Какие объекты интеллектуальной собственности охраняются законом РФ? — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Какие объекты интеллектуальной собственности охраняются законом РФ?

2018-01-03 230
Какие объекты интеллектуальной собственности охраняются законом РФ? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

9. Как осуществляется регулирование инновационной деятельности в РФ?

10. Каковы особенности поддержки инновационной деятельности в Евросоюзе?

11. Каковы особенности поддержки инновационной деятельности в Японии?

12. Каковы особенности поддержки инновационной деятельности в США?

13. Как осуществляется информационное обеспечение инновационной деятельности и какими нормативными актами оно регламентируется?

14. Какие существуют теоретические и практические методы в инновационном менеджменте?


Глава 4. Инновационный проект

 

4.1. Виды инновационных проектов

 

Инновационный проект - это сложная система мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач на приоритетных направлениях развития науки и техники, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям.

С точки зрения научно-технического уровня инновационные проекты де­лятся:

• на модернизационные, в которых конструкция прототипа или базовая техно­логия кардинально не меняются (расширение размерных рядов и гаммы из­делий; установка более мощного двигателя, повышающая производитель­ность станка, автомобиля);

• новаторские - конструкция нового изделия по виду своих элементов сущест­венным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, например, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конст­рукциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);

• опережающие - конструкция основана на опережающих технических реше­ниях;

• пионерные - появление ранее не существовавших материалов; конструкций и технологий, выполняющих прежние или даже новые функции.

Инновационные проекты с точки зрения масштабности решаемых задач можно подразделить следующим образом:

• монопроекты - проекты, выполняемые одной организацией или одним под­разделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жёстких временных или финансовых рамках, требуется координатор или руководи­тель проекта;

• мультипроекты - комплексные программы, объединяющие десятки моно­проектов и направленные на достижение сложной инновационной цели, та­кой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной техно­логической проблемы, требуются координационные подразделения;

• мегапроекты - многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним «де­ревом целей»; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра.

Создание и реализация проекта включает следующие этапы:

• формирование инвестиционного замысла (идеи);

• исследование инвестиционных возможностей;

• технико-экономическое обоснование проекта;

• подготовка контрактной документации;

• подготовка проектной документации;

• строительно-монтажные работы;

• эксплуатация объекта;

• мониторинг экономических показателей.

Под этапом «формирования инвестиционного замысла» понимается за­думанный план действий. На этом этапе необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намере­ний разработчика идеи.

Субъектами инвестиций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции. К объектам инвестиций могут быть отнесены: строящиеся, реконструируемые или расширяемые пред­приятия, здания, сооружения, предназначенные для производства новых про­дуктов и услуг; комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ори­ентированных на решение одной задачи; программа производства новых изде­лий (услуг) на имеющихся производственных площадях в рамках действующих производств и организаций.

В инвестиционном проекте используются следующие формы инвести­ций: денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средст­ва, ценные бумаги, например акции или облигации, кредиты, займы залоги и т. п.); земля; здания, сооружения, машины, оборудование, любое другое имуще­ство, используемое в производстве или обладающее ликвидностью; имущест­венные права, оцениваемые денежным эквивалентом.

Этап «исследование инвестиционных возможностей» предусматривает: предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учётом экспорта и импорта; оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги); подготовку предложений по организационно-правовой форме реали­зации проекта и составу участников; оценку предполагаемого объёма инвести­ций по укрупнённым нормативам и предварительную оценку коммерческой эффективности; подготовку предварительных оценок по разделам технико-эко­номического обоснования (ТЭО), в частности оценку эффективности проекта; утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей; подго­товку контрактной документации на проектно-изыскательские работы. Цель исследования инвестиционных возможностей - подготовка инвестиционного предложения для потенциального инвестора.

Этап «ТЭО-проекта» предусматривает: проведение полномасштабного маркетингового исследования; подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг); подготовку исходно-разрешительной документации; разра­ботку технических решений, в том числе генерального плана; градостроитель­ные, архитектурно-планировочные и строительные решения; инженерное обес­печение; мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне; описание организации строительства; данные о необходимом жилищно-граж­данском строительстве; описание системы управления предприятием, органи­зации труда рабочих и служащих; формирование сменно-финансовой докумен­тации; оценку рисков, связанных с осуществлением проекта; планирование сроков осуществления проекта; оценку коммерческой эффективности проекта; формирование условий прекращения реализации проекта.

 

 

4.2. Критерии оценки инновационных проектов

 

При реализации инновационных проектов приоритетными и поддержи­вающими со стороны государства должны быть те проекты, которые ориенти­рованы на конечные социально-экономические результаты.

Перечень рекомендуемых критериев инновационных проектов.

I. Социально-экономические характеристики:

1. Социальные: благосостояние, здоровье, личная безопасность, культура, об­разование, уровень занятости.

2. Вклад в решение важнейших проблем развития РФ: обеспечение населения теплом и электроэнергией, обеспечение населения продовольствием, обес­печение населения медицинскими услугами и медикаментами, обеспечение населения транспортом и связью.

3. Экономические: повышение эффективности использования ресурсов (тру­довых, материальных, финансовых), создание новых экономически эффек­тивных продуктов, вклад в крупные структурные сдвиги в экономике.

4. Рыночные параметры: конкурентоспособность продукции на внутреннем рынке (спрос, замещение импорта, рентабельность продукции, экономиче­ская эффективность инвестиций, позиция в конкурентной борьбе, коммер­ческий риск). Конкурентоспособность продукции на внешнем рынке (спрос, повышение экспортного потенциала, объём валютных поступлений).

II. Обеспечение национальной безопасности:

1. Вклад в обороноспособность РФ.

2. Вклад в экологическую безопасность - вклад в снижение вредных веществ в различные природные среды (атмосферу, воду, землю).

III. Научно-технические характеристики:

1. Соответствие мировому уровню

2. Вклад в поддержку лидирующего положения российской науки и промыш­ленности.

3. Вклад в развитие других научно- технических направлений.

4. Вклад в крупные технологические сдвиги.

5. Вклад в развитие научно-технического потенциала.

6. Степень новизны.

7. Включение в предыдущие программы и планы.

8. Сроки разработки.

9. Степень (вероятность) реализуемости проекта (наличие фундаментального задела, наличие кадров исследователей высшей школы, наличие экспери­ментальной и производственной базы, технический и организационный риск реализации проекта в срок).

IV. Экономические характеристики:

1. Затраты на проект (на НИР, на ОКР, на опытный образец, капиталовложе­ния в создание производства, капиталовложения в процесс производства, срок окупаемости затрат).

2. Ожидаемая прибыль (потенциальный размер общей прибыли, ожидаемый размер валютной прибыли, время начала получения прибыли, рентабель­ность капиталовложений).


В результате формируется система критериев, которая даёт возможность оценить вклад инновационного проекта любого уровня в достижении конечных целей реформ и использовать эту информацию для соответствующего распре­деления ресурсов на реализацию таких проектов. Полная оценка инновацион­ного проекта включает в себя анализ всех вышеперечисленных критериев и ос­новных элементов реализации проекта (таблица 3).


4.3. Управление инновационными проектами

 

Управление реализацией инновационных проектов осуществляется по­этапно.

На первом этапе формируются предложения по приоритетным направле­ниям и критически важным технологиям:

1. Фиксируется перечень наиболее существенных критериев достижения цели.

2. Для каждого проекта, реализующего приоритетные направления, дела­ется оценка каждого показателя по сравнению с существующим положением по шкале «низкий», «ниже среднего», «выше среднего», «высокий».

3. Технологии, которые не имеют оценок «выше среднего» или «высо­кий», из дальнейшего рассмотрения исключаются. Остальные включаются в предварительные предложения по приоритетным направлениям и критически важным технологиям.

4. Технологии, имеющие не ниже одной оценки «высокий» или не менее двух «выше среднего», предварительно считаются кандидатами в группу при­оритетных; если более двух «высокий» или трёх «выше среднего» - кандидата­ми в группу особо приоритетных (критически важных). Количество параметров с высокой оценкой может меняться в процессе решения практических проблем.

На втором этапе осуществляется распределение финансов между проек­тами, при этом внутри программы используются правила принятия решений, основанные на схеме «затраты - эффективность»: в первую очередь наличные средства выделяются проекту с максимальной степенью экономической эффек­тивности (степенью приоритетности). Распределяются средства между про­граммами по признаку равенства экономической эффективности: дополнитель­ной отдачи (прироста эффекта) на 1 рубль дополнительного финансирования.

Степень приоритетности определяется следующим образом: каждый про­ект (программа) нижнего уровня оценивается по двум показателям - конечный результат, измеряемый приростом анализируемого показателя за фиксирован­ный период, и затраты при производстве программной продукции. Затем рас­считывается значение показателя эффективности, характеризующего степень приоритетности: результат делится на затраты. Все проекты упорядочиваются (ранжируются) по степени приоритетности в соответствии с уровнем эффек­тивности (эффект/затраты).

Третий этап предварительного отбора - формируются три класса проек­тов: особо приоритетные (критически важные), приоритетные и отклонённые. Технологии первых двух классов подлежат дальнейшей проработке на после­дующих этапах процедур. Внутри каждого класса упорядочение может прово­диться по критерию экономической эффективности (затраты - эффективность, отдача на 1 рубль вложений). Этап предварительного отбора приоритетных на­правлений и критически важных технологий относится ко второй фазе общей схемы процедуры выбора и реализации приоритетных направлений НТП. Ос­новное назначение этапа:

1. Проведение предварительной оценки, выделение основных направле­ний, дающих главный вклад в решение ключевых проблем.

2. Расширение и детализация перечня проектов (конкретных технологий) по выделенным направлениям.

3. Оценка вклада технологий в решение ключевых проблем и формули­ровка требований к конкурсу проектов.

4. Разработка форм документов для предоставляемых на конкурс проек­тов, потенциально реализуемых по схеме господдержки технологии, выходя­щих на рынок инноваций.

5. Разработка эталонных примеров проектов для рынка.

6. Разработка положения о конкурсе проектов (включая требования, фор­мы документов и процедуры).

7. Доведение информации о конкурсе до потенциальных участников.

8. Проведение конкурса проектов.

9. Разработка рабочей методики экспертизы.

 

10. Организация экспертных групп и проведение экспертиз.

11. Оценка проектов по результатам расчётов и экспертиз.

12. Отсев бесперспективных проектов и предварительное ранжирование перспективных с выделением кандидатов на критически важные технологии.

13. Разработка рабочей методики и документов для формирования бюд­жетной заявки, заявки на различные формы господдержки.

14. Предварительные рекомендации по выбору формы господдержки реа­лизации проектов.

15. Составление сводной бюджетной заявки по приоритетным направле­ниям и заявок по формам господдержки.

Содержательные исходные данные, необходимые для экспертной оценки качественных характеристик на этапе предварительного отбора критически важных технологий, включены в следующие формы:

- предварительный бизнес-план проекта для завершающих разработок техно­логий, ориентирующихся на рынок;

- краткая характеристика технологий, ориентирующихся на госбюджетное финансирование.

При этом форма предварительного бизнес-плана включает данные, доста­точные для получения оценок, требуемых международными методиками для экспорта или иностранного инвестора. Бизнес-план должен дать возможность инвестору сделать комплексную оценку и показать, что предлагаемый товар (продукция или услуга) является конкурентоспособным и на него есть доста­точный платёжеспособный спрос; имеются достаточные производственные и ресурсные возможности; возможна реализация проекта в приемлемые сроки; инвестирование проекта выгодно.

Бизнес-план разрабатывается и корректируется в три этапа: на первом -предварительный вариант для оценки и отбора проектов для дальнейшей про­работки; на втором - окончательный вариант для выбранных проектов; на третьем осуществляется периодическая корректировка бизнес-плана.

В окончательном виде материалы для обоснования инновационного проекта состоят из трёх документов: сводные данные по проекту; представление предель­но сжатой аналитической информации, необходимой для принятия руководством верхнего уровня; бизнес-план, необходимый для обоснования инвестиций.

4.4. Экспертиза инновационных проектов

 

Экспертиза инновационных проектов - процедура комплексной проверки и контроля: а) качества системы нормативно-методических, проектно-конструкторских и других документов, входящих в состав проекта и систему инновационного менеджмента; б) профессионализма руководителя проекта и его команды; в) научно-технического и производственного потенциала, конкурентоспособности проекта и организации; г) достоверности выполненных расчётов, степени риска и эффективности проекта; д) качества механизма разработки и реализации проекта, возможности достижения поставленных целей.

В соответствии с рекомендациями Организации экономического сотруд­ничества и развития (ОЭСР) экспертизу инновационных проектов следует про­водить на основе следующих принципов:

1) наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, её проводящих;

2) при расчёте добавленной стоимости деятельность в области исследований и нововведений рассматривается как производственная;

3) проведение предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;

4) методы контроля должны быть увязаны с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.

Важным условием достижения высокого качества инновационного проекта является обеспечение нормативно-методических документов. Документы пред­лагается оценивать по следующим критериям качества: комплексность доку­мента (рассмотрение в нём технических, экологических, экономических, право­вых, организационных и других вопросов); степень соответствия документа международным требованиям; количество применяемых при разработке доку­мента научных подходов (системный, маркетинговый, функциональный); коли­чество применяемых при разработке документа современных методов (модели­рование, прогнозирование, оптимизация); экономическая обоснованность управленческих решений; степень апробирования документа в научных кругах, федеральных и региональных органах управления, на практике; имидж органи­зации - разработчиков документа и квалификация его разработчиков; органы, согласовавшие и утвердившие документ; степень соблюдения стандартов на оформление документа.

Методика проведения экспертизы инновационных проектов основывается на методах и приёмах анализа, прогнозирования, разработки управленческого решения. Наиболее распространенные методы экспертизы: методы сравнения показателей, заложенных в инновационный проект, полученных в результате экспертных, сертификационных испытаний, с международными и национальны­ми требованиями по экологичности, эргономичности, безопасности применения объекта, экспертизы его совместимости и взаимозаменяемости, другие парамет­ры с мировыми достижениями; экспертный; индексный; балансовый; графиче­ский и другие методы и приемы. Эти методы дополняют друг друга. Для одного компонента или раздела применяется один метод, для другого другой.

Экспертная оценка дается в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:

5 - проект заслуживает безусловной поддержки;

4 - проект заслуживает поддержки;

3 - проект может быть поддержан;

2 - проект не заслуживает поддержки;

1 - проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.

Экспертная оценка даётся на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе науч­ного содержания проекта учитываются:

1) чёткость изложения замысла проекта;

2) четкость определения цели и методов исследования;

3) качественные характеристики проекта (проект имеет фундаментальный ха­рактер; междисциплинарный или системный характер; прикладной харак­тер);

4) научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по задан­ной теме);

5) новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы).

Эксперт должен дать описание проекта, оценить его актуальность для дан­ной отрасли знаний; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников; ответить на вопрос - относится ли данный проект к приоритетным направлениям исследований? Подготовлен ли?

Российский фонд фундаментальных исследований проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов, при этом предусматрива­ется три уровня экспертизы.

Первый уровень - предварительное рассмотрение проекта и решение сле­дующих задач:

- отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;

- составление мотивированных заключений по отклонённым проектам;

- определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуаль­ный уровень экспертизы.

На втором уровне устанавливается рейтинг индивидуального проекта. Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе. На третьем уровне даётся заключение по проекту, принимается решение о фи­нансировании. Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле: общий рейтинг проекта равен R1 + R2 + R3, где R1 - коэффициент, учитывающий научную ценность проекта;

R2 - коэффициент, учитывающий реальность выполнения проекта в срок;

R3 - коэффициент коррекции суммарной оценки.

Коэффициент R1 оценивает вероятность того, что выполнение проекта может: привести к новым принципиальным результатам; обеспечить сущест­венное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на про­цесс в данной или смежной научной области.

Коэффициент R2 учитывает: научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информа­ционное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность рас­пределения задачи по этапам, результатам и срокам работы. Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки.

 

 

Контрольные вопросы

1. Что такое инновационный проект?

2. Какие существуют виды инновационных проектов с точки зрения научно-технического уровня?

3. Какие существуют виды инновационных проектов с точки зрения масштаб­ности решаемых задач?

4. Какие формы инвестиций используются в инновационном проекте?

5. Какие существуют критерии оценки инновационных проектов?

6. На каком этапе управления реализацией инновационных проектов форми­руются предложения по приоритетным направлениям и критически важным технологиям?

7. На каком этапе и по каким принципам осуществляется распределение фи­нансов между проектами?

8. На каком этапе формируются три класса проектов: особо приоритетные, приоритетные, отклоненные?

9. Как разрабатывается бизнес-план инновационного проекта?

10. Из каких документов в окончательном виде состоят материалы для обосно­вания инновационного проекта?

11. На каких методах основывается методика проведения экспертизы иннова­ционных проектов?

12. Какие варианты предусматривает итоговое заключение эксперта по инно­вационному проекту?

13. Как рассчитывается индивидуальный рейтинг проекта?

Глава 5. Организационные структуры инновационного менеджмента

 

Классификация инновационных организаций Особенности организационных структур инновационных предприятий Виды венчурных предприятий Консорциум Холдинговые компании Реструктуризация

 

 

5.1. Классификация инновационных организаций

 

Организационные структуры инновационного менеджмента - это организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

В России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций:

1. Государственный сектор науки:

А) Научные организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом, (государст­венное управление, оборона, общественный порядок, здравоохранение, культу­ра, досуг), включая федеральные и местные органы.

Б) Некоммерческие организации полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством или президентом. Занимающиеся исследова­ниями, касающимися общественных и административных функций (Консульта­тивные Советы при Правительстве и Президенте).

2. Предпринимательский сектор:

А) Научные и конструкторские отделы на предприятиях, основная деятельность которых связана с производством продукции или услуг в целях продажи. Б) Некоммерческие организации, обслуживающие данные предприятия (ассо­циации).

3. Высшее образование: А) Университеты и другие вузы.

Б) НИИ, экспериментальные станции.

4. Частный некоммерческий сектор:

А) Частные организации, не ставящие целью получение прибыли - союзы, ас­социации, общественные, благотворительные организации. Б) Частные индивидуальные организации.

 

 

5.2. Особенности организационных структур инновационных предприятий

 

Инновационная организация представляет собой сложную систему. Опи­сать эту систему можно при определении характера взаимодействия на каждом из её уровней иерархии. Существуют различные подходы к построению органи­зационных структур инновационных организаций. Органический подход к про­ектированию организации характеризуется умеренным использованием фор­мальных правил и процедур; децентрализацией и участием персонала в принятии решений; определяемой ответственностью в работе; гибкостью структуры вла­сти и небольшим количеством уровней в иерархии. Дивизиональные структуры используются в основном для достижения высокой степени гибкости производ­ственной системы при проведении интенсивной инновационной политики. Базой матричной организационной структуры является соединение положительных сторон линейно-функциональных и программно-целевых структур.

Характер построения подразделений, их количество определяются таки­ми формами организации производства, как специализация, концентрация, коо­перирование, комбинирование. Основными факторами, определяющими тип, сложность и иерархичность организационной структуры предприятия, являют­ся: масштаб производства и объём продаж; номенклатура выпускаемой продук­ции; степень развития инфраструктуры региона и др.

Структура инновационных организаций в зависимости от рассмотренных факторов может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной, матричной (штабной), бригадной, дивизиональной.

Для выбора структуры конкретного предприятия необходимо выполнить анализ факторов, влияющих на неё. К факторам дальнейшего развития структу­ры предприятия можно отнести следующие: развитие специализации и коопе­рирования производства; автоматизацию управления; применение к проектиро­ванию структуры и к функционированию системы менеджмента совокупности научных подходов; соблюдение принципов рациональной организации произ­водственных процессов; перевод существующих структур управления на про­блемно-целевую структуру.

Иерархический тип структур управления инновационных организаций представлен на рис. 2.


 

5.3. Виды венчурных предприятий

 

Американская практика организации исследований породила своеобраз­ную форму предпринимательства - венчурный (рисковый) бизнес. Он представ­лен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на ис­следованиях, разработках, производственной продукции. Их создают учёные -исследователи, инженеры, новаторы. Венчурный бизнес широко распространён в США, Западной Европе, Японии. Венчурные фирмы могут быть дочерними у более крупных предприятий. Создание венчурной фирмы возможно при нали­чии: идеи инновации (нового изделия, технологии); общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной инновации организовать производство; рискового капитала для финансирования.

Венчурное финансирование осуществляется в двух формах: путём приоб­ретения акций новых предприятий; предоставлением кредита различного рода.

Венчурный капитал - это вложение средств не только крупных предпри­ятий, но и банков, государства, страховых и других фондов в сферы с повы­шенной степенью риска. Такая форма инвестирования предполагает следую­щее: долевое участие инвестора в капитале предприятия; предоставление средств на длительный срок; активную роль инвестора в управлении предпри­ятием. В США - стране с высоким уровнем развития рискового капитала - его основными сферами приложения являются начальные этапы развития бизнеса (подготовительный и стартовый), на который приходится 40 % всех венчурных инвестиций.

Венчурные предприятия могут быть двух видов:

1. Собственно рисковый бизнес.

2. Внутренние рисковые проекты крупных предприятий.

Собственно рисковый бизнес - это независимые малые инновационные фирмы и предоставляющие им капитал финансовые организации.

Малые венчурные фирмы основывают учёные, инженеры, изобретатели, стремящиеся воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Пер­воначальный капитал составляют личные сбережения и рисковый капитал спе­циализированных финансовых организаций.

Специфика рискового предпринимательства:

- средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе;

- не требуется обычного при кредитовании материального обеспечения;

- переданные венчурной фирме ресурсы нельзя изымать в течение всего срока действия договора;

- прибыль рискового инвестора - это разность между курсовой стоимостью принадлежащих ему акций и суммой вложенных им в проект средств (доля акций может быть до 80 %).

Функции инновационного менеджера в венчурных фирмах выполняет либо традиционный менеджер, либо специалист, приглашённый со стороны (из консалтинговой фирмы).

Внутренние рисковые проекты - это небольшие подразделения в рамках крупных предприятий, организуемые для разработки и производства новых ти­пов наукоёмкой продукции и наделённые значительной самостоятельностью. Отбор предложений, поступающих как от сотрудников предприятия, так и от независимых изобретателей, ведётся специализированными службами. В слу­чае одобрения проекта автор идеи возглавляет внутренний венчур. Такое под­разделение функционирует при минимальном административном вмешательст­ве со стороны руководства предприятия. В течение обусловленного срока внут­ренний венчур должен провести разработку новшества и подготовить новый продукт или технологию к запуску в массовое производство. Главным стиму­лом для венчурных вложений является их высокая доходность.

После завершения работ, ради которых они создавались, венчурные фир­мы прекращают свою деятельность и либо поглощаются одним из учредителей, либо самостоятельно выходят на рынок при благоприятной коммерческой конъюнктуре и конкурентоспособности продажи коммерческих разработок и развивают предпринимательскую деятельность. Обычно при успешной дея­тельности внутренний венчур превращается в одно из производственных под­разделений материнской компании, а его продукция реализуется по сложив­шимся в компании каналам сбыта.

Инжиниринговые фирмы представляют собой соединительное звено ме­жду нововведениями и производством. Основные направления деятельности инжиниринговых фирм:

1) оценка вероятной значимости коммерческой конъюнктуры, полезной моде­ли, изобретения;

2) техническое прогнозирование инновационной идеи, будущей технологии научно-технической продукции;

3) доработка нововведения до промышленной реализации;

4) оказание услуг в процессе внедрения объекта разработки;

5) пусконаладочные работы.

Инжиниринговые фирмы, объединяясь в ассоциации, осуществляют ко­ординирующие действия в отношении их клиентов, объединяют нужных спе­циалистов и ресурсы для отработки рискованных технологий и образуют для этих целей венчурные предприятия.

Внедренческие фирмы специализируются на внедрении неиспользован­ных патентов владельцами технологий, продвижении на рынок лицензий, дове­дении изобретений до промышленной кондиции, производстве небольших пар­тий изделий с последующей продажей лицензии.

Профитцентры - одна из форм ускорения нововведений. Они представ­ляют собой временное целевое объединение научных работников нескольких смежных отраслей науки и техники, а также менеджеров для решения конкрет­ных научно-технических или производственных задач, например, по освоению и производству новых видов продуктов.

 

5.4. Консорциум

 

Важнейшими задачами консорциума является поиск и реализация крупных инновационных и других проектов, связанных с развитием инновационной деятельности. В рамках таких объединений создаются финансовые и материально-технические возможности для эффективной организации проектов.

Система управления консорциума должна обеспечивать:

- усиление целевого характера деятельности, направленной на достижение наивысших результатов;

- возрастание роли инновационной и финансово-экономической функций и усиление работы соответствующих подразделений управления путем их ориентации на выборку и реализацию новшеств и коммерческих идей;

- усиление роли подразделений, ориентированных на рынок, прежде всего та­ких, как служба управления изменениями, активного развития, маркетинга и внешнеэкономической деятельности;

- конкурентоспособность консорциума на внешнем и внутреннем рынке за счет инноваций, устойчивое финансовое положение;

- эффективную стратегию деятельности консорциума;

- проведение эффективной инвестиционной политики участниками консор­циума;

- создание условий для перехода к управлению консорциумом на основе ак­ционерной формы.

Правовой основой деятельности консорциума являются отношения, свя­занные с обязательствами его участников в виде договорных отношений в фор­ме многосторонних договоров по реализации крупных инновационных проек­тов. В состав консорциума включаются предприятия разных организационно-правовых форм инновационной деятельности.

Функции управления консорциумом реализуются в основном на коорди­национных принципах. Координационная система не подразумевает какое-либо прямое управление, непосредственное вмешательство в самостоятельные сфе­ры деятельности предприятий и организаций консорциума. Эта система в ос­новном будет выполнять только контрольно-аналитические, «наблюдательные» функции для принятия тех или иных решений общеэкономического и хозяйст­венного характера в отношении определенных видов деятельности (например, предоставление кредитов на развитие «собственных производств» отдельных предприятий или на реализацию проектов, представляющих взаимный инте­рес). Статус и задачи органа управления консорциумом определяются исходя из основных задач его деятельности, а именно: задач по мобилизации финансо­вых ресурсов научно-промышленного потенциала его участников и возможных партнеров, необходимых для разработки проектов, и задач по организации и координации их реализации.

Имущественные и правовые отношения в консорциуме строятся на сле­дующих принципах: консорциум как юридическое лицо обладает правом соб­ственности на имущество, переданное ему на договорной основе участниками консорциума; владение совместно приобретенным имуществом осуществляется на долевой основе, пропорционально вкладам участников в создании этого имущества; консорциум имеет право создавать договорные предприятия, опре­деляя в каждом конкретном случае форму их взаимодействия с консорциумом; имущественные права, права по управлению распределяются между его участ­никами пропорционально внесенному вкладу.

Взаимоотношения консорциума с научно-исследовательскими организа­циями, участвующими в разработке и реализации инновационных проектов, строятся на договорной основе. Договоры (контракты) могут заключаться как от имени консорциума, так и каждым его участником самостоятельно.

Наиболее характерная особенность предлагаемой модели производствен­но-хозяйственной деятельности консорциума связана с четким разделением компетенции высших органов, представляющих учредителей (собственников), и исполнительных органов руководства.

Важным направлением научно-производственной и хозяйственной дея­тельности консорциума является организация системы управления проектами. Хозяйственный проект как объект программно-целевого планирования может быть определен как комплекс экономических, производственных, научно-тех­нических, организационных и других мероприятий и заданий, которые увязаны по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления и обеспечивают наиболее эффективное решение конкретной проблемы. Для формирования и реа


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.164 с.