Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2018-01-03 | 304 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Особенности русского Романтизма второй трети XIX века (Ф.И. Тютчев).
2. Новые тенденции в литературе: актуализация реального и возвращение к соотношению реального и идеального (Н.А. Некрасов).
3. Становление «натуральной школы». Роль В. Г. Белинского в обосновании ее программ и целей.
4. Эстетическая критика о художественности литературных произведений.
Литература:
Тютчев Ф.И. Полн. Собр. стихотворений. Л., 1957.
Некрасов Н.А. Петербургские углы // Физиология Петербурга. М., 1984. С. 132 – 155.
Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Полн. Собр. соч. М., 1956. Т. 10. С. 279 – 359.
Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность Белинского. М., 1982. 175 с. Или:
Кийко Е.И. В.Г. Белинский. М., 1972. 176 с.
Занятие 11. Лирика Н.А. Некрасова 1840-1850-х годов
1. История создания сборника стихотворений 1856 года.
2. Драматизм стихотворений «В дороге», «Тройка», «Внимая ужасам войны».
3. Характер переживаний лирического героя в стихах о жизни города («Еду ли ночью», «На улице»).
4. Средства выражения авторского сознания в сатирических стихотворениях («Филантроп», «Современная ода», «Нравственный человек»).
5. Понимание Некрасовым роли поэта («Замолкни, муза мести и печали», «Муза», «Блажен незлобивый поэт»).
Литература: Н.А. Некрасов. Лирика
Григорьев А. Стихотворения Н. Некрасова // Григорьев А. Литературная критика. М., 1967. С. 442 – 494.
Рез З.Я. Город в лирике Некрасова. Некрасов о поэте и поэзии // Рез З.Я. Лирика Н.А. Некрасова в школьном изучении. М., 1982. С. 17 – 37, 58 – 76.
Бойко М. Лирика Некрасова. М., 1977.
Илюшин А.А. Поэзия Некрасова. М., 1998.
Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1962.
Занятие 12. Поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
|
1. История создания поэмы.
2. Особенности жанра и композиции произведения.
3. Своеобразие характера и облика главной героини.
4. Трагедийное звучание произведения.
Литература: Н.А. Некрасов. Мороз, Красный нос
Лебедев Ю.В. Человек и природа в поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» // Н.А. Некрасов и русская литература. Кострома, 1974. Вып. 38. С. 33 – 57.
Сапогов В.А. Поэма Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». Псков, 1999.
Лебедева Е.Я. Эпос и лирика в поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» // Н.А. Некрасов и русская литература. Ярославль, 1977. Вып. 4. С. 48 – 57.
Занятие 13. Денисьевский и панаевский циклы в лирике Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова
1. Лирический цикл как жанровое образование. Особенности
2. Цикл Ф.И. Тютчева:
а) особенности героя;
б) сущность концепции любви;
в) сложность характера и облика героини;
г) средства раскрытия внутреннего мира героев.
3. Цикл Н.А. Некрасова:
а) содержание драмы лирического героя;
б) нравственный облик героини, отличие ее от героини Тютчева;
в) концепция любви и средства ее раскрытия.
4. Сходное и различное в циклах.
Литература: Тютчев Ф.Н. О, как убийственно мы любим. Предопределение. Не говори: меня он, как и прежде, любит. О, не тревожь меня укорой справедливой. Чему молилась ты с любовью. Последняя любовь. Она сидела на полу. Весь день она лежала в забытьи. Есть и в моем страдальческом покое. Вот бреду я вдоль большой дороги.
Некрасов Н.А Тяжелый крест достался ей на долю. Если мучимый страстью мятежной. Да, наша жизнь текла мятежно. Я не люблю иронии твоей. Мы с тобой бестолковые люди. Зачем насмешливо ревнуешь. Прости.
Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. Калинин, 1984.
Дарвин М.Н. Русский лирический цикл. Красноярск, 1988.
Скатов Н.Н. Еще раз о «двух тайнах русской поэзии» // Скатов Н.Н. Некрасов. Современники и продолжатели. М., 1986. С. 100 – 151.
Занятие 14. Творчество А.А. Фета.
1. Биографична ли лирика Фета?
2. Особенности стихотворений о любви и природе.
|
3. Характер эволюции творчества поэта.
4. А.А. Фет и национальное искусство 1850 – 1870-х годов.
Литература: Фет. А. А. Полн. собр. стихотворений.
Дружинин А.В. Стихотворения А.А. Фета. Спб., 1856 // Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1985. С. 84 – 99.
Добролюбов Н. А. (О стихотворениях Фета) // Собр. соч.: В 9-ти т. М.; Л., 1961. Т.1. С.309.
Салтыков-Щедрин М.Е. Стихотворения А.А. Фета // Собр. соч.: В 20-ти т. М., 1956. Т.5. С. 383 – 387.
Муратов А.Б. Стихотворение А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С. 162 – 171.
Алексеев А.Л. Тема весеннего обновления в русской поэзии, живописи и музыке XIX в. // Типология русского реализма второй половины XIX века. М. 1979. С. 35 – 78.
Благой Д.Д. Мир как красота: О «Вечерних огнях» Фета. М., 1975.
Бухштаб Б.Я. А.А. Фет: Очерк жизни и творчества. Л., 1974.
Эйхенбаум Б. Фет // Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., 1969.
ГЛОССАРИЙ
Романтизм – культурная эпоха, начавшаяся в искусстве Нового времени и характеризующаяся ощущением и осознанием двойственности вещи и явления, противоречивости мира и личности, реального и идеального, личного и общего и – стремлением к творческому воссозданию гармоничного и непротиворечивого художественного мира.
Литературные общества, кружки, салоны – формы художественной, научной и общественной жизни России первой трети XIX века, когда несколько поэтов, писателей, критиков, ученых, живописцев, политиков объединялись на основе общности взглядов, целей, программ. Их совместная критическая, а нередко и творческая деятельность была практическим осуществлением представлений романтиков о целостном характере творчества и мирового художественного процесса.
Вдохновение, воображение, мечтательность – основные понятия эстетики ранних русских романтиков, связанные с восприятием художественного творчества как выражения особых свойств и способностей творческой личности.
Кудесник, жрец, пророк – наиболее значимые определения поэта в творчестве русских романтиков. Их использование объясняется восприятием романтиками поэта, писателя и их творений как предопределенных божественной волей.
Рационализм – проявление в эстетике и практике романтиков традиций искусства Просвещения и тенденций, характерных для эволюции человеческих знаний и представлений. Следствием увлечения рациональным стало нарушение соотношения реального и идеального в творчестве поэтов-декабристов.
|
Историческая элегия – один из характерных для русских романтиков, и особенно Пушкина, синкретичных жанров, в котором лирическая содержательность усложнена лиро-эпической и эпической.
Трагикомедия – разрабатываемая в творчестве Пушкина жанровая форма, осмысленная им как характерная для искусства Нового времени и связанная в его творчестве с высокими образцами древней и современной поэту сатиры. Парадоксальное соединение в ней разноречивых жанровых свойств приводит к созданию гротескных образов, к инвективам, обличению пороков и страстей общества, переживающего кризис.
Зеркальная композиция, открытый финал, гармония – особенности построений, образов и интонаций произведений Пушкина, связанные с его оптимистичным мироощущением.
Романтический историзм – объединение в художественном образе и произведении романтиков реального и идеального, фактического и мифологического, но выверенного осознанием реальных фактов и их типологии, подобно тому, как это происходит в фольклоре, ставшем образцом для искусства Нового времени.
Романтическая мифология – совокупность образов и произведений романтиков, которая, по определению Шеллинга, представляет собой мифологию второго рода, в отличие от древних мифологий; она явится результатом творческой деятельности поколений многих выдающихся поэтов и писателей и этим будет сходна с творчеством Гомера. К процессу ее формирования прикосновенны все значительные русские романтики первой трети XIX века.
Натурализм – одна из форм воплощения эстетической программы романтиков. Характеризуется актуализацией первой части антитезы реального и идеального, что приводит к преобладанию в образном мире произведений предметности, фактологии, к нарушению гармоничности мироощущения автора, и потому в творчестве писателей-«натуралистов» главенствуют критические, трагедийно-сатирические сюжеты и интонации.
«Натуральная школа» – сформировавшееся на основе практики русских писателей и критической деятельности В.Г. Белинского литературное творческое объединение. Участники его имели общие эстетические и художественные принципы, свой печатный орган, они издали сборники очерков и рассказов. Школа распалась, выразив тенденции, но не став самостоятельным явлением.
|
Поэты-традиционалисты – поэты 1840–1860-х годов, активно развивавшие в своем творчестве традиции русской поэзии Золотого века и в связи с этим не утратившие эстетической полноты творений, мифологизма образов, сюжетов, жанров, религиозного и социального звучания – свойств, присущих поэзии ранних романтиков.
Рационализм – проявление в эстетике и практике романтиков традиций искусства Просвещения и тенденций, характерных для эволюции человеческих знаний и представлений. Следствием увлечения рациональным стало нарушение соотношения реального и идеального в творчестве поэтов-декабристов, а затем – писателей, поэтов и критиков демократического и революционно-демократического направления.
Философская повесть – один из прозаических жанров, развивавшийся в творчестве В.Ф. Одоевского и А.И. Герцена и отличавшийся повышенной символикой образов, продуманностью композиции, трагическими интонациями, наличием философской сентенции, иногда высказываемой непосредственно. В отличие от известного истории литературы философского романа, например, эпохи Просвещения, философичность повести романтиков не умаляет ее художественности.
Литературная сказка – один из характерных для русских романтиков, в том числе и ранних, синкретичных жанров, в котором осуществляется соединение свойств фольклорной сказки и основанного на фантастике и вымысле рассказа, создаваемого писателем или поэтом. В этом жанре с особой полнотой выявляются свойства романтической мифологии как данности искусства Нового времени.
Мифологическая содержательность образа – обязательное для художественного образа свойство, восходящее, во-первых, к архаическому впечатлению человека о взаимосвязи создаваемых им плясовых, драматически-игровых, рисованных, скульптурных, и словесных образов с предстоящей ему Вселенной, во-вторых, – к традиции мифотворчества античности и средневековья, и предстающее, кроме того, в соотносимых с традицией и конкретно-историческим и биографическими реалиями новыми мифологемами, создаваемыми поэтами и писателями эпохи Романтизма.
Образ лишнего человека – проявление типологизирующей способности художественного мышления романтиков, выразившейся и в творчестве Тургенева. Художественные размышления о судьбе личности привели к пониманию трагедии ее нереализованности, напоминающей переживания героя трагедии Шекспира «Гамлет». В создании этого типа получил выражение новый кризис романтического мироощущения, вызванный обострением противоречий между личностью и обществом.
|
Трагедийность, интеллектуальность, типологизация, метаморфизм, комедийная метафора, контраст, гротеск, комедийное сравнение, пародия, – свойства образов и интонаций произведений, связанные с особенностями мироощущения поэтов и писателей второй трети XIX века.
Романтический историзм – объединение в художественном образе и произведении романтиков реального и идеального, фактического и мифологического, но выверенного осознанием реальных фактов и их типологии, подобно тому, как это происходит в фольклоре, ставшем образцом для искусства Нового времени.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!