Теория обучения иностранным языкам — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Теория обучения иностранным языкам

2018-01-03 222
Теория обучения иностранным языкам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

для студентов 3 и 4 курсов очной формы обучения

 

по специальности

031201 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур

(31201.65 Методика преподавания иностранного

(немецкого) языка в средней общеобразовательной школе)

 

Обсуждено на заседании кафедры Составитель:

второго иностранного языка К.ф.н., доцент

««г. Протокол №11 ____________ Д.Я. Новикова

Зав. кафедрой

Д.Я. Новикова

 

Тверь 2008

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ

учебно-методического

комплекса по дисциплине

«ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

Пояснительная записка……………………………………………… 3-5
Учебная программа………………………………………………….. 6-10
Рабочая учебная программа………………………………………….  
Планы и методические указания по подготовке к практическим занятиям…………………………...  
Список литературы…………………………………………………... 12-13
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов……………………………………………………..   13-29
Требования к рейтинг-контролю……………………………………. 30-31
Вопросы для самостоятельной подготовки студентов к зачету…………………………………………………………………….  
Вопросы к курсовому экзамену…………………………………… 33-35
Материалы к государственному квалификационному экзамену: Программа экзамена…………………………………………………. Вопросы к экзамену…………………………………………………..   36-43 43-48
Программа учебной практики………………………………………. 49-55
Тематика и указания по выполнению курсовых и дипломных работ………………………………………..   56-58
Приложение: типовые тесты……………………………………….. 59-61
Перечень программного обеспечения………………………………  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Требования ГОС ВПО к содержанию данной дисциплины

Требования к содержанию дисциплины «Теория овладения иностранным языком» согласованы с требованиями ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (МОСКВА, 2000) для направления подготовки дипломированного специалиста 620100 – «Лингвистика и межкультурная коммуникация» (квалификация «Лингвист, преподаватель») по дисциплине СД.02 – «Теория обучения иностранным языкам». ГОС ВПО трактует теорию обучения иностранным языкам как основу профессиональной подготовки дипломированного специалиста квалификации «Лингвист, преподаватель».

 

2. Цели и задачи дисциплины (профессиональные и образовательные)

Расширение международных контактов и сотрудничества на всех уровнях, политика интеграции России в общеевропейское пространство ставят перед отечественной школой задачу организации школьного образования такого уровня, при котором учащийся имеет возможность изучать несколько иностранных языков.

Ведущей профессиональной целью курса «Теория овладения иностранными языками» является формирование у выпускников факультета иностранных языков и международной коммуникации умения успешно решать задачи обучения иностранным языкам в соответствии с «Концепцией модернизации содержания образования до 2010 года» и требованиями Нового базисного учебного плана.

Основной образовательной целью курса «Теория обучения иностранным языкам» является ознакомление студентов с теоретическими основами обучения иностранным языкам, с междисциплинарными основами закономерностей становления вторичной языковой личности.

Изменения в целях, содержании и технологии обучения иностранным языкам в среднем общеобразовательном учреждении на современном этапе в жизни общества ставит перед образовательными учреждениями высшего профессионального образования, готовящими учителей иностранного языка, следующие основные задачи:

- познакомить студентов с «Концепцией модернизации содержания образования до 2010 года»;

- познакомить студентов с требованиями Государственного образовательного стандарта по иностранным языкам»;

- сформировать у студентов понимание сущности процессов преподавания ИЯ/овладения ИЯ/изучения ИЯ и их специфику в русле конкретной методической системы;

- сформировать теоретический исследовательский подход к обучению ИЯ, умение анализа, самоанализа, самооценки и самообразования при изучении ИЯ;

- дать возможность будущему учителю упражняться в решении методических задач;

- познакомить студентов с УМК, рекомендованными Министерством образования и науки РФ для использования их при обучении немецкому языку, а также с параллельными и альтернативными УМК по немецкому языку.

 

3. Место дисциплины в структуре подготовки специалиста

Курс «Теория обучения иностранным языкам» читается на 6-м, 7-м и 8-м семестрах.

Проблема профессиональной подготовки студентов решается путем формирования автономии студента в овладении профессиональной компетенцией, создания условий для его творческой активности, принятие им большей ответственности за процесс и результат получения знаний и умений.

Курс «Теория обучения иностранным языкам» строится по принципу так называемой личностной модели обучения, основанной на развитии у студента способности к рефлексивному анализу значимости лингвистических, психологических, страноведческих, культуроведческих, методических и других знаний через собственный учебный опыт. В этих целях целесообразно использование различных форм взаимодействия в процессе обучения, как например, анализ конкретных учебных ситуаций, проблемные вопросы, методические задачи, моделирование, деловая игра, групповая и парная работа, проблемная дискуссия и другое.

 

4. Умения и навыки, приобретаемы студентами в процессе освоения данной учебной дисциплины

В результате изучения курса теории обучения иностранным языкам студенты должны приобрести профессиональную компетентность, соответствующую “Квалификационной характеристике” специалиста, согласно которой выпускник факультета ИЯ и МК должен

ЗНАТЬ:

- новые педагогические технологии языкового и социокультурного развития учащихся средствами родного и иностранного языков в контексте диалога культур;

- основные цели, задачи, принципы, особенности организации работы, использования учебных материалов и приемов работы при обучении немецкому языку;

- возможности и условия положительного переноса навыков при обучении иностранному языку;

- УМК, рекомендованные Министерством образования и науки для использования их в учебном процессе;

УМЕТЬ:

- применять полученные знания для решения преподавательских и методических задач;

- планировать, организовывать и вести учебно-воспитательную работу;

- определять степень и глубину усвоения обучающимися учебного материала, используя разнообразные приемы и средства контроля знаний, умений и навыков учащихся;

- прививать обучаемым навыки самостоятельного пополнения знаний;

- анализировать, обобщать и распространять передовой опыт организации учебного процесса, учебно-методической и воспитательной работы;

- ориентироваться в учебно-методической литературе;

- использовать технические средства обучения иностранному языку;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию.

Формы контроля

В каждом семестре проводится рейтинговый контроль знаний студентов. В 6-м и 7-ом семестрах студенты сдают зачет, в 8-м семестре – экзамен. Весь курс теории обучения иностранным языкам заканчивается в 10-м семестре госэкзаменом, который носит комплексный характер и включает еще вопросы по педагогической антропологии.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

Курс осуществляется в три этапа:

1. Введение в теорию обучения ИЯ.

2. Основной курс.

3. Теоретические основы технологий обучения ИЯ.

Каждый из этих этапов имеет свои специфические особенности и задачи, которые самостоятельны, и в то же время взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Курс «Теория обучения иностранным языкам» проводится в форме лекций, практических занятий и заданий для самостоятельной работы студентов.

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Содержание темы: 1. Предмет теории обучения иностранным языкам. 2. Лингводидактика и методика обучения иностранным языкам. 3. Связь методики с другими науками. 4. Современный методический стандарт.

 

Тема 2. НОВОЕ В организациИ обучения иностранным языкам в школах Российской Федерации

Содержание темы: 1. Развитие системы образования в России и задачи обучения ИЯ в условиях включения в широкие международные связи. 2. Вариативность системы обучения ИЯ в современной отечественной школе. 3. Государственный стандарт общего образования, его роль и структура. 4. Федеральный компонент Госстандарта. 5. Программы по ИЯ. 6. Профильное обучение в старшей школе. 7. ИЯ в начальной школе.

 

Тема 3. ПРОБЛЕМА УровнЕЙ обученности

иностранным языкам

Содержание темы: 1. Уровни обученности иностранному языку и понятие базового уровня владения языком. 2. Динамика практических целей обучения иностранному языку в рамках базового курса. 3. Обучение иностранному языку как диалог культур; взаимодействие воспитательных, образовательных и развивающих целей обучения иностранному языку в школе. 4. Роль развивающей цели обучения иностранному языку на современном этапе работы школы. 5.Содержание обучения иностранным языкам в рамках базового курса: коммуникативные умения, языковые знания и навыки, тематическая компетенция, социокультурная компетенция, компенсаторная компетенция, учебная компетенция.

 

Тема 4. Проблема выбора учебного пособия

Содержание темы: 1. Критерии оценки современного учебника иностранного языка. 2. УМК по немецкому языку, рекомендованные Министерством образования и науки для обучения в современной школе. 3. Общие принципы обеспечения учебного процесса по иностранному языку в школе учебно-методическими материалами для учителя и для учащихся. 4. Требования к уровню профессиональной подготовки учителя для работы по новым учебникам. 5. Значение публикаций в журнале “Иностранные языки в школе” для успешности работы учителя с новыми УМК. 6. Проблема выбора российского или зарубежного учебника

 

 

Тема 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Содержание темы: 1. Действия учителя и учащихся, соответствующие разным фазам общения в ходе урока иностранного языка. 2. Действия учителя, способствующие взаимодействию с учащимися или нарушающими такое взаимодействие по фазам общения. 3. Опыт организации взаимодействия учителя и учащихся талантливыми педагогами-новаторами.

 

Тема 6. ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ

Содержание темы: 1. Задачи обучения произношению. 2. Основные трудности немецкого произношения для русских учащихся. 3. Упражнения на гимнастику губ и языка. 4. Отработка произносительных трудностей изолированно и в составе речевого целого при сочетании хоровой и индивидуальной работы. 5. Фонетическая зарядка на уроке иностранного языка. 6. Основные типы ошибок в немецком произношении русских учащихся и приемы их исправления. 7. Поддержание произносительных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку.

 

Тема 7. ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ

Содержание темы: 1. Задачи обучения лексике. 2. Школьный лексический минимум: “активный словарь”, “пассивный (рецептивный) словарь”, “потенциальный словарь”. 2. Особенности введения и семантизации новых слов на разных ступенях обучения иностранному языку по новым УМК. 3. Стадии овладения новым иноязычным материалом: узнавание, имитация, полусвободное (репродуктивное) воспроизведение и свободное (продуктивное) пользование лексикой. 4. Система упражнений для овладения лексикой. 5. Взаимосвязанное обучение лексике и грамматике. 6. Словарные тетради учащихся. 7. Систематизация и повторение лексики. 8. Лексические игры. 9. Приемы контроля лексики при работе с новыми УМК.

 

Тема 8. ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ

Содержание темы: 1. Роль грамматических средств в овладении иностранным языком. 2. Школьный грамматический минимум: “активный”, “репродуктивно-рецептивный” и “рецептивный” грамматический материал. 3. Закономерности формирования грамматических действий до уровня навыка. 4. Особенности введения нового грамматического материала на разных ступенях обучения немецкому языку. 5. Взаимосвязанное обучение грамматике и лексике. 6. Система упражнений для отработки грамматического материала по новым УМК. 6. Повторение и контроль грамматики.

 

Тема 9. ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

Содержание темы: А. 1. Задачи обучения аудированию как специфическому виду речевой деятельности. 2. Требования к навыкам аудирования в госстандарте по иностранным языкам для средней школы. 3. Основные методические требования к организации работы по обучению аудированию иноязычной речи. 4. Приемы контроля понимания аудиотекстов

Б. 1. Устная речь на изучаемом языке как цель и как средство овладения иностранным языком. 2. Динамика обучения диалогической и монологической речи на разных этапах обучения немецкому языку. 3. Средства повышения мотивации и активизации деятельности учащихся при овладении устной речью (ситуация, ролевые игры, использование различных средств наглядности). 4. Обучение диалогической речи.. 5. Обучение монологической речи.

 

Тема 10. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Содержание темы: 1. Чтение как цель и как средство овладения иностранным языком. 2. Требования к овладению навыками чтения в госстандарте по иностранным языкам для средней общеобразовательной школы. 3. Особенности обучения технике чтения. 4. Чтение вслух на разных ступенях обучения иностранному языку. 6. Виды чтения про себя (ознакомительное, изучающее, просмотровое) и особенности организации работы над ними. 7. Особенности предтекстовых и послетекстовых заданий в новых УМК по немецкому языку. 9. Домашнее чтение и организация работы на уроке по контролю домашнего чтения на разных ступенях обучения.

 

Тема 11. ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Содержание темы: 1. Задачи овладения письменной речью при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе. 2. Требования к навыкам письменной речи в госстандарте по иностранным языкам. 3. Работа над немецким алфавитом. 4. Упражнения для развития навыков устной речи и письменные задания на разных этапах обучения немецкому языку.

 

Тема 12. НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Содержание темы: 1. Комиксы в новых УМК и их роль в активизации работы учащихся. 2. Коллажирование как один из приемов организации работы над новой темой при обучении иностранному языку в школе. 3. Работа над проектами: постановка цели, подготовительные этапы, организация подведения итогов работы над проектом. 4. Семантическое картирование при работе над разговорной темой.

 

Тема 13. КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Содержание темы: 1. Роль контроля в овладении иностранным языком. 2. Виды и формы контроля при обучении иностранному языку. 3. Место тестирования и виды тестовых заданий в работе по новым УМК. 4. Требования к тестированию согласно госстандарту по иностранным языкам для средней школы. 5. Экзамен по иностранному языку как вид итогового контроля сформированности базового уровня обученности. 6. Единый госэкзамен.

 

Тема 14. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К УРОКУ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Содержание темы: 1. Отличие урока иностранного языка от уроков по другим предметам. 2. Общие требования к уроку иностранного языка в школе: доминирующая роль учебно-иноязычной деятельности самих учащихся, проведение урока на иностранном языке; единство обучения, воспитания и общего развития учащихся и т.д. 3. Структура урока иностранного языка: членение урока на части, методические этапы, рабочие моменты (звенья). 4. Организационные формы (режимы) учебной работы на уроке иностранного языка: фронтальная работа, парная работа, групповая работа, индивидуальная работа, работа “по цепочке”, по принципу “снежного кома” и т.д. 5. Подготовка учителя к уроку иностранного языка. Значение планирования и его особенности в условиях перехода на новые УМК. Виды планов. Разработка рабочего плана урока как звена в системе уроков над темой.

Тема 15. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Содержание темы: 1. Роль ТСО в овладении ИЯ. 2. Лингафонный курс как обязательный компонент УМК по ИЯ. 3. Роль видеокурсов в формировании коммуникативной компетенции учащихся. 4. Компьютер в обучении ИЯ. 5. Задачи и перспективы дистанционного обучения ИЯ.

 

Тема 16. ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Содержание темы: 1. Цели и задачи внеклассной работы по ИЯ. 2. Виды внеклассной работы. 3. Роль компьютера в активизации внеклассной работы по ИЯ.

 

Тема 17.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание темы: 1. Принцип непрерывного школьного образования в области изучения ИЯ. 2. Профильное обучение в старших классах. 3. Уровни обученности ИЯ и их соотношение с мировыми стандартами. 4. Уровни профессиональной компетентности учителя в соответствии с новыми задачами школы. 5. Новые принципиальные подходы к процессу обучения ИЯ в школе: центрированность обучения на личности обучаемого; дифференциация обучения; социокультурное развитие личности обучаемого; комплексный характер обучения ИЯ. 9. Коммуникативная и межкультурная компетенции, их составляющие. 10. Самостоятельная работа учащихся по ИЯ. Языковой портфель. 11. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности.

 

Тема 18. КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИЯ

Содержание темы: 1. Коммуникативно-когнитивная технология обучения ИЯ. 2.Интенсивные методы: активизация резервных возможностей учащихся. 3. Возможное сочетание коммуникативно-когнитивных технологий с дисплейно-компьютерной техникой. 4. Интерактивные формы обучения.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Наименование разделов и тем Всего Аудиторные занятия
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
1. Введение в теорию обучения иностранным языкам     -  
2. Новое в организации обучения иностранным языкам в школах РФ        
3. Проблема уровней обученности иностранным языкам        
4. Проблема выбора учебного пособия        
5. Взаимодействие учителя и учащихся на уроке иностранного языка     -  
6. Обучение произношению        
7. Обучение лексике        
8. Обучение грамматике        
9. Обучение устной речи        
10. Обучение чтению        
11. Обучение письму и письменной речи        
12. Новые виды работы при обучении иностранным языкам в средней школе        
13. Контроль в обучении иностранному языку в средней школе        
14. Подготовка учителя к уроку иностранного языка        
15. Современные технические средства обучения иностранным языкам     -  
16. Внеклассная работа по иностранному языку        
17. Новое в целях, содержании и технологиях обучения ИЯ в среднем общеобразовательном учреждении на современном этапе жизни общества     -  
18. Когнитивно-коммуникативная направленность процесса обучения ИЯ     -  
Итого:        

ПЛАНЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по подготовке к практическим занятиям

В начале работы по курсу «Теория обучения иностранным языкам» студентам сообщается информация о планируемых по семестрам практических занятиях. Многие вопросы практической методики обучения ИЯ включается в рейтинг-контроль и экзамены..

К практическим занятиям необходимо просмотреть материал соответствующей лекции и проработать теоретическую литературу, указанную по темам. Более подробно см. разделы «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы» и «Требования к рейтинг-контролю».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

по курсу «Теория обучения иностранным языкам»

 

А. Обязательная литература

Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // ИЯШ. – 2002. –№ 2. – С.11-15.

Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования (ИЯ) // ИЯШ. – 2005. - № 8. – С.2-6.

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М. - 2000, 2002, 2004.

Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М., 1991.

Стандарты по иностранным языкам // Методическая мозаика. – 2004. – № 4.

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования (пояснительная записка) // ИЯШ. – 2004. - № 4.

Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: Пособие для студентов. – М.: Просвещение, 2003. – 239с.

Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению - М., 1991.

Залевская А.А., Медведева И.Л. Психолингвистические проблемы учебного двуязычия: Учебное пособие. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. – 194с.

Новикова Д.Я., Апальков В.Г. Педагогическая практика. – Тверь.- Твер. гос. ун-т. – 2006. – 129с.

Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: пособие для учителей. М. – 2002.

 

Б. Дополнительная литература

Мусницкая Е.Л. 100 вопросов к себе и ученику. М., 1996.

Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. - М., 2000.

Статьи из журнала «Иностранные языки в школе» и других методических журналов см. в разделе «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов».

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

По своей структуре и содержанию настоящий УМК ориентирован на управление учебно-познавательной деятельностью студентов в процессе изучения учебной дисциплины «Теория обучения иностранным языкам». В структуре УМК содержатся следующие компоненты:

Учебная и рабочая программы помогут студенту сориентироваться в комплексе вопросов, которые необходимо изучить на 4-м и 5-м курсах в ходе лекционных и практических занятий.

Список рекомендованной литературы включает обязательную и дополнительную литературу. В список обязательной литературы включены основные учебники, учебные пособия, а также публикации ведущих методистов-ученых, которые носят методологический характер и подлежат обязательному изучению.

В список дополнительной литературы включается литература, необходимая для подготовки к практическим занятиям, написания рефератов, курсовых работ, самостоятельного изучения дисциплины. В основном это статьи из журнала «Иностранные языки в школе» и других современных методических журналов на актуальные проблемы теории и методики обучения иностранным языкам. Список дополнительной литературы может обновляться преподавателем и дополняться по мере публикации статей.

Подготовка к практическим занятиям, которые проводятся в соответствии с планом практических занятий, требует систематической проработки студентом соответствующей литературы В начале каждой лекции возможно проведение кратких тестовых работ или краткое обсуждение содержания предыдущей лекции, для чего также необходима проработка соответствующего теоретического материала.

План практических занятий

VII семестр

Тема 1. Введение в теорию обучения иностранным языкам.

1) Методика как учебная дисциплина.

2) Методика как научная дисциплина.

3) Методика как практическая дисциплина.

4) Связь методики с другими науками.

5) Методы исследования в методике.

 

Литература:

1. Бабинская П.К. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: Учебное пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – с. 6-16.

2. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. – с. 6-35.

3. Тамбовкина Т.Ю. Тандем-метод – один из путей реализации личностно-ориентированного подхода в языковом образовании // ИЯШ.- 2003.- №5. – с. 13-17.

4. Корчажкина О.М. Невостребованный потенциал дедуктивного метода // ИЯШ.- 2003.- №5. – с. 18-21.ё

 

Тема 2. Новое в организации обучения иностранным языкам в школах РФ.

1) Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования.

2) Государственный образовательный стандарт по ИЯ.

3) Уровни обученности ИЯ и их соотношение с мировыми стандартами.

4) Профильное обучение в старших классах.

5) Уровни профессиональной компетентности учителя.

 

Литература:

1. Баранников А.В. О введении ИЯ во вторых классах начальной школы // ИЯШ.-2002.-№2.-С.4-10

2. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // ИЯШ.-2002.-№2.-С.11-15

3. Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы. // ИЯШ.- 2002.- №5. – с. 7-11.

4. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования. // ИЯШ.- 2005.- №8. – с. 2 – 6.

5. Ведель Г.Е. Методические принципы и их методологическая обусловленность // ИЯШ.-2002.-№6.-С.17-21.

6. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения ИЯ // ИЯШ.-2004.-№1.-С.3-8

7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2000 и более поздние издания. С.104-110.

8. Денисова Л.Г. Вариативность обучения ИЯ на старшем этапе средней школы (10-11 классы) // ИЯШ.-1996.-№2.-С. 3-7.

9. Копылова В.В., Воронина Г.И. Организация обучения иностранным языкам и профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях модернизации содержания образования. // ИЯШ.- 2003.- №1. – с.- 11.

10.Методическое письмо «О преподавании ИЯ в условиях введения Федерального компонента Госстандарта общего образования // ИЯШ.-2004.-№5.- С.-2-12

11. Поляков О.Г. Профильно-ориентированное обучение. // ИЯШ.- 2004.- №2. – с. 6-11.

12. Синица Ю.А. Межкультурная коммуникативная компетенция: требования к уровню владения и некоторые пути ее формирования. // ИЯШ.-2002.- №6.-С.8-15.

13. Стандарты по ИЯ // Методическая мозаика.-2004.-№4.-С.3-20

14. Федеральный компонент Госстандарта общего образования (пояснительная записка) // ИЯШ.-2004.-№1.-С.2-7

Примечание: в ходе практических занятий по мере появления новых публикаций по методике обучения ИЯ студентам даются задания с подготовкой выступлений с привлечением дополнительной литературы.

 

Тема 3. Цели и содержание обучения ИЯ в средней школе (СШ).

1) Цели обучения ИЯ.

2) Основные закономерности обучения ИЯ.

3) Содержание обучения ИЯ. Культурный компонент содержания обучения ИЯ: «диалог культур».

 

Литература:

1. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения ИЯ на старшей ступени полной средней школы // ИЯШ.-2004.-№6.-С.8-14

2. Бим И.Л. Содержание обучения немецкому языку в базовом курсе. // 1996.-№2.- С. 22-26.

3. Бим И.Л. Цели обучения ИЯ в рамках базового курса // ИЯШ.-1996.- №1.- С. 48-52.

4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2000. С. 55-90.

5. Копылова В.В. Единый гос. экзамен по ИЯ // ИЯШ.-2003.-№4.-С.4-29; №5.-С.2-12

6. Копылова В.В. К проблеме модернизации содержания общего образования // ИЯШ.-2002.-№5.-С.4-6.

7. Шамов А.Н. Реализация лингвострановедческого подхода на уроках немецкого языка // ИЯШ.-2003.-№6.-С.56-62

 

Тема 4. Учебно-методические комплекты для обучения немецкому языку.

1) Основные и вспомогательные средства обучения. Учебник как основное средство обучения ИЯ.

2) Новые серии учебников и УМК для обучения немецкому языку.

 

Литература:

1. Бабикова Е.С. Почему следует использовать при обучении немецкому языку отечественные учебники? // ИЯШ. 2000. №1. С. 38-39.

2. Баранников А.В. Об обучении ИЯ в 3-ем классе начальной школы общеобразовательных учреждений России // ИЯШ.-2003.-№4.-С.3-6

3. Бим И.Л. Новый УМК по немецкому языку для 5 класса общеобразовательной школы (базовый курс) // ИЯШ. 1994. №6; 1995. №1. С. 4-10.

4. Бим И.Л. Новый УМК по немецкому языку для учащихся 3-их классов общеобразовательных учреждений // ИЯШ.-2003.-№6.-С.14-20

5. Бим И.Л. Новый учебник немецкого языка для 9 класса «Deutsch. Schritte 5» // ИЯШ. 2000. №4. С. 16-20.

6. Бим И.Л., Афанасьева О.В., Радченко О.А. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка // ИЯШ. 1999. №6.

7. Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // ИЯШ.-2001.-№4.-С.29-33

8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2000.-С.105-111.

9. Зеня Л.Я. Как осуществить выбор ученика в современной школе? // ИЯШ. 1996. №6. – С. 70-72.

10. Мильруд Р.П. Учебник иностранного языка: синергетика жанра или энергетика автора? // ИЯШ.- 2005.- №8. – с. 12-19.

11. Якушев М.Л. Научно-обоснованные критерии анализа и оценки учебника иностранного языка // ИЯШ. 2000. №1. С.16-23.

 

Тема 5. Обучение произношению.

1) Требование Госстандарта по ИЯ относительно произносительной стороны немецкой речи.

2) Задачи обучения произношению на начальном этапе.

3) Последовательность введения немецких звуков.

4) Порядок работы над новым звуком.

5) Упражнения для отработки фонематического слуха учащихся.

6) Коммуникативный подход при обучении произношению.

7) Роль и место фонетической зарядки на разных ступенях обучения.

8) Особенности работы над произношением на старшем этапе.

9) Использование ТСО при обучении произношению.

10) Типичные ошибки русских учащихся в немецком произношении.

 

Литература:

1. Стандарты по ИЯ // Методическая мозаика.-2004.-№4.-С.3-20

2. Маслыко Е.А. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка; справочное пособие. Минск. 1996. С. 7-12; 191-193.

3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991. С. 175-185.

4. Мусницкая Е.Л. 100 вопросов к себе и ученику. М. 1996. С. 46-49.

 

Тема 6. Обучение лексике.

1) Требования Госстандарта по ИЯ относительно лексической стороны иноязычной речи.

2) Пути ознакомления учащихся с новыми словами.

3) Методы семантизации лексики.

4) Порядок работы над новой лексикой на уроке.

5) Система лексических упражнений.

6) Ведение словаря.

7) Повторение и контроль лексики.

8) Обучение пользованию словарем.

 

Литература:

1. Стандарты по ИЯ // Методическая мозаика.-2004.-№4.-С.3-20

2. Маслыко Е.А. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск 1996. С. 12-28; 176-186.

3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М., 1991. С. 159-175.

4. Кричевская К.С. К вопросу о содержании лексических правил в обучении иностранному языку // ИЯШ. 1998. №4. С.23-29, 32.

5. Потрикеева Е.С. К проблеме взаимосвязанного обучения лексической и грамматической сторонам говорения // ИЯШ. 2000. №2. С. 15-23.

Тема 7. Обучение грамматике.

1)Требование Госстандарта по ИЯ относительно грамматической стороны иноязычной речи.

2) Специфика работы над грамматикой на разных ступенях обучения.

3) Порядок работы над новым грамматическим материалом на уроке.

4) Система упражнений при обучении грамматике.

5) Грамматические игры.

6) Особенности работы над грамматическим материалом для продуктивного и рецептивного усвоения.

7) Роль наглядности при обучении грамматике.

 

Литература:

1. Витлин Ж.Л. Современная проблема обучения грамматике иностранных языков // ИЯШ.-2000.-№5.-С.22-26

2. Маслыко Е.А. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, 1996. С. 29, 42-45, 52-58, 202-203.

3. Мусницкая Е.В. 100 вопросов к себе и ученику. М., 1996. С. 51-54, 54-55.

4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1991. С. 152-159.

5. Косиор И.Ю. Тестовые задания по грамматике немецкого языка. // ИЯШ. 1998. №3. С. 52-56.

6. Москаленко Л.В. Некоторые приемы работы над грамматическими явлениями на уроке немецкого языка. // ИЯШ. 1999. №1. С. 39-42.

7. Цейтлин В.С. Как обучать грамматически правильной речи. // ИЯШ. 1998. №1. С. 18-21.

8. Никшикина Н.В. Грамматика на уроке немецкого языка // ИЯШ.-2004.-№3.-С.72-75

9. Потрикеева Е.С. К проблеме взаимосвязанного обучения лексической и грамматической сторонам говорения // ИЯШ.-2000.-№2.-С.15-23

 

Тема 8. Урок иностранного языка.

1) Тематическое планирование.

2) Сущность урока и требования к уроку ИЯ.

3) Речевое и неречевое поведение учителя, исходя из требований к уроку.

4) Структура урока и его организация.

5) Планирование урока.

6) Схема анализа урока.

7) Кабинет ИЯ и требования к его оформлению для оптимизации работы на уроке.

 

Литература:

1. Рогова И.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.,1999.-С188-222

2. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. М., 2000.-С.128-146

3. Вострякова Н.А. Цель урока ИЯ и способы их достижения // ИЯШ.-2001.-№5.-С.43-46

4. Малышева Г.И. Пусть урок будет интересным // ИЯШ.-1988.-№6.-С.37-45

 

VIII семестр:

 

Тема 1. Обучение устной речи.

1) Роль устной речи в процессе овладения ИЯ.

2) Требования к базовому уровню владения говорением.

3) Особенности обучения устной речи на начальном этапе.

4) Особенности обучения монологической речи.

5) Особенности обучения диалогической речи.

6) Тематический принцип в обучении говорению.

7) Использование опор при обучении говорению на ИЯ.

8) Роль учебной ситуации при обучении говорению.

9) Ролевая игра в обучении говорению.

10) Использование средств наглядности при обучении устной речи.

11) Проблема ошибок в устной речи, исправление ошибок.

 

Литература:

1. Бабаянц А.В. Технология стимуляции реального общения на ИЯ // ИЯШ.-2004.-№3.-С.60-66

2. Дианова Е. М., Костина Л.Т. Ролевая игра в обучении ИЯ: обзор зарубежной методической литературы. // ИЯШ. 1998. №3. С. 90-92.

3. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. // ИЯШ. 1995. №2. С. 4-7; №4. С. 3-6.

4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М., 2000. С. 126-128.

5. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск, 1996. С. 70-94, 256, 304-318, 394.

6. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого? // ИЯШ. 2000. №1. С. 29-33.

7. Лытаева М.А. Совершенствование умений говорения на основе текста для чтения на старшем этапе // ИЯШ.-2004.-№3.-53-59

8. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению. // ИЯШ. 1999. №1. С. 26-34.

9. Санкина В.В., Сивочалова Г.А. Развитие коммуникативной компетенции учащихся при обучении немецкому языку // ИЯШ. 2000. №1. С. 35-39.

10. Вайсбурд М.Л., Пустомехова Л.Н.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.238 с.