Лекция 1. Понятие, предмет и задачи уголовно-исполнительного права — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Лекция 1. Понятие, предмет и задачи уголовно-исполнительного права

2018-01-03 244
Лекция 1. Понятие, предмет и задачи уголовно-исполнительного права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 1. Понятие, предмет и задачи уголовно-исполнительного права

План:

Понятие и предмет уголовно-исполнительного права. Место уголовно-исполнительного права в системе российского права.

Цели и задачи уголовно-исполнительного права.

Принципы уголовно-исполнительного права.

Лекция 2. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации

План:

История развития российского законодательства об исполнении наказаний

2. Понятие, структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. Нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.

Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международные правовые акты в сфере защиты прав человека и обращения с осужденными. Основные положения правовых актов в сфере защиты прав человека и обращения с осужденными.

Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени

Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве определяется ч.1 ст.6 УИК РФ, согласно которой уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории Российской Федерации.

Что касается действия уголовно-исполнительного законодательства во времени, то оно определяется ч.2 ст.6 УИК РФ. В соответствии с ней исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения.

Таким образом, можно заметить существенное отличие от действия во времени уголовного законодательства: понятие обратной силы закона для уголовно-исполнительного законодательства не применяется. Из этого вытекает следующее допущение: новая норма применяется даже в том случае, если она ужесточает порядок и условия отбывания наказания.

 

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международные правовые акты в сфере защиты прав человека и обращения с осужденными. Основные положения правовых актов в сфере защиты прав человека и обращения с осужденными.

Соотношение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и международных правовых актов в целом основано на положениях ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Вместе с тем ранее действовавшая редакция ч.1 ст.3 УИК РФ устанавливала, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями. Подобная формулировка не соответствовала положениям, закрепленным в Конституции РФ, и федеральным законом от 03.04.2008 №40-ФЗ в ст.3 УИК РФ были внесены изменения.

В настоящее время вопрос о соотношении национального уголовно-исполнительного законодательства и международных правовых актов по вопросам исполнения наказаний в ч.ч.1-2, 4 ст.3 УИК РФ решен следующим образом: уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

Последнее правило обусловлено тем, что многие международные акты имеют рекомендательный характер. В ряде из них содержится прямое указание на то, что они применяются с учетом политических, социально-экономических, культурных условий каждой страны, а также целей и задач ее системы уголовного правосудия.

Соответствующие международные правовые акты можно разделить на несколько групп.

По содержанию:

1) Акты общего характера (универсальные);

2) Специализированные акты

По территории действия:

1) Общемировые акты;

2) Региональные акты.

I. Общемировые акты общего характера:

1) Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;

4) Декларация прав ребенка 1959 г.;

5) Конвенция о правах ребенка 1989 г.;

6) Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 г.;

7) Декларация о правах инвалидов 1975 г.;

8) Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости или дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г.

II. Региональные акты общего характера:

1) Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г.;

2) Конвенция Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека 1995 г.

III. Общемировые специализированные акты:

1) Минимальные стандартные правила ООН обращения с заключенными 1955 г.;

2) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1948 г.;

3) Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1975 г.;

4) Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни 1984 г. (Резолюция социального и экономического совета ООН);

5) Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.;

6) Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1988 г.;

7) Основные принципы обращения с заключенными 1990 г.;

8) Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 г.;

9) Правила, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 г.;

Лекция 4. Учреждения и органы, исполняющие наказания. Контроль за их деятельностью.

План:

1. Задачи и виды учреждений и органов, исполняющих наказание

Международный контроль

Его осуществление предусмотрено различными международными нормативными актами. Международный контроль осуществляется в следующих формах:

А) периодическое представление государством докладов о соблюдении прав и свобод человека, в том числе при исполнении наказаний (например, ст.16 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и ст.40 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. предусматривают обязанность государств-участников этих пактов представлять доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в настоящих пактах, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав);

Б) сообщения иностранных государств о нарушениях прав человека;

В) индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией РФ, направляемые в международные организации.

2) Внутригосударственный контроль (в свою очередь делится на подвиды):

2.1. контроль органов представительной и исполнительной власти;

2.2. судебный контроль (ст.20 УИК РФ):

Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания, а также об изменении вида исправительного учреждения.

Суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны уведомлять суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказания в виде принудительных работ, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде принудительных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, смертной казни.

2.3. ведомственный контроль (ст.21 УИК РФ): за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.

2.4. контроль органов местного самоуправления;

2.5. общественный контроль.

Формы осуществления контроля:

1. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания (ст.24 УИК РФ: при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право: а) Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также президенты и главы правительств субъектов Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, главы органов местного самоуправления – в пределах соответствующих территорий; б) Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях; в) должностные лица вышестоящих органов; г) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания; д) депутаты, общественные наблюдательные комиссии и их члены – в пределах соответствующих территорий; е) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий – учреждения и органы, исполняющие наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений.

1. Направление соответствующих запросов.

2. Проведение ревизий.

3. Согласование при принятии отдельных решений

4. Личный прием осужденных.

5. Ознакомление с личными делами осужденных и пр.

Дисциплинарная, уголовная и материальная ответственность лиц, отбывающих наказания

 

1. Понятие и содержание правового положения (статуса) лиц, отбывающих наказания

 

Правовое положение (статус) лиц, отбывающих наказания, в самом общем виде можно определить как основанное на общем статусе граждан России и закрепляемое с помощью правовых норм положение осужденных во время отбывания уголовного наказания, которое определяется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий исполнения конкретного вида наказания.

Правовой статус осужденных представляет собой межотраслевой правовой институт, доминирующую роль в регламентации которого играют нормы уголовно-исполнительного права. Вместе с тем значительное число отношений, порождающих права, законные интересы и обязанности осужденных, регулируются нормами конституционного, административного, трудового и иных отраслей права.

По своему содержанию правовой статус осужденных представляет собой совокупность прав, законных интересов и обязанностей осужденных во время отбывания уголовного наказания. Они возникают и реализуются в рамках, как правило, уголовных и уголовно-исполнительных правоотношений, но могут возникать и в отношениях, регулируемых нормами административного, гражданского и иных отраслей права.

Традиционно выделяют 3 вида статуса осужденных:

1) Общий – характеризуется комплексом прав и обязанностей, присущих всем осужденным, независимо от вида отбываемого наказания.

2) Специальный – особенности прав и обязанностей осужденных напрямую связаны с видом отбываемого наказания. Об этом по сути говорится в ч.4 ст.10 УИК РФ, согласно которой права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания

3) Индивидуальный – учитывает помимо всего вышеуказанного особенности личности осужденного (например, пол, возраст, наличие инвалидности и т.п.), предопределяя тем самым наличие либо отсутствие специфических прав и обязанностей. Например, при отбывании наказания в виде обязательных работ осужденный, признанный инвалидом первой группы, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания (ч.3 ст.26 УИК РФ).

Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомоченному лицу возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности определяется содержанием субъективного права, включающим в себя: во-первых, возможность осужденного свободно пользоваться социальными 6лагами (питанием, вещевым довольствием); во-вторых, возможность требовать исполнения корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персонала учреждении и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных и иных правоотношении; в-третьих, возможность прибегнуть в необходимых случаях к защите своего субъективного права.

Социально-правовое значение обязанностей заключается в том, что они являются средством формирования нравственного и правового сознания осужденных, укрепления законности и правопорядка, дисциплины и организованности во время отбывания наказания.

 

Дисциплинарная, уголовная и материальная ответственность лиц, отбывающих наказания

Лица, отбывающие наказания могут быть привлечены к дисциплинарной, уголовной или материальной ответственности на основаниях и в соответствии с законом.

Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность лица, отбывающего наказание отвечать за неисполнение специальных обязанностей, вытекающих из требований режима учреждения, исполняющих наказания. Эта ответственность реализуется в форме применения особых мер принуждения – дисциплинарных взысканий, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством (см., например, ч.2 ст.58, ст.60.14, ст.115 УИК РФ).

Уголовная ответственность представляет собой обязанность лица, отбывающего наказание, отвечать перед законом за совершенное им преступление, обязанность понести уголовное наказание за это преступление. Эта ответственность не предусматривает каких-либо принципиальных отличий в основаниях и в порядке уголовной ответственности осужденных лиц, совершивших новые преступления в исправительных учреждениях.

В уголовном законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за специфические общественно опасные деяния, субъектом которых могут быть только лица, отбывающие наказание, либо находящиеся под административным надзором. Это побег из мест лишения свободы (ст. 313 УК РФ), уклонение от отбывания ограничения свободы, лишения свободы (ст. 314 УК РФ), уклонение от административного надзора (ст.314.1 УК РФ).

Материальная ответственность представляет собой обязанность возместить причиненный материальный ущерб. За ущерб, причиненный отбывающим наказание лицом при исполнении трудовых обязанностей, материальная ответственность устанавливается в размерах, предусмотренных законодательством о труде; за материальный ущерб, причиненный иными действиями, – в размерах, предусмотренных гражданским законодательством.

В том случае, когда материальный ущерб нанесен при совершении преступления во время отбывания наказания, к виновному может быть предъявлен гражданский иск (ст. 29 УПК РФ), который рассматривается вместе с уголовным делом, в остальных случаях иск предъявляется в порядке гражданского судопроизводства.

 

Литература и нормативные акты:

1. Конституция РФ;

2. УИК РФ;

3. УК РФ;

4. Трудовой кодекс РФ;

5. Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»;

6. Бондаренко И.В., Чапышкин А.Ю. Материальная ответственность осужденных // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. №4. С.40-47;

7. Губенко А. Дисциплина труда и материальная ответственность лиц, осужденных к лишению свободы // Законность. 2006. № 12. С.12-13.

 

Лекция 1. Понятие, предмет и задачи уголовно-исполнительного права

План:


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.