Билет Внимание — это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Билет Внимание — это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.

2018-01-03 314
Билет Внимание — это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Виды внимания:

• Непроизвольное внимание — вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенно­стями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвиж­ность объекта.

 

• Произвольное внимание — возникает вследствие сознательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий.

 

• Послепроизвольное внимание — возникает вслед за произвольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного.

Свойства внимания:

• Избирательность внимания — сосредоточение его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.

 

• Устойчивость внимания — длительность удержания его на одном предмете или виде деятельности.

 

• Распределение внимания — одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними.

 

• Объем внимания — количество объектов, одновремен­но охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясно­сти восприятия (средний объем внимания: 5—7 объектов).

 

• Переключаемость внимания — способность внимания переключаться с одного объекта на другой.

 

От особенностей внимания зависят такие черты лич­ности, как внимательность, наблюдательность и рассе­янность.

Развитие внимания в онтогенезе

 

Онтогенез психики - ее непрерывное развитие от рождения до конца жизни человека. Основные этапы развития детского внимания:

 

1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

 

2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.

 

3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.

 

4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие произвольного внимания.

 

5. Четыре с половиной — пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

 

6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

 

7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.

16. Речь: подходы к определению понятия, функции.

Различные подходы к определению функций: философский, социолингвистический, психолингвистический, с точки зрения речевых актов

Функции языка и речи — это их отношение к компонентам сит-ций, в которых совершается речевое общение, или к компонентам коммуникативных сит-ций.

Коммуникативные ситуации — это совокупность взаимодествующих элементов, сторон, средств общения.

Функции языка и речи по отношению к человечеству в целом (философский подход): что дают язык и речь человечеству? Самый общий взгляд на Функции языка и Речи, отвлечён.от эпохи, места использования и других конкретных условий коммуникации.

Ситуация общения включает три осн-х компонента: человеч-во — Язык и Речь — мир.

Речевое общение здесь — способ существования человеч-ких коллективов (обеспечивает связи, взаимодействие членов общ-ва и поддерживают его структуру; через ЯиР — реорганизация общ-ва, регуляция повед. друг друга; накопление и освоение культурных ценностей, норм знаний; в ходе коллективной обработки информации склад-ся и соверш-ся формы мышления, происх. духовное освоение мира).

Здесь выделяют:

КоммуникативнуюФяиР (ф. ОБЩЕНИЯ) Мыслеоформительную (когнит.) ФяиР (ф. ОБОБЩЕНИЯ)
Регуляция связей и отношений внутри общ-ва, обслуживание информац-х потоков. Формир-е мысли для других и, следоват-но, для себя, речевое воплощение образа реального мира и воображаемых миров.

Социолингвистический подход: функции различных языков по отношению к исторически конкретным обществам, коллективам.

Ситуация общения: отношения между всеми разновидностями (формами существования) конретн. яз-в в конкретн. истор. моменты (лит-ный язык со стилями и разг-ной реью, диалекты, просторечия, проф-е и соц-е жаргоны, спец-е языки науки, пр.) и сферами их исп-ния (бытовая, произв-ва, начального, среднего общего, среднего и высшего образования, официального делопроизв-ва, научной, общественно-политической деят-ти, религии, художественного общения, регионального, международного, пр.)Поэтому говорят о ф-циях бытового, производств-го и пр. общения. Ф-ция здесь — обслуживание языком коммуникации в определённой сфере общения. Идиом — общее родовое обознач-е форм сущ-я языка (диалектов, просторечия, литерат-го языка, пр.) Ф-ции идиомов — сферы их употребления.

Государственный язык — тот, на котором может протекать деловое общение.

Функции речевых действий (высказываний или дискурса) с точки зрения их целей: в коммуникативные ситуации включают компоненты и условия конкретных речевых действий (речевых актов), а цели, на достижение которых направлены речевые акты, считают функциями речи. Зачем мы высказываемся? Сообщить, напомнить, заявить, убедить, объяснить, выразить сочувствие, проститься и пр. Слов и выраж-й для обозначения целей выск-я очень много во всех языках, людям важно их различать. Но одних и тех же целей можно достичь, используя разные высказывания, эффект речевого возд-вия зависит от правильности выбора. Как попросить учебник: 1) Дай мне пож-та учебник до ПН, 2) Ты не дашь не учебник до ПН?, 3) Ты не можешь дать мне учебник до ПН?, 4) Не мог бы ты дать мне учебник до ПН?, 5) У тебя есть этот учебник? Мне в ПН сдавать, а учить не по чему. И т.д.

Функции Языка и Речи с точки зрения ПсихоЛи нгвистики и семиотики: высказывание несет в себе информацию обо всех компонентах той коммуникативной ситуации, которая его породила, поэтому у него столько функций, сколько существует обязательных компонентов ситуации высказывания. Функция речи здесь — отношение высказывания: 1) к отправителю, 2) к адресату, 3) к предмету речи, 4) к каналу связи (контакт между коммуникантами), 5) к языку общения (коду), 6) к самому себе + 7) <спорный пункт> - к наблюдателю.

- По отношению к миру, выступаемому в качестве темы выск-ния, последн. Выполняет. репрезентативную функцию.

Средства реализации функции: словарь, способы образования новых слов и знач-й, модели словосочет., предлож-й. Требование: ясность, четкость выражения, правильность словоупотребления.

Функция выск-ния по отнош-ю к автору: экспрессивная. Автор демонстр-ет владение речью, эрудированность, психич. св-ва и пр.

Отношение выск-ния к адресату речи: апеллятивная или воздействия ф-ция. Прямые ср-ва речи (приказ), косвенные (лесть, критика, осуждение, форма обращения, апелляция к новизне чего-либо #Новинка! и пр.).

- Отношение высказывания к контакту образует контактоустанавливающую ф-цию. Смысл: высказывание несет в себе признаки адресата, по нему можно судить о том, кому оно предназначено. Средства: обращения, выск-ния с сообщением о том, кому предназн. текст: «Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса».

Связь между высказываем и языком (кодом) образует метаязыковую ф-цию. Строится на: 1)любое высказывание несет в себе информацию о языке, по нему можно строить другие аналогичные выск-ния: В комнате шумно - на площади людно, в лесу сыро — на улице жарко и т.д., 2)способность речи описывать язык и делать его темой выск-ния: грамматики, словари, статьи.

Способность высказывания направлять внимание на свою форму наиболее свойственна худож. речи, поэтому ф-ция именуется поэтической. Не только в худож речи, но и в повседневном.общении: использование острот, каламбуров, афоризмов, пр.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.