Принцип ведущей роли теоретических знаний — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Принцип ведущей роли теоретических знаний

2018-01-03 281
Принцип ведущей роли теоретических знаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Условия реализации:

выдвижение на первый план познавательной стороны обучения;

устремленность на раскрытие внутренних взаимосвязей между явлениями, фактами, между изучаемыми темами;

определение уровня теоретической готовности каждого ребёнка перед изучением нового материала

Типические методические свойства системы Л.В.Занкова


1) Многогранность

в содержании образования: учебный материал рассчитан не только на формирование программных знаний, умений и навыков, но и на общее психическое развитие школьников;

в методах и приемах обучения: разнородность функций – одни приемы служат способом организации усвоения знаний и навыков, другие – средством создания условий для развития школьников и вовлечения в сферу учения их разносторонней психической деятельности (эмоциональной, интеллектуальной, волевой, эстетической);

в жизни ребенка: организация совместной деятельности учителя, родителей, товарищей по классу, единство учебной и внеклассной работы.

единство умственной деятельности и эмоциональной жизни ребенка.

«Эмоции не просто придают ту или иную окраску умственной работе, но и обладают созидающей силой»

(Л.В. Занков)

2)Процессуальность:

усвоение нового материала на основе включения его в систему прежде усвоенного (осознание отношений и зависимостей изучаемого и изученного);

создание условий для осознания необходимости нового материала, изменяющего взгляд и отношение к тому или иному понятию, закону или закономерности;
«Каждый отрезок учебного курса входит в качестве зависимого элемента в органическую связь с другими элементами»

(Л.В.Занков)

характер и последовательность нового материала, упражнений по его усвоению, диктуются необходимостью постоянного возврата к ранее пройденному с целью включения старого материала в новые связи и отношения.

«Строение процесса познания напоминает сетку. Здесь нет повторения в целях запоминания, а происходит все большее усложнение соотношений элементов, углубление познания»

(Занков Л.В. Некоторые вопросы теории учебника. С. 37)

Коллизии

В учебном процессе необходимо использовать противоречия, возникающие при столкновении старого знания с новым (нового способа действия с предшествующим).

Условия возникновения коллизий:

ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы;

он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;

он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.

«Ошибка- находка для учителя»
Л.В. Занков

Вариантность

Проявляется как по отношению к учителю, так и по отношению к ученикам и определяет возможность многообразия приемов работы учителя и действий учащихся в одних и тех же условиях обучения.

Учитель может:

изменять поурочный план

изменять способы работы;

изменять последовательность заданий, их характер в зависимости от ситуации, сложившейся на уроке.

Ученики могут:

выбирать задания и способы решения учебной задачи.

«При организации учебной деятельности надо бояться стереотипов… Мы держим детей в стереотипе, не даем возможности работать с вариантами…» Н.В. Нечаева

Урок в системе Л.В. Занкова

Главное – «жизнь детей на уроке» (непосредственная связь с жизнью страны, мира, переживание, осмысление новых событий при их обсуждении с учителем, одноклассниками) (Л.В. Занков. Беседы с учителями. С.321)

2. Дидактический стержень урока – преобразующая деятельность учеников.

Дети осуществляют умственную деятельность:

наблюдение,

сравнение,

сопоставление,

дифференцирование (расчленение)

обобщение,

группировку,

умозаключение

выводы

На уроке соблюдается принцип «идти от детей».

Структура урока гибкая и определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей.

Работа над усвоением знаний должна сочетаться с работой над развитием.

6. Постановка и характер вопросов должны носить общий характер, т.к. только общие вопросы имеют развивающее значение.

Организация поисковой деятельности учеников.

Соединение познания с эмоциями.

9.Основные формы проведения урока: диалог, полилог.

10.Важнейшее средство обучения – учебник.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.