Основные принципы управления здравоохранением — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Основные принципы управления здравоохранением

2018-01-03 259
Основные принципы управления здравоохранением 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему:

«Управление здравоохранением. Маркетинг в здравоохранении»

Дисциплина: общественное здоровье и здравоохранение,

экономика здравоохранения

Специальность – 31.05.01 Лечебное дело

Курс 4

Семестр 8

Количество часов 4 часа

 

 

Уфа

 

Тема: «Управление здравоохранением. Маркетинг в здравоохранении» подготовлена на основании рабочей программы ФГОС ВО дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», утвержденной 15.06.2017г.

 

 

Рецензенты:

1. Шарафутдинова Н.Х. - зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО, д.м.н., профессор.

2. Борисова М.В. - доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО, к.м.н.

 

 

Автор:

Азаматов Р.Ш. – доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, к.м.н.

 

Утверждение на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, протокол № 18 от 30.06.2017г.

1.Тема и ее актуальность: Управление здравоохранением. Маркетинг в здравоохранении.

В последние десятилетия в зарубежных странах была сформулирована и получила распространение новая концепция управления производством и сбытом, которая была экстраполирована и на здравоохранение. Одновременно развивалась и наука о межличностных взаимоотношениях в процессе производства услуг. Эти направления и получили названия менеджмент и маркетинг. Именно с помощью маркетинговых мероприятий можно получить необходимую информацию о том, какие медицинские услуги и почему хотят получить пациенты, сколько они готовы заплатить за них, где наиболее высокий спрос на конкретные медицинские услуги, каким образом увеличить объем и качество оказываемых медицинских услуг, что даст возможность получать более высокие доходы по сравнению с конкурентами. Совершенствование управления здравоохранением, направленное на улучшение качества, культуры и доступности медицинской помощи населению на основе рационального использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов, является приоритетным направлением развития здравоохранения на современном этапе.

2. Учебные цели: ознакомиться с основными терминами, сформировать у студентов четкое представление об управлении здравоохранением на современном этапе, понимание студентами природы и сущности базовых функций менеджмента и формирование навыков принятия управленческих решений как определяющего фактора организационной эффективности; маркетинговой деятельности медицинской организации

Для формирования профессиональной компетенции студент должен

знать:

- особенности управления здравоохранением на современном этапе;

- основные принципы управления здравоохранением

- основные функции управления;

- основные методы управления;

- стили управления;

- технологию принятия управленческого решения;

- содержание маркетинговой деятельности медицинской организации;

- этапы разработки и внедрения комплекса маркетинга;

владеть и уметь:

- применять приобретенные теоретические знания в практических ситуациях,

- сформировать необходимые для профессиональной деятельности компетенции;

- ориентироваться в управленческой терминологии;

- реально оценивать значение маркетинга в рыночной экономике;

- анализировать конъюнктуру рынка, вести маркетинговые исследования;

- разрабатывать программы маркетинга;

- овладеть следующими компетенциями: базовой терминологией современного менеджмента и маркетинга; разработкой формальных систем управления, ориентированных на достижение целей организации; выбором метода руководства коллективом и его мотивации в типовых ситуациях; эффективной системой контроля за достижением целей организации (ПК-17)

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы.

1. В чем сходство и различие понятий «управление» и «менеджмент?»

2. Что такое субъект и объект управления?

3. Основные принципы управления; раскройте содержание каждого из них.

4. Назовите основные функции управления.

5. Раскройте понятие «организация» как функцию управления.

6. Мотивация. Перечислите основные теории мотивации

7. Контроль. Какова роль контроля в процессе управления здравоохранением?

8. Стиль управления. Какие стили управления знаете?

9. Методы управления здравоохранением. Основные методы управления здравоохранением.

10. Управленческое решение. Технология принятия управленческого решения.

11. Особенности управления здравоохранением на современном этапе.

12. Что такое маркетинг? Назовите основные понятия в маркетинге.

13. Цель и задачи маркетинга. Какие концепции маркетинга Вы знаете?

14.Перечислите виды маркетинга в здравоохранении. Каковы особенности рынка медицинских услуг?

15. За счет, каких параметров функционирует механизм рынка услуг в здравоохранении?

16. Классификация видов спроса на медицинские услуги. Какой информацией надо располагать для изучения потребительского спроса?

17. Что такое сегментация рынка? Какие принципы сегментации Вы знаете в практике работы медицинских организаций?

18. Что такое комплекс маркетинга? Какие факторы маркетинга вы знаете? Дайте им характеристику.

19. Что такое жизненный цикл медицинской услуги?

20. Изложите технологию маркетингового исследования в здравоохранении. Каковы основные этапы исследования?

21. Что подразумевается под каналами товародвижения медицинских услуг? Какие различают каналы товародвижения?

22. В чем заключается экономическое значение рекламы?

23.Укажите характерные черты конкурентоспособности. Каким образом можно оценить конкурентоспособность медицинской организации?

4. Вид занятия: практическое занятие.

5.Продолжительность занятия: 4 академических часа.

6.Оснащение:

6.1. Ситуационные задачи, методические указания для студентов по теме, тестовые задания.

6.2. ТСО (калькуляторы, компьютеры)

7.Содержание занятия:

7.1 Контроль исходного уровня знаний и умений. Тесты или задачи по теме (прилагаются).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов темы, при возможности проведение деловой игры по менеджменту или маркетингу (например, конкуренция).

7.3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, оформление результатов проведённой работы.

7.4. Контроль конечного уровня усвоения темы: проверка правильности выполнения индивидуальных заданий, конечный тестовый контроль (тесты прилагаются).

 

Подготовка к выполнению практических заданий по теме занятия.

Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются)

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, компьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: составление плана маркетингового исследования для определения конкурентоспособности медицинской организации, работа с нормативными документами, с основной и дополнительной литературой, работа с аудиторией.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний

Выберите один правильный ответ

1. ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ – ЭТО:

1) Научные мероприятия, направленные на улучшение показателей деятельности учреждений здравоохранения

2) Наука, изучающая основные показатели состояния здоровья населения

3) Процесс определения необходимых ресурсов и механизма эффективного их использования

4) Обоснование и разработка потребности населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании в соответствии с возможностями их удовлетворения

5) Система государственных медицинских, общественных мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья населения при наименьшей затрате труда

 

2. ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИКЛИНИКИ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:1. численность населения и её структуру;2.заболеваемость населения;3.уровень госпитализации; 4.численность населения на одном терапевтическом участке; 5.мощность поликлиники;6. среднегодовую занятость койки

1) верно 2,5

2) верно 1,2,5

3) верно 4,5

 

3. ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЦИОНАРА НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ: 1. численность населения и её структуру; 2.средние сроки лечения 1-го больного в стационаре; 3.уровень госпитализации; 4.численность населения на одном терапевтическом участке; 5.мощность поликлиники; 6.среднегодовую занятость койки

1) верно 3,4,5

2) верно 3,5

3) верно 1,2,3,6

 

4. ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ЧИСЛА ВРАЧЕЙ АМБУЛАТОРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ:1.утвержденный норматив посещений на 1-го жителя в год.; 2.численность населения; 3.функция врачебной должности;4.нормативы обеспеченности врачами согласно порядкам оказания медицинской помощи, 5.численность населения территории; 6.штатное расписание учреждения

1) верно 1,2,3

2) верно 1,2,3

3) верно 2,3,4,5

4) верно 1,2,3,4,5

 

5. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

1) стратегическое, тактическое, оперативное

2) целевое, оперативное

3) ситуационное, системное

4) программное, системное

5) структурное, целевое.

 

6. ЧТО ТАКОЕ ПЛАН?

1) документ, предполагающий принятие адекватных управленческих решений

2) документ, содержащий совокупность правил, которые определяют хозяйственную деятельность организации

3) документ, содержащий условия и факторы, которые воздействуют на организацию и требуют принятия решений, направленных на их устранение или приспособление к ним

4) официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития организации, промежуточные и конечные цели и задачи, механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов, а также стратегии на случай чрезвычайных ситуаций

5) документ, содержащий в себе группу совокупность правил, координирующих деятельность организации для достижения общей цели.

 

7. НА КАКОЙ СРОК СОСТАВЛЯЕТСЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН?

1) от года до 5 лет

2) более 5 лет

3) до 1 года

4) от 5 до 10 лет

5) более 10 лет.

 

8. НА КАКОЙ СРОК СОСТАВЛЯЕТСЯ ТАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН?

1) от года до 5 лет

2) от года до 7 лет

3) более 7 лет

4) от 5 до 10 лет

5) от 7 до 10 лет.

 

9. НА КАКОЙ СРОК СОСТАВЛЯЕТСЯ ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН?

1) до 1 года

2) до 2 лет

3) до 3 лет

4) до 5 лет

5) до 7 лет.

 

10. ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ:1) системный подход; 2) сочетание отраслевого и территориального планирования; 3) выделение приоритетных направлений; 4) директивность планов; 5) единство методологических подходов на всех уровнях управления системой здравоохранения; 6) обеспечение сбалансированности развития государственного, муниципального и частного здравоохранения

1) верно 1,2,3,4

2) верно 2,4,5

3) верно 1,2,3,4,5,6

4) верно 2,3,4,5

 

Задания для самоконтроля:

1. Составить развернутый план маркетингового исследования для определения конкурентоспособности медицинской организации (клиники, отделения медицинской организации).

2. Разработать на примере конкретной медицинской организации (поликлиники или стационара) коммуникационный комплекс.

 

Тестовые задания для контроля конечного уровня знаний

Выберите один правильный ответ

1. ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ?

1) область научных знаний и профессиональной деятельности, направленная на формирование и достижение целей организации путем рационального использования ресурсов.

2) процесс управления отдельным работником

3) процесс управления группой работников

4) процесс государственного управления социально-экономической жизнью общества

5) процесс технологического управления естественными и технологическими процессами.

2. НАЗОВИТЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА:

1) экономические, административные, социально-психологические

2) административные, экономические, дисциплинарные

3) организационные, социально-психологические

4) социально- психологические, нормативные.

3. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ:

1) авторитарный, демократический, либеральный

2) лояльный стиль, авторитарный, демократический

3) опосредованное воздействие, косвенное воздействие, стиль использования власти,

4) стиль конкуренции, авторитарный, анархический.

4. НАЗОВИТЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ:

1) социально-психологические, административные, экономические, общественные

2) организационные, социально-психологические, административные, экономические

3) распорядительные, психологические, общественные

4) дисциплинарные, экономические, общественные.

5. ЧТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ФУНКЦИЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА?

1) законотворчество

2) планирование

3) мотивация

4) организация

5) контроль.

6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ И УСЛУГ, НАЗЫВАЕТСЯ?

1) маркетинг

2) менеджмент

3) бизнес

4) предпринимательством.

7. В ЧЕМ ОСНОВНОЕ ОТЛИЧИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО, ТЕКУЩЕГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ?

1) в объеме;

2) во времени осуществления;

3) в методах;

4) в объеме и методах.

8. КОНЕЧНОЙ ЦЕЛЬЮ МЕНЕДЖМЕНТА ЯВЛЯЕТСЯ:

1) развитие технико-экономической базы фирмы

2) обеспечение прибыльность организации

3) рациональная организация производства

4) повышение квалификации и творческой активности работника.

 

9. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЫЧНО СОСТОИТ ИЗ:

1) предварительного, текущего и заключительного

2) текущего и заключительного

3) предварительного и заключительного

4) только из текущего контроля.

10. ПРОЦЕСС ПОБУЖДЕНИЯ СЕБЯ И ДРУГИХ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ ИЛИ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ -ЭТО:

1) организация;

2) мотивация;

3) координация;

4) организация.

11. КОНВЕРСИОННЫЙ МАРКЕТИНГ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПРИ:

1) отсутствии спроса;

2) отрицательном спросе;

3) падающем спросе;

4) нерегулярном спросе;

5) чрезмерном спросе.

12. СТИМУЛИРУЮЩИЙ МАРКЕТИНГ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПРИ:

1) отрицательном спросе;

2) скрытом спросе;

3) отсутствии спроса;

4) нерациональном спросе;

5) падающем спросе.

13. СИНХРОМАРКЕТИНГ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПРИ:

1) нерегулярном спросе;

2) падающем спросе;

3) чрезмерном спросе;

4) нерациональном спросе;

5) отсутствии спроса.

14.ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИЙ МАРКЕТИНГ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПРИ:

1) чрезмерном спросе;

2) нерациональном спросе;

3) падающем спросе;

4) отрицательном спросе.

15. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА – ЭТО:

1) разделение рынка на более мелкие составляющие;

2) укрепление рынка на большие сегменты рынка;

3) объединение мелких сегментов рынка в крупные сегменты.

4) выработка предпочтительной маркетинговой стратегии.

16..ПОЗИЦИОНИРОВАТЬ МЕДИЦИНСКУЮ УСЛУГУ НА РЫНКЕ – ЭТО ЗНАЧИТ:

1)проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товарам или услугам;

2) поддерживать существующий уровень спроса;

3)определить образ медицинской услуги в глазах своего покупателя;

4)убедить потребителей от чего- то отказаться, ограничивая доступность услуги.

 

Литература (в т.ч. на электронных носителях).

Основная

1. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов под ред.: В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова М. – МЕДпресс-информ, 2012. – 656 с.

2. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник /О.П.Щепин, В.А.Медик – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. – 592 с.

Дополнительная

1. Мескон М.Х.. Альберт М., Хелоури Ф. Основы менеджмента. М.: ИНФРА-М, 1992. – 360с.

2. Бородушко, И. В. Основы менеджмента [Электронный ресурс]: учебник /И. В. Бородушко, В. В. Лукашевич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: ЮНИТИ-ДАНА,2012. – 271 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/169608/read

3. Менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие / ред.: М. М. Максимцов, М. А. Комаров. - 4-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 343 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/149316

4. Основы медицинского маркетинга. /Учебное пособие/. В.З.Кучеренко и др./Под ред.В.З.Кучеренко, В.В.Гришина. М.:ММА им.И.М.Сеченова, Федеральный фонд ОМС, 1998.–112с.

5.Филип Котлер. Основы маркетинга: Пер.с англ./Общ.ред. и вступ.ст. Е.М.Пеньковой.- М.:“Прогресс”,- 1991.- 672с.

6. Руденко М.Н. Стратегическое планирование: учебное пособие/М.Н.Руденко, Е.Д.Оборина, Д.Н.Письменников; Перм.гос.нац.исслед.ун-т. –Пермь, 2014, 96с.

 

Информационный блок

В одном из распространенных определений, "менеджмент " — эторациональное управление современным производством с целью достижения его высокой эффективности и оптимального использования ресурсного потенциала.

Другими словами, " менеджмент" — это вид деятельности по эффективному использованию материально-технических, финансовых, кадровых и других ресурсов в решении поставленных задач.

Термин " управление", используют применительно к системам здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Управление — это функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, информационных и др.), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей и программ.

В системе управления обязательно присутствуют 2 звена: управляющее и управляемое.

Тех, кто управляет, принято называть субъектами управления, а то, чем управляют, объектами управления.

Управленческая деятельность – это совокупность действий субъекта управления, направленную на изменение объекта управления в заданном направлении. Она включает в себя постановку целей, сбор и анализ информации, оценку проблемной ситуации, организацию системы управления, подготовку и принятие управленческого решения, осуществление контроля и оценку эффективности реализации принятого решения.

Управление здравоохранением рассматривается как целенаправленный процесс обеспечения эффективного функционирования систем здравоохранения при определённых условиях с учётом имеющихся ресурсов.

Стили управления

С личностью руководителя во многом связан стиль управления. Стиль управления — это индивидуальный способ осуществления управленческой деятельности. Стиль управления во многом формируется также под влиянием сложившихся отношений между руководителем и коллективом в процессе принятия и реализации управленческих решений.

В общепринятом смысле стиль управления — это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов и форм работы руководителя с подчиненными. Наиболее распространены следующие четыре стиля управления:

• авторитарный;

• либеральный;

• демократический;

• динамичный.

Авторитарный стиль руководства. Для авторитарного стиля управления характерно преувеличение роли административно-командных форм руководства, централизация власти, единоличное принятие управленческих решений. Руководители такого стиля ориентируются преждевсего на дисциплину и жесткий контроль за деятельностью подчиненных, который основан преимущественно на силе власти (власти принуждения). Инициатива подчиненных не одобряется, не стимулируется и даже, в отдельных случаях, подавляется. Исключительное право на новые идеи, оценку результатов имеет только руководитель. Руководитель авторитарного стиля нередко резок, прямолинеен, властолюбив, подозрителен, болезненно реагирует на критику. Иногда под этой маской скрывается его некомпетентность и профессиональная несостоятельность.

Либеральный стиль управления еще называют формальным, анархическим, попустительствующим. Руководитель такого стиля стоит как бы в стороне от своего коллектива. Для него характерны минимальное вмешательство в работу подчиненных и коллектива в целом, низкий уровень требовательности как к сотрудникам, так и к себе. Он предпочитает нейтральные методы воздействия на подчиненных, чья инициатива хотя и не подавляется, но активно не поощряется. В такой ситуации властью, как правило, пользуются неформальные лидеры.

Для демократического стиля характерны децентрализация управления, коллегиальное принятие решений, инициатива подчиненных поддерживается и активно поощряется. Во взаимоотношениях руководителя с подчиненными отмечаются тактичность, выдержка, доброжелательность.

В современных условиях оптимальным стилем для руководителя признан по сути дела совершенно новый стиль управления — динамичный. Для такого стиля руководства характерны: четкая позиция по любым вопросам, творческий подход к решению проблем, готовность идти в разумных пределах на риск, деловитость и предприимчивость, непримиримость к недостаткам, чуткое и внимательное отношение к людям, отсутствие субъективизма и формализма, опора на коллективное мнение в решении поставленных задач.

Безусловно, представленное разделение руководителей по стилю их управления является довольно условным, так как у одного и того же руководителя зачастую можно наблюдать одновременно черты, характерные для разных стилей руководства.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему:

«Управление здравоохранением. Маркетинг в здравоохранении»

Дисциплина: общественное здоровье и здравоохранение,

экономика здравоохранения

Специальность – 31.05.01 Лечебное дело

Курс 4

Семестр 8

Количество часов 4 часа

 

 

Уфа

 

Тема: «Управление здравоохранением. Маркетинг в здравоохранении» подготовлена на основании рабочей программы ФГОС ВО дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», утвержденной 15.06.2017г.

 

 

Рецензенты:

1. Шарафутдинова Н.Х. - зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО, д.м.н., профессор.

2. Борисова М.В. - доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИПО, к.м.н.

 

 

Автор:

Азаматов Р.Ш. – доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, к.м.н.

 

Утверждение на заседании кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, протокол № 18 от 30.06.2017г.

1.Тема и ее актуальность: Управление здравоохранением. Маркетинг в здравоохранении.

В последние десятилетия в зарубежных странах была сформулирована и получила распространение новая концепция управления производством и сбытом, которая была экстраполирована и на здравоохранение. Одновременно развивалась и наука о межличностных взаимоотношениях в процессе производства услуг. Эти направления и получили названия менеджмент и маркетинг. Именно с помощью маркетинговых мероприятий можно получить необходимую информацию о том, какие медицинские услуги и почему хотят получить пациенты, сколько они готовы заплатить за них, где наиболее высокий спрос на конкретные медицинские услуги, каким образом увеличить объем и качество оказываемых медицинских услуг, что даст возможность получать более высокие доходы по сравнению с конкурентами. Совершенствование управления здравоохранением, направленное на улучшение качества, культуры и доступности медицинской помощи населению на основе рационального использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов, является приоритетным направлением развития здравоохранения на современном этапе.

2. Учебные цели: ознакомиться с основными терминами, сформировать у студентов четкое представление об управлении здравоохранением на современном этапе, понимание студентами природы и сущности базовых функций менеджмента и формирование навыков принятия управленческих решений как определяющего фактора организационной эффективности; маркетинговой деятельности медицинской организации

Для формирования профессиональной компетенции студент должен

знать:

- особенности управления здравоохранением на современном этапе;

- основные принципы управления здравоохранением

- основные функции управления;

- основные методы управления;

- стили управления;

- технологию принятия управленческого решения;

- содержание маркетинговой деятельности медицинской организации;

- этапы разработки и внедрения комплекса маркетинга;

владеть и уметь:

- применять приобретенные теоретические знания в практических ситуациях,

- сформировать необходимые для профессиональной деятельности компетенции;

- ориентироваться в управленческой терминологии;

- реально оценивать значение маркетинга в рыночной экономике;

- анализировать конъюнктуру рынка, вести маркетинговые исследования;

- разрабатывать программы маркетинга;

- овладеть следующими компетенциями: базовой терминологией современного менеджмента и маркетинга; разработкой формальных систем управления, ориентированных на достижение целей организации; выбором метода руководства коллективом и его мотивации в типовых ситуациях; эффективной системой контроля за достижением целей организации (ПК-17)

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы.

1. В чем сходство и различие понятий «управление» и «менеджмент?»

2. Что такое субъект и объект управления?

3. Основные принципы управления; раскройте содержание каждого из них.

4. Назовите основные функции управления.

5. Раскройте понятие «организация» как функцию управления.

6. Мотивация. Перечислите основные теории мотивации

7. Контроль. Какова роль контроля в процессе управления здравоохранением?

8. Стиль управления. Какие стили управления знаете?

9. Методы управления здравоохранением. Основные методы управления здравоохранением.

10. Управленческое решение. Технология принятия управленческого решения.

11. Особенности управления здравоохранением на современном этапе.

12. Что такое маркетинг? Назовите основные понятия в маркетинге.

13. Цель и задачи маркетинга. Какие концепции маркетинга Вы знаете?

14.Перечислите виды маркетинга в здравоохранении. Каковы особенности рынка медицинских услуг?

15. За счет, каких параметров функционирует механизм рынка услуг в здравоохранении?

16. Классификация видов спроса на медицинские услуги. Какой информацией надо располагать для изучения потребительского спроса?

17. Что такое сегментация рынка? Какие принципы сегментации Вы знаете в практике работы медицинских организаций?

18. Что такое комплекс маркетинга? Какие факторы маркетинга вы знаете? Дайте им характеристику.

19. Что такое жизненный цикл медицинской услуги?

20. Изложите технологию маркетингового исследования в здравоохранении. Каковы основные этапы исследования?

21. Что подразумевается под каналами товародвижения медицинских услуг? Какие различают каналы товародвижения?

22. В чем заключается экономическое значение рекламы?

23.Укажите характерные черты конкурентоспособности. Каким образом можно оценить конкурентоспособность медицинской организации?

4. Вид занятия: практическое занятие.

5.Продолжительность занятия: 4 академических часа.

6.Оснащение:

6.1. Ситуационные задачи, методические указания для студентов по теме, тестовые задания.

6.2. ТСО (калькуляторы, компьютеры)

7.Содержание занятия:

7.1 Контроль исходного уровня знаний и умений. Тесты или задачи по теме (прилагаются).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов темы, при возможности проведение деловой игры по менеджменту или маркетингу (например, конкуренция).

7.3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, оформление результатов проведённой работы.

7.4. Контроль конечного уровня усвоения темы: проверка правильности выполнения индивидуальных заданий, конечный тестовый контроль (тесты прилагаются).

 

Подготовка к выполнению практических заданий по теме занятия.

Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются)

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, компьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: составление плана маркетингового исследования для определения конкурентоспособности медицинской организации, работа с нормативными документами, с основной и дополнительной литературой, работа с аудиторией.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний

Выберите один правильный ответ

1. ПЛАНИРОВАНИЕ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ – ЭТО:

1) Научные мероприятия, направленные на улучшение показателей деятельности учреждений здравоохранения

2) Наука, изучающая основные показатели состояния здоровья населения

3) Процесс определения необходимых ресурсов и механизма эффективного их использования

4) Обоснование и разработка потребности населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании в соответствии с возможностями их удовлетворения

5) Система государственных медицинских, общественных мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья населения при наименьшей затрате труда

 

2. ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИКЛИНИКИ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:1. численность населения и её структуру;2.заболеваемость населения;3.уровень госпитализации; 4.численность населения на одном терапевтическом участке; 5.мощность поликлиники;6. среднегодовую занятость койки

1) верно 2,5

2) верно 1,2,5

3) верно 4,5

 

3. ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАЦИОНАРА НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ: 1. численность населения и её структуру; 2.средние сроки лечения 1-го больного в стационаре; 3.уровень госпитализации; 4.численность населения на одном терапевтическом участке; 5.мощность поликлиники; 6.среднегодовую занятость койки

1) верно 3,4,5

2) верно 3,5

3) верно 1,2,3,6

 

4. ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ЧИСЛА ВРАЧЕЙ АМБУЛАТОРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ:1.утвержденный норматив посещений на 1-го жителя в год.; 2.численность населения; 3.функция врачебной должности;4.нормативы обеспеченности врачами согласно порядкам оказания медицинской помощи, 5.численность населения территории; 6.штатное расписание учреждения

1) верно 1,2,3

2) верно 1,2,3

3) верно 2,3,4,5

4) верно 1,2,3,4,5

 

5. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

1) стратегическое, тактическое, оперативное

2) целевое, оперативное

3) ситуационное, системное

4) программное, системное

5) структурное, целевое.

 

6. ЧТО ТАКОЕ ПЛАН?

1) документ, предполагающий принятие адекватных управленческих решений

2) документ, содержащий совокупность правил, которые определяют хозяйственную деятельность организации

3) документ, содержащий условия и факторы, которые воздействуют на организацию и требуют принятия решений, направленных на их устранение или приспособление к ним

4) официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития организации, промежуточные и конечные цели и задачи, механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов, а также стратегии на случай чрезвычайных ситуаций

5) документ, содержащий в себе группу совокупность правил, координирующих деятельность организации для достижения общей цели.

 

7. НА КАКОЙ СРОК СОСТАВЛЯЕТСЯ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН?

1) от года до 5 лет

2) более 5 лет

3) до 1 года

4) от 5 до 10 лет

5) более 10 лет.

 

8. НА КАКОЙ СРОК СОСТАВЛЯЕТСЯ ТАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН?

1) от года до 5 лет

2) от года до 7 лет

3) более 7 лет

4) от 5 до 10 лет

5) от 7 до 10 лет.

 

9. НА КАКОЙ СРОК СОСТАВЛЯЕТСЯ ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН?

1) до 1 года

2) до 2 лет

3) до 3 лет

4) до 5 лет

5) до 7 лет.

 

10. ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ:1) системный подход; 2) сочетание отраслевого и территориального планирования; 3) выделение приоритетных направлений; 4) директивность планов; 5) единство методологических подходов на всех уровнях управления системой здравоохранения; 6) обеспечение сбалансированности развития государственного, муниципального и частного здравоохранения

1) верно 1,2,3,4

2) верно 2,4,5

3) верно 1,2,3,4,5,6

4) верно 2,3,4,5

 

Задания для самоконтроля:

1. Составить развернутый план маркетингового исследования для определения конкурентоспособности медицинской организации (клиники, отделения медицинской организации).

2. Разработать на примере конкретной медицинской организации (поликлиники или стационара) коммуникационный комплекс.

 

Тестовые задания для контроля конечного уровня знаний

Выберите один правильный ответ

1. ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ?

1) область научных знаний и профессиональной деятельности, направленная на формирование и достижение целей организации путем рационального использования ресурсов.

2) процесс управления отдельным работником

3) процесс управления группой работников

4) процесс государственного управления социально-экономической жизнью общества

5) процесс технологического управления естественными и технологическими процессами.

2. НАЗОВИТЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА:

1) экономические, административные, социально-психологические

2) административные, экономические, дисциплинарные

3) организационные, социально-психологические

4) социально- психологические, нормативные.

3. НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ:

1) авторитарный, демократический, либеральный

2) лояльный стиль, авторитарный, демократический

3) опосредованное воздействие, косвенное воздействие, стиль использования власти,

4) стиль конкуренции, авторитарный, анархический.

4. НАЗОВИТЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ:

1) социально-психологические, административные, экономические, общественные

2) организационные, социально-психологические, административные, экономические

3) распорядительные, психологические, общественные

4) дисциплинарные, экономические, общественные.

5. ЧТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ФУНКЦИЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА?

1) законотворчество

2) планирование

3) мотивация

4) организация

5) контроль.

6. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ И УСЛУГ, НАЗЫВАЕТСЯ?

1) маркетинг

2) менеджмент

3) бизнес

4) предпринимательством.

7. В ЧЕМ ОСНОВНОЕ ОТЛИЧИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО, ТЕКУЩЕГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ?

1) в объеме;

2) во времени осуществления;

3) в методах;

4) в объеме и методах.

8. КОНЕЧНОЙ ЦЕЛЬЮ МЕНЕДЖМЕНТА ЯВЛЯЕТСЯ:

1) развитие технико-экономической базы фирмы

2) обеспечение прибыльность организации

3) рациональная организация производства

4) повышение квалификации и творческой активности работника.

 

9. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБЫЧНО СОСТОИТ ИЗ:

1) предварительного, текущего и заключительного

2) текущего и заключительного

3) предвар


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.295 с.