Микрокосмос и макроантропос - второе приближение — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Микрокосмос и макроантропос - второе приближение

2018-01-03 296
Микрокосмос и макроантропос - второе приближение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Об основном ритме души

 

Рассмотрим еще раз явления ритмического, на этот раз с точки зрения его места в искусстве (см. Часть 1 в журнале "Антропософия в современном мире" №2, 2002). В этой связи отсутствует одно высказывание, дающее повод к размышлению: "В великом преобладает гекзаметр. Великий ритм. Тот, в чьей голове укрепился этот великий ритм, этот внутренний поэтический механизм, пишет без своего личного умысла, чарующе прекрасно, и происходит так, что высокие мысли, сами собой соединяясь с этими особыми колебаниями, в своем богатстве и многообразии построений становятся древним орфическим преданием о чудесах тонического искусства или исполненным тайн учением о Музыке - создательнице и утешительнице Вселенной. Глубоким изучающим взглядом мы проникаем здесь в акустическую природу души". (17)

Какое загадочное замечание! Можно ощутить, как непосредственно резонирует собственный опыт поэта. Появляется редкая возможность заглянуть за его плечо, проникнуть в его душевно-духовную творческую мастерскую.

Однако что выражено в величии самого гекзаметра? Поэт имеет в виду, естественно, не только обычный поэтический размер. Гекзаметр является ему как поэтический прафеномен, основной ритм души, становящийся органом, благодаря которому такой высочайший поэт, как Орфей в древности, способен прорваться к широчайшему слою бытия. Новалис точно ощущает здесь тот оккультный факт, объяснение которого современное сознание получает благодаря духовной науке.

Гекзаметрический ритм состоит из шести подъемов, причем после третьего из них следует характерная цезура (пауза):

Hoch zu Flammen enbrannte // die machtige Lohe noch einmal // - v - v v - v // v - v v - v v - v //

Обе паузы, служащие при декламировании греческой поэзии в замедленном речевом пении для вдоха, оцениваются как (немые) подъемы. Отношение к ним основной части составляет тем самым 1:4. Это точно соответствует праобразному ритму человека между дыханием и биением сердца! (18) Рудольф Штайнер указывал на то, что соотношение гомеровского стиха происходило из прадревних основ мистерий. Оно должно было стать ритмическим воспитателем греческой души и культуры. Тогда знали, что человек при своем нисхождении в физическое земное сознание должен был сохранить связь с Космосом через художественное чувство, с тем, чтобы полностью не обрывалась связь с Духовными Властями. Эта связь была укоренена в нем изначально через его ритмическую систему. Если брать за основу 18 вдохов в минуту, мы получаем идеальное соотношение 25 920 вдохов за день. То же самое число, если его исчислять в годах, для ожидаемого ритма развития человеческого сознания составляет так называемый платоновский мировой год. Его исполинская кривая в жизни Мировой Души и Мирового Духа означает один год, состоящий из 12 культурных эпох человечества (таких, как современная пятая послеатлантическая эпоха), как отдельных месяцев:

"В ритмическом элементе вы видите то, что является воздушным элементом, что воспринимал еще древний грек: человеческая душа коренится в Мировой Душе, а Мировая Душа сама живет в своем ритме, посылая в человеческую жизнь миниатюрное отображение своего ритма. Снаружи Мировая Душа действует так, что каждый год весенняя точка восхождения несколько сдвигается; за 25 920 лет эта точка сдвинется по кругу, следуя всему пути Солнца, и человек в его ритме 25 920 вдохов в день обладает миниатюрным отображением огромного мирового ритма". (19)

Сейчас мы можем еще отчетливее, чем при первом приближении, создать представление о возможном подходе к звучащему духовному миру: активное погружение в процесс дыхания, а не только неосознанная самооотдача ему, постепенно образуют новый орган познания. Мы пробуждаемся в царстве гармонии сфер или великого ритма, пронизывающего "воздушного" человека изнутри. Другими словами: в нас восходит способность инспиративнозо слушания. Древнее слово, интересным образом восходящее к Парацельсу, как тихий намек сберегает нечто от той взаимосвязи. "Инспирацией называется не что иное, как "вдох-новение". В медицинской области до сих пор это понятие используется как "вдох". (20)

Духовный исследователь из своего созерцания утверждает внутреннюю принадлежность ритмической жизни душевному миру чувств и инспиративному сознанию:

"Мы должны сказать, что образованная в нас ритмическая система [...] возникла благодаря мировой инспирации. Она инспирирует в нас. Деятельность, осуществляемая в дыхании, в циркуляции крови - то, что живет внутри нашей кожи - есть не что иное, как мировое явление, как молния или гроза".

Для того, чтобы сознательно проникнуть в эту сферу, "необходимо то, что я в моих сочинениях охарактеризовал как познание инспирации". (21)

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.