Вопрос №6. Средневековая наука. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Вопрос №6. Средневековая наука.

2018-01-03 172
Вопрос №6. Средневековая наука. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопрос №1. Наука и религия.

Наука и религия представляют собой фундаментальные области культуры, типы мировоззрений, взаимодействующих друг с другом.

Понимание соотношения науки и религии в течение долгого времени сводилось к тому, что они трактовались как диаметрально противоположные, взаимоотрицающие явления. Проблема соотношения веры и знания решалась в рамках оценки религии как низшего вида знания, которое с развитием науки обречено на исчезновение. Но на самом деле отношения между научным и религиозным типом миропонимания гораздо сложнее. Религия и научное знание стали рассматриваться как различные и правомерные формы духовной активности человека.

Фундаментальные познавательные установки научного и религиозного способа миропонимания пересекаются друг с другом. Наука не представляет собой абсолютно объективизированное знание. Человечеству, несмотря на научный прогресс, не дается и ныне восприятие целостности мироздания.

В науке существуют структуры, которые выводят знания, принимаемые на веру в качестве аксиом тех или иных научных теорий. Религиозные системы – это тоже не только своды положений, апеллирующих к вере, но и некоторые обобщения, опирающиеся на аргументацию и доказательность. Религиозное мировосприятие имеет свой высший уровень – теологию, где под установки вероисповедания подводится базис рационального обоснования и доказательства.

Но между наукой и религией есть различия.

Наука не исходит из абсолютных истин, науке свойствен критический взгляд на то, что происходит в ее поле. Давление новых доказательств может привести к пересмотру прежних положений. Источником религиозности является не объективная реальность, а сверхналичное откровение, знание, данное человеку свыше (от Бога). Откровение не подвергается критической рефлексии, оно является высшей, абсолютной информацией, которую ограниченный разум человека в его конечном бытии не может представить во всей полноте. Религия восходит к смыслу человеческого существования, отвечает на предельные вопросы, связанные с абсолютными идеалами.

Наука тоже сталкивается с проблемой абсолютов, но они уходят в бесконечность, которой нет конца и границ, раздвижение пределов познания не уменьшает мир непознанного, это стимулирует дальнейшее освоение реальности.

В религии абсолют выступает миром должного, идеального, задающего бытию человека смыслообразую-щие компоненты.

Наука изучает сущее, религия – мир должного. И наука, и религия отвечают на важные вопросы человеческой жизни, но религия дает ответы и на те вопросы, на которые пока не дает ответ наука.

Наука и религия не противоположны, они действуют по принципу дополнительности формально-рационально-познавательного и инстинктивно-этического способов освоения мира.

И пока есть пределы научного познания, будет место религиозному мировосприятию, исходящему из целостности и всеохватности мира. Научное развитие разрушает традиционные установления, но открывает новые возможности, в том числе и для религии. Наука не вытеснила религию. Раздвинув границу познания, наука столкнулась с еще большими глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума «тайной», что создает поле для религиозного мироощущения.

Вопрос №3.

Структурные уровни организации научного знания: эмпирический и теоретический

Эмпирический имеет непосредственное отношение к научной практике, напрямую выходит к объектам наследования. Применяются различные методы исследования:научное наблюдение: непосредственное, косвенное, опосредованное. Косвенное связано с объектами, кот нельзя определить с помощью чувств или приборов.(черная дыра). Квантовая механика основана на косвенных наблюдениях.

Эксперимент – целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей. Экспериментатор вмешивается в естественные условия.

Измерение – процесс заключающийся в определении количества значений, тех или иных свойств объекта при помощи технических средств. Единица измерения – эталон, с кот сравнивается измеряемая сторона объекта или явления.

Первая система таких эталонов предложена Гауцом в 1832 году.

Система измерений принята в 1960 году, построена на 7 осн мерах: кг, метр, секунда, ампер(сила тока), кельвин, кандела(сила света, моль(количество вещества).

В любой науке 2 уровень теоретический, осуществляется на рациональной ступени познания. Результат – законы, теории. Задачи – достижение истины во всей полноте.

Методы теоретического уровня:

1. Абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и отношений предметов при одновременном выделении одной или нескольких существенных сторон, признаков предмета.

2. Идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов, кот являются теоретической моделью для понимания сложных эмпирических явлений.

3. Формализация – всегда предпологает создание искусственного языка. Все естественные науки создают языки. Создать единый искусственный язык невозможно, доказано Куртом Гётелем в 30х годах. Знаменитая теорема Гётеля «каждая система противоречива или содержит неразрешимую формулу, которую в данной системе нельзя ни доказать, ни оправергнуть.

Результатом работы методов формируется научное знание, изначально имеет вид гипотез, а при повторных или альтернативных(новых) исследованиях при своем подтверждении переходит в статус теории или закона.

Вопрос №5. Возникновение науки (на примере античной науки).

Наука появляется тогда, когда для этого создаются объективные условия, социальный запрос на объективные знания, выделение особой группы людей, реализующих данный запрос; накопление знаний, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации.

Совокупность таких условий складывается в древнегреческой культуре VII–VI вв. до н. э.

Именно в этот период появляются первые рациональные программы, свободные от религиозных и мистических представлений. Именно здесь появляется наука как доказательное знание. Она не связывалась с непосредственно орудийно-трудовой деятельностью, была идеализированным феноменом.

Но именно отказ от материально-практического отношения к действительности породил абстрагирование – непременное условие науки.

Важной отличительной особенностью науки в контексте древнегреческой культуры была ее направленность на самостоятельное, объективное рассмотрение природы как реальности. Греческую мысль отличали стремление к точному познанию действительности, доказательству, критический дух и смелость выводов. Греческая наука отличалась независимостью от мифологии, из недр которой она вышла.

Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором, позднее развитая Платоном. Отношения действительности Пифагор выразил в числах, представляемых им в качестве первоосновы мира.

Историки науки считают, что основная заслуга Пифагора и его последователей заключается в том, что они превратили геометрию в теоретическую дедуктивную науку, заложили основы арифметики и математического естествознания, дали стимул к поиску количественных отношений в природе и выражению их языком математических формул.

Дальнейшее формирование пифагорейской программы продолжили софисты и элеаты, разработавшие теорию доказательств. Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который представил мир идей как иерархически упорядоченную структуру. Платон основал первую научную школу – Академию.

Второй научной программой античности, выступающей в качестве универсальной концепции природного мира, стал атомизм. Основоположниками его считаются Левкипп и его ученик Демокрит, хотя зачатки данного подхода можно обнаружить уже у Анаксиме-на, Эмпедокла, Анаксагора.

Учение атомизма исходило из того, что неделимые атомы являлись началом всего сущего. Движение атомов выступало причиной изменений в природе.

Программа ААристотеля стала третьей научной программой античности. В ней наряду со стремлением к целостному философскому осмыслению действительности отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в самостоятельные науки со своим предметом и методом.

Аристотель в отличие от других античных мыслителей не отделял вещи и идеи. Заслугой Аристотеля является и создание понятийно-категориального аппарата науки, классификации научных знаний.

Данные программы заложили основы науки, правда, научное знание пока было абстрактно-объяснительным, лишенным созидательного компонента, но зачатки науки как особого типа отношения к реальности появились в культуре античности.

Вопрос №12.

Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Она сложна и многообразна, складывается из немалого числа факторов, тесно сплетается с более широкой проблемой этических аспектов пауки, которую здесь затрагивать не будем.

Ученый в своей деятельности естественным об-разом несет ответственность, если можно так выразить-ся, общечеловеческого характера. Он ответствен за пол-ноценность вырабатываемого им научного «продукта»: от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании ра-боты своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика.

Гораздо шире ста-новится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики. Наивно думать, что дей-ствия, поведение отдельного ученого скажутся на возник-новении или протекании того или иного кризиса. Речь идет здесь об ином -- о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции.

Одной из особенностей современной науки является ее все большее сближение с производством, уменьшается дистанция от момента научного открытия до его практического воплощения, ответственность ученого увеличивается. Появляется необходимость того научного риска, без которого невозможно претворение лабораторных результатов и научных выводов в производство в широком масштабе.

Таким образом, вопрос о практическом применении научных открытий заключает в себе проблему риска, то есть осознания ученым необходимости той смелости, которая выступает одной из конкретных форм проявления ответственности.

Вопрос №13.

 

Вопрос №16.

В истории физики наиболее плодотворной и важной для понимания явлений природы была концепция атомизма, согласно которой материя имеет прерывистое, дискретное строение, т. е. состоит из атомов.

В своих опытах в 1897 г. английский физик Джозеф Джон Томсон (1856- 1940) открыл электрон, названный позднее атомом электричества. Электрон, как хорошо известно, входит в состав электронной оболочки атомов. В 1898 г. Томсон определил заряд электрона, а в 1903 г. предложил одну из первых моделей атома.

Так постепенно, шаг за шагом, современная физика открывала совершенно новый мир физических объектов - микромир или мир микроскопических частиц, для которых характерны преимущественно квантовые свойства. Поведение и свойства физических тел, состоящих из микрочастиц и составляющих макромир, описываются классической физикой.

К двум совершенно разным объектам - микромиру и макромиру - можно добавить и мегамир - мир звезд, галактик и Вселенной, расположенный за пределами Земли.

При оценке грандиозности масштабов Вселенной всегда возникает классический философский вопрос: конечна или бесконечна Вселенная? Понятием бесконечности оперируют в основном математики и философы. Физики-экспериментаторы, владеющие экспериментальными методами и техникой измерений, получают всегда конечные значения измеренных величин. Огромное значение науки и в особенности современной физики заключается в том, что к настоящему времени уже получены многие количественные характеристики объектов не только макро- и микромира, но и мегамира.

Универсальность физических понятий и законов заключается в том, что они применимы ко всему миру, доступному нашим наблюдениям с помощью самых совершенных и чувствительных приборов. Атомы везде одинаковы - на Земле и в космосе. Это подтверждается результатами исследований в космосе и наблюдаемыми спектрами электромагнитного излучения различных космических объектов. Законы сохранения импульса и энергии применимы для описания не только для движения тел на Земле, но и взаимодействия элементарных частиц, а также движения планет и звезд. Универсальность физических законов подтверждает единство природы и Вселенной в целом.

Вопрос №28. Основные характеристики звезд. Образование и эволюция звезд.

Образование: большое количество газа и водорода начинает сжиматься силой собственного притяжения и взрывается. Потом начинает гореть(происходят термоядерные реакции) горит водород, результатом явл гелий(Не). Не тяжелее водорода, не собирается в центре звезды, образуется гелевое ядро. Звезда горит на периферии, выгорает и начинает раздуваться. 1 стадия – карлик(не крупная). 2 стадия – звезда превращается в красного гиганта(оболочку раздувает). Водород взрывается(его мало и гравитации почти нет). Остается гелевое ядро – рождение сверхновой звезды, начинает горет гелий

Солнце – желтый карлик. Молодые звезды – белые, голубые. Старые – красные. Температура красной звезды=3-4 тыс градусов по кельвину

1929г - Чандрасекар Субраманьян(1910–95) вывел предел Чандрасекара: «если масса холодной звезды меньше массы солнца, то звезда превращается в черный карлик, размером примерно с землю, а массой сравнима с солнцем».

Масса солнца = 1,99 на 10 в 30 степени кг(в 332958 раз больше Земли)

Ландау» если масса звезды = массе солнца, то звезда превратится в нейтроновую звезду». Радиус нейтронной звезды = примерно несколько десятков км.

Плотность вещества = миллионы тонн на кубический метр.

1939 - Оппенгеймер Роберт(1904-67) доказал, чтоесли масса холод звезды больше предела Чандрасекара, то звезда превращается в черную дыру(т.е. каллапсирует) – сантиметровая черная точка.масса черной дыры стремится к бесконечности.

Основные хим вещества на звездах: водород, гелий, ртуть, барий, стронций.

Звезды бывают любого цвета(сиреневые, зеленые, розовые)

Основные цвета:голубой, температура примерно 20000 градусов по кельвину.

Белые – 10 тыс градусов, желтые – 6-8 тыс градусов, красные – 3-4 тыс градусов.

Не бывает звезд меньше 3000 градусов К, это уже черный карлик. По цвету определяют состав звезды.

Вопрос №37.

В. И. Вернадский.

Биосфера (греч. bios – жизнь, sphaira – шар, сфера) – сложная наружная оболочка Земли, населенная организмами, составляющими в совокупности живое вещество планеты. Это одна из важнейших геосфер Земли, являющаяся основным компонентом природной среды, окружающей человека.

По современным представлениям, биосфера – это особая оболочка земли, содержащая всю совокупность живых организмов и ту часть вещества планеты, которая находится в непрерывном обмене с этими организмами.

Эти представления базируются на учении В. И. Вернадского(1863 –1945) о биосфере, являющимся крупнейшим из обобщений в области естествознания в ХХ в. Важнейшая значимость его учения во весь рост проявилась лишь во второй половине века. Этому способствовало развитие экологии и, прежде всего глобальной экологии, где биосфера является основополагающим понятием.

Учение Вернадского о биосфере – это целостное фундаментальное учение, органично связанное с важнейшими проблемами сохранения и развития жизни на Земле, знаменующее собой принципиально новый подход к изучению планеты как развивающейся саморегулирующейся системы в прошлом, настоящем и будущем.

По представлениям В. И. Вернадского, биосфера включает в себя живое вещество, образованное совокупностью организмов; биогенное вещество, которое создается в процессе жизнедеятельности организмов (газы атмосферы, каменный уголь, нефть, торф, известняки и др.); косное вещество, которое формируется без участия живых организмов (магматические горные породы); биокосное вещество, представляющее собой совместный результат жизнедеятельности организмов и небиологических процессов (например, почвы); а также радиоактивное вещество, вещество космического происхождения (метеориты и др.) и рассеяные атомы. Все эти семь типов веществ геологически связаны между собой.

Косное вещество биосферы.

Границы биосферы определяются факторами земной среды, которые делают невозможным существование живых организмов. Верхняя граница проходит примерно на высоте 20 км от поверхности планеты и ограничена слоем озона, который задерживает губительные для жизни коротковолновую часть ультрафиолетового излучения Солнца. Таким образом, живые организмы могут существовать в тропосфере и нижних слоях стратосферы. В гидросфере земной коры организмы проникают на всю глубину Мирового океана - до 10-11 км. В литосфере жизнь встречается на глубине 3,5-7,5 км, что обусловлено температурой земных недр и условием проникновения воды в жидком состоянии.

Атмосфера.

Газовая оболочка состоит в основном из азота и кислорода. В небольших количествах в ней содержится диоксид углерода (0,03%) и озон. Состояние атмосферы оказывает большое влияние на физические, химические и биологические процессы на поверхности Земли и в водной среде. Для биологических процессов наибольшее значение имеют: кислород, используемый для дыхания и минерализации мертвого органического вещества, диоксид углерода, участвующий в фотосинтезе, и озон, экранирующий земную поверхность от жесткого ультрафиолетового излучения. Азот, диоксид углерода, пары воды образовались в значительной мере благодаря вулканической деятельности, а кислород - в результате фотосинтеза.

Гидросфера.

Вода - важнейший компонент биосферы и один из необходимых факторов существования живых организмов. Основная ее часть (95%) находится в Мировом океане, который занимает около 70% поверхности земного шара и содержит 1300 млн. км3. Поверхностные воды (озера, реки) включают всего 0,182 млн. км3, а количество воды в живых организмах составляет всего 0,001 млн. км3. Значительные запасы воды (24 млн. км3) содержат ледники. Большое значение имеют газы, растворенные в воде: кислород и диоксид углерода. Их количество широко варьирует от температуры и присутствия живых организмов. Диоксида углерода, содержащегося в воде, в 60 раз больше, чем в атмосфере. Гидросфера формировалась в связи с развитием литосферы, которая в течение геологической истории Земли выделяла большое количество водяного пара.

Литосфера.

Основная масса организмов, обитающих в пределах литосферы, находится в почвенном слое, глубина которого не превышает нескольких метров. Почва включает минеральные вещества, образующиеся при разрушении горных пород, и органические вещества - продукты жизнедеятельности организмов.

Живые организмы (живое вещество).

Хотя границы биосферы довольно узки, живые организмы в их пределах распределены очень неравномерно. На большой высоте и в глубинах гидросферы и литосферы организмы встречаются относительно редко. Жизнь сосредоточена главным образом на поверхности Земли, в почве и в приповерхностном слое океана. Общую массу живых организмов оценивают в 2,43х1012т. Биомасса организмов, обитающих на суше, на 99,2% представлена зелеными растениями и 0,8% - животными и микроорганизмами. Напротив, в океане на долю растений приходится 6,3%, а на долю животных и микроорганизмов - 93,7% всей биомассы. Жизнь сосредоточена главным образом на суше. Суммарная биомасса океана составляет всего 0,03х10 12 т, или 0,13% биомассы всех существ, обитающих на Земле.

Вопрос №38. Генетика и ее роль в биологии.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организма.

Первые опыты по наследственности были проведены Гевргом Менделем в 1865

Наследственность – способность организма передавать свои признаки и особенности развития потомству

Изменчивость – способность организма изменяться в процессе индивидуального развития под действием факторов среды. Изменчивость показывает нестабильность наследственности. Половые клетки – гаметы. При бесполом размножении разлогаются соматические клетки.

Структурные задатки признаков – гены. Ген – участок молекулы ДНК, ответственный за появление какого-либо признака. Ген явл единицей наследственности.

Плейотропия - множественная реализация генов

Генотип – совокупность всех наследственных генов, полученных от родителей. Есть у каждого живого существа, содержится в каждой молекуле ДНК. А ДНК есть в каждом ядре клетки.

Фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков, которые проявляются у организма в течении жизни. Всегда меньше, чем генотип.

Признаки:

Доминантные – проявляются почти всегда, обозначаются большими буквами

Рецессивные – проявл иногда, обозначаются маленькими буквами

Половые хромосомы: Х и У. пол формируется: ХХ – гомогометный, ХУ – гетерогометный.

У человека: ХХ – женщины, ХУ – мужчины.

От женщин не зависит какого пола будет ребенок.

У млекопитающих, рептилий, мух женский пол – гомогометный, у мужчин – гетерогометный

У птиц, рыб, бабочек самцы – гомогометные, самки – гетерогометные

Закономерности изменчивости:

1.Модификационная – не связана с изменением генотипа. Возникает у организма под влиянием условий среды. Приводит к разнообразию фенотипов. Носит приспособительный (массовый) характер. Зайцы становятся белыми, когда выпадает снег. Способствует выживанию особей.

2.Наследственная – затрагивает генотип и передается по наследству. Быает:

· Комбинативной – появление новых сочетаний признаков в следствии перекомбинации генов. Основой комбинац изменчивости – половой процесс (дети никогда не копируют родителей)

· Мутационный – определение введено Дефризом. Мутация с лат «изменение». Изменение генотипического материала хромоссом и генов. Признаки: генотипы наследуются, мутации чаще всего вредные, приводят к образованию новых признаков. В основе лежит появление новых типов белков.

Мутаген – фактор, кот приводит к мутации (радиация, отравляющие вещества: алкоголь, табак, вирусы, неадекватный температурный режим)

Вопрос №1. Наука и религия.

Наука и религия представляют собой фундаментальные области культуры, типы мировоззрений, взаимодействующих друг с другом.

Понимание соотношения науки и религии в течение долгого времени сводилось к тому, что они трактовались как диаметрально противоположные, взаимоотрицающие явления. Проблема соотношения веры и знания решалась в рамках оценки религии как низшего вида знания, которое с развитием науки обречено на исчезновение. Но на самом деле отношения между научным и религиозным типом миропонимания гораздо сложнее. Религия и научное знание стали рассматриваться как различные и правомерные формы духовной активности человека.

Фундаментальные познавательные установки научного и религиозного способа миропонимания пересекаются друг с другом. Наука не представляет собой абсолютно объективизированное знание. Человечеству, несмотря на научный прогресс, не дается и ныне восприятие целостности мироздания.

В науке существуют структуры, которые выводят знания, принимаемые на веру в качестве аксиом тех или иных научных теорий. Религиозные системы – это тоже не только своды положений, апеллирующих к вере, но и некоторые обобщения, опирающиеся на аргументацию и доказательность. Религиозное мировосприятие имеет свой высший уровень – теологию, где под установки вероисповедания подводится базис рационального обоснования и доказательства.

Но между наукой и религией есть различия.

Наука не исходит из абсолютных истин, науке свойствен критический взгляд на то, что происходит в ее поле. Давление новых доказательств может привести к пересмотру прежних положений. Источником религиозности является не объективная реальность, а сверхналичное откровение, знание, данное человеку свыше (от Бога). Откровение не подвергается критической рефлексии, оно является высшей, абсолютной информацией, которую ограниченный разум человека в его конечном бытии не может представить во всей полноте. Религия восходит к смыслу человеческого существования, отвечает на предельные вопросы, связанные с абсолютными идеалами.

Наука тоже сталкивается с проблемой абсолютов, но они уходят в бесконечность, которой нет конца и границ, раздвижение пределов познания не уменьшает мир непознанного, это стимулирует дальнейшее освоение реальности.

В религии абсолют выступает миром должного, идеального, задающего бытию человека смыслообразую-щие компоненты.

Наука изучает сущее, религия – мир должного. И наука, и религия отвечают на важные вопросы человеческой жизни, но религия дает ответы и на те вопросы, на которые пока не дает ответ наука.

Наука и религия не противоположны, они действуют по принципу дополнительности формально-рационально-познавательного и инстинктивно-этического способов освоения мира.

И пока есть пределы научного познания, будет место религиозному мировосприятию, исходящему из целостности и всеохватности мира. Научное развитие разрушает традиционные установления, но открывает новые возможности, в том числе и для религии. Наука не вытеснила религию. Раздвинув границу познания, наука столкнулась с еще большими глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума «тайной», что создает поле для религиозного мироощущения.

Вопрос №3.

Структурные уровни организации научного знания: эмпирический и теоретический

Эмпирический имеет непосредственное отношение к научной практике, напрямую выходит к объектам наследования. Применяются различные методы исследования:научное наблюдение: непосредственное, косвенное, опосредованное. Косвенное связано с объектами, кот нельзя определить с помощью чувств или приборов.(черная дыра). Квантовая механика основана на косвенных наблюдениях.

Эксперимент – целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей. Экспериментатор вмешивается в естественные условия.

Измерение – процесс заключающийся в определении количества значений, тех или иных свойств объекта при помощи технических средств. Единица измерения – эталон, с кот сравнивается измеряемая сторона объекта или явления.

Первая система таких эталонов предложена Гауцом в 1832 году.

Система измерений принята в 1960 году, построена на 7 осн мерах: кг, метр, секунда, ампер(сила тока), кельвин, кандела(сила света, моль(количество вещества).

В любой науке 2 уровень теоретический, осуществляется на рациональной ступени познания. Результат – законы, теории. Задачи – достижение истины во всей полноте.

Методы теоретического уровня:

1. Абстрагирование – отвлечение от ряда свойств и отношений предметов при одновременном выделении одной или нескольких существенных сторон, признаков предмета.

2. Идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов, кот являются теоретической моделью для понимания сложных эмпирических явлений.

3. Формализация – всегда предпологает создание искусственного языка. Все естественные науки создают языки. Создать единый искусственный язык невозможно, доказано Куртом Гётелем в 30х годах. Знаменитая теорема Гётеля «каждая система противоречива или содержит неразрешимую формулу, которую в данной системе нельзя ни доказать, ни оправергнуть.

Результатом работы методов формируется научное знание, изначально имеет вид гипотез, а при повторных или альтернативных(новых) исследованиях при своем подтверждении переходит в статус теории или закона.

Вопрос №5. Возникновение науки (на примере античной науки).

Наука появляется тогда, когда для этого создаются объективные условия, социальный запрос на объективные знания, выделение особой группы людей, реализующих данный запрос; накопление знаний, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации.

Совокупность таких условий складывается в древнегреческой культуре VII–VI вв. до н. э.

Именно в этот период появляются первые рациональные программы, свободные от религиозных и мистических представлений. Именно здесь появляется наука как доказательное знание. Она не связывалась с непосредственно орудийно-трудовой деятельностью, была идеализированным феноменом.

Но именно отказ от материально-практического отношения к действительности породил абстрагирование – непременное условие науки.

Важной отличительной особенностью науки в контексте древнегреческой культуры была ее направленность на самостоятельное, объективное рассмотрение природы как реальности. Греческую мысль отличали стремление к точному познанию действительности, доказательству, критический дух и смелость выводов. Греческая наука отличалась независимостью от мифологии, из недр которой она вышла.

Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором, позднее развитая Платоном. Отношения действительности Пифагор выразил в числах, представляемых им в качестве первоосновы мира.

Историки науки считают, что основная заслуга Пифагора и его последователей заключается в том, что они превратили геометрию в теоретическую дедуктивную науку, заложили основы арифметики и математического естествознания, дали стимул к поиску количественных отношений в природе и выражению их языком математических формул.

Дальнейшее формирование пифагорейской программы продолжили софисты и элеаты, разработавшие теорию доказательств. Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который представил мир идей как иерархически упорядоченную структуру. Платон основал первую научную школу – Академию.

Второй научной программой античности, выступающей в качестве универсальной концепции природного мира, стал атомизм. Основоположниками его считаются Левкипп и его ученик Демокрит, хотя зачатки данного подхода можно обнаружить уже у Анаксиме-на, Эмпедокла, Анаксагора.

Учение атомизма исходило из того, что неделимые атомы являлись началом всего сущего. Движение атомов выступало причиной изменений в природе.

Программа ААристотеля стала третьей научной программой античности. В ней наряду со стремлением к целостному философскому осмыслению действительности отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в самостоятельные науки со своим предметом и методом.

Аристотель в отличие от других античных мыслителей не отделял вещи и идеи. Заслугой Аристотеля является и создание понятийно-категориального аппарата науки, классификации научных знаний.

Данные программы заложили основы науки, правда, научное знание пока было абстрактно-объяснительным, лишенным созидательного компонента, но зачатки науки как особого типа отношения к реальности появились в культуре античности.

Вопрос №6. Средневековая наука.

(IV – XIV века н.э.)

Хрестьянское мировоззрение

Религиозная истина – святая истина

Особое отношение к природе. Природа выступает как книга, которая божит бога. Мы изучаем книгу таящую бога.

Наука – достояние монастырей. VI – VII веках возникли соборные школы.

Наука в монастырях делилась на:

1.Тривиум – грамматика, риторика, диалектика – науки нужные священнику.

2.Квадривизм – геометрия, арифметика, астрономия, музыка. Изучали не все.

Первые университеты возникли в XII веке во Франции. Имели специализации. Медицинский университет возник в Солерно и в Монтелье.

Первый юридический – в Балонье, теологический – в Париже.

Образование было платное. Имели возможность только дворяне.

В XII – XIII веке распространено явление «странствующий студент» - вагант. (песенка вагантов)

В 1396 году – французский король дал разрешение на вскрытие трупов.

Арабская средневековая наука

Изучали контекстные тексты.

Аль-хорезми вывез из Индии цифры и назвал арабскими.

Канон врачебной этике – основной учебник по медицине в Европейских университетах до XVI века.

Книги на пергаменте.

В X веке самая большая библиотека в Багдаде (100000 рукописей).

Аль-газен написал учебник «сокровища оптики»

В XII – XIII наука стала затухать. Европейские науки стали подрывающими.

Церковь, религия остановили развитие науки


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.