В. Путин и православная церковь — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

В. Путин и православная церковь

2018-01-03 171
В. Путин и православная церковь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Владимир Владимирович Путин, возможно, является самым набожным руководителем российского государства за все время после 1917 года, когда атеизм был объявлен своего рода государственной религией. В устав Коммунистической партии было внесено положение, согласно которому член партии был обязан исповедовать научный социализм. Подобных требований не выдвигали другие коммунистические партии мира, у них отношение к религии было недружелюбным, но не открыто враждебным, как в России. Было время, когда коммунистическая идеология господствовала от Китая до Кубы, но ни в одной социалистической стране не было ни массовых разграблений церковного имущества, ни планомерных кровавых репрессий против священнослужителей, ни тем более масштабных разрушений храмов и культовых сооружений. В Польше, например, за годы социалистической власти было построено больше новых костелов, чем за всю предыдущую историю страны. Фидель Кастро (сам воспитанник католических колледжей) многократно вел интереснейшие беседы с церковнослужителями от монахов до Римского папы, многие из которых опубликованы в книге «Фидель и религия». Только в России религия в лице Православия попала в кровавую мясорубку под предлогом социального переустройства общества. Остовы разрушенных храмов, усеявшие страну, навевают мрачные мысли о нашествии какой-то дьявольской силы. Трудно вообразить, какой сатанинской ненавистью к русской истории и традициям надо было обладать, чтобы отдать приказ о взрыве Храма Христа Спасителя, построенного в Москве в честь победы русского оружия в войне с Наполеоном.

Неоднократно возникал вопрос, почему именно в России коммунисты были стол нетерпимыми и кровожадными по отношению к Церкви. Ответ находился лишь в том, что наша тогдашняя коммунистическая партия, в отличие от всех других компартий мира, была еще и нерусской по составу своих руководящих кадров. Возьмите любые материалы 20 –30-х годов XX века, и вы увидите, кто вершил судьбы страны, как по партийной, так и по государственной линии. И. Сталин, сам воспитанник Тифлисской семинарии, не мог противостоять коллективному деспотизму окружавших его инородных революционеров от Д. Троцкого (Бронштейна) до Е. Ярославского (Губельмана).

Всю свою жизнь как партийный лидер И. Сталин положил на искоренение чужеродной диаспоры в руководстве ВКП(б) – КПСС и только в годы Великой Отечественной войны он решился реабилитировать Православную Церковь. В 1943 году он вернул ей часть храмов, превращенных в склады и канцелярские помещения, восстановил церковные печатные издания, приказал открыть духовные семинарии и, самое главное, восстановил Патриарший престол, ликвидированный самим Петром I почти двести пятьдесят лет тому назад. Сталин сделал то, на что не решались все российские православные монархи послепетровской эпохи. (Краткий исторический период патриаршества святителя Тихона был ознаменован противостоянием Церкви и светской власти). Есть мнение, что этим Сталин как бы покаялся за все преступления, совершенные против Церкви в предыдущие годы. Но на то есть Божий суд, и нам Его определения неведомы.

Все последующие коммунистические руководители СССР были в соответствии с уставом партии атеистами, а некоторые, вроде самодуристого Никиты Хрущева, пытались возвратиться к практике ущемления церкви, но все-таки в лобовую, на рожон не лезли. Вспоминается рассказ, услышанный во время посещения Псково-Печерского монастыря, о том, как в годы правления Н. Хрущева к настоятелю монастыря, а им в то время был отставной офицер – ветеран Великой Отечественной войны, явился инструктор Псковского обкома партии с бумагой-предписанием о закрытии монастыря. А надобно сказать, что Псково-Печерский монастырь является одной из старейших и славнейших наших духовных крепостей. Основанный еще в годы татаро-монгольского ига, монастырь ни на один день не прекращал свои службы. Во время советской власти (в довоенный период) его территория входила в состав Эстонии, что уберегло его от нашествия демонов.

Настоятель обители внимательно выслушал партийного посланца, взял из его рук грозную бумагу и тут же бросил ее в огонь камина, заявив, что если власть захочет закрыть монастырь, то пусть она сначала решится убить его, когда он выйдет навстречу непрошенным гостям в своем офицерском мундире со всеми боевыми наградами и с крестом в руках. Ошарашенный инструктор ретировался, и вопрос о судьбе монастыря решился сам собой. Партия струсила и отступила.

После 1991 года все бывшие члены партийного руководства, вроде бы вчерашние забубённые безбожники, в одночасье стали верующими. Стоять на глазах телекамер в храмах, лобызаться с иерархами, участвовать в освящениях и пр. стало новой светской модой. Никто из «новообращенных» не смог бы прочитать «Верую», редко кто умел держать свечу и креститься, но все старательно играли роль православных мирян.

Но вот дошла очередь и до В. Путина забраться на самый высокий стул в российской иерархии. Он стал подавать сигналы о том, что он верующий не по протоколу, а всерьез. В своих служебных апартаментах в Кремле он распорядился оборудовать домашнюю часовенку, куда бы мог заходить и помолиться без публичного пригляда. В прессе появились многочисленные сообщения о том, что у него появился и свой духовник, намекали, что им является наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Тихон. В кругах православной патриотически настроенной интеллигенции отец Тихон был хорошо известен своим благочестием, высокой культурой, редкими человеческими качествами. Одно это заставляло серьезно воспринимать сведения о духовном зрении Президента РФ.

Часто в кругу знакомых и друзей заходил разговор о религиозности главы государства. Довелось услышать рассказ о том, как В. Путин был до глубины души потрясен, когда, разгребая головешки на своей даче под Питером, сгоревшей в 1996 году, он обнаружил в целости и сохранности только свой нательный крестик. Он воспринял это как знак. Сам он в книге «От первого лица» (М., изд. «Вагриус», 2000 г.) не упоминает об этом эпизоде с крестиком, хотя подробно рассказывает, как спасал своих дочерей, спуская их на связанных простынях со второго этажа, о том, как не смог отыскать в дыму свой «дипломат» с деньгами и т. д. Иными словами, публично он предпочитал молчать о том, что было известно в его окружении.

В конце первого срока своей администрации В. Путин совершил поездку по северным монастырям России, побывал в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях. В этих районах, стоящих в стороне от основных административных и промышленных центров России, делать, в общем, нечего, кроме как окунуться в купель духовного очищения, отряхнуть с души плесень и паутину повседневных дел и мирских забот. До В. Путина никто этого не делал, и как бы ни ерничали его противники из коммунистического лагеря, утверждавшие, что все это, дескать, театральная постановка с целью отработки определенного «образа», все же подобные шаги нельзя однозначно заносить в минус.

В. Путин не раз посещал г. Переславль-Залесский, один из любимых городов Ивана Грозного, куда тот часто ездил на богомолье. Этот старинный городок, раскинувшийся на берегах Плещеева озера, хорошо помнит и юного Петра I, который именно здесь проводил свои первые опыты кораблестроения, которые потом превратили Россию в великую морскую державу. В Переславле-Залесском В. Путин проявлял неказенную заботу о восстановлении порушенных и запущенных монастырей и храмов. Он находил время, чтобы встретится с руководителями частных строительных организаций и попросить их оказать помощь в проведении реставрационных работ на историко-ре-лигиозных памятниках. Бог даст, через некоторое время здешние места станут привлекательными для российского и зарубежного туриста своими природными красотами и духовно-исторической памятью.

В 2005 году он совершил неоднозначную зарубежную поездку, посетив буквально в канун православной Пасхи храм Гроба Господня в Иерусалиме. Тогда газеты писали, что это вообще была первая в истории поездка действующего российского руководителя в Иерусалим. Правда, если главной целью поездки было посещение храма Гроба Господня, то эту цель пришлось закамуфлировать посещением сначала Египта, потом Израиля, а потом еще и Палестинской автономии. Придать поездке светский, политический характер. Все внешне выглядело дипломатически пристойно: да, Россия является одним из участников квартета (ООН, США, Евросоюз и Россия), который должен помочь найти развязку тугого узла ближневосточных противоречий. Только бросалось в глаза то, что президент поехал туда с пустыми, что называется, руками, он не повез и не озвучил за время пребывания там никаких новых инициатив по разрешению арабо-израильской проблемы. Он ограничился проведением дежурной процедуры «сверки часов». А вот посещение им храма Гроба Господня было отмечено некоторыми нестандартными штрихами, характеризующими человека верующего.

Внутри храма, ближе всего от входа в него, находится камень помазания, на котором, в соответствии с Евангельскими текстами, омывали тело Спасителя после снятия с креста. В. Путин, пришедший в храм после его формального закрытия, долго стоял у этого каменного ложа, погруженный в свои мысли. Он, казалось, никуда не спешил. И только когда окружавшие его греческие и другие православные священники попросили его сфотографироваться с ними на память, он как бы очнулся, и на лице его вновь появилась дежурная улыбка. Подойдя к кувуклии, – крохотной часовенке в центре храма, в которой собственно стоит Гроб Спасителя, В. Путин попросил, чтобы никто больше вместе с ним не входил в это святилище. Российский Президент пробыл внутри кувуклии около десяти минут, время более чем достаточное, чтобы вознести к Спасителю самые горячие молитвы. Надеемся, что молитвы были за Отечество, за народ.

Мне самому довелось на моем веку посетить Святую Землю, побывать в храме Гроба Господня и помолиться в кувуклии. Не знаю, как чувствуют себя там люди других конфессий, но христиане, а в особенности православные, оказываются в таком плотном, насыщенном религиозно-мистическом поле, что ни о каком наигрыше на «образ» не может быть и речи. Там нельзя быть неискренним в молитве, человек стоит один перед лицом Бога.

В. Путин поднялся затем на Голгофу (она находится там же, в храме на небольшом возвышении), опустился на колени у подножья Креста на том самом месте, где был распят Иисус Христос. Потом он поднялся, зажег и поставил толстую свечу и хотел было уйти, но вдруг повернулся, снова подошел к Кресту и опять рухнул на колени к удивлению окружающих. Перед ними был уже не политический актер, а верующий человек, паломник, ищущий духовной помощи и очищения.

Но, видит Бог, суждено В. Путину остаться в памяти современников как политику непоследовательному, нерешительному и, в общем-то, слабому. В Израиле он пробыл всего два дня – 28 и 29 апреля (той весной православная Пасха отмечалась 1 мая), но израильские хозяева все же постарались затащить его к Стене плача – еврейскому святилищу. Может быть, не все знают, что Стена плача не что иное, как оголенная часть фундамента разрушенного храма Соломона. Наверху, над самой Стеной плача, на территории бывшего храма Соломона находятся теперь арабские святыни. Для неевреев не обязательно прислоняться к самой Стене плача, оставлять там свои записочки с просьбами к Богу, шептать молитвы. Достаточно подойти на близкое расстояние, поклониться в знак уважения к чужой религии и уйти. Но израильские хозяева обязательно стараются подтащить своих гостей к самой Стене, а для этого предусмотрено надеть на них кипу – еврейскую религиозную шапочку, которая означает духовную причастность к иудаизму. Когда меня самого любопытство потянуло к Стене плача, я без видимых усилий прошел мимо служителя-еврея, который выдает каждому входящему за заграждение ту самую ритуальную кипу. Не я один был без кипы у Стены. Утолив свой интерес, я так же спокойно ушел от Стены. Мне было проще, я был простым туристом, а вот государственному деятелю надо определяться – надевать кипу или нет. В. Путин надел, орава фотографов тут же запечатлела его, как если бы речь шла об американском сенаторе, захваченном врасплох с обнаженной голливудской дивой.

Анатолий Герасимов, председатель правления Русского информационно-культурного центра в Израиле, так прокомментировал это «событие»: «Кипа для верующего еврея – это такой же атрибут веры, как и нательный крестик для православного русского. Мы ведь не требуем от Шарона при входе в Кремль надевать на себя крестик как дань уважения к нашей православной вере? Россия, хотят того или нет, является Православным Государством, и такой поступок Президента – чем бы он ни был продиктован – вызвал только ехидные улыбки и скабрезные шутки в среде русскоязычного еврейства (и в среде арабского населения тоже). Мне, как русскому человеку, было стыдно за свою Родину и за нашего президента». Это говорил русский человек, занесенный ветрами истории в Израиль и постоянно живущий там. Кстати говоря, в Израиле живут более 70 тыс. настоящих этнически русских людей, уехавших туда вместе с мужьями, женами, или эмигрировавших в поисках лучшей доли. Они подчеркивали, что были обижены на В. Путина за то, что он не нашел времени, чтобы встретиться с ними, в то время как президенты и премьер-министры Израиля во время из поездок в Россию никогда не забывают встретиться с представителями еврейской диаспоры. Кому только не писали в Россию с просьбой помочь в организации такой встречи с президентом, все глухо. Нашли даже адрес и телефон некоего кремлевского чиновника по имени Модест Колеров, которому якобы была в то время поручена работа с соотечественниками, но тот сухо ответил, что его структура «не работает с дальним зарубежьем».

Зато в ходе визита израильские средства массовой информации, забыв о каком-либо такте и нормах приличия, обрушились с критикой на В. Путина за судебный процесс по делу М. Ходорковского и за письмо группы депутатов Государственной думы, протестовавших против человеконенавистнических публикаций типа «Шуль-хан Арух». Евреи защищают евреев: правых и виноватых, без различия и где бы то ни было. Уж чем только не «крестили» нашего президента, называя его и «насильником-импотентом», и «фараоном», приехавшим в Израиль только чтобы просить о выдаче олигархов, проворовавшихся в России. Бывший советский диссидент Натан Щаранский, занимавший пост министра по делам диаспоры и Израиля (у них есть даже специальное министерство по таким делам), демонстративно не явился на прием, который давал израильский президент в честь В. Путина, по той причине, что, дескать, в России поднимается волна антисемитизма и «бедных евреев» начинают «прижимать».

Все эти размышления по поводу православного мировоззрения В. Путина призваны только показать его «гибкость» – признак слабости и желание сидеть сразу на всех стульях. Он ищет в православии источник силы, потому что в самом себе он ее не находит. Может быть, в религиозности он ищет спасения от многих своих грехов, масштаб и цену которых знает только он сам да Всемогущий Бог. Он не в состоянии быть опорой и защитником православия, потому что сам прячется в его сень. Он не может в полной мере ощущать себя русским, потому что боится самого слова «русский», не умея и не смея объяснить другим народам многоязычной России, почему во главе государства должен стоять православный президент.

Однажды мне довелось проводить свой отпуск на Валдае. В дружеской беседе местные жители рассказали, что на полуострове, глубоко вдающемся в Валдайское озеро, находится одна из резиденций В. Путина, туда он иногда приезжает для отдыха от государственных забот. «Барский дом» весь в лесенках, балясинках, перильчиках в духе построек для нынешних «новых русских». В конце концов это частный дом, который публика никогда не увидит. Но рассказчик поведал, что на территории усадьбы строится православный храм для личных духовных потребностей В. Путина. Совсем рядом с президентской резиденцией, на соседнем острове находится знаменитый монастырь Иверской Божьей матери, построенный еще во времена царя Алексея Михайловича Романова. Помолиться можно было бы и там, но наш президент предпочитает уединение при всяком случае. Домашний храм строится из бревен, рассчитан человек на двадцать-тридцать, выдержан в светлой, красочной манере, которую рассказчик назвал «васнецовской». На возведении храма трудились, как и повсюду в России, гастарбайтеры. Тут уж отпали все сомнения в подлинности религиозных чувств В. Путина. Уж коли тут, вдали от людских глаз строит для себя личную церквушку, то значит, действительно временами чувствует потребность помолиться, покаяться, исповедоваться.

Позже мне рассказывали, что не без участия В. Путина монастырь Иверской Божьей Матери стал быстро реставрироваться, приводиться в порядок, хотя до появления своего влиятельного соседа длительное время прозябал, привлекая редких туристов вкусным холодным молоком и ломтем душистого монастырского хлеба.

В. Путин трижды пытался попасть на святую гору Афон. В 2003 году находясь с визитом в Греции, он вознамерился вертолетом добраться до православной монастырской республики. Но тогда вдруг разразилась сильнейшая непогода с ураганным ветром и проливными дождями. Полет пришлось отменить, а среди православных довелось услышать и такие суждения, что, мол, Пресвятая Богородица не захотела пустить его в свои пределы из-за тяжких грехов, висевших на его совести.

В 2004 году он снова строил планы поехать на Афон в сентябре месяце, но грянула жуткая трагедия в Беслане, и пришлось вторично отказаться от намеченных планов. И только в 2005 году ему удалось, наконец, побывать на Афоне. Эта настойчивость тоже говорит о многом. В. Путин, конечно, в душе религиозен, но это вовсе не означает, что все его поступки в полной мере соответствуют христианским заповедям. Знак равенства между религиозностью и практическим поведением человека никогда ставить нельзя. Слабость человека как раз и состоит в раздвоении личности. Вспомните хотя бы Ивана Грозного – каких только смертных грехов не натворил этот монарх (вплоть до убийства собственного сына), а ведь молился истово, совершал дальние паломничества в святые места, перед смертью постригся в монахи, надеясь этим купить себе Царствие Небесное.

Патриотически настроенные православные писатели и публицисты затрудняются дать однозначную оценку В. Путину, при котором важнейшие сферы общественной жизни, в особенности финансы, идеология и культура, отданы, как на откуп, нерусским людям, очень далеким от наших традиционных православных ценностей. При всех понятных соображениях политической целесообразности остаются необъяснимыми масштабы «кадровых перекосов» в российских управленческих звеньях. Для духовной стабильности в обществе, для формирования доверия к правительству эти «перекосы» должны быть постепенно выправлены.

В отношениях между В. Путиным и Русской Православной Церковью день 19 ноября 2007 года останется памятной датой. В Кремль к Российскому президенту пожаловала делегация иерархов Московской патриархии и Православной Зарубежной церкви во главе со Святейшим Патриархом Алексием II. В состоявшейся беседе президент поздравил своих гостей с 90-летием восстановления патриаршества в 1917 году. До 1925 года патриархом был Тихон, после смерти которого, до 1943 года, патриарший престол оставался вакантным, и патриаршество существовало только формально, и лишь по решению И. Сталина был избран новый патриарх, после чего преемственность не нарушалась. В. Путин пообещал найти средства для выпуска православных теле– и радиопередач. Со своей стороны он напомнил, что встреча происходит в предвыборный период, и от результатов голосования напрямую зависит стабильность страны, что означало косвенную просьбу о поддержке президентского курса со стороны православных граждан.

Патриарх дал понять, что церковь всегда молится «за мирное и безмолвное житие в благочестии и чистоте», иначе говоря, за стабильность. Он попросил освободить от призыва в армию слушателей духовных семинарий, потому что «человек, не имеющий права брать оружие в руки, не может находиться в войсках». Газеты вспомнили, что недавно был случай, когда в Татарстане в армию были призваны все 58 студентов Казанской семинарии, которые были направлены, правда, в строительные войска.

Алексий II посчитал нужным использовать случай, чтобы обратить внимание главы государства на безнравственность средств массовой информации, которые переходят границы дозволенного, и предложил учредить Общественный совет по вопросам нравственности с «регулирующими функциями». Но хватит ли сил и решимости у Президента, чтобы обуздать распущенность СМИ? Они ведь платят политической лояльностью власти за бесконтрольность и вседозволенность во всем остальном.

В заключение состоялся обмен приятными наградами и подарками. Владимир Путин получил из рук Святейшего Патриарха новый, недавно учрежденный церковный орден «Слава и честь», став, таким образом, его первым кавалером. Он принял также икону Спаса Нерукотворного.

Президент России не остался в долгу: он передал в дар Церкви редкую святыню – ризу Господню, частицу одежды Иисуса Христа, которую содрали с Него в момент распятия. Риза побывала во многих руках за почти два тысячелетия, но несколько веков тому назад была захвачена иранским шахом, который в свою очередь подарил ее первому московскому царю династии Романовых – Михаилу. Потом Ризу разделили на несколько частичек, и одна из них хранилась в окладе с бриллиантами в музее Кремля. Теперь она станет святыней Русской Православной церкви, и возможно, найдет свое место в Храме Христа Спасителя.

В последние годы В. Путин взял за правило встречать православное Рождество вдали от Москвы в одном из небольших русских городов в скромных православных храмах. В 2008 году он уехал в Великий Устюг, где присутствовал на праздничном богослужении в местном Прокопьевском соборе, В то же самое время председатель правительства РФ молился в Сретенском монастыре в Москве. Остается пожелать нашим руководителям твердо следовать заветам и делам Господа нашего Иисуса Христа.

В 2007 году стало известно о том, что кто-то из российских олигархов решил расщедриться и выкупить у израильского правительства здания бывшего странноприимного дома, построенного в XIX веке членами русской царской семьи в центре Иерусалима, для того чтобы паломники из России могли получить кров во время посещения Святых мест. В начале 60-х годов XX века это историческое здание по приказанию Н. Хрущева было продано за 5 млн долларов правительству Израиля, которое, как бы в издевку, устроило в нем тюрьму, где отбывали наказание проститутки. Советские власти, по рассказам, не смогли даже как следует распорядиться вырученными деньгами, на эту сумму были куплены апельсины, которые перемерзли в трюмах рефрижератора и были выброшены на помойку. Вряд ли олигарху такая благая мысль пришла самостоятельно, хочется верить, что она была подсказана из Кремля. За доброе дело можно сказать спасибо им обоим.

 

 

Внешняя политика В. Путина

 

Общеизвестно, что внешняя политика играет подчиненную роль по сравнению с внутренней. Во времена исторического материализма даже говорили, что внешняя политика является продолжением внутренней, только иными средствами. Если во внутренних делах главным достижением администрации В. Путина по праву считается обеспечение стабильности, то и на внешнем фронте Россия в целом тяготела к проведению взвешенной, осторожной политики, исключающей участие страны в сомнительных и опасных по своим последствиям предприятиях. Ее позицию в целом можно назвать миротворческой. МИД РФ – основной инструмент проведения внешнеполитической линии, подчиняется напрямую Президенту страны, также, как и все силовые ведомства, некоторые из которых играют свою особую роль во внешнеполитических делах (СВР, ФСБ, Минобороны). В.В. Путин в силу своей прежней профессиональной подготовки и практического опыта был значительно сильнее в вопросах внешней политики, нежели в сложных проблемах социально-экономического развития страны. Кроме того, МИД при его администрации возглавлялся профессиональными дипломатами, имевшими за плечами многолетний опыт работы. Печальный опыт 90-х годов, когда рулил МИДом малограмотный выскочка А. Козырев, сдававший интересы России направо и налево, слава Богу, оказался поучительным для Кремля. Все эти факторы способствовали стабилизации внешнеполитического курса России, хотя рецидивы волюнтаризма, импульсивности еще сохранялись. Особенно это чувствовалось в отношениях со странами ближнего зарубежья, на которые сильное влияние оказывали возросшие интересы российского крупного бизнеса.

Традиционно трудно складывались отношения с Соединенными Штатами, политические руководители которых никак не могут преодолеть инерцию времен холодной войны, живут стереотипами той эпохи, по-прежнему склонны видеть в России потенциального противника. Вашингтон проявил полное безразличие ко всем капитулянтским уступкам, которые Россия сделала в 90-годы, и продолжает усиливать прессинг по всем направлениям. Только этим можно объяснить, что в нарушение своих же собственных устных обязательств не расширять НАТО в ответ на вывод российских войск из ГДР и других стран Восточной Европы, США вместе со своими союзниками неуклонно двигают границы НАТО все ближе и ближе к России. Они в одностороннем порядке вышли из Договора по ПРО 1972 года. Сейчас вопреки всякой логике США приступают к строительству станций раннего обнаружения пусков ракет и систем ПРО в Чехии и Польше.

Официальная мотивировка, что они предназначены для противодействия ракетно-ядерной угрозе со стороны стран-изгоев и прежде всего Ирана, выглядит не только по-детски наивной, но и просто смешной. Тем более, что разведслужбы США официально доложили президенту Д. Бушу, что у них нет доказательств наличия такой угрозы со стороны Ирана. Тем самым разведслужбы хотят отмыть свою репутацию, запятнанную тем, что якобы на основе их ложной информации о наличии оружия массового поражения в Ираке США начали войну в этой стране, которая по времени длится уже дольше, чем Вторая мировая война.

Американские вооруженные силы за это время появились в государствах Средней Азии под предлогом совместной борьбы против международного терроризма, их подразделения участвовали в совместных маневрах в Украине и, в частности, в Крыму, они направили большие группы военных советников в Грузию. Все это несмотря на то, что одним из первых крупных внешнеполитических шагов В. Путина было закрытие российской станции радиоэлектронной разведки на Кубе и вывод оттуда наших специалистов. Это был поистине царский подарок американцам, но они и бровью не повели в знак благодарности, продолжая жестко усиливать нажим на Россию по всем направлениям. США до сих пор даже не отменили закон Джексона-Вэнника, который содержит ряд унизительных дискриминационных положений, касающихся торгово-экономических отношений с Россией.

В 2000 году США решили проверить, насколько крепки нервы у новой российской администрации. Они обманом заманили к себе «в гости» бывшего управляющего делами президента Б. Ельцина Павла Бородина, занимавшего к тому времени пост статс-секеретаря союзных структур России и Белоруссии. Тщеславный П. Бородин «клюнул» на приглашение принять участие в церемонии вступления в должность только что избранного президента Д. Буша-младшего, но как только прибыл в Нью-Йорк, сразу же был арестован по просьбе швейцарских властей, обвинявших его в финансовом мошенничестве при проведении реставрационных работ в московском Кремле в 90-е годы. Мало кто из россиян питал какие-либо симпатии к П. Бородину, занимавшемуся в самые тяжелые для страны годы дорогостоящими реставрационными работами в Большом Кремлевском дворце. В обществе было известно, что немалые суммы тогда прилипли к рукам всех участников этой «стройки», включая членов семьи Б.Ельцина. Но поведение США вызвало у многих сограждан неподдельное возмущение и негодование. Речь шла о вопиющем нарушении положений Венской конвенции 1961 года, предусматривающей статус неприкосновенности для лиц с дипломатическим паспортом, прибывшим в качестве представителей на официальную государственную протокольную церемонию. Никто ранее (ни швейцарцы, ни американцы) не обращались по установленным каналам Интерпола с требованием о выдаче П. Бородина. В конце концов П. Бородин обвинялся в преступлениях, совершенных на территории России, и нанесших ущерб интересам только России. Ведь никто в Швейцарии не арестовывал зарубежных подельников П. Бородина. Короче говоря, США пошли на грубый акт произвола, нанеся публичный удар по престижу и суверенитету нашей страны. Слава Богу, что в данном вопросе позиция российского правительства и большинства общественного мнения в стране оказались едиными: требовать без каких-либо скидок возвращения П. Бородина на родину. В конце концов мы этого добились. В России, правда, его дело замяли, как было и с другими схожими случаями.

Через некоторое время ситуация повторилась, опять-таки с участием США и Швейцарии, власти которой арестовали бывшего российского министра атомной промышленности О. Адамова, которого на этот раз обвиняли США в растрате или присвоении 7 млн долларов, выданных России на финансирование мероприятий по ядерной безопасности. Снова унизительное содержание в тюрьме, длительная дипломатическая и юридическая борьба за возвращение О. Адамова в Россию и относительно благополучная развязка. Дело его позже рассматривалось в российских судах.

Трагические события в США 11 сентября 2001 года вызвали сильный стресс у российского руководства и В. Путина. Велико было опасение, что в США могут подумать, что за спиной этого нападения стоит Россия. Туповатый, но эмоционально неуравновешенный Д. Буш мог в состоянии аффекта отдать любой приказ. Из памяти старшего поколения не стерся жуткий эпизод, когда президент США Рональд Рейган (1980 –88 гг.) во время пробной звукозаписи перед своим телевыступлением сказал «в шутку»: «Я только что отдал приказ вооруженным силам США нанести ракетно-ядерный удар по СССР». Окружавшие его журналисты окаменели от ужаса, и не могли сказать ни слова даже тогда, когда им разъяснили, что речь шла всего-навсего о проверке записи звука. Мы не забыли, что в конце 40-х годов XX века министр обороны США Джон Форрестол Даллес выбросился в припадке безумия из окна высотного здания с криком: «Караул, русские идут!». Можно понять озабоченность В. Путина, который первым из иностранных глав государств срочно связался по горячей телефонной линии с паниковавшим Д. Бушем, выразил ему свое соболезнование и заверил, что наши страны будут вместе в борьбе против международного терроризма.

В этом шаге В. Путина был и прямой практический расчет: добиться ослабления американской и вообще западной поддержки чеченских боевиков-сепаратистов, которые использовали диверсионно-тер-рористические методы в борьбе с федеральной властью. События 11 сентября 2001 г. дали понять американцам, что и они не защищены от действий террористов. Последовавшие затем теракты в Испании, Великобритании и т. д. убедили европейцев в необходимости международного сотрудничества в противодействии терроризму.

Вскоре после событий 11 сентября В. Путин благоразумно уехал в свою сочинскую резиденцию, избавив себя от необходимости комментировать резкие заявления американского президента. США тогда в почти ультимативном тоне требовали от всех стран оказания полного содействия в их походе против террористов. Россия «на высшем уровне» долго молчала. Ее высокопоставленные чиновники давали самые разноречивые сигналы. Министр иностранных дел Игорь Иванов, находившийся в США, говорил, что страны СНГ могут самостоятельно решать вопрос о предоставлении своих территорий и воздушного пространства Соединенным Штатам для антитеррористических действий. В то же время секретарь Совета безопасности В. Рушайло мотался по столицам среднеазиатских государств, уговаривая их не втягиваться в военные действия. Начальник Генерального штаба А. Квашнин по-военному резко заявлял, что Россия не собиралась и не собирается участвовать в военных акциях США. Наконец, от самого президента мы в те дни даже услышали слова о готовности России вступить в НАТО. Самым неприятным последствием военно-политической лихорадки тех дней было появление американских военно-воздушных баз в Средней Азии (Узбекистане и Киргизии). Это произошло с молчаливого согласия России, а потом стало головной болью и для нее, и для КНР.

Шли годы, менялись точки напряженности, но США методично (в этом им не откажешь) вели свою линию на ограничение позиций России в мире. Они могут выстраивать долговременную кампанию по обвинению России в отсутствии демократии и в то же время не прекращать требовать вывода из Приднестровья крошечного контингента российских военнослужащих, выполняющих охранные задачи у складов военного имущества. США открыто готовятся к схватке с Россией по вопросу о государственной принадлежности шельфа Северного Ледовитого океана и в то же время, по-мелочному, будут использовать А. Илларионова, бывшего советника В. Путина, бежавшего в США, для проведения пропагандистских антироссийских акций. Автор отдал почти 50 лет своей жизни слежению за динамикой американо-российских отношений (или СССР – США) и смог убедиться, что после смерти Ф. Рузвельта ни один американский президент не захотел увидеть в нашей стране достойного и равноправного партнера. Все они выстраивали политику своей страны с целью приобретения односторонних преимуществ. Смена советского строя на нынешний ни в чем существенном не изменила природу американской политики в отношении России, и нет никаких оснований рассчитывать на серьезные изменения в этой политике в обозримом будущем. Очень образно охарактеризовал отношения между Россией и США В. Путин, когда в ответ на назойливые рекомендации из-за океана «восстановить демократические порядки» в ходе предвыборной борьбы по выборам Думы в декабре 2007 г., сказал: «Пусть внешние силы не суют свой сопливый нос в наши дела». (Это уже «кредо»!).

Особо следует сказать о характере наших отношений с Великобританией. Несмотря на то, что она входит в Евросоюз, ее политика по отношению к России всегда имела и имеет свои характерные особенности. Лондон с давних времен видит в России своего нежелательного соперника в европейских и мировых делах. Это противостояние восходит к временам еще Ивана Грозного и красной нитью проходит через все прошедшие века. Англия охотно поддерживала всех врагов России, где бы они ни объявлялись. Редкими историческими моментами мы оказывались в положении временных союзников; это было только тогда, когда Англия сама находилась под угрозой вражеского вторжения с европейского материка. Таких моментов было собственно всего три: совместная борьба против Наполеона, Первая мировая война и участие в антигитлеровской коалиции в 1941-45 гг.). В Первую мировую войну Англии не угрожало прямое вторжение, но она боролась против кайзеровской Германии, которая покушалась на британскую колониальную империю.

Во все остальное время Великобритания последовательно проводила антироссийскую (антисоветскую) политику. Всякий, кто воевал с Россией за господство на Балтике (Швеция) или в бассейне Черного моря (Турция), или на Дальнем Востоке (Япония), неизменно пользовался поддержкой Англии. Излишне говорить, что Россия и мизинцем не тронула территорию Англии, а вот английские войска, вместе со своими союзниками, оккупировали нашу землю в ходе Крымской войны (1854-55 гг.) и брали штурмом Севастополь. Их флот тогда захватил на короткое время Петропавловск-Камчатский, пытался взять Соловецкий монастырь, блокировал с моря Кронштадт. Русские войска отстояли свои дальние пределы, но британская агрессивность побудила императора Александра II продать Аляску Соединенным Штатам.

Англия


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.