Сравнительный анализ шумпетеровского и кирцнеровского предпринимателей. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Сравнительный анализ шумпетеровского и кирцнеровского предпринимателей.

2018-01-03 446
Сравнительный анализ шумпетеровского и кирцнеровского предпринимателей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основы современного понимания предпринимательства были заложены великим австро-американским ученым Йозефом Шумпетером в книге “Теория экономического развития” (1912 г.). По его мнению, функциональная сущность предпринимателя проявляется в определении и использовании новой комбинации факторов производства, то есть реализации нововведений: “Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие”.

Шумпетер назвал пять видов новых комбинаций в деятельности предпринимателя:

1) Создание нового, ранее не производившегося материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами

2) Введение нового, ранее не использовавшегося способа производства – это новые технологии.

3) Завоевание нового рынка сбыта товаров и услуг

4) Использование нового виды сырья или полуфабрикатов

5) Введение новой организации бизнеса (нового способа управления).

Й. Шумпетер показал, что главным в предпринимательстве является инновационная деятельность в самом широком значении слова, в то время как право собственности того или иного лица на фирму – не столь существенный признак предпринимательства. Предпринимателем может быть любой человек, способный к творчеству, риску ради достижения коммерческого успеха: директор, администратор, учредитель, или менеджер.

С точки зрения Й. Шумпетера, предприниматели представляют собой особый тип людей, и их деятельность в определенном смысле является проблемой для общества. Предприниматели выполняют функцию создания чего-то нового, непривычного, неиспытанного, а это противоречит общепринятым нормам и правилам. Поэтому возникает значительное противодействие социальной среды любым попыткам предпринимателя привнести какое-либо новшество. Осуществляя борьбу с консервативной средой, проводя реализацию нововведений и обеспечивая экономический рост, предприниматель становится “созидающим разрушителем” – постоянно ломает устоявшийся ход вещей ради создания нового. Экономическую функцию предпринимателя Шумпетер тесно связывает с особенностями его личности. "Быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие".

Что же движет предпринимателем? Ради чего и благодаря чему предприниматель стремится осуществлять инновации? Й. Шумпетер выделяет три целевых мотива в деятельности предпринимателя:

· потребность во власти и влиянии;

· воля к победе, стремление к успеху;

· радость творчества.

Первая группа мотивов связана с мечтой и волей предпринимателя организовать свое дело, а, может быть, и основать династию. Создание собственной империи порождает чувство власти. Вторая группа мотивов предопределяется конкуренцией – желанием борьбы не только с соперником, но и с самим собой ради достижения успеха; стремлением подняться вверх по социальной лестнице. Критерием успешной деятельности предпринимателя выступает прибыль. Но не только она движет им. Самостоятельное ведение дел рождает радость творчества (третья группа мотивов).

Радость творчества способна одухотворить человека, сделать его жизнь счастливой и полноценной, позволяет наслаждаться работой, получать удовольствие от совершаемых дел.

 

И. Кирцнер связывает предпринимательскую деятельность не с разрушением равновесия, как Шумпетер, а с движением к равновесию. Особенность кирцнеровского предпринимателя проявляется в его исключительной способности воспринимать и находить благоприятные возможности получения прибыли. Благодаря своей “бдительности” – умению распознать необходимую сферу приложения сил – предприниматель создает такое сочетание видов деятельности, которое невозможно осуществить без его участия. Бдительность – это лучшее владение информацией, предвидение того, “где ресурсы можно купить дешевле, а продукты продавать по более высокой цене, какие технологии или другие нововведения окажутся наиболее плодотворными, какие активы могут сильнее всего вырасти в цене и т.д. Используя свое исключительное знание, предприниматель получает прибыль для себя”.

Легко заметить, что кирцнеровский подход, развивая традиции Шумпетера, заземляет фигуру предпринимателя-новатора, и вместе с тем обращает внимание на более широко распространенные формы предпринимательства. Речь идет уже не только о титанах бизнеса, прокладывающих новые пути, но и о рядовых бизнесменах, вплоть до обычных «спекулянтов». Тех и других объединяет предпринимательская бдительность, умение найти новые (или даже старые, но пока недооцененные, недостаточно используемые) возможности прибыльного ведения дел. И разница имеется только в масштабах новаторства. Т. А. Эдисон, подаривший обычным людям целый мир электричества, и «челнок», «осчастливливающий» Россию китайскими кроссовками, одинаково уловили потребность рынка, получив прибыль в первую очередь за счет своей проницательности.

Свою функцию Кирцнеровский предприниматель может выполнить, не имея собственного капитала и даже особого воображения. Достаточно просто раньше других заметить валяющуюся на улице десятидолларовую бумажку и быстро поднять ее – такой аналогией Кирцнер обычно поясняет сущность предпринимательства в своей трактовке.

По существу, кирцнеровский предприниматель превращает в деньги информацию. И даже не столько объективную информацию как таковую, сколько свое умение воссоздать, угадать ее подлинный вид по тем недостаточным и противоречивым намекам, которые дает рынок. Мы уже знакомились с восходящей к Кирцнеру моделью «чистого предпринимателя», способного вести прибыльный бизнес, даже не имея в своей собственности никаких ресурсов. Ведь, если у него есть верные предпринимательские идеи, он, чтобы осуществить свой проект, в принципе всегда может взять инвестиционные ресурсы в долг. А после его успешного завершения выплатить вознаграждение инвесторам и самому остаться с прибылью.

Предприниматель предстает в качестве своеобразной одушевленной причины в механизме рынка. Осуществляя поиск новых методов организации бизнеса или более совершенных технологий, он “сдвигает” кривые издержек. А разрабатывая новые виды товаров или услуг, создавая новые рынки, предприниматель “формирует” иные кривые спроса. Следовательно, предприниматель помогает спросу и предложению прийти к равновесию, является обязательным элементом образования рыночных цен и необходимым условием функционирования рынка.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.