Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2018-01-03 | 467 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Немного о произведениях той эпохи. Около половины XVI в. на московской почве начинает возникать ряд крупных по своим размерам литературных предприятий, ставящих себе задачей подвести итоги прошлого с точки зрения официальной московской идеологии. Во-первых, окружить ореолом это прошлое. Во-вторых, показать непрерывность и преемственность культурно-политического и церковно-религиозного процесса. Эти произведения закрепляли объединение русских земель вокруг политического, рилигиозного и культурного центра Москвы. Путем объединения памятников местных областных литератур создается единая общерусская литература, приобретающая общегосударственное и политическое значение.
В этом отношении д.б. отмечено прежде всего широкое и интенсивное развитие в Москве летописного дела. Общерусские летописные своды включали в свой состав местные летописи бывших княжеских уделов и, перерабатывая их, давали политическую оценку фактам с точки зрения идей московского абсолютизма. Как политически Москва объединила вокруг себя земли, так и литературно она объединила автономное летописание. Летописные своды закрепляли политическое объединение бывших удельных княжеств в единое централизованное государство.
Из московских сводов XVI в. наибольшее значение имеют Воскресенская летопись, доводящая изложение событий до 1541 г. и Патриаршая, или Никоновская летопись, заканчивающаяся 1558 г. – переработка и расширение летописи Воскресенской. Название обоих сборников связано с именем патриарха Никона, владельца их списков. Русское государство рассматривается как вотчина московских князей. Проводится идея преемственности самодержавной власти от первых князей киевских к Ивану 4, возводя их род к Августу – цесарю, прославляется богоизбранное Московское царство и его самодержавные правители. Исторические факты поданы весьма тенденциозно.
|
К Никоновской летописи близко стоит Львовская летопись, доводящая изложение событий до 1560 г.
В 70-е гг был создан грандиозный иллюстрированный Никоновский лицевой свод. В нем изложение начиналось с сотворения мира и до 60 гг 16 века.
Одновременно с объединением русской летописной литературы происходит объединение литературы церковно-учительной. Инициатор и руководитель – митрополит Макарий.
К 1552 г. относится окончание работы Макария над составлением и редатированием двенадцатитомного собрания произведений русской церковно-религиозной книжности. Это собрание под названием «Великие Четьи-Минеи» Существует в трех списках. По первоначальном узамыслу Макария собрание должно было сождержать в себе только житийную литературу, но затем, по мере работы, оно вобрало в себя всю наличную церковно-религиозную лит-ру, не вызывавшую сомнений в своей религиозной или политичсекой благонадежности, впрочем, иногда здесь встречаются и апокрифы.
Материал располагается по дням каждого месяца. Сюда включены произведения русской и переводной агиографии, поучительные слова из «Измаграда», «Хождения игумена Даниила», «Повесть о разорении Иерусалима Иосифа Флавия, «Космографию» Козьмы Индикоплова. То есть «В Ч-М» - это энциклопедия церковной лит-ры 16 века, символизирующая своей монументальность. Грандиозность идеи Московского православного гос-ва.
В 1563 г. по инициативе Макария царским духовником Андреем-Афанасием создана «Книга степенного царского родословия». Это попытка систематичесокго изложения истории Русского Московского царства в форме генеалогическойт преемственности от Рюрика, а затем Владимира Святославича до Ивана Грозного включительно.
История русского гос-ва излагается в форме агиобиографий правителей. Период правления каждого составляет определенную грань в истории. Степенная книга разбита на 17 степеней и граней. В центре стоят образы князей – идеальных правителей, отважных воинов и примерных христиан. Последовательно проводится мысль о единодержавной форме правления на Руси, установленной якобы еще первыми скипетродержателями.
|
Материал книги приобрел злободневное политическое звучание, подчиняясь задачам укрепления самодержавия. Степенная книга играла роль официального исторического источника, на который опиралась московская дипломатия при переговорах на медждународной арене.
Домострой. В тесной связи с рассмотренными памятниками русской официальной литературы XVI в. стоят такие внелитературные предприятия середины века, как «Домострой», «Стоглав», «Азбуковник», насквозь пропитанные той же официальной идеологией, что и памятники. «Домострой», составление которого приписывают Сильвестру, ставил себе целью до мелочей регламентировать поведение человека в сферах религиозной, семейной и государственно-общественной жизни. «Стоглав» заключал в себе свод постановлений и суждений церковного собора 1551 г. по разным вопросам религиозного и житейского быта. «Азбуковник» стремился в форме энциклопедического словаря санкционировать систему знаний и воззрений, обязательных для благомыслящего читателя.
В «Домострое» начертан положительный религиозный, нравственный и бытовой уклад, которым д. руководиться семья, возглавляемая домовладыкой, отцом и мужем, и руководствующая принципом монастырского общежительного устава. Раздел «о мирском строении, как жить с женами, детьми, домочадцами» имеет важнейшее значение. Муж несет ответственность перед богом и государем за свою семью, воспитание детей. Первейшая обязанность мужчины – воспитание сыновей. В качестве действенного метода предлагается палка. «Если прутом посечешь, не умрет, но здоровее будет». Воспитывай дитя в запрете и найдешь в нем благословение. Другая обязанность мужа – поучать жену. Воля и личность женщины всецело подчинены мужу. Регламентируется и наказание. Сначала словами учить, а уже потом бить наедине, если слова не подействовали. Д дает практические советы по ведению домашнего хоз-ва (сааме обычные вещи, вплоть до того, что надо вытирать грязные ноги, чтобы не пачкать пол), советы, как разводить огород и сад. Д регламентирует поведение в монастырях, больницах, темницах: нужно жалеть, давать милостыню, помогать, поминать в молитвах.
|
«Домострой» очень полно отразил в себе тот круг идей, норм и положений, который выработала Москва, мыслившая себя средоточием православной святыни. «Домострой» выразил идеальные требования, какие официальная идеология предъявляла семейному укладу. Большое значение имеет «Домострой» и как объективная картина быта состоятельной русской семьи, интересы которой преимущественно имел в виду автор. Указания на то, как надо чтить царя и князя, как организовать религиозный быт, как муж должен воспитывать жену, детей, слуг; как должна себя вести в быту домохозяйка. «Домострой» охватывает все стороны жизни в общих принципиальных основах и в повседневности. Запечатлел реальную обстановку того времени. Он регламентирует поведение человека как в государственной, так и в семейной жизни.
Написан «Домострой» в большей своей части живым русским языком, почти без примеси церковнославянизмов.
Из «Домостроя».
- Бойся царя и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, во всем ему повинуясь.
- Если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачеваться следует божьею милостью да молитвою и слезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием, с благодарностью и прощением, с милосердием и нелицемерной любовью ко всем. Если кого ты чем-то обидел, нужно просить прощения сугубо и в будущем не обижать.
- В церкви божьи всегда приходить с верою, не во гневе и без зависти, без всякой вражды, но всегда со смиренною мудростью, кротко и в чистоте телесной, и с подношением: со свечой и с просвирой, с фимиамом.
- Каждому христианину нужно в доме своем, во всех комнатах, по старшинству развесить на стенах святые и честные образа,
- Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку.
|
- Наказывай сына своего в юности его(71), и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его(72), не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти.
- Чада, вслушайтесь в заповеди господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле.
Повести смутного времени.
Глубокие социальные сдвиги, бывшие результатом «Смуты» не могли не разрушить теорию третьего Рима. Политический и идейный кризис вызвал интенсивный литературный отклик. В повестях, сказаниях, житиях, связанных с этой эпохой и написанных частью в разгар событий, частью, в ближайшие два десятилетия после них, нашли свое отражение, с одной стороны, реакция на социальные и политические потрясения, бывшие на рубеже двух веков, с другой – патриотический подъем, который вызвался напряженной борьбой с интервентами. Авторами были почти исключительно представители имущих слоев московсокого общества – боярство, дворянтсов, высшее и среднее духовенство, реже служилые люди..
«Новая повесть о преславном Российском царстве». Написана в конце 1610-нач. 1611 гг.
Автор, видимо, был приказной дьяк. Повесть по жанру – подметное письмо. Это публицистическое агитационное воззвание. Написано в период, когда Москва была захвачена поляками, Новгород – шведами. «Новая повесть», обращаясь ко «всяких чинов людям», звала их к активной борьбе с захватчиками, он в конце обвинит их, что только в речах хороши люди, в палче, но не встают и не борются.
Здесь ярко выражена противобоярская тенденция. Автор с негодованием отзывается о боярах потому, что они попустительствуют самоуправству поляков, водворивщихся на русской земле. Бояре – «доброхоты» польского короля «злого супостата» Сигизмунда, а «наши злодеи». Они все на пользу супостату чинят, хотят царство отдать целиком Они свое господское рождение променяли на низкое рабское услужение, и не землеправители они, а земли губители. Обличаются также предатели, в частностиФедор Андронов, который находиляся на службе Сигизмунда.
Прославляется мужественный подвиг смолян, уже долгое время оборонявших свой город, не давая врагу овладеть такой важной ключевой позицией. (С осадил в 1609)
Идеалом патриота повесть считает патриарха Геморгена. Это единственная фигура, около которой следует объединиться для восстания против поляков. Это «великий столп», он пастырь и учитель, стоит один против всех и только словом божиим заграждает усты врагам. На примере поведения смолян и Геморгена повесть выдвигает на первый план стойкость как необходимое качество патриота.
|
В повести энергичная речь сочетается с взволнованным патетическим призывом.
По-новому трактуется образ народа – этого великого безводного моря. К народу обращены призывы и послания Геморгена, народа страшатся враги и предатели, к народу апеллирует автор повести. Но народ еще не выступает в качестве действенной силы.
Общий патетический тон изложения сочетается с психологическими характеристиками, показываются противоречия между помыслами и поступками человека (хоть и плачем и рыдаем, и бьем себя в грудь, а подвига не совершаем).
Художественной манере присуще тесное переплетение риторически украшенного стиля со стилем деловой письменности. Автор прибегает к ритмизованной речи и речевому стиху.
«Сказание» Авраама Палицына (келарь Троице Сергиево монастыря). В полном составе дошло до нас во множестве списков 17-18 вв.
Написано в 1609-1620гг.
Умный, хитрый, беспринципный делец Авраамий Палицын находиося в близких отношениях с Василием Шуйским, находился в близкихз отношениях с Сигизмундом 3, добиваясь у него льгот для монастыря. Создавая сказание, автор, прежде всего, стремился реабилитировать себя и подчеркнуть свои заслуги в борьбе с иноземными захватчиками и избрании на престол Михаила Федоровича.
Сказание состоит из трех частей:
1. Исторический очерк, события от смерти Грозного до воцарения Шуйского, где Палмцын видит причины Смуты в незаконном похищении царского престола Годуновым и его политике. (1-6)
2. Подробное описание 16-месячной осады Троице-Сергиева монастыря войсками Сапеги и Лисовского. Это центральная часть создана Ав путем обработки записок участников обороны крепости. (7-52)
3. Повествование о последних месяцах правления Шуйского, разорения Морсквы поляками, ее освобождения, избрания на престол Михаила Романова и заключения мира с Польшей (53-76)
События осещаются с традиционных позиций: причины бед - наказание Бога за грехи, а победы – результат благодеяния и милосердия Богоматери и заступления святых Сергия и Никона. Религиозно-дидактические рассуждения подкреплеются ссылками на текст писания и обильными религиозно-фантастическими картинами всевозможных чудес, явлений, видений, которые, по мнению автора бесспорно доказывают особое покровительство небесных сил Троице – сергиевому монастырю и русской земле (дано 18 рассказов о видениях в Троицком монастыре, центральной фигурой которых является Сергий Радонежский, еще Варфоломей, Никон. Святые укрепляли волю защитников, ободряли их, подсказывали, как излечиться от болезней).
Основную часть составляет фактический материал, связанный с изображением героических ратных подвигов крестья, монатсрыских слуг, многих народных героев: крестьянин села МОЛОКОВО – Суета останавливает обратившихся в ьегство воинов и удерживает полк Лисовского. Слуга Михайло Павлов поймал и убил воеводу Юрья Горского. Пимин Тенеев ранил Лисовского, Никон Шилов и Слот подожгли и взорвали подкоп ценой своей жизни.
Авраамий неоднократно подчеркивает, что монастрыь спасен от Супостатов молодшими людьми, а умнодение во граде беззакония и неправды связано с людьми воинственного чина. Резко осуждает я злопредатательство казначея Иосифа Девочкина, а также измена сынов боярских. Тем не менее, Авраамий резко осуждает восставших крестьян, холопов Петрушку и Ивана Болотникова.
Характерной особенностью является изображение быта осажденного монастыря: страшной духоты, тесноты, жен рожают при людях, люди изнемогают, невозможно укрыться срамотою, вспыхнула эпидемия цинги. Самое главное, что стремится показать А – народный героизм, его не заслоняют ни картины быта, ни религиозно-фантастические видения.
Авраамий страется документировать свой материал: точно указываетдаты событий, имена их участников.
Это эпическое произведение, но в нем использованы и драматические, и лирические элементы. Иногда А прибегает к манере ритмического сказа, рифмованной речи.
Кроме этих произведений к повестям Смутного времени еще относятся. «Повесть 1606 года», включенная позже в «Иное сказание». Она написана монахом Троице-Сергиева монастыря, видимо, выходцем из феодальной знати, ревностным сторонником Василия Шуйского и ярым врагом Бориса Годунова. Здесь мы найдем пышную риторику, множество метафор, сравнений, патетики.
Затем «Плач о пленении и о конечном разорении превысокаго и пресветлейшего Московского государства». Автор обнаружил и знание литературного языка и литературный талант. Плач, веротяно был написан в каком-нибудь провинциальном городке в 1611-1612 гг для поучения местных жителей. Автор не является очевидцем событий, он использовал письменные источники, переделывая речь грамот по-своему, в риторические фразы, слухи, официальные документы.
До нас дошли две повести о князе Михаиле Васильевиче Скопине-Шуйском, племяннике Василия Шуйского, выдающемся полководце, особенно прославившемся совими победами над войсками Лжедмитрия 2. Готовясь к очередному походу на поляков, он в 1610 году в апреле внезапно заоблел на пиру у князя Воротынского и умер через две недели. Ходили слухи, что его отравили.
Первая повесть рассказывает о рождении князя и его подвигах, потом очень кратко о событиях после его смерти, вторая – о его преставлении и погребении. Возможно, обе повести написаны одним втором. Первая могла создаться не ранее 1620 г, в ней есть заимствование из «Сказания» Палицына, а оно было закончено только в 1620. Вторая повесть, скорее всего, предстваляет собой живой отклик на смерть Скопниа и содержит в себе немало достоверных подробностей, она написана не позже 1612г. В дальнейшем обе повести были объединены в одну, вошедшую в Хронограф. Первая написана по шаблонам житийных произведений и воинских повестей, а вторая наряду с обильной агиографической риторикой отразила в себе влияние устной песни, сложившейся после смерти Скопина.
Особого внимания заслуживает произведение «Летописная книга», написано в 1626 г. Автор – ранее считался составитель Хронографа Сергей Кубасов, а затем стали приписывать Катыреву-Ростовскому.
Она написана в царствование Михаила Федоровича, когда события эпохи были уже позади и взгляд на них установился относительно объективный. Автор своей задачей ставил простое изоблражение фактов: посдовательное изложение одного события за другим, и не всегда автор высказывает свой взгляд на события и лицаю
По своему языку повесть стоит выше прочих повестей о «Смуте». Она к тому же почти совершенно лишена нравоучений и цитат из священного писания. Немногие церковные фразы свидетельствуют тольтко о том, что автор был книжным человеком. С исторической точки зрения, книга интересна тем, что впервые дает цельное описание всей эпохи. Она обладает внутренней уельностью.
Книга начинается рассказом о царе Иване Грозном и заканчивается известием об избрании на царство Михаила Федоровича. Вслед за этим следуют рифомованные вирши в шесть строк.
В основно все повести времен «Смуты» продолжали традицию, установившуюся прочно в сер 16 века. Но есть и элементы новизны: стремление осмыслить современность исторически, на фоне предшествующих событий, в повышенном интересе и внимании к человеческой индивидуальности, к человеческому характеру, наконец, в самом стиле этих памятников (возможно большая образность, украшенность изожения). Это достигается или введением стихотворно организованной речи или введением былинного материала (повесть о погребении скопина).
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!