Соотношение понятий: психика, личность, индивид, субъект, индивидуальность. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Соотношение понятий: психика, личность, индивид, субъект, индивидуальность.

2018-01-03 610
Соотношение понятий: психика, личность, индивид, субъект, индивидуальность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структура личности.

В отечественной психологии:индивид, личность и индивидуальность1)человек как индивид- это природное существо у которого есть органические потребности, человек относится к своим потребностям- свободно, т.е. индивидом рождаются;2)личность-в узком смысле слова-это персона; в словаре Даля личность-это личин(маска для актеров)Две наиболее важные характеристики личности: 1)личность- не равна всем характеристикам человека;2)социальная типичность, в личности мы исполняем какие-либ социальные ролиДо сих пор нет обобщенного определения личности.Некоторые аспекты личности(личность в узком см слова)1)Личность-это характеристика человека, которая приобретается именно в обществе; к личности не относятся генетически-обусловленные аспекты, т.е. личностью становятся, а не рождаются,вступая в общество2)В ней отражаются разные следы различных социальных групп, то есть членство человека в этих раз-х группах, личность-это всегда след отношений;3)личность способна действовать свободно, на основе выбора и ответственности;4)личность находится в постоянной динамике;5) по Петровскому: Существование личности может существовать после смерти человека.Личность есть, а человека нет.

Определение характера. Различные типологии характера. Понятие акцентуаций. Соотношение характера и темперамента.

 

(ПО ЛЕКЦИИ)

Характер-структурная составляющая.

-совокупность устойчивых свойств личности, в которых выражаются способы ее поведения, общения и его сов-ть личности

-или же устойчивая привычка

-черты характера преобретаются в 1-ые месяцы и годы жизни человека

-это результат отношений с близким окружением

-типичные черты характера определяются типичными обстоятельствами жизни

-характер -прижизненное образование

В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих идей:

а) довольно рано сформировавшись, характер человека проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;

б) входящие в характер сочетания черт не являются случайными. Они в совокупности представляют системы, четко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;

в) в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы.

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Наиболее известны следующие типологии характера К.Кречмера, Э. Фромма, К. Леонгарда, А.Е. Личко.

Все типологии исходили из ряда общих идей:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Понятие «Я-концепции». Структура и функции «Я-концепции».

Я-КОНЦЕПЦИЯ» ЛИЧНОСТИ

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «Я-КОНЦЕПЦИИ»

«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 23.1).

Таблица 23.1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса

Составляющая Описание
«Духовное Я» Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок
«Материальное Я» То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)
«Социальное Я» Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль
«Физическое Я» Тело человека, его первичные биологические потребности

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

«Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.

«Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.

«Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.

Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».

Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.

«Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.

«Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой

Таблица 23.2. Этапы самосознания (формирования «Я-концепции»)

Этапы развития Содержание
До 3 лет Осознание границ своего тела. Способность к самостоятельным действиям с предметами. Восприятие себя как активного субъекта. Формирование местоимения «Я»
Дошкольный возраст Период развития самооценки, которая в основном основывается на чужих мнениях (родителей и воспитателей). Представления о себе неустойчивы и эмоционально окрашены
Школьный возраст Складывается логическое мышление. На основе сопоставления мнений разных людей о себе формируется собственное мнение. Самооценка становится более стабильной, важную роль занимают моральные нормы

Основные понятия индивидуальной психологии А.Адлера.

Два наиболее выдающихся теоретика, разошедшиеся с Фрейдом и избравшие путь создания своих собственных оригинальных теоретических систем, — Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Оба они с самого начала были участниками психоаналитического движения и горячо поддерживали широту и новизну системы Фрейда. Однако со временем они заявили о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни.Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии (Adler, 1927a). Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» — то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более, чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое. Рассмотрение человека как органичной целостности требует единого психодинамического принципа. Адлер вывел его из самой жизни, а именно из того обстоятельства, что жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Только в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое. Адлеровское целостное видение природы человека было всеобъемлющим. Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как интегральную составную часть больших систем — семьи, сообщества: «Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество. Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него» (Adler, 1956, р. 2). Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте,и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности,или социальный интерес, врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Таким образом, индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным. Акцент на социальных детерминантах поведения настолько важен в концепции Адлера, что он приобрел репутацию первого социального психолога в современной теории психологии. Адлер полагал, что чувство неполноценности является источником всех устремлений человека к саморазвитию, росту и компетентности Центральным для концепции Адлера стало понятие компенсации. Стремление к сверхкомпенсации,возникающее в ответ на ярко выраженный дефект,приводит к выдающимся успехам. Комплекс неполноценности – совокупность установок, мыслей и поведения, в котором маскируется чувство неполноценности, к замыканию на самом себе. Мотивация. У всех есть врожденная воля к власти (начальные работы Адлера), позже станет называть «стремление к превосходству».В своих исследованиях показал,что реализ. по –разному. Соц. Интерес - (врожденное считал Адлер) -стремление к сотрудничеству,общности с другими людьми. Низкий соц. Интерес – стремление к личному превосходству. Высокий соц. Интерес – конструктивное превосходство. Человек, способен сочетать свои интересы с другими. Признаки: движение от центрированию на себе к стремлению кооперации. Стиль жизни- уникальный способ, который индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с другими людьми.(Все построено на огромной практики). 3 ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ…1. Физ. неполноценность (ведет к изоляции + развитие эгоизма);2.Избалованность(снижение соц. Интереса,неумение сотрудничать. Гиперопека);3.Отверженность (Состояние вызван. изоляцией от родителей. Порождает низкий социальный интерес и низкий уровень к себе). СТИЛЬ ЖИЗНИ И ФИКЦИОННЫЙ ФЕНОЛИЗМ.(О мотивации личности). Цели –фикции (ожидания, из философии)- наша детерминация связанная с некоторыми ожиданиями, берется из среды неосознаваемым образом.(В жизниих не существуют, существуют лишь в нашей голове).

ЭПИГЕНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭРИКСОНА 1.Развитие личности на протяжении всей жизни.2.Личность,развивается через решение задач, который предъявляет социум.Проходит через кризисы (разивается).3.Специфика личности- переживание идентичности.
В книге «Детство и общество» (1963а) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго (как говорят, на «восемь возрастов человека»). Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития (по-гречески «επι» означает «после», a «γενεσιζ» — «рождение, происхождение») базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Иначе говоря, каждая из восьми фаз жизненного цикла человека характеризуется специфичной именно для данной фазы («фазо-специфической») эволюционной задачей — проблемой в социальном развитии, которая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким образом в конце концов разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Конфликты играют жизненно важную роль в теории Эриксона, потому что рост и расширение сферы межличностных отношений связаны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время он отмечает, что кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации» (Erikson, 1968, р. 286).

Таблица 5-1. Восемь стадий психосоциального развития

Стадия Возраст Психосоциальный кризис Сильная сторона
1. Орально-сенсорная Рождение — 1 год Базальное доверие — базальное недоверие Надежда
2. Мышечно-анальная 1—3 года Автономия — стыд и сомнение Сила воли
3. Локомоторно-генитальная 3—6 лет Инициативность — вина Цель
4. Латентная 6—12 лет Трудолюбие — неполноценность Компетентность
5. Подростковая 12—19 лет Эго-идентичность — ролевое смешение Верность
6. Ранняя зрелость 20—25 лет Интимность — изоляция Любовь
7. Средняя зрелость 26—64 года Продуктивность — застой Забота
8. Поздняя зрелость 65 лет — смерть Эго-интеграция — отчаяние Мудрость

(Источник: Erikson, 1963a, р. 273.)

Статусы идентичности, выделяющиеся в статусной модели Дж. Марсии(МАРШЕ): 1. Достигнутая или зрелая идентичность являет собой благополучное завершение кризиса идентичности, возникновение новой самотождественности, переход от поиска себя к практической самореализации. «Этим статусом обладает человек… сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Таким людям свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели и ценности такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни». 2. Мораторий – это период построения своей идентичности, период поиска ответов на вопросы кто я и какой я, на этой стадии индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения. На ранних этапах моратория подростки могут испытывать чувство радостного ожидания и любопытства в предвкушении будущих изменений. Человек с таким статусом постоянно занят поиском информации, необходимой для разрешения кризиса, экспериментированием со стилями жизни и социальными ролями. «Подростки и молодые взрослые в статусе моратория находятся в середине продолжающегося кризиса идентичности или периода принятия решений. Эти решения могут касаться выбора профессии, религиозных или этических ценностей, политической философии. Молодежь в этом статусе поглощена поиском «самих себя». 3. Предрешение или преждевременная идентичность (досрочная идентификация) – «принятие на себя обязательств, не проходя через кризис идентичности. Таким образом, можно охарактеризовать статус идентичности тех людей, которым в силу внешних обстоятельств рано пришлось приять на себя преждевременную взрослость, включиться в соответствующую систему отношений не самостоятельно, а на основе чужих мнений, следуя чужому примеру или авторитету». Часто цели, ценности и убеждения таких людей схожи с родительскими или отражают их ожидания. Однако по содержанию и силе элементы преждевременной идентичности могут не уступать тем, что были обретены в зрелом статусе идентичности. 4. Диффузная или неопределенная, размытая идентичность характеризуется тем, что индивид еще не столкнулся с кризисом идентичности. Это своеобразное продление детства, состояние избегания решений и отказа от поиска собственной идентичности. Такие подростки не выбрали себе профессиональную роль, не выработали сколько-нибудь четких убеждений и взглядов. «Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений, которые не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались не способны решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности». (интернет

Структура личности.

В отечественной психологии:индивид, личность и индивидуальность1)человек как индивид- это природное существо у которого есть органические потребности, человек относится к своим потребностям- свободно, т.е. индивидом рождаются;2)личность-в узком смысле слова-это персона; в словаре Даля личность-это личин(маска для актеров)Две наиболее важные характеристики личности: 1)личность- не равна всем характеристикам человека;2)социальная типичность, в личности мы исполняем какие-либ социальные ролиДо сих пор нет обобщенного определения личности.Некоторые аспекты личности(личность в узком см слова)1)Личность-это характеристика человека, которая приобретается именно в обществе; к личности не относятся генетически-обусловленные аспекты, т.е. личностью становятся, а не рождаются,вступая в общество2)В ней отражаются разные следы различных социальных групп, то есть членство человека в этих раз-х группах, личность-это всегда след отношений;3)личность способна действовать свободно, на основе выбора и ответственности;4)личность находится в постоянной динамике;5) по Петровскому: Существование личности может существовать после смерти человека.Личность есть, а человека нет.

Соотношение понятий: психика, личность, индивид, субъект, индивидуальность.

В психологической науке существует несколько понятий для обозначения человека: индивид, личность, субъект, индивидуальность. 1. Человек как индивид. В понятии человека как индивида обычно выражаются два основных признака: 1) человек как своеобразный представитель других живых существ, отличающийся от животных и являющийся продуктом фило-и онтогенетического развития, носитель видовых черт; 2) отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и психическими процессами. Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. 2. Человек как личность. Это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями. В личности выделяется ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество. Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются: а) содержанием мировоззрения человека, т. е. сложившейся у него системой убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций; б) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств; в) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться; г) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека; д) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении. 3. Человек как субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и о бщественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности, источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя. 4. Человек как индивидуальность. Индивидуальность - не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, Других - малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.