Рыночное равновесие. Роль конкуренции в его установлении. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Рыночное равновесие. Роль конкуренции в его установлении.

2018-01-03 152
Рыночное равновесие. Роль конкуренции в его установлении. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рыночное равновесие

Точка пересечения кривых спроса и пр-я

Точка пересечения – равновесная цена

Выигрыш потребителя и производителя(рис. Ниже)

 

В зависимости от изменения пр-я и поведения производит, различают 3 типа равновесия:

Мгновенное – при постоянном предл;

Краткосрочное – предложение меняется, но кол-во оборудования постоянно;

Долгосрочное – кол-во оборуд. меняется, число производит. колеблется.

Кроме того различают устойчивое – если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию

Неустойчивое – если отклонение возвращение не происходит

Существует 2 подхода к анализу установления равновесной цены(цена уравновешивающая спрос и предлож):

Подход Вальраса

Главным в подходе является расхождение величин Q1 иQ2 при цене P1

В р-те конкуренции покупателей происходит рост цены до тех пор пока не исчезнет дефецит товара или избыток спроса

В случае избытка пр-я при цена Р2 конкуренция производителей приводит к паденю цены и исчезновению избытка пр-я

Маршалл

Главное: разница цены Р1 и Р2

Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разницу цены спроса и цены предложения, увеличивая объем предложения. Q1 до Q2 сокращает разницу в ценах и способствует установлению равновесной цены.

Т.о. в модели Вальрасса равновесие достигается путем изменения цены(краткоср. Период) а в модели маршалла путем изменения величины предложения товаров(долгосрочный период).

С точки зрения временных хар-к, ситуация равновесия рассматривается в паутинообразных моделях.

1) Наклон кривой пр-я такой же как и кривой спроса

Допустим в периоде Т1 приобретает Q1 товара по низкой цене Р1 периоды Т данной модели это срок м-ду изменением цены и связанным с этими переменеми в масштабах пр-ва.

Низкая цена стимулирует в периоде Т2 сравнительно небольшого кол-ва товаров Т2, что стимулирует рост цены до Р2. В периоде Т3 произведется больше товара. Кол-во Q3 будет куплено вновь по Р1.

Неустойчивое равновесие (не достигаемо)

2)Кривая спроса более пологая, чем кривая пр-я. В этих условиях объем пр-ва и цена приближаются к уровню равновесной

 

3)Кривая пр-я более пологая(положение становится более нестабильным) происходит расширяющиеся колебание цен.

Ситуация неустойчивого равновесия(1-3)

Цена пола – установленная минимальная цена, ограничив. ее дальнейшее снижение.

Цена потолка – установленная максимальная цена.

Цены пола и потолка устанавливаются гос-вом, регулир. ценообразование на рынке.

 

Анализ потребительского поведения с точки зрения кардиналистской теории полезности.

Анализ потребительского поведения с точки зрения ординалистской теории полезности.

Кардиналистская концепция

Поведение потребителя зависит от многих факторов. Главным фактором в кардиналистской концепции считают полезность.

Полезность – это удовлетворение, которое человек получает от потребления какого-либо блага.

Различают общую и предельную полезность:

Общая полезность (total utility) – это совокупная полезность всех потребляемых благ.

Предельная полезность (marginal utility) – это прирост общей полезности при увеличении объема потребления данного блага на 1 единицу:.

 

 

Можно ли измерить полезность? Кардиналисты исходят из того, что полезность может измеряться в абсолютных единицах, вводится специальная единица полезности – ютиль.

В ординалистской концепции предлагается относительное измерение (товар А лучше товара B – A>B, товар А хуже товара В – A<B, товары А и В равнозначны – А=В), основанное на определении предпочтений потребителя.

Основами кардиналистской концепции являются:

Спрос определяется полезностью

Полезность имеет абсолютное измерение.

Рассмотрим свойства общей и предельной полезности.

Общая полезность увеличивается при увеличении количества потребительских благ. Графически это выглядит так:

 

Увеличение количества потребляемого товара увеличивает меру насыщения, поэтому каждая дополнительная единица блага приносит всё меньше полезности по сравнению с предыдущей. Предельная полезность обратно пропорциональная объему потребляемых благ. Закон убывающей предельной полезности: если потребление всех других товаров постоянно (при прочих равных условиях), то предельная полезность данного блага будет уменьшаться по мере роста потребления.

 

 

Для большинства товаров данный закон начинает действовать уже со второй единицы блага. Из этого правила есть исключения, но всё равно начиная с некоторой единицы этот закон имеет место.

Т.к. предельная полезность сокращается, то увеличение покупок приносит всё меньшее и меньшее удовлетворения. Следовательно, он будет наращивать потребление только при условии снижающейся цены за дополнительные единицы товара. Поэтому кривая предельной полезности, подобно кривой спроса, имеет отрицательный наклон и ту же конфигурацию.

Чтобы применить концепцию предельной полезности для исследования спроса, следует сделать следующие предположения (допущения):

Упорядоченность предпочтений потребителя, т.е. предпочтения уже сформировались, для каждых конкретных товаров А и В потребитель может утверждать: A>B, A<B, A=B.

Транзитивность предпочтений. Это допущение касается логики предпочтений: если A>B и B>C, то A>C.

Наличие необходимой информированности о ситуации на рынке.

Ненасыщенность потребностей, т.е. чем больше, тем лучше: A+1>A.

Каждый потребитель исключительно рационален (наибольший эффект при наименьших затратах) и приобретая товары стремится повысить общую полезность потребляемых благ. Это достижимо лишь при соблюдении правила максимизации общей (интегральной) полезности: потребитель достигает максимального удовлетворения, если предельные полезности приобретаемых благ в расчете на одну денежную единицу оказываются одинаковыми.

Рассмотрим конкретный пример.

Пусть бюджет составляет 350 рублей. Цена товара A – 50 руб., цена товара В – 100 руб. Составим таблицу предельной полезности:

 

Количество товара, шт. Товар А (цена – 50 руб.) Товар В (цена – 100 руб.)
MU, ютиль MU на 1 руб. MU, ютиль MU на 1 рубль
    5/50=0,1   9/100=0,09
    4/50=0,08   6/100=0,06
    3/50=0,06   5/100=0,05
    2/50=0,04   3/100=0,03
    1/50=0,02   1/100=0,01

 

Равная полезности на рубль цены для товаров А и В – 0,06, значит оптимальное сочетание – 3 ед. товара А и 2 единицы товара В.

Потребительский выбор – это выбор, максимизирующий предельную полезность на единицу цены в условиях ограниченности данного дохода.

Кардиналистская теория формулирует правило максимизации общей полезности:

 
 

Функция полезности максимизируется в том случае, когда отношение полезности блага к его цене одинаково для всех потребляемых благ:

 

 

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые образуют 3 типичных случая потребительского поведения:

1. Эффект присоединения к большинству (потребитель, стремясь не отстать от других, покупает то, что покупают другие; значит, потребитель зависит от мнения других, и эта зависимость прямая).

2. Эффект сноба (у потребителя есть стремление выделиться из толпы, зависимость от выбора других – обратная).

3. Эффект Веблена (описывается Вебленом в «теории праздного класса») (товары и услуги используются не по прямому назначению, а чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление).

 

Ординалистская концепция

 

Ординалистский (порядковый) подход к анализу спроса является более современным, чем кардиналистский (количественный) подход.

Ординалистский подход основан на следующих положениях:

Спрос зависит от предпочтений потребителя. При этом предпочтения формируются не на абсолютной оценке полезности товара, а на относительном их соизмерении. В результате происходит ранжирование предпочтений потребителя.

Спрос зависит от намерений по закупке других товаров и не только с точки зрения дохода, но и с точки зрения полезности.

Инструментальный анализ спроса потребителя.

Инструментами анализа выступают кривые безразличия и бюджетная линия.

Кривая безразличия – это линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя. Кривая безразличия показывает различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

 

 
 

Любая точка, лежащая выше и правее кривой (например, К) будет предпочтительнее, чем любая точка кривой. Точка, лежащая ниже кривой, принесет меньше удовлетворения (например, N).

Рассмотри свойства кривых безразличия:

Кривая имеет отрицательный наклон, т.к. при постоянной полезности набора из двух товаров, чтобы увеличить количество одного товара в наборе, нужно отказаться от другого товара.

Через любую точку в графическом пространстве можно провести соответствующую кривую безразличия. Так мы получим карту кривых безразличия:

 
 

Любая кривая безразличия, лежащая выше и правее другой представляет собой высокий уровень полезности.

Две кривые безразличия не могут пересекаться и касаться друг друга.

Форма кривой – она вогнута по отношению к началу координат.

 
 

 

Это объясняется сокращением предельной нормы замещения (MRS):

MRS – это количество одного товара, от которого мы готовы отказаться ради увеличения потребления другого товара. Знак «–» перед дробью необходим, чтобы значение MRS было положительно, т.к. ΔY отрицательно.

Есть два особых случая конфигурации кривых безразличия:

1. Товары А и В – абсолютные субституты. Тогда кривые безразличия имеют вид:

 

Здесь MRS = const.

Жесткая взаимодополняемость товаров (например, левый и правый ботинок):

 

Здесь MRS = 0.

Возможности потребления связаны с бюджетной линией. Спрос ограничивается ценой. Бюджетная линия потребителя – это прямая, точки которой показывают допустимые наборы благ при условии полного использования дохода.

 

Уравнение бюджетной линии:

 

PхQх + PуQу = I.

 

 
 

Бюджетная линия пересекает оси координат в точках (А) и (В):

Наклон бюджетной линии равен отношению цен соответствующих товаров: Pх/Pу.

Изменение соотношения цен на товары изменяет угол наклона бюджетной линии.

При изменении дохода потребителя бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение параллельное первоначальному.

Кардиналисты заметили, что если потребление других товаров остается неизменным, то по мере насыщения потребности в каком-то товаре удовлетворение от потребления последующей единицы этого блага падает. Это относится практически ко всем товарам и называется законом убывающей предельной производительности. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки товара по мере удовлетворения потребности в нем. Главной задачей изучения потребительского поведения было определить то состояние, которое являлось бы наиболее оптимальным для потребителя. Очевидно, что потребитель вынужден идти на компромисс, поскольку должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в свое распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения, набор товаров и услуг. В поисках такого набора потребитель склонен постоянно менять структуру потребления. Принцип максимизации обшей полезности будет состоять в следующем: каждый потребитель должен распределить свой доход так, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, была одинаковой, т. е. покупатель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.

 

Ординалисты — представители другого направления в Т. п. п. полагают, что поскольку оценка предельной полезности является субъективной, то ее невозможно измерить, и вводят понятие «ординальной» (порядковой) полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя от того или иного набора благ. Совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения, называют кривой безразличия. В каждой точке этой кривой есть набор товаров, который имеет одинаковую полезность для потребителя. Таких кривых можно нарисовать бесконечно много, причем каждая следующая кривая (лежащая дальше от начала координат) будет соответствовать большей общей полезности (отсюда понятие порядковой полезности). Нет смысла до бесконечности рисовать карту безразличия, поскольку существует некое ограничение — доход потребителя. Оно будет отражаться на бюджетной линии. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и заданных ценах па эти товары. Оптимальное состояние потребителя ординалисты определяют в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии, которая и определит оптимальное количество спрашиваемого товара при заданной цене на него, т. е. величину спроса.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.