Гипотезы о происхождении человеческого языка — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Гипотезы о происхождении человеческого языка

2018-01-03 379
Гипотезы о происхождении человеческого языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГИПОТЕЗЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА

(Круглый стол, 4 ч)

Цель: формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- распространять и популяризировать в воспитательной работе с учащимися филологические знания, формировать и развивать у учащихся интерес к русскому языку, прививать толерантное отношение к носителям других языков и культур;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Вопросы для обсуждения.

1. Божественная гипотеза происхождения языка.

2. Античные представления о происхождении человеческого языка.

3. Теория звукоподражания.

4. Теория междометий.

5. Теория «трудовых выкриков».

6. Теория социального договора.

7. Теория Ф. Энгельса.

8. Теория академика Марра.

Примерные задания.

1. Опираясь на научные источники, подготовьте аргументы и факты, иллюстрирующие сильную и слабую сторону каждой из гипотез.

2. Составьте тезисный план к работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

3. Составьте картотеку цитат из работ ученых разных времен и народов, раскрывающих сильную или слабую сторону какой-либо гипотезы о происхождении человеческого языка.

4. По материалам энциклопедии для детей «Языкознание. Русский язык» подготовьте презентацию по теме «Гипотезы о происхождении человеческого языка».

5. Напишите сценарий проведения классного часа по данной проблеме.

ЛИТЕРАТУРА

1. 77. С. 457-464.

2. 127. С. 670-673.

3. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984.

 

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ

(Коллоквиум, 4 ч)

Цель: формировать

- знание социальных, культурных, в частности, языковых различий народов РФ, Поволжья;

- умение толерантно воспринимать социальные, культурные, в частности, языковые различия народов РФ, Поволжья, уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов родного края, страны.

Вопросы для обсуждения.

1. История языковой политики России.

2. Языковая политика России в ХХ – ХХ1 вв.

3. Реализация языковой политики России на примере народов Поволжья (краеведческий материал).

4. Русский язык как государственный. Закон о русском языке.

5. Вопрос о миноритарных языках народов России.

6. Актуальные проблемы языковой политики других стран.

7. Политкорректность как одна из проблем современной языковой политики.

 

Примерные задания.

1. Подготовьте реферат и презентацию по одной из вышеназванных проблем.

2. Подготовьте обзор интернет-источников по вопросу «политкорретность».

3. Опираясь на научные источники, дайте характеристику Закону о русском языке; определите его правовую, социальную и культурную значимость.

ЛИТЕРАТУРА

1. 43. С. 3-10.

2. 45. Обзор.

3. 74. Обзор.

4. 113. Обзор.

5. 125. С. 51.

6. 126. С. 4-8; 28-34; 36-42; 66-75.

7. 127. С. 435-439.

8. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. М., 2008. С. 206-214.

ЕСТЬ ЛИ ЯЗЫК У ЖИВОТНЫХ?

(Дискуссия, 2 ч)

Цель: развивать

- способность к обобщению, анализу, восприятию информации,

осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности;

Формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающегося;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Вопросы для обсуждения.

1. Биологическая гипотеза происхождения человеческого языка.

2. Особенности коммуникации высокоразвитых животных.

3. Аргументы ученых «за» и «против» языка у животных (Аристотель, Данте, И.П. Павлов, А.А. Реформатский, Л. Фёдорова).

4. Судьбы людей вне человеческого общества. Социальная сущность языка.

Примерные задания.

1. Подготовьте картотеку цитат высказываний различных ученых о наличии/отсутствии языка у животных.

2. Подготовьте аргументы и факты, подтверждающие/опровергающие наличие языка у животных.

3. Подготовьте аннотированный библиографический список интернет-источников по данной теме.

4. Подготовьте сообщение и презентацию по теме «Дети-маугли»; «Коммуникация муравьев. Муравьи-наркоманы»; «Коммуникация пчел» (по книге И. Халифмана «Пчелы»); «Система общения приматов».

ЛИТЕРАТУРА

1. 77. С. 19-20.

2. 127. С. 672-675.

3. Норман Б.Ю. Основы языкознания. Минск, 1996. С. 33-35.

4. Царева И.Б. Эти загадочные животные. М., 2001. С. 144-152.

 

СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ

Формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающегося;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем отличие языкового родства от языкового союза?

2. Что общего и различного в понятиях «субстрат», «суперстрат»?

3. Сопоставьте понятия генеалогической и типологической классификаций языков.

4. Каковы основные признаки морфологической типологии (ответ аргументируйте примерами).

5. Сопоставьте известные вам языки по признакам изолирующих, агглютинативных, инкорпорирующих и флективных.

Темы докладов/рефератов:

1. Материальное сходство и родство языков (Исконное родство языков. Определение языкового родства /А. Мейе/. Сравнительно-историческое языковедение).

2. Языковой союз (Его характеристика, примеры. Виды языковых контактов в древнейшее время. Понятия о субстрате и суперстрате, их примеры).

3. Метод сравнительно-исторического языковедения (Его характеристика. Понятия реконструкции, реликтов, инноваций).

4. Генеалогическая классификация языков.

5. Лингвистическая типология (Её характеристика и задачи. Фонологическая и морфологическая типологии).

ЛИТЕРАТУРА

1. 77. С. 386-455.

2. 57. С. 221-237.

3. 47. Обзор.

4. 90. Обзор.

5. 127. С. 379-387; 361-368.

 

Примерный план групповых занятий, осуществляемых в традиционной форме

Семинар № 1. ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА И ОБЩЕСТВА

Цель: развивать способность

- решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся и формировать готовность

- к диахроническому осмыслению тенденций развития русского языка;

- к распространению и популяризации в воспитательной работе с учащимися филологических знаний, к формированию у учащихся интереса к русскому языку, а также толерантное отношение к носителям других языков и культур.

Вопросы для обсуждения.

 

1. Социальная обусловленность происхождения языка и развития (общественная сущность языка). Двусторонняя связь языка и общества. Язык и культура.

2. Функции языка. Другие средства общения сравни­тельно со звуковой речью.

3.Языковая политика. Принципы языковой политики.

4. Язык народностей и язык наций.

5. Понятия "государственный язык", "язык межнационального общения", «мировой язык», «миноритарный язык». Государственные языки и языки межнационального общения в субъектах РФ.

6. Билингвизм и специфика двуязычия в странах СНГ и России.

7. Экология языка. Друзья и враги русского языка.

 

Примерные задания.

 

1.Законспектируйте статью А.Е. Кибрика "Язык" Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. 604-606;

главу У «Друзья и враги русского языка» Е.П. Сеничкиной «Экология русского языка как основа духовно-нравственного воспитания человека. Самара, 2008. С. 151-168.

2.Составьте сообщение и презентацию по темам «Функции языка. Невербальные средства общения»; «Языковая политика»; «Друзья и враги русского языка»; «Роль русского языка в современном мире».

3.Подготовьте картотеку цитат о красоте и силе русского языка.

4.Подготовьте сообщение и презентацию по теме «Миноритарные языки народов России».

ЛИТЕРАТУРА

1. 18. С. 151-157; 395-397.

2. 29. С. 9-13; 18-23.7.32.

3. 3.44. С. 35-46. 8.43.

4. 77. 1967. С. 499-525; 1996. С. 490-5.17.

5.58.С. 7-24. 126. С. 3-8.

6. 101. С. 7-18.

7. 126. С. 151-168.

 

Семинар № 2.

Вопросы для обсуждения.

 

1. Язык как средство отражения действительности.

2. Проблема взаимоотношения языка и мышления. Их диалектическое единство.

3. Язык и речь, речевая деятельность. Звуковая и внут­ренняя речь.

4. Специфика языковых знаков. Знак, значение, слово.

5. Специфика языка глухонемых.

Примерные задания.

1.Законспектируйте статью М. Панова «Что такое знак?» в энциклопедии для детей» Языкознание. Русский язык». М.: Аванта+, 1998. Т. 10. С. 10-21. Подготовьте презентацию по данной теме.

2.Подготовьте презентацию по теме «Язык глухонемых».

3.Подготовьте презентацию по теме «Язык как средство отражения действительности».

4.Аннотируйте электронные источники по теме «Язык как средство отражения действительности».

 

ЛИТЕРАТУРА

1. 18. С 384-394,

2.19.

3. 44 С. 46-52.

4. 77. 1967. С. 16-20; 1996. С. 17-21.

5. 11. С. 36-58.

6. 65. С. 66-88; 894 16.

7. 53. С. 606-607.

8. 11. С. 39-50; 56-59.

9. 97. С. 24-25.

10. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. Т. 2. М., 1982.

11. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.

 

 

Семинар № 3.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Цель: формировать осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

И умение

- сопоставлять и анализировать полученную из разных источников лингвистическую информацию;

- диахронически осмысливать тенденции развития русского языка;

- выделять и анализировать единицы всех уровней системы современного русского языка в единстве их содержания, формы и функций;

- распространять и популяризировать в воспитательной работе с учащимися филологические знания, формировать и развивать у учащихся интерес к русскому языку.

Вопросы для обсуждения.

1. Какие изменения называются фонетическими процес­сами? Какие процессы их вызывают?

2. Чем вызываются позиционные изменения звуков? Перечислите их виды.

3.Редукция гласных звуков: полная и неполная, коли­чественная и качественная. Степени редукции.

4.Комбинаторные изменения звуков.

5.К позиционным, или комбинаторным, процессам от­носится сингармонизм (гармония гласных). В каких языках имеет место сингармонизм гласных?

6. Сопоставьте понятия «фонетические чередования звуков», «исторические чередования звуков». Ответ иллюстрируйте примерами.


Примерные задания.

1. Подготовьте презентацию по теме «Составные части и работа речевого аппарата (активные и пассивные органы речи. Их функции в образовании звуков речи. Артикуляционная база языка. Артикуляционные различия гласных и согласных звуков).

2. В школьном учебнике русского языка говорится, что в русском языке 6 гласных звуков: И, Э, Ы., А, О, У., Почему в перечне гласных звуков отсутствуют Е, Е, Ю., Я.

3. Определите, сколько звуков и сколько букв в следующих словах: еду, пел, яма, юнга, лютый, вялый, съемка, лен.

4. Дополните таблицу «Органы речи»:

1.Язык.

2. Кончик языка.

3. …

4. … и т.д.

 

5. Какие звуки речи образуются приданных ниже по­ложениях голосовых связок?

 

а) затвор; б) голос; в) шепот; г) выдох; д) вдох.


6. Отметьте в тексте все случаи комбинаторных звуков и объясните их:

Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

"Есть язык народа, как показатель его культуры, и от­дельного человека, как показатель его личных качеств, ка­честв человека, который пользуется языком народа» (Д.С.Лихачев).

7. В результате каких фонетических процессов видоиз­менились следующие слова:

а) дикообраз - дикобраз,

феврарь - февраль,

знаменоносец- знаменосец,

вельблюд - верблюд,

близозоркий - близорукий,

корненосый - курносый,

минералология - минералогия;

б) прорубь - пролубь,

коридор - колидор,

бомба - бонба;

в ) творушка - ватрушка,

долонь - ладонь,

Futteral - футляр (нем,)

Malbrett - мольберт (нем.);

г) обман – омман.

последний - посленний,

8.Укажите фонетические и исторические чередования звуков: г ород - города, лес - леса '- лесовод; с шумом, из жур­нала. От дома. под тенью, язык, подход, поздно, сердце; воз- возить-вожу - возчик; бег - бежать - бегать - перебежчик. 9.На какое фонетическое позиционное изменение звуков опирается орфографическое правило о правописании безударных гласных?

Установите, в каких из приведенных корней это правило действует, а в каких не действует: волы - валы, измерятьмирить, предлагать - заря, собака - стакан, делегат - винегрет

10.Подготовьте сообщения и презентации по следующим темам:

а) История согласного звука [Ф];

б) Обозначения звука [ j ] в русском письме.


ЛИТЕРАТУРА

1. С. 180-187.

2. 29 С.56-59.

3. 44 С. 138-145.

4. 77. 1967. С. 192-207; 1996. с. 195-211.

5. 92 с.192-207.

Семинар № 4.

И умение

- сопоставлять и анализировать полученную из разных источников лингвистическую информацию;

- диахронически осмысливать тенденции развития русского языка;

- выделять и анализировать единицы всех уровней системы современного русского языка в единстве их содержания, формы и функций;

- распространять и популяризировать в воспитательной работе с учащимися филологические знания, формировать и развивать у учащихся интерес к русскому языку.

Вопросы для обсуждения.

 

1. Омонимы, их типы и пути возникновения в языке.

2. Сопоставьте понятия многозначности и омонимии в языке и способы подачи их в толковых словарях.

3. Паронимы.

4. Синонимы, типы синонимов, синонимический ред.

5. Антонимы, пути их возникновения в языке.

6. Функции синонимов, антонимов, омонимов и паронимов в художе­ственном тексте.

7. Словарный состав языка. Понятие об активном и пассивном словаре.

8. Содержание пассивного словаря:

а) устаревшие слова, их типы, причины их утрат;

б) новые слова, их типы, причины возникновения.

9. Словарный состав языка с точки зрения стилистиче­ского употребления.

10. Заимствованные слова. Причины и пути заимствований.

11.Интернациональные слова.

 

Примерные задания.

 

1. Найдите в тексте омонимы и определите их типы; укажите омоформы, в омографах поставьте ударение:

Балда говорит: "Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно. В год за три щелчка тебе по лбу. Есть же мне давай вареную полбу" (Пушкин). Ноги давит узкий хром. Воm обмозолишься и станешь хром (Маяковский)

Бреду по бреду ж ара (Маяковский). Муза мне чаек мешает. Помогает и мешает (Вознесенский).

2. Подготовьте сообщение и презентацию по темам «Одеть или надеть»; «Опять и обратно», «Вчерась и днесь», «Слаще или слаже?» по книгам В.В. Колесова и Н.М. Шанского.

3.Подготовьте картотеку с примерами использования в художественной литературе омонимов, паронимов, синонимов, антонимов.

4. Из любого толкового словаря выпишите по два слова с пометами: "арх.", "уст.” "книжн."', "диалект", "жаргон" Подберите к каждому в качестве синонима общеупотребительное слово.

5. Из любого словаря иностранных слов выпишите по два примера интернациональной лексики, укажите источник.

В данном отрывке найдите и охарактеризуйте все фонетические процессы: "... сам необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки..., он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно (Н.В. Гоголь).

6.Подготовьте презентации по следующим темам:

«Функции омонимов /паронимов/синонимов в художественном тексте»; «Словарь забытых и трудных слов» Л.А. Глинкиной.

ЛИТЕРАТУРА

1. 5. 18. С. 46-110. 92. С. 152-158.

2. 6. 29. С. 100-106. 58. С. 107-111.

3. 7. 44. С. 204-224. 23. С. 147-176.

4. 8.77. 1967. С. 84-110; 1996. С. 90-104. 99.

8. б) 126. С. 161-164.

Глинкина Л.А. Иллюстрированный толковый словарь забытых и трудных слов русского языка. М., 2008.

Колесов В.В. Гордый наш язык. С-Пб, 2007. С. 236-237.

Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М., 2006. С. 94-95, 240, 259, 260.

 

 

Семинар № 5.

ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЭВФЕМИЯ

Цель: формировать осознание социальной значимости своей будущей профессии, мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

И умение

- сопоставлять и анализировать полученную из разных источников лингвистическую информацию;

- диахронически осмысливать тенденции развития русского языка;

- выделять и анализировать единицы всех уровней системы современного русского языка в единстве их содержания, формы и функций;

- распространять и популяризировать в воспитательной работе с учащимися филологические знания, формировать и развивать у учащихся интерес к русскому языку.

Вопросы для обсуждения.

1.Свободные и несвободные сочетания в языке. Почему устойчивые словосочетания называют эквивалентом слов?

2.По каким признакам можно классифицировать фразеологизмы? Какой признак лежит в основе классификации В.В. Виноградова? Какие типы фразеологизмов он выделяет? Охарактеризуйте их.

3. Классификация фразеологических единиц Н.М. Шанского.

4.Каковы источники возникновения фразеологизмов?

5.Возможен ли дословный перевод устойчивых словосочетаний на другой язык? Чем объясняется специфичность фразеологических единиц для каждого языка?

6.Что такое эвфемизм? Когда говорят, что слово или словосочетание, фразеологизм обладает эвфемистической функцией?

7.В чем принципиальное отличие древних эвфемизмов от современных заменяющих наименований? Приведите примеры.

8.Сопоставьте основные группы древних и современных эвфемизмов?

9.Для чего нужно эвфемизмы в человеческом языке? Нужны ли эвфемизмы в современной русской речи?

Примерные задания.

 

1.Подготовьте реферат и презентацию по теме «Виноградовская классификация фразеологизмов».

2.Подготовьте сообщение и презентацию по следующим темам «Особенности древних эвфемизмов», «Характеристика современных эвфемизмов», «Современные эвфемизмы и культура речи».

3. Подготовьте презентацию по темам «О «кулинарных» фразеологизмах»; «Прописать ижицу»; «Не ради красного словца о фразеологизмах»; «О слове костить и перемывать косточки»по книге Н.М. Шанского «Лингвистические детективы» М.: Дрофа, 2006.

ЛИТЕРАТУРА

1. 18. С. 110-119.

2. 29. С. 107-120.

3. 44. С. 200-204; 224-230.

4. 77. 1967. С. 127-153; 1996. С. 131-155.

5. 58. С. 120-125.

6. 125. С. 5-6; 11-17; 34-38.

7. 126. С. 86-97; 105-111.

8. 126. С. 57-65.

9. 126. С. 36-56.

10. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М., 2006. С. 24-25; 148, 153-154, 185.

Семинар № 6.

И умение

- сопоставлять и анализировать полученную из разных источников лингвистическую информацию;

- диахронически осмысливать тенденции развития русского языка;

- выделять и анализировать единицы всех уровней системы современного русского языка в единстве их содержания, формы и функций.

Вопросы для обсуждения.

1. Что изучает фонетика? Лексика? Грамматика?

2.Типы значений слова (вещественное, лексическое, грамматическое).

3. Форма слова. Как выражается в форме слова единство грамматического значения и средств его выражения?

Формы одного и того же слова и разные слова.

4. Синтетические и аналитические формы слова.

5. Словообразовательные модели, типы и гнезда слов.

6. Общая характеристика способов выражения грамматических значений. Основные свойства грамматических значений. В чем различие между синтетическими и аналитическими средствами выражения грамматических значе­ний?

7. Перечислите и охарактеризуйте известные вам синтетические средства выражения грамматических значений.

8. Охарактеризуйте аналитические средства выражения грамматических значений.

9. Ударение как средство выражения грамматических значений. Другие способы и средства выражения грамматических значений.

10. Все ли из названных вами способов и средств выражения грамматических значений имеют место во всех языках?

Примерные задания.

1.Выпишите из приведенного отрывка по 3 словоформы имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола. Для каждой словоформы укажите грамматические значение и способы выражения этих значений.

Любите книгуона облегчит вам жизнь, дружески по­может разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. (М.Горький).

2.Составьте словосочетания, содержащие слова с аналитическими формами имени существительного, прилагательного, наречия, глаголов (не менее 4-х разных видов форм). Сделайте вывод о том, какие формы в русском языке преобладают – синтетические или аналитические?

3.Какие из известных вам языков являются аналитическими? Приведите примеры аналитических форм этих языков.

4.Запищите по три примера синтетических и аналити­ческих форм слов:

а) из русского языка;

б) из изучаемого вами иностранного языка.

3. Затранскрибируйте текст:

ЛИТЕРАТУРА

1.18. С. 213-244.

2. 29. С. 133-150.

3. 44. С. 232-257.

4.77. 1967. С 243-313; 1996. С.244-264.

5.92. С. 147-152; 263-317.

6.57.С.125-155.

7.82. С. 58-60.

8. 53. С 113-115.

9. 101. С 113-115.

10. 97. С 278-330.

Семинар № 7.

И умение

- сопоставлять и анализировать полученную из разных источников лингвистическую информацию;

- диахронически осмысливать тенденции развития русского языка;

- выделять и анализировать единицы всех уровней системы современного русского языка в единстве их содержания, формы и функций;

- распространять и популяризировать в воспитательной работе с учащимися филологические знания, формировать и развивать у учащихся интерес к русскому языку.

Вопросы для обсуждения.

1. Два типа классификации языков мира.

2. Принцип построен генеалогической классификации языков. Языковые семьи, группы, подгруппы.

3. Индоевропейская семья языков, ее основные группы.

4. Славянские языки, их возникновение и место в со­временном мире.

5. Романские и германские языки.

6. Сравнительно-исторический метод в языкознании и его роль для изучения истории родственных языков.

7. Морфологическая классификация языков мира.


Примерные задания.

 

1. Распределите по группам следующие языки: белорусский, ирландский, прусский, цыганский, латинский, идиш, исландский, молдавский, татарский, бенгали, санскрит, арабский, суахили, азербайджанский, греческий, македонский, хинди, осетинский, кашубский, шведский, французский, хеттский, армянский, словацкий, персидский (фарси). Укажите мертвые языки.

2.Определите по лингвистической карте мира территорию распространения

А. Индоевропейской семьи языков:

а) балтийской группы;

б) индоиранской;

в) славянской;

г) германской;

д) романской.

Б.Тюркской семьи языков.

В.Финно-угорской семьи языков.

3. По карте Самарской области рассмотрите места компактного проживания народов Поволжья. К какой языковой группе/семье они относятся? Заполните контурную карту Поволжья с указанием языковых групп.

4. Подготовьте сообщение и презентацию по теме «Славянские языки, их возникновение и место в со­временном мире».

5. Подготовьте сообщения и презентации по темам «Создатели славянской азбуки»; «Какие народы в современном мире используют кириллицу?».

6. Подготовьте реферат и презентацию по книге Хр. Караславова «Солунские братья» М.: Прогресс, 1982.

7. Из данного текста выпишите все фонетические процессы:

Русский язык был гневным и праздничным, ласковым и разящим. Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев, томительно звучал в стихах Пушкина, гудел, как колокол на башне вечевой, у Лермонтова, рисовал огромные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова, был громоподобен в устах Маяковского, прост и строг
в раздумьях Горького, колдовскими напевами звучал
в строфах Блока.
(К.Паустовский).

ЛИТЕРАТУРА

1. 18. С. 395-440.

2. 29. С. 251-280.

3. 44. С. 285-322.

4. 77. 11967. С. 382-450; 1996. С. 386-456.

5. 92. С. 137-146.

6. 58. С. 221-230.

7. 101. С. 83-95.

8. 106. С. 87-146.

9. 104. С. 196-209.

10. 50. С. 12-26.

 

5.4. Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины

Содержание обязательной самостоятельной работы студентов по темам:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Продукты деятельности
1. Фонетика. Фонетические процессы Выполнение контрольной работы Контрольная работа
2. Лексика. Лексикология. Лексикогра-фия Выполнение домашней контрольной работы Контрольная работа
3. Взаимодейст-вие языков и диалектов. Понятие о субстрате. Родство языков и языковые союзы Реферирование научных работ и интернет-источников Реферат; презентация
4. Интеграция, дифференци-ация и заимствования как основные процессы исторического развития языков Реферирование научных работ и интернет-источников Реферат; презентация
5. Образование славянских языков. Развитие языков народностей и нац. языков в России ХХ в. Конспектирование, составление вопросного плана по материалам научных работ Конспект; вопросный план
6. Особенности государствен-ных языков в странах СНГ Реферирование эл. источников; аннотирование интернет-источников по заданной теме Реферат, аннотация
7. Значение русского языка в современном мире Реферирование, работа с научными, в т.ч. и эл. источниками Реферат, презентация
8. Вопрос о перспективах развития языков в будущем. Вопрос об искусствен-ных международных языках Реферирование, работа с научными, в т.ч. и эл. источниками Сообщения, рефераты, презентации

 

Содержание самостоятельной работы по дисциплине на выбор студента:

№ п/п Темы дисциплины Содержание самостоятельной работы студентов Продукты Деятельности
1. Происхождение и основные этапы развития письма Реферирование научных работ и интернет-источников Реферат; презентация
2. Древнейшая живопись и пиктография Реферирование научных работ и интернет-источников Поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по проблеме
3. Возникновение фонографии, слоговое и буквенно-звуковое письмо Работа с энциклопедиями и словарями Конспектирование, составление вопросных планов
4. Алфавиты и графика. Происхождение греческого алфавита Работа с научными интернет-источниками Аннотирование интернет-источников по заданной теме
5. Кириллица и алфавиты на её основе. Создание алфавитов младописьменных народностей Реферирование научных работ и интернет-источников Реферат; презентация

 

Примерные темы рефератов/докладов

 

1. Лингвистическая теория содержательности звуковой формы в языке (по материалам книги А.П. Журавлева «Звук и смысл».

2. Человек как стечение обстоятельств? (по книге Б.Ю. Нормана «Основы языкознания»).

3. Языковые антиномии и парадоксы (по книге Б.Ю. Нормана «Основы языкознания»).

4. Вопросы языкового родства в школьных олимпиадных заданиях по русскому языку.

5. Сведения «Энциклопедии для детей» о теории языка (введении в языкознание).

6. Использование сведений о языковой политики России на уроке и во внеурочной деятельности.

7. Характеристика ведущих интернет-ресурсов по теории языка (введению в языкознание).

8. Лингвистические задачи на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.

9. Возможности словаря «Эвфемизмов русского языка» Е.П. Сеничкиной в школьной работе по культуре речи.

10. История лингвистических открытий (по «Энциклопедии для детей» издательства «Аванта+».

11. Использование сведений о видах письменности на уроке во внеурочной деятельности (по книге П. Утевской «Слов драгоценные клады: Рассказы о письменности»).

12. Использование сведений о языке по работе Ф. Фолсома «Книга о языке».

13. Возможности «Энциклопедического словаря юного филолога (языкознание)» в школьной работе учителя-словесника.

14. Использование сведений о языке книги В. Плунгяна «Почему языки такие разные?» при подготовке школьников к олимпиадных заданиям по русскому языку.

 

Требования к выполнению реферата/доклада

1. Реферат должен точно соответствовать выбранной теме и полностью раскрывать ее.

2. При подборе литературы для реферирования следует по возможности ориентироваться на работы последних лет издания.

3. Все теоретические положения в реферате/докладе должны быть подтверждены/проиллюстрированы примерами из текстов.

4. Изложение должно быть последовательным, логичным. В тексте не должно быть ошибок (языковых, стилистических, фактических, логических).

5. Реферат/доклад должен иметь верную структуру (план/содержание, введение, основную часть, состоящую из нескольких параграфов, заключение) и правильно оформленные сноски и список литературы.

Критерии оценки реферата/доклада – в соответствии с балльно-рей­тинговой картой по дисциплине.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) Основная литература

Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 1997.

Норман Б.Ю. Теория языка. Часть 1. М., 2010.

Введение в языкознание: УМК. Самара, 2009.

б) дополнительная литература

Бондарко Л.В. Основы общей фонетики, СПб., 1991.

Диброва Е.И., Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: Ч.1 Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование, М., Академия, 2008.

Звегинцев В. А. Язык и лингвистическая теория, М., Эднториал, 2008.

Зиндер Л.Р. Общая фонетика (2-е изд., испр. и доп.) учеб. пособие, М., 2007.

Иванян Е.П. Общее языкознание. Самара, 2013.

Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб.пособие.-М., Академия, 2002

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 2010.

Маслова В.А. Современные направления в лингвистике, М.,Академия, 2006.

Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно/ Розенталь.- Айрис-пресс, 2008.

Харченко В.К. Современная повседневная речь/ Харченко В.К. - М.: Эдиториал, 2010.

Шулежкова С.Г. Старославянский язык. Древнерусский язык. Историческая грамматика русского языка/ Шулежкова С.Г. – М.: Флинта., 2010.

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М.: Эдиториал, 2008.

Сеничкина Е.П. Эвфемизмы русского языка: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2006.

Сеничкина Е.П. Экология русского языка как основа духовно-нравственного воспитания человека: Учебн. пособие. Самара, 2008.

в) программное обеспечение (Библиографические базы данных. Социальные и гуманитарные науки. 1986 -2000. Лингвистика., 2001, Толковые словари CD, 2006; сайт академии, электронная библиотека учебно-методических материалов, специализированное программное обеспечение и др.);

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы.

Виртуальный музей «Самарская лингвистическая школа» htt://

museum1.tw.ru/

Рекомендации

для студентов

Курс «Введение в языкознание» является вводным, призван ознакомить вас с основами знаний, которые предстоит изучать на протяжении всех пяти лет обучения. Без качественного освоения этого курса обучение по программе бакалавриата вызовет у вас массу трудностей. Программа бакалавриата предусматривает ответственное отношение бакалавров к изучаемым дисциплинам, отводя на самостоятельную подготовку студентов значительную часть (примерно третью часть). Соответственно вам придется самостоятельно осваивать многие темы изучаемого курса.

В связи со сказанным рекомендуем своевременно выполнять все виды самостоятельной работы и не только обязательную самостоятельную работу студентов по темам, но и самостоятельную работу по выбору.

Необходимо регулярно работать со справочным материалом, лексикографическими источниками, которые приводятся в списке литературы.

Уже начиная с первого курса, вы должны задумываться, как те или иные знания по языку помогут вам в дальнейшей работе по специальности? Какие темы заинтересовали вас и могут заинтересовать школьников? Какие лингвистические задачи вы предложили бы школьникам? Какие задания в связи с изученным по курсу «Введение в языкознание» вы предложили бы в школьном туре олимпиады по русскому языку? Учитесь составлять методическую копилку лингвистических заданий для школьников.

 

ГИПОТЕЗЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА

(Круглый стол, 4 ч)

Цель: формировать умение

- сопоставлять и анализировать воспринимаемую информацию;

- распространять и популяризировать в воспитательной работе с учащимися филологические знания, формировать и развивать у учащихся интерес к русскому языку, прививать толерантное отношение к носителям других языков и культур;

- ориентироваться в дискуссионных вопросах современного языкознания, сопоставлять различные точки зрения.

Вопросы для обсуждения.

1. Божественная гипотеза происхождения языка.

2. Античные представления о происхождении человеческого языка.

3. Теория звукоподражания.

4. Теория междометий.

5. Теория «трудовых выкриков».

6. Теория социального договора.

7. Теория Ф. Энгельса.

8. Теория академика Марра.

Примерные задания.

1. Опираясь на научные источники, подготовьте аргументы и факты, иллюстрирующие сильную и слабую сторону каждой из гипотез.

2. Составьте тезисный план к работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

3. Составьте картотеку цитат из работ ученых разных времен и народов, раскрывающих сильную или слабую сторону какой-либо гипотезы о происхождении человеческого языка.

4. По материалам энциклопедии для детей «Языкознание. Русский язык» подготовьте презентацию по теме


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.336 с.