Тема 7. Отечественная философия. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема 7. Отечественная философия.

2018-01-03 513
Тема 7. Отечественная философия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Феномен русской философии: историко-культурные и социальные предпосылки становления философии периода IХ-ХYII вв. Философская мысль в России к. ХYII -первой пол. ХYIIIвв. Философские воззрения русских философов-просветителей второй пол. ХYIII – начала ХIХ вв. Философские взгляды декабристов.

Идеи, традиции и особенности русской революционно-демократической философии:философская и социологическая мысль в России в 40-60-х гг. 19 века: славянофилы, дворянские просветители, помещичье-буржуазные либералы; Эволюция философских взглядов В.Белинского, «идея исторического прогресса»; А.Герцен и А.Огарев: естественно-научный материализм и теория «русского социализма»; Антропологический принцип философии Н.Чернышевского; Основные идеи и этика «разумного эгоизма».

 

Вопросы:

1. Характерные особенности русской философской мысли.

2. Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси X-XVII вв.

3. Русская философская мысль в эпоху Просвещения XVIII в. (философские воззрения русских философов-просветителей).

4. Религиозно-идеалистическая философия в России к. ХIХ-нач.ХХ вв. Славянофилы и западники.

5. Русский философский Ренессанс начала ХХ века.

 

Ключевые понятия: этический кодекс, исихазм, творение, ересь, игумен, патриарх, астрология, каббалистика, политеизм, славянофильство, западничество, всеединство, богочеловечество, космизм, просветительство, этика «разумного эгоизма».

Персоналии: А.Герцен, А.Огарев В.Белинский, Н.Чернышевский, Д. Писарев, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, Г.В. Плеханов, Г.Г. Шпет, П.Я. Чаадаев, П.А. Флоренский, Н.Н.Страхов, В. Розанов, С. Франк, Н. Трубецкой, В. Ильин, В. Соловьев, С. Булгаков.

 

1. Характерные особенности русской философской мысли.

 

Философская мысль на Руси начинает зарождаться в XI в. под влиянием процесса христианизации. С самого начала своего становления она оказалась исторически вписанной в мировой культурно-философский процесс. В своей своеобразной, специфической форме русская философская мысль решала те же теоретические и идеологические задачи, к которым обращалась философия других европейских народов. Вместе с тем русская философия имеет ряд характерных особенностей. С одной стороны, имел место растянутый во времени, своеобразный «пролог» к философии (X-XVII вв.), а с другой, – приобщение к западноевропейской культуре дало возможность русским мыслителям и ученым взять как бы «готовый опыт» в философии. Развитие собственно философии в России происходит в XIX веке, когда философская мысль в мучительных поисках истины уяснила свои задачи и проблемы, определив собственный путь развития

Таким образом, специфическими чертами русской философии, отличающими ее, прежде всего, от западноевропейской, стали: теософия (мистическое богопознание), антропоцентризм (понимание человека как центра и высшей цели мироздания) и историософия (учение о смысле и целях истории).

Главной темой русской философии является тема человека, его судьбы, смысла жизни, свободы, сущности человеческой личности, ее роли в обществе в русском национальной характере и русской культуре. Это органичное единство личного начала и общественного нашло свое выражение в философии всеединства, центральным понятием которой является понятие соборности.

Соборность – это внутреннее единение каждого со всеми. Только соборным сознанием достигается подлинная вера. В отличие от западноевропейской философии, которая в XVII в. выдвинула в качестве основного принципа всего миропонимания.

 

2. Философско-религиозное мировоззрение Древней Руси X-XVII вв.

 

Принятие христианства на Руси повлекло за собой целый ряд преобразований и нововведений, среди которых наибольшую значимость имело формирование идеологии сильной княжеской власти (позднее концепции «Москва – третий Рим», призванной объединить разрозненные княжества под главенством Москвы в единое централизованное государство), а также организация «книжного дела», налаживание переводов церковной литературы на славянский язык. В числе тех, кто стоял у истоков русской философии, самыми крупными мыслителями-книжниками были Илларион Киевский, Никифор Грек и Климент Смолятич (все они были киевскими митрополитами).

В средневековой культуре Московской Руси философские идеи были также тесно связаны с традицией православного богословия. Серьезное влияние на русскую религиозную мысль конца XIV-середины XVII вв. оказал исихазм. Представитель афонского исихазма Григорий Палама был рьяным противником рационализации теологии, он абсолютизировал противоположность божественного и мирского, утверждая, что Бог не может быть творцом мира. В эпоху Возрождения подобное освобождение природного из божественного приводила к исследованию «природы вещей», закономерности возникновения всего естественного.

 

3. Русская философская мысль в эпоху Просвещения XVIII в. (философские воззрения русских философов-просветителей).

Русское Просвещение охватывает период с середины XVII в. до первой трети XIX в. Приближаясь к западной цивилизации, петровская Россия должна была воспринять и весь идеологический мир Европы. В Европе, особенно во Франции, развитие просветительской философии протекало в обстановке секуляризации духовной культуры, отделения светской культуры от религиозной (церковной). Одной из замечательных фигур западнорусского Просвещения был князь А.М. Курбский.

Особо примечательной фигурой русского Просвещения является Григорий Сковорода. Религиозно-мистическая система Сковороды основывается на двух главных идеях: антропологизма и мистического символизма. От Прокоповича философия русского Просвещения наследовала ярко выраженную натурфилософскую проблематику, которую позднее будут развивать в своих трудах М.В. Ломоносов и А.А. Радищев. Антиох Кантемир, дипломат и поэт-сатирик, переводчик сочинений французских просветителей был автором натурфилософского трактата «Письма о природе и человеке».

 

4. Религиозно-идеалистическая философия в России к. ХIХ-нач. ХХ вв. Славянофилы и западники.

 

Оригинальные поиски русской философской мысли на протяжении XVII – XVIII вв. привели к возникновению двух противоположных тенденций, которые уже в XIX в. окончательно оформились в два основных направления в философской и общественной мысли России: славянофильство и западничество.

Результатом противостояния, которое сложилось между славянофилами и западниками, является философия Вл. Соловьева, которому принадлежит вариант философии Всеединства – один из наиболее оригинальных в русской философии. Дух философии Всеединства определялся доминировавшим во всех ее построениях идеалом целостности как полного и гармоничного состояния мира и человека.

Одним из самых оригинальных мыслителей русского духовного ренессанса начала ХХ в., вершившегося в русской философии после В. Соловьева, был Н.А. Бердяев. Центральная проблема его философии – это проблема личности, свободы, творчества. Эти темы рассмотрены Бердяевым в работах «Смысл творчества», «Философия свободы», «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики»», «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» и др. Методология А.Н.Бердяева строится на стыке гуманитарной, историко-культурной проблематики, предполагающей обращение к различным источникам в философии, культурологии, художественной литературе, публицистике, социологии, религии. Основная задача человека, по Бердяеву, – творчество.

 

5. Русский философский Ренессанс начала ХХ века.

Русский философский Ренессанс был органичной составной частью мировой культуры и вместе с тем плодотворным итогом долгого процесса развития философии в России. В то же время русский Ренессанс существенно отличался от предшествующих периодов развития отечественной философии.

 

Проблемные вопросы:

1. В чем вы видите характерные особенности русской философской мысли.

2. Каковы особенности философско-религиозное мировоззрение Древней Руси X-XVII вв.

3. Чем характеризуется русская философская мысль в эпоху Просвещения XVIII в.

4. Выделите общее в философских воззрениях русских философов-просветителей.

5. Почему философия в России к. ХIХ-нач.ХХ вв. называется религиозно-идеалистической философией.

6. Дайте определение понятий: «Славянофилы» и «западники». Растолкуйте их содержание.

7. В чем суть русского философского Ренессанса начала ХХ века. Определение понятия «русский философский Ренессанс».

Тренировочные тесты:

1. Представителем естественнонаучного направления «русский космизм» является…

а. Н.А. Бердяев

в. А.И. Радищев

с. Н.Ф. Федоров

d. В.И. Вернадский

2. Первым теоретиком диалектического материализма в России был..

а. Г.В. Плеханов

в. Г.Г. Шпет

с. П.Я. Чаадаев

d. П.А. Флоренский

3. Автором философии «общего дела» является…

а. Н.Ф. Федоров

в. Л.Н. Толстой

с. К.Э. Циолковский

d. М.В. Ломоносов

4. Материалистическую позицию в отечественной философии XIX – XX вв. представляют…

а. Н. Бердяев, В. Розанов, С. Франк

в. Н. Трубецкой, Г. Флоровский, В. Ильин

с. А. Герцен, В. Белинский, Д. Писарев

d. В. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский

5. Первые представления о философии на Руси сложились после…

а. составления «Русской правды»

в. монголо-татарского ига

с. возвышения Московского государства

d. принятия христианства

6. Начало материалистической традиции в русской философии положил…

а. С. Десницкий

в. М. Ломоносов

с. Н. Трубецкой

d. Г. Сковорода

7. Идеализация русских самобытных начал характерна для…

а. марксистов

в. народников

с. славянофилов

d. западников

8. Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был…

а. М. Бакунин

в. В. Соловьев

с. Н. Чернышевский

d. А. Герцен

9. В русской философии традиционно повышенное внимание уделялось ценностям…

а. демократии

в. материальным

с. духовным

d. собственности

10. Русская идея с точки зрения В. Соловьева – это…

а. идея мировой гегемонии

в. идея объединения Востока и Запада

с. идея превосходства одной нации над другой

d. идея национального предназначения

11. Автором работы «Слово о законе и благодати» является…

а. Илларион

в. Никон

с. Мономах

d. Филофей

12. Появление светского типа философствования в России происходит в …

а. XX в

в. XVIII в

с. XVI в

d. XIV в

13. Душа мира, связующее звено между Богом и его творением, по Вл. Соловьеву, есть…

а. Логос

в. София

с. Единое

d. Демиург

14. «Рыцарем свободного духа» называл себя…

а. Н. Бердяев

в. Ф. Достоевский

с. В. Соловьев

d. Л. Толстой

15. Характерной чертой русской идеалистической философии является…

а. антропоцентризм

в. системность

с. детальная разработка гносеологии

d. строгость логических построений

16. Выберите представителей русского космизма:

а. Федоров

в. Флоренский

с. Ильин

d. Шестов

е. Чижевский

17. Укажите представителей советской философии:

а. Герцен

в. Ильенков

с. Хомяков

d. Соловьев

е. Мамардашвили

18. Выберите из списка философов-западников:

а. Герцен

в. Грановский

с. Аксаков

d. Хомяков

е. Самарин

19. Укажите философов-славянофилов:

а. Киреевский

в. Белинский

с. Каверин

d. Огарев

е. Аксаков

20. К каким философским течениям принадлежат данные мыслители

1. Ильенков 2. Соловьев 3. Федоров 4. Бердяев

а. философия Всеединства

в. русский космизм

с. марксизм

d. экзистенциализм

21. Расположите имена русских мыслителей в хронологической последовательности

а. Ломоносов

в. Соловьев

с. Илларион

d. Ильенков

22. Владимир Иванович … разработал учение о ноосфере

23. Владимир Сергеевич … разработал концепцию, которая получила название «Философия Всеединства»

24. Николай Александрович … написал работу «Русская идея»

25. Константин Эдуардович … является представителем русского космизма и разработчиком теории ракетостроения

Тема 8. Философия бытия

Философия бытия и онтологические проблемы философии. Проблема единства и многообразия мира (монизм, дуализм, плюрализм). Представления о бытии в истории философских учений. Категория бытия: сущность и формы бытия. Бытие вещей, процессов и состояний.

Материя – ведущая проблема философского познания. Метафизические представления об устройстве мира. Организация, самоорганизация и системность материального мира. Основные формы и уровни организации материи. Движение как способ существования материи. Основные формы движения. Движение и покой. Пространство и время. Единство материи, движения, пространства и времени. принцип системности.

Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Основные законы диалектики. Категории диалектики в истории философии. Развитие идеи детерминизма в истории философии и науки. Научная, религиозная и философская картины мира. Понятие «картина мира».

 

Вопросы:

1.Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Основные виды и формы бытия.

2. Понятие материи как субстанции: виды, свойства и формы существования материи. Материальное и идеальное. Структура материального мира.

3. Движение как способ существования материи. Движение, развитие, саморазвитие.

4. Пространство и время как формы бытия материи. Субстанциальная и атрибутивная концепции пространства и времени в философии.

5. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии.

6.Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира. Детерминизм и индетерминизм. Основные закономерности бытия

 

Ключевые понятия: «бытие», материя, атрибуты бытия материи, принцип системности; универсальные связи, законы, категории диалектики, качество, количество, единство, борьба, противоположности, диалектическое противоречие, тезис, антитезис, синтез, необходимость и случайность; возможность и действительность.

 

1.Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Основные виды и формы бытия.

 

Проблема бытия крайне значима для философии. Она всегда была проблемой дискуссионной. Это объясняется ее сложностью и неоднозначностью понимания.

С помощью категории бытия интегрируются основные идеи о существовании мира:

1) мир есть и существует как беспредельная и непреходящая целостность;

2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах;

3) в силу объективной логики существования и развития мир образует совокупную реальность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов.

Целесообразно выделить следующие взаимосвязанные основные формы бытия:

1) бытие вещей, процессов, которое подразделяется на а) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого; б) бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие человека, которое подразделяется на а) бытие человека в мире вещей и б) специфически человеческое бытие;

3) бытие духовного (идеального). которое делится на а)индивидуализированное духовное и б)объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) бытие социального, которое делится на а) индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и б) бытие общества.

Проблема субстанции определила в философии разные подходы в понимании бытия: монистический подход (милетская школа) вырабатывает монистическую концепцию бытия, имеющее одно начало, одну субстанцию. Плюралистический подход (Анаксагор) определяет плюралистическую концепцию, когда в основе бытия лежит множество начал (гомеомерии или материальные частицы у Анаксагода).

 

2. Понятие материи как субстанции: виды, свойства и формы существования материи. Материальное и идеальное. Структура материального мира.

Понятия материального и идеального – основные категории в философии. Их разграничение имеет значение только в гносеологических границах определения. С точки зрения материалистической философии, материя является субстанцией всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения, основой всех духовных явлений. Однако при этом следует учитывать, что материя существует в виде бесконечного многообразия конкретных систем и образований. В природе существует бесконечное множество качественно различных структурных уровней материи, на каждом из которых материя обладает различными свойствами, строением и подчиняется разным специфическим законам движения. Таким образом, в основе многообразия мира лежит движение единой материи.

 

3. Движение как способ существования материи. Движение, развитие, саморазвитие.

Движение – способ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне присущий материи атрибут. Материи неподвижной, неизменной нет. Все в окружающем нас мире движется, развивается, изменяется. Благодаря движению материальные тела, воздействуя на наши органы чувств, обнаруживают себя. Движение – это вечное, абсолютное свойство материи, но в бесконечном процессе движения наблюдаются моменты устойчивости, относительного покоя. Формы движения: физическая форма, химическая (молекулярная), биологическая (живые организмы), социальная форма движения материи связана с развитием человеческого общества.

Движение материи происходит в пространстве и во времени, которые формами существования движущейся материи.

 

4. Пространство и время как формы бытия материи. Субстанциальная и атрибутивная концепции пространства и времени в философии.

 

Пространство и время - формы координации материальных объектов и явлений, которые не существуют вне материи и независимо от нее.

- Пространство – это категория, выражающая объем материального явления, его протяженность в длину, ширину и высоту, его внешнюю форму, порядок расположения тел, предметов и явлений относительно друг друга их рядоположенность.

- Время – категория, выражающая последовательность развертывания материальных процессов порядок следования явлений друг за другом, длительность процессов и явлений, которые существуют не только в пространстве, но и во времени, не только рядоположены относительно друг друга, находятся в определенном месте, но и существуют в определенное время, в определенной последовательности.

В отличие от материалистических концепций, идеалистические учения рассматривают проблемы пространства и времени с иных мировоззренческих позиций. С точки зрения субъективного идеализма, пространство и время являются продуктами человеческого сознания. С точки зрения объективного идеализма, пространство и время – порождения духовного начала.

Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни. Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными. Современной эпохе свойственно ускорение социальных процессов. Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно ускоряется и уплотняется по мере общественного прогресса.

5. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии.

 

Выделяют следующие основные подходы к развитию:

- Метафизический, в соответствии с которым, развитие рассматривается как движение по кругу, как постоянное повторение уже пройденных циклов или как стремление к равновесию противоположно направленных сил (Спенсер);

- Диалектический, в соответствии с которым, развитие понимается как повторение пройденного, но на более высоком уровне (Гегель).

Диалектика есть учение об универсальных связях и развитии.

Представления о развитии сложились в процессе длительного развития философской мысли. Наивысшего расцвета диалектика - учение о развитии - достигло в философии Гегеля.

В учении о развитии выделяют два раздела: 1) диалектику объективную и 2) диалектику субъективную. Объективной диалектикой называют диалектику природных и общественных процессов, протекающую независимо от сознания. Субъективной диалектикой называется процесс познания.

В основе предметно-практической деятельности человека лежат основополагающие принципы: 1) принцип всеобщей взаимосвязи явлений и 2) принцип развития.

Следует иметь в виду, что все предметы и явления окружающего нас мира изменяются не сами по себе, а во взаимосвязи с другими явлениями и процессами. Развитие, таким образом, является результатом взаимодействия вещей и явлений, результатом взаимосвязей между ними.

Категории – это понятия, представляющие собой всеобщие формы мышления и отражающие наиболее существенные связи, присущие всем объектам объективной реальности. Выявление всеобщих, повторяющихся связей приводит к открытию законов окружающего мира.

В окружающем нас мире действует множество законов, отражающих реальные связи объективной реальности, существующие независимо от сознательной деятельности людей. Выделяют законы статистические (физические закономерности) и динамические. При этом каждая область природы, общества и мышления имеет свои собственные законы развития. Наряду с этими законами в окружающем нас мире действуют законы, которые распространяются на все области бытия и мышления.

Наиболее общими законами развития являются: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания; закон единства и борьбы противоположностей. Эти три закона выражают универсальные формы движения и развития материального мира.

 

6. Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира. Детерминизм и индетерминизм. Основные закономерности бытия.

 

Закон единства и борьбы противоположностей – один из основных законов развития, выражающий источник развития социальных и природных явлений.

Закон перехода количественных и качественных изменений в новое количество-качество раскрывает механизм развития. Категория «качество» выражает неотделимую от бытия объекта его существенную определенность, благодаря которой, он и является именно этим, а не иным объектом. Количество – это характеристика вещи (явления, процесса) с точки зрения их относительного безразличия к конкретному содержанию и качественной природе. Качество и количество неразрывно связаны между собой и образуют меру.

Мера – выражение единства количественных и качественных характеристик объекта.

Направленность развития раскрывает закон отрицания отрицания. Чтобы понять сущность закона отрицания отрицания, необходимо осознавать содержание понятий, характеризующих этот закон. Основными понятиями, характеризующими этот закон, являются: отрицание, преемственность, развитие.

Закономерности развития природного и социального мира отражают не только основные законы развития, но и категории. Категории – это наиболее общие понятия, отражающие наиболее существенные связи в той или области действительности. Категории являются своеобразным результатом обобщения познания и предметно-практической деятельности. Категории, отражая всеобщие стороны и связи в объективном мире, являются узловыми пунктами познавательной деятельности, ступенями развития познания.

С осознанием изменчивости природного мира осуществилось и осознание других сторон и взаимосвязей действительности – вследствие чего появились новые элементы категориального аппарата: единичное, общее, количество, качество, тождество, различие и пр.

Изучая предметный мир, можно обнаружить, что все явления и процессы обладают определенной формой и содержанием. Категория содержание обозначает совокупность всех составных элементов данного объекта, а категория форма обозначает определенную организацию элементов и связь между ними.

В процессе познавательной деятельности появляются новые категории (например, система, элемент, структура и др. Эти новые категории являются результатом исследования новых сторон и взаимосвязей. Одной из форм всеобщей взаимосвязи явлений выступает причинно-следственная (каузальная) связь. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает другое явление следствие. Объективную всеобщую и необходимую последовательность явлений называют причинной цепью, которая не имеет ни начала, ни конца. Причинность является центральным моментом детерминизма – философского учения об объективной и закономерной взаимообусловленности явлений. Философское учение отрицающее причинную обусловленность явлений называется «индетерминизм».

Чтобы углубить знания об изучаемой целостности, рассмотрим категории часть и целое, выражающие отношения между элементамиИзучение необходимых связей в развитии общества и природы является теоретической основой практической деятельности. Из соотношения практической деятельности и объективной необходимости вытекает проблема взаимосвязи свободы и необходимости. Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Иначе говоря, категории являются не только этапами развития познавательной деятельности, но и формами мышления. При помощи категорий осмысливается материал, получаемый на основе взаимодействия человека с окружающим миром в процессе научных разработок и предметно-пре6образующей деятельности. В целом основные законы и категории диалектики - суть отражение всеобщих связей объективного мира.

 

Проблемные вопросы:

1.Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Основные виды и формы бытия.

2. Понятие материи как субстанции: виды, свойства и формы существования материи. Материальное и идеальное. Структура материального мира.

3. Движение как способ существования материи. Движение, развитие, саморазвитие.

4. Пространство и время как формы бытия материи. Субстанциальная и атрибутивная концепции пространства и времени в философии.

5. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии.

6.Законы и категории диалектики как отражение всеобщих связей объективного мира. Детерминизм и индетерминизм. Основные закономерности бытия

Тренировочные тесты

1. Понятия «бытие» и «небытие» ввел древнегреческий философ

а. Аристотель

в. Сократ

с. Эпикур

d. Парменид

2. Истинное бытие по Платону есть…

а. мир эйдосов

в. человеческое существование

с. Космос

d. разум человека

3. Проблему существования в ее общем виде выражает философская категория…

а. бытие

в. экзистенция

с. явление

d. сущность

4. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность – природе или духу, все философы делятся…

а. диалектиков и метафизиков

в. материалистов и идеалистов

с. монистов и дуалистов

d. сенсуалистов и рационалистов

5. Древнегреческие натурфилософы VI-V вв. до н.э. отождествляли материю (субстанцию) с…

а. телесными вещами

в. различными природными стихиями

с. обществом

d. объективной реальностью

6. Категория «субстанция»…

а. выражает идею единства бытия

в. обозначает духовный мир человека

с. обозначает чувственно-воспринимаемый мир

d. обозначает совокупность всего существующего

7. Безусловное отождествление материи и субстанции характерно для…

а. пантеизма

в. солипсизма

с. материализма

d. панлогизма

8. Пространство и время рассматриваются в качестве форм человеческого созерцания с позиции…

а. эмпириокритицизма

в. объективного идеализма

с. субъективного идеализма

d. диалектического материализма

9. Представление о времени и пространстве как абсолютных, универсальных, однородных формах бытия было высказано…

а. Н. Кузанским

в. Ф. Бэконом

с. И. Ньютоном

d. К. Марксом

10. Реляционная концепция пространства и времени находит подтверждение в…

а. теории относительности А. Эйнштейна

в. геометрии Евклида

с. атомизме Демокрита

d. классической механике И. Ньютона

11. Согласно диалектике, источником развития выступает…

а. любое изменение объекта

в. внешнее воздействие на объект

с. покой и равновесие

d. разрешение внутренних и внешних противоречий

12. Впервые термин «диалектика» применил…

а. П. Абеляр

в. Сократ

с. Ф. Аквинский

d. Дж. Бруно

13. Развитие…

а. наблюдается только в живых системах

в. характерно только для материальных систем

с. присуще природе и сознанию

d. характерно только для социума

14. Первыми материалистами считаются…

а. Демокрит, Левкипп, Эпикур

в. Тертуллиан, Ориген, Климент Александрийский

с. Ф. Бэкон, Дж. Локк, Т. Гоббс

d. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин

15. К диалектическим законам Гегеля не принадлежит

а. закон исключенного третьего

в. закон единства и борьбы противоположностей

с. закон отрицания отрицания

d. закон перехода количественных изменений в качественные

16. К формам существования материи относятся:

а. движение

в. структурность

с. время

d. общество

е. пространство

17. Укажите формы бытия:

а. познание

в. природа

с. религия

d. искусство

е. общество

18. Выберите представителей субстанциональной концепции:

а. Ньютон

в. Демокрит

с. Кант

d. Эйнштейн

е. Юм

19. Учение о бытии – это …

20. … ‑ это объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отраженная им.

21. Древнегреческий мыслитель … написал работу «Метафизика».

22. …– это философская концепция, утверждающая естественную причинную обусловленность всех явлений объективного мира

23. …– это философская концепция, исходящая из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу начал бытия и форм знания.

24. … - учение о существовании двух начал, лежащих в основе мира.

25. …– учение о существовании одной первоосновы мира.



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.