных фондов и их структура. 62

2. Производственная мощность, ее сущность и виды.. 73

3. Самостоятельная работа по теме. 76

Тема 3.2. Оборотный капитал. 78

1. Понятие оборотных средств, их состав и структура. Классификация оборотных средств. 78

2. Понятие материальных ресурсов. Показатели использования материальных ресурсов. 81

3. Определение потребности в оборотных средствах. Оценка эффективности применения оборотных средств. Способы повышения эффективности использования оборотных средств. 90

Тема 3.3. Капитальные вложения и их эффективность. 98

1. Капитальные вложения. Структура капитальных вложений. 98

2. Показатели эффективности капитальных вложений и методика их расчета 101

3. Структура и источники финансирования организаций. 105

4. Самостоятельная работа по теме. 107

Раздел 4. Кадры и оплата труда в организации. 108

Тема 4.1. Расчет среднесписочной численности. Расчет выработки и трудоемкости. Расчет плановой численности работников организации. 108

1. Понятие, состав и структура трудовых ресурсов организации. 108

2. Показатели изменения списочной численности персонала и методика их расчета. Рабочее время и его использование. 110

3. Нормирование труда. Виды норм. Методы нормирования труда. 112

4. Производительность труда – понятие и значение. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. Факторы роста производительности труда. 114

5. Самостоятельная работа по теме. 116

Тема 4.2. Организация оплаты труда. 119

1. Организация труда и зарплаты. Мотивация труда и ее роль в условиях рыночной экономики. 119

2. Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и содержание. ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный справочник) и его значение. 120

3. Бестарифная система оплаты труда. 123

Тема 4.3. Расчет заработной платы по каждой категории работающих. Расчет фонда заработной платы.. 125

1. Формы и системы оплаты труда. 125

2. Фонд оплаты труда и его структура. 135

Раздел 5. Издержки, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации. 140

Тема 5.1. Издержки производства. 140

1. Понятие затрат и издержек производства. Виды затрат предприятия. Состав издержек производства и реализации продукции. 140

2. Себестоимость продукции. Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции. 143

3. Смета затрат и методика ее составления. Группировка затрат по статьям калькуляции. Методы калькулирования себестоимости. 146

4. Значение калькуляции. Значение себестоимости и пути ее оптимизации 149

Тема 5.2. Цена и ценообразование. 153

1. Цена, ее виды. Классификация цен. Ценовая политика организации. 153

2. Ценообразование. Ценообразующие факторы. Методы формирования цены 157

3. Ценовая эластичность. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство 163

Тема 5.3. Прибыль и рентабельность. 165

1. Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы, влияющие на величину прибыли 165

2. Механизм формирования, налогообложения, распределения и использования прибыли. 170

3. Виды и показатели рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности 172

Раздел 6. Внешнеэкономическая деятельность организации. 178

Тема 6.1. Основные формы внешнеэкономических связей. 178

1. Значение внешнеэкономической деятельности организации. 178

2. Основные формы внешнеэкономических связей. 178

Тема 6.2. Виды сделок во внешнеэкономической деятельности и организация международных расчетов. 181

1. Виды сделок во внешнеэкономической деятельности. 181

2. Лизинг и инжиниринг как форма кредитования экспорта на мировом рынке 181

3. Совместное предпринимательство, основные условия создания и функционирования. Организация международных расчетов. 183

Порядок оформления самостоятельных работ. 187

Вопросы по курсу «Экономика организации». 188

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.. 190

 

 

 

Введение

Вопрос о роли предприятия в современной отечественной экономике, о направленности и характере взаимосвязей между макроэкономическим и микроэкономическим уровнями, о внутренних механизмах принятия решений на предприятиях остается открытым. От решения этого вопроса зависит и определение управляемых факторов, влияющих на деятельность предприятия, и выработка рекомендаций по реструктуризации предприятий, оздоровлению внутренней структуры и механизмов управления. Между тем привлечение необходимой для решения данного вопроса достаточно объемной и достоверной информации как теоретического, так и эмпирического характера, вызывает определенные трудности.

Результатом деятельности предприятий являются не только материальные блага, потребляемые отдельными физическими или юридическими лицами, но и сущностные черты социально-экономического устройства общества, "потребляемые" обществом вцелом. Предприятия формируют особенности поведения физических лиц, которое, в свою очередь, определяет базовые характеристики государственного устройства.

Если экономика в целом представляет собой фундамент, на котором держатся все без исключения компоненты системы жизнеобеспечения людей, то предприятия (организации) являются ее центральным звеном, производящим все материальные блага.

Структура и содержание дисциплины «Экономика отрасли» призваны осветить вопросы практической деятельности предприятия, процессы, протекающие в нем по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Дисциплина «Экономика отрасли» предусматривает изучение целого комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, организации, предприятия, получить необходимые знания по расчету важнейших экономических показателей их работы, используемых для оценки социально-экономического положения российской экономики в целом.

Цель курса – дать системные знания о деятельности производственных и коммерческих фирм в современных условиях.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:определять организационно-правовые формы организаций; находить и использовать необходимую экономическую информацию; определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: сущность организации как основного звена экономики отраслей; основные принципы построения экономической системы организации; методы оценки эффективности их использования; организацию производственного и технологического процессов; состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования; способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии; механизмы ценообразования, формы оплаты труда; основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета.

Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Изучение курса «Экономика организации» будет способствовать приобретению слушателями знаний в области становления нового экономического мышления, позволит получить знания, необходимые для эффективного хозяйствования, использовать эффективные методы принятия управленческих решений, касающихся собственно производства, инвестирования и финансирования предприятия, использования персонала, маркетинга, планирования и т.д.

После успешного прохождения курса уровень знания должен позволять осуществлять организационно-экономическую и аналитическую деятельность в области экономических, производственных и коммерческих процессов на фирме любой формы собственности.

Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления.

Студент, освоивший программу курса «Экономика организации» должен обладать следующими компетенциями:

а) универсальными:

- уметь использовать основные положения экономики фирмы и профессиональной деятельности; знать основы экономического поведения фирмы в условиях функционирования и развития свободного рынка;

- уметь применять основы теории в практических сферах деятельности;

- использовать зарубежный опыт организации экономической и хозяйственной деятельности фирмы; использовать методы математического и имитационного моделирования; уметь научно обосновывать эффективность деятельности организации.

б) профессиональными:

- формировать экономическую стратегию предприятия и планировать текущую производственную деятельность;

- проводить анализ ресурсного потенциала, определять потребность в ресурсах, выявлять резервы внутрипроизводственного характера и давать рекомендации по их использованию;

- уметь определять влияние факторов и резервов на экономические результаты деятельности организации;

- уметь решать производственные задачи на условиях применения современной техники и технологии сбора, обработки и передачи информации в режиме реального масштаба времени;

- уметь пользоваться базовыми системами и проявлять способность к освоению новых видов программного обеспечения;

- грамотно использовать нормативные документы, регламентирующие деятельность фирмы; уметь использовать системы документооборота и делопроизводства;

- составлять документацию (инструкции, планы, отчеты по выполненным заданиям, обзоры и др.).

 

Раздел I. Введение

Понятие юридического лица

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности,хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленноеимущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, можетотсвоего имени приобретать или осуществлять имущественные и личныенеимущественные права, нести обязанности, быть истцом и отвечать в суде.

Юридическое лицо характеризуется следующими основнымипризнаками:

имущественная обособленность, т. е. наличие самостоятельного баланса у коммерческих организаций или самостоятельной сметы у некоммерческих организаций. Имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности либо находится в его хозяйственном или оперативном управлении;

самостоятельная имущественная ответственность, т.е. ответственность по своим обязательствам обособленным имуществом;

самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, возможность заключать гражданско-правовые договоры (купли-продажи, поставки, перевозки, займа, аренды, подряда и др.) либо иным способом приобретать права и нести обязанности;

организационное единство, т. е. наличие соответствующей устойчивой структуры, закрепленной в учредительных документах.

Наиболее важным признаком классификации хозяйствующего субъектав условиях рыночной экономики является деление хозяйствующего субъектапо признаку организационно-правовых форм предприятий, которыерегламентируются государством через Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Гражданский кодекс вводит понятия «коммерческая организация» и«некоммерческая организация».

Коммерческая организация преследует извлечение прибыли в качествеосновной цели своей деятельности.

Некоммерческая организация непреследует извлечение прибыли в качестве основной цели своейдеятельности, и если получает прибыль, то она не распределяется междуучастниками организации.

Рис. Структура организационно-правовых форм организаций

 

В таблице 1. сформулированы определения организационно-правовыхформ.

Таблица1

Структура организационно-правовых форм

Наименование ГК РФ (статья) Определение
Коммерческие корпоративные организации
Полное товарищество статья 69 ГК РФ Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
Товарищество на вере статья 82 ГК РФ Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Крестьянское (фермерское) хозяйство статья 86.1 ГК РФ Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
Хозяйственное партнерство ст. 2 ФЗ от 03.12. 2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах» Хозяйственным партнерством (далее - партнерство) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с настоящим Федеральным законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.
Общество с ограниченной ответственностью статья 87 ГК РФ Обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Акционерное общество статья 96 ГК РФ Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
В новой редакции Гражданского кодекса, вступившей в силу с 1 сентября 2014 года не будет: · общества с дополнительной ответственностью (бывшие ОДО станут ООО); · закрытого и открытого акционерного общества (видов акционерных обществ с сентября будет так же два, но АО теперь будут делиться на публичные и непубличные).
Производственные кооперативы статья 106.1 ГК РФ Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и уставом производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.
К категории производственных кооперативов относятся и сбытовые (торговые) потребительские кооперативы.
Коммерческие унитарные организации
Государственные и муниципальные унитарные предприятия статья 113 ГК РФ Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Законом выделяются две организационно-правовых формы унитарных предприятий: государственные унитарные предприятия муниципальные унитарные предприятия
Некоммерческие корпоративные организации
Потребительский кооператив статья 123.2 ГК РФ Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
К потребительским кооперативам так же относятся: · потребительские общества, · жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, · садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, · общества взаимного страхования, · кредитные кооперативы, · фонды проката, · сельскохозяйственные потребительские кооперативы
Общественные организации статья 123.4 ГК РФ Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.
К числу общественных организаций ФЗ-99 относит: · политические партии, · созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), · общественные движения, · органы общественной самодеятельности · территориальные общественные самоуправления
Ассоциации и союзы статья 123.8 ГК РФ Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
В числе ассоциаций (союзов): · некоммерческие партнерства, · объединения работодателей, · объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, · торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты
Товарищества собственников недвижимости статья 123.12 ГК РФ Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
К товариществам собственников недвижимости относятся: · товарищества собственников жилья · садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие товарищества
Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации статья 123.15 ГК РФ Казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.  
Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации статья 123.16 ГК РФ Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.
Некоммерческие унитарные организации
Фонды статья 123.17 ГК РФ Фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
К фондам относятся, в том числе: · общественные фонды · благотворительные фонды
Учреждения статья 123.21 ГК РФ Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Кодекс выделил 3 вида учреждений: · Государственные (казенные, бюджетные или автономные), в том числе государственные академии наук · Муниципальные (казенные, бюджетные или автономные) · Частные, в том числе общественные учреждения
Автономные некоммерческие организации статья 123.24 ГК РФ Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
Религиозные организации статья 123.26 ГК РФ Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

 

Самостоятельная работа по теме

Подготовить сообщение в письменном виде:

1. Роль изучения дисциплины «Экономика организации» в современных рыночных условиях.

2. Виды предпринимательства и их развитие.

3. Особенности организации предпринимательской деятельности за рубежом.

4. Бизнес – план как основа внутрифирменного планирования предприятия.

5. Развитие и роль малого бизнеса в экономике России.

6. Проблемы и тенденции развития акционерных обществ.

7. Коммерческие корпоративные организации.

8. Полное товарищество.

9. Товарищество на вере.

10. Крестьянское (фермерское) хозяйство.

11. Хозяйственное партнерство.

12. Общество с ограниченной ответственностью.

13. Акционерное общество.

14. Производственные кооперативы.

15. Коммерческие унитарные организации.

16. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

17. Некоммерческие корпоративные организации.

18. Потребительский кооператив.

19. Общественные организации.

20. Ассоциации и союзы.

21. Товарищества собственников недвижимости.

22. Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

23. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

24. Некоммерческие унитарные организации.

25. Фонды.

26. Учреждения.

27. Автономные некоммерческие организации.

28. Религиозные организации.

 

Межотраслевые комплексы

Межотраслевой комплекс – это интеграционная структура,характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов,разных стадий производства и распределения продукта.

 

Рис. Межотраслевые комплексы

Межотраслевые комплексы возникают и развиваются как внутриотдельной отрасли экономики, так и между различными отраслями. В составепромышленности, например, существуют топливно-энергетический,металлургический, машиностроительный и другие комплексы. Болеесложной структурой отличаются агропромышленный и строительныйкомплексы, объединяющие разные отрасли национальной экономики.

Межотраслевые народно-хозяйственные комплексы условно можноподразделить на: целевые и функциональные.

В основу выделения целевых комплексов положенывоспроизводственный принцип и критерий участия в создании конечногопродукта. Например, машиностроительный комплекс, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, лесной и минерально-сырьевой комплексы, транспортный комплекс и др.

В группу функциональных комплексов положены принцип и критерийспециализации комплекса на определенной функции. Здесь можно выделитьинвестиционный и инфраструктурный комплексы, научно-технический, вопределенной степени и экологический комплекс.

Секторы экономики

Под сектором понимается совокупность институциональных единиц,имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. К их числуобычно относят секторы предприятий, домашних хозяйств, государственныхучреждений, а также внешний сектор. Сектор предприятий обычноподразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.

Рис. Сектора экономики

Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия,занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли,и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли.

В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью,они,в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частныеи иностранные нефинансовые предприятия.

Сектор финансовых предприятий охватывает институциональныеединицы, занятые финансовым посредничеством.

Сектор государственных учреждений – совокупность органовзаконодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социальногообеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.

Сектор домашних хозяйств - включает в основном потребляющиеединицы, т. е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.

Внешний сектор – это совокупность институциональных единиц –нерезидентов данной страны (т. е. расположенных за пределами страны),имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военныебазы, международные организации, находящиеся на территории даннойстраны.

По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяютрыночный и нерыночный секторы.

Рыночный сектор охватывает производство товаров и услуг,предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающимзначительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обментоваров и услуг по бартеру, оплату труда в натуральной форме и запасыготовой продукции.

Нерыночный сектор – производство продуктов и услуг,предназначенных для использования непосредственно производителями иливладельцами предприятия, а также предоставленных другимпотребителямбесплатно или по ценам, которые не влияют на спрос.

 

Самостоятельная работа по теме

Подготовить сообщение в письменном виде:

1. Межотраслевой комплекс.

2. Сектор нефинансовых предприятий.

3. Сектор финансовых предприятий.

4. Сектор государственных учреждений.

5. Сектор домашних хозяйств.

6. Внешний сектор экономики.

7. Рыночный сектор экономики.

8. Нерыночный сектор экономики.

9. Циклы жизни организации.

10. Внешняя среда организации.

11. Внутренняя среда организации.

12. Структура организации.

13. Факторы внешней среды прямого воздействия.

14. Факторы внешней среды косвенного воздействия.

15. Факторы ресурсного обеспечения производства.

16. Факторы, обеспечивающие желаемый уровень экономического и технического развития предприятия.

17. Факторы, обеспечивающие коммерческую эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

18. Источники получения прибыли.

19. Реорганизация предприятия.

20. Реструктуризация предприятия.

21. Санация предприятия.

22. Процедура банкротства предприятия.

23. Ликвидация предприятия.

24. Антикризисное управление предприятием.

25. Регистрация компании в России.

 

Самостоятельная работа по теме

На основе СМИ подготовить сообщения:

1. о влиянии конкуренции на ускорение обновления основных фондов,

2. о резервах экономии оборотных средств на предприятии;

3. о значении приобретения нематериальных активов организацией,

4. о значении и роли финансовых, реальных инвестиций для развития организации.

 

 

 

 

Тема 2.3. Планирование деятельности организации

1. Планирование как основа рационального функционирования организации

2. Бизнес- план – основная форма внутрифирменного планирования

3. Самостоятельная работа по теме

Планирование как основа рационального функционирования организации

Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия, как в текущем периоде, так и на перспективу. Планирование является центральным звеном всей системы хозяйственного механизма управления и регулирования производства.

 

Рис. Методы планирования

Существует несколько методов планирования: балансовый, расчетно-аналитический, экономико-математические, графоаналитический и программно-целевые.

Балансовый метод – обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, финансовый и др.

Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. В рамках этого метода определяются базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями. Сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и во времени по сложным объектам.

Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т. е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.

Рис. Принципы планирования

Методологические принципы планирования:

1) принцип альтернативности. Требует проведения многовариантных разработок планов;

2) принцип системности. Предполагает исследование количественных и качественных закономерностей, создание системы показателей, методов, моделей, которые бы позволяли построить целостную картину его развития;

3) принцип согласованности – предполагает согласованность планов, различных по масштабу, планируемому периоду;

4) принцип непрерывности. Должна быть увязка планов по разным временным аспектам;

5) принцип комплексности. Рассмотрение всех сторон объекта исследования во взаимосвязи с внешними процессами;

6) принцип целенаправленности и приоритетности;

7) принцип оптимальности – из всех возможных вариантов развития должен выбираться оптимальный;


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.134 с.