Направления, формы и методы социально-педагогической работы с одаренными детьми. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Направления, формы и методы социально-педагогической работы с одаренными детьми.

2018-01-03 1050
Направления, формы и методы социально-педагогической работы с одаренными детьми. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В школах, нередко, считают, что одаренные дети не нуждаются в поддержке, поскольку достаточно талантливы, чтобы самим управлять собой. На самом деле потребность таких детей в эмоциональном комфорте, независимости, достижениях, признании и в осознании собственной цены очень велика и слишком часто не удовлетворяется. Внимание и забота одаренным детям нужны не менее, чем да­же неполноценным детям. Из-за широко распростра­ненного недоверия к тем, кто не такой, как все, одарен­ные дети зачастую отвергаются другими детьми, учи­телями, иногда даже и родителями.

К сожалению, некоторые родители хотели бы, чтобы их ребенок был «как все». В результате страдают как родители, так и сами одаренные дети, для которых главным становится не выделяться. Это отрицательно сказывае­тся на их самооценке, а в конечном счете на формиро­вании личности.

С одаренными детьми должен работать педагог не только обученный этому, но и имеющий необходимые качества. Вследствие того, что пока не решена проблема отбора и подготовки учителей для работы с одаренными деть­ми, большие надежды возлагаются на осуществление социально-педагогической работы. Среди качеств, которыми должны обладать люди, работающие с одаренными детьми, - чуткость, доброжелательность, умение разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребно­сти и интересы; иметь широкий круг интересов и умений; высокий уровень собственного интеллектуального развития, дина­мичный характер, чувство юмора (но без сарказма), уверен­ность в своих силах, позитивную Я-концепцию, зрелость и эмоциональную стабильность.

Социально-педагогическая работа с одаренными детьми должна основываться на хорошем знании как зафиксированных проявлений одаренности, так и потенциальных возможностей, а также ее динамических аспектов, связанных с состоянием здоровья ребенка, его психологическим самочувствием, воздействием окружающей среды (влияние взрослых, сверстников, взаимоотношения с ними и т.п.). В связи с тем, что проявления одаренности могут усиливаться или «угасать», к одаренности ребенка нельзя относиться как к раз на всегда данной характеристике. Вместе с тем, важно не упустить из виду ребенка, имеющего скрытую одаренность. Педагог, работающий с данной категорией детей должен иметь такт, терпение и сам быть творческой личностью.

Важным аспектом социально-педагогической работы по поддержанию и развитию интересов одаренного ребенка должна быть работа с его родителями, семьей. Семья спо­собна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте. В связи с этим задачей родителей является восприятие самых «эксцентрических» идей и поступков как интересных и многообещающих, хотя порой и утомительных. Надо понимать, что творчески одаренный ребенок часто вынужден противостоять значительной социальной группе, не приемлющей отклонений.

Следующим направлением социально-педагогической работы является развитие здорового и положительного самовосприятия одарен­ного ребенка. И здесь опять необходимо взаимодействовать с семьей. Родители играют важнейшую роль в формировании Я-концепции, и, хотя окружающие могут внести свой вклад в развитие способностей ре­бенка, приоритет родителей в воспитании личности не­оспорим.

Чему нужно учить, в каком направлении оказывать помощь и поддержку одаренному ребенку?

Прежде всего с раннего дет­ства нужно учить культуре диалога. С этой целью можно обратиться к сильно развитому в ребенке чувству справедливости: каждый должен иметь возможность воспринять то, что говорится, и каждому нужно дать на это необходимое время.

Необходимо помочь ребенку учиться строить его си­стему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их но­сителями.

Нужно поддержать ребенка в его новых творческих начинаниях, не крити­ковать первые опыты – как бы ни были они не­удачны. Напротив, относиться к ним с симпатией и тепло­той: ребенок стремится творить не только для себя, но и для других.

По отношению к любым детям, а тем более к одаренным, являются неуместными как неумеренные восторги, так и проявления весьма критического, недоверчивого отношения. Одаренного ребенка не следует выставлять напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости и гордости родителей и школы. Также не следует приходить в отчаяние, что он не похож на других и принуждать «быть как все». Необходимо поощрять в ребенке его желание работать ради работы, а не его стремление обогнать школьных товарищей.

Какие способы взаимодействия с одаренным ребенком можно использовать?

- Если ребенок за­дает вопрос, на него необходимо ответить, предлагая лишь чуть больше информации, чем определено вопросом,

- нужно «закрыть» тему, если ребенку становится скучно или непонятно,

- не нужно рассказывать о пред­мете все, если ребенку нужен от­вет лишь на его вопрос,

- нужно предоставлять возможность ребенку самому искать выход из сложив­шейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу, даже если взрослые могут сделать все быстрее и лучше.

Наиболее правильная форма воспитания одаренных детей – обращаться с ними как с таковыми и в то же время усиливать в них стремление к дальнейшему развитию, самоопределению, закреплению индивидуальных склонностей и проявлений.

Рассмотрим формы работы с одаренными детьми. В связи с тем, что одаренность ребенка, как и отдельные его способности, не бывает дана от природы в готовом виде, а в большой степени зависит и от окружающей среды, от характера его деятельности, необходимо проводить целенаправленную работу по выявлению и развитию различных видов детской одаренности. В работе с одаренными детьми неплохо зарекомендовали себя такие формы работы, как вовлечение детей в деятельность по интересам; междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения; развитие умений самостоятельно работать; обучение творческим методам работы; создание различных нестандартных ситуаций в разнообразных видах деятельности детей; самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы; перевод детей на индивидуальное обучение; обеспечение проектных подходов к овладению детьми ранее ими неизведанного; нацеленность на будущую профессию; участие в олимпиадах разного уровня и сложности и т.д.

К традиционным формам работы с одаренными учащимися относятся: групповые занятия с одаренными учащимися; факультативы; предметные кружки; кружки по интересам; конкурсы; курсы по выбору; работа по индивидуальным планам; интеллектуальные марафоны.

С целью выявления и развития скрытой одаренности используется сочетание методов для работы в группе. Именно групповая работа представляет собой тесное переплетение методов и приемов групповой психокоррекции, психотерапии и развиваю­щих психологических тренингов, позволяющих ребенку преодолеть или хотя бы ослабить негативное влияние преград, маскирующих его одаренность.

На этапе отбора проводится всестороннее психодиагностиче­ское обследование каждого ребенка, направленное на выявление индивидуальных особенностей его интеллектуального, творческо­го и личностного развития, тех конкретных психологических фак­торов (преград), которые сдерживают развитие его способностей. В таком предварительном обследовании используются традици­онные психодиагностические методики, беседы с родителями, пе­дагогами, воспитателями и с самими детьми. В тех случаях, когда это возможно, организуется наблюдение за работой ребенка в классе, в группе занятий с дошкольниками. Все эти данные позво­ляют, как правило, сделать лишь гипотетические предположения о наличии тех или иных психологических преград, которые по­мешали ребенку проявить себя лучше в ходе обследования. Эти гипотезы нуждаются в дополнении и проверке, для чего исполь­зуются групповые методы. Происходит переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития». Это подразумевает выявление не только психологических преград, но и конкретных причин их возникновения, а также тех психологических факторов, кото­рые могут позитивно повлиять на процесс преодоления преград.

Таким образом, речь идет о тесном переплетении диагностиче­ских процедур, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповых занятий с детьми.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Психологи предупреждают, что эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения. Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному, так и по отрицательному критерию при использовании психодиагностических методик: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие его значения еще не являются доказательством ее отсутствия. Это обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования.

Детскую одаренность можно диагностировать при помощи различных психологических методик. Их можно разделить на интеллектуальные тесты и тесты способностей.

Тесты интеллекта - это психодиагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта. К ним относятся:

1. Шкала интеллекта Стенфорд-Бине;

2. Тест Р. Кеттела;

3. Прогрессивные матрицы Дж. Равена;

4. Тест Д. Векслера;

5. Тест Р. Амтхауэра;

6. Интеллект тест Слоссона.

Тесты способностей - это методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения и творчества:

1. Тесты креативности Э.Л. Торренса;

2. Креативные тесты Е.Туник;

3. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» И.С. Аверина, Е.И. Щебланова;

4. «Шкала детских способностей» Маккарти.

В то же время о признаках одаренности нельзя судить лишь по результатам стандартизованных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности.

Существует ряд критериев выявления одаренности:

1) активность, динамичность интеллектуальной деятельности;

2) наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков;

3) систематическое самообразование;

4) креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах);

5) темпераментные особенности;

6) активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).

Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» или как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу. В то время как сам феномен одарённости детей является весьма индивидуальным и хрупким явлением, требующим к себе со стороны педагогов грамотного, этически всесторонне продуманного, терпеливого отношения.

Следует учитывать и то, что детская одаренность еще не гарантирует талант взрослого человека.

С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности того или другого конкретного ребенка является психолого-педагогический мониторинг.

Одна из форм его была предложена В.Я. Синенко. Для изучения состояния и перспективы развития способностей ребенка он предлагает мониторинг через его конкретную учебно-познавательную, исследовательскую деятельность. По каким критериям можно судить о продвижении ребенка? В.Я. Синенко выделяет 5 уровней одаренности и их критерии. Данные критерии приложимы к интеллектуальной одаренности, однако, как считает В.Я. Синенко, их можно адаптировать и на другие виды (в области спорта, искусства и т.д.).

Первый уровень одарённости учащихся.

Учащийся свободно владеет рекомендуемыми обобщёнными действиями по выполнению учебных заданий. Успешно, без затруднений выполняет все традиционные программные задания. Инициативы для получения заданий повышенного уровня не проявляет. Проявления интереса к непрограммному содержанию учебных предметных курсов не замечено даже когда это инициируется учителем (родителями). В 20% случаев получает положительный результат при выполнении заданий нетрадиционного (олимпиадного) характера. Личные, собственные подходы к решению проблем наблюдаются редко.

Второй уровень одарённости учащихся.

Учащийся всегда успешен при выполнении традиционных программных заданий, при этом нередко проявляется желание выполнять задания повышенной трудности.

При выполнении нетрадиционных заданий (олимпиадного характера) приходит к положительному результату в 50% случаев.

При решении тех или иных проблем в основном используются известные алгоритмы действий, хотя в редких случаях проявляются собственные подходы.

К непрограммному содержанию учебных предметных курсов проявляет интерес в том случае, если это инициируется учителем (родителями). По рекомендации учителя может участвовать на школьных научно-практических конференциях.

Третий уровень одарённости учащихся.

Учащийся постоянно проявляет желание выполнять практические задания повышенной трудности, а практические задания программного уровня даются ему легко, не вызывая трудностей и вследствие этого интереса для него не представляют. Вместе с тем, овладение теоретическим содержанием предмета в рамках стандарта осуществляется без опережения и без углубления.

При выполнении нетрадиционных практических заданий к успешному результату приходит в 80% случаев. Наряду с известными алгоритмами действий, почти в 30% случаев использует собственные подходы к успешному решению проблем.

Интерес к непрограммному материалу проявляется не только по инициативе учителей (родителей), но и в такой же мере по собственной инициативе. В исследованиях учащегося проявляются элементы проектной деятельности и самостоятельной систематизации материала, что позволяет с успехом выступать на школьных и районных научно-практических конференциях.

Четвёртый уровень одарённости учащихся. Программный теоретический материал учащийся усваивает с некоторым опережением, углубляя и расширяя его.

Нетрадиционные практические задания (олимпиадного характера) учащийся выполняет почти в 95% случаев, используя при этом не менее, чем в половине случаев собственные подходы к успешному решению проблем.

Интерес к непрограммному материалу, в основном, проявляет по собственной инициативе.

Владея проектной деятельностью, с удовольствием занимается исследованием наиболее сложных проблем на основе школьных учебных предметов, получает интересные результаты, является активным участником научно-практических конференций учащихся регионального (областного, краевого) характера.

Пятый уровень одарённости учащихся.

Учащийся легко осваивает программу вузовского уровня в рамках магистратуры, имея потенциальные возможности досрочного завершения вузовского образования. Содержание школьной программы для него является следствием программ высшей школы.

При выполнении заданий олимпиадного характера к положительному результату приходит практически всегда.

Проводит научные исследования на диссертационном уровне, представляющими объективную новизну.

Участвует не только в работе общегосударственных школьных научно-практических конференций, но и конференций вузовских и межвузовских.

Вопросы и задания для самоконтроля.

 

3.1.

1. Какими признаками характеризуется одаренность?

2. Какие виды одаренности можно выделить?

3. Как понимается лидерская одаренность?

4. Чем характеризуется мышление одаренного ребенка?

5. Что означают сензитивные периоды в умственном росте?

3.2.

1. Какие одаренные дети относятся к особым категориям?

2. Влияет ли затянувшаяся детскость ребенка на его умственные способности?

3. Могут ли относиться к одаренным дети, испытывающие трудности в обучении?

4. Может ли влиять низкий социально-экономический уровень семьи на появление в ней одаренного ребенка?

5. Куда «исчезают» одаренные девочки?

6. В каком направлении должна проводиться социально-педагогическая работа с данной категорией одаренных детей?

3.3.

1. Почему у одаренного ребенка возникают проблемы во взаимоотношениях со сверстниками?

2. Как складываются отношения одаренного ребенка с учителями?

3. Какие личностные характеристики имеют одаренные дети?

4. Какие качества одаренных детей осложняют процесс воспитания?

5. В каком направлении необходимо проводить социально-педагогическую работу для создания благоприятной обстановки в коллективе, способствующей полноценному развитию личности одаренных детей?

3.4.

1. Почему надо проводить социально-педагогическую работу с родителями одаренных детей?

2. Почему важно соблюдать этические принципы при выявлении одаренности?

3. Каковы формы социально-педагогической работы с одаренными детьми?

4. Охарактеризуйте диагностический инструментарий, предназначенный для выявления одаренных детей.

  1. Познакомьтесь с разработанными методиками диагностики одаренности:

а) Карта интересов для младших школьников.

б) Методика «Интеллектуальный портрет».

в) Характеристика ученика.

(http://do.gendocs.ru/docs/index-170872.html).

Ситуационные задачи

 

Задача 1.

Определите и обоснуйте, какой вид одаренности у данной девочки. Какие признаки на это указывают?

Ира П. все начала делать раньше, чем другие дети. В 2 месяца у малышки прорезались зубы, в 7 она умела ходить, к году хорошо говорила, считала до 10, в 2 знала все буквы и легко складываласлоги и слова, в 3 года читала «как большая». Всегда была худенькая, росла очень быстро, выглядела старше своего возраста.

В 9 лет это был, по сути, взрослый человек: с развитым чувством долга, с умени­ем сосредоточиваться только на главном. Хотя с подружками у Иры не лади­лось (она «перепрыгнула» через три класса, т.е. на три года опережала по школе своих сверстников), тем не менее в отношениях с товарищами по классу и взрос­лыми она проявляла себя не по-детски выдержанной, тактичной. Несмотря на то что это была хрупкая, бледная девочка, к ней хотелось обращаться на «вы».

В Московский университет Ира поступила, когда ей не было еще 14 лет. Никто не удивлялся, глядя на нее, как это такая маленькая поступает в уни­верситет, — выглядела она уже достаточно зрелой. Сокурсники долго не до­гадывались, что она значительно моложе остальных [21, с. 40].

Задача 2.

Проанализируйте, как проявляется одаренность, к какому виду ее можно отнести у одного и другого ученика. Какие признаки на это указывают?

В 70-е гг. эта школа являлась одной из самых знаменитых в Москве: там были блестящие преподаватели и не менее блестящие ученики. Но даже в этой школе выделялся один класс для математически одаренных школьников, а в нем самым ярким считался Сережа М. Он явно превосходил соучеников. В то время, когда все остальные еще вели расчеты по трудной задаче, он уже то­мился без дела, решив ее в нескольких вариантах. Иногда он открыто читал книжки на уроках, ибо то, чем занимались остальные, он уже давно знал. Учителя разрешали ему делать на уроках что угодно, потому что его присут­ствие в классе воспринималось как свидетельство главным образом его по­слушания - никакой другой необходимости чаще всего в этом не было.

В этом же классе учился Алеша П., которого хотя и считали способным, но не более того. Он не решал одним из первых трудную задачу, не опережал товарищей и в самостоятельных занятиях высшей математикой. Он выделял­ся в классе разве что своей большей живостью.

Что было после школы? Сергей М. с легкостью поступил на мехмат, стал очень хорошим преподавателем университета, защитил диссертацию. И все. Конечно, хорошо, но ждали большего.

А вот Алексей П. стал всемирно известным: он разработал новую компь­ютерную игру, точнее, тип игры - знаменитый «Тетрис», и его имя знает каж­дый «компьютеризованный» человек». Говорят, что совершенно новый тип компьютерной игры - редкое событие [21, с. 37].

Задача 3.

Проанализируйте связь умственного развития и возрастного созревания.

В средних классах ученик с очень наивным, не по возрасту, поведением: он по-детски драчлив с девочками класса и готов заплакать из-за сниженной отметки. Он активен на уроках, как младший школьник, часто можно услышать его воз­гласы: «Готово!», «Посмотрите у меня!», «А я решил по-другому!» В содер­жании учебных предметов он нередко находит для себя какие-то игровые моменты. Он очень непосредственно, без обычных для других учеников «тормозов» участвует в происходящем в классе. Характерно, что учебные предметы воспринимаются им еще не через книгу, он их усваивает почти исключительно за счет впечатлительности на уроках. Но он, однако, один из самых сильных учеников класса. Ему присущи полнота отзывчивости на учебный материал, мгновенное усвоение сообщаемых фактов и легкость ассоциирования одних фактов с другими. По самым разным учебным пред­метам он без затруднений схватывает суть вопросов и, овладевая новым материалом, представляет его себе очень конкретно, содержательно.

Сама наивность его во многих случаях обусловливает прямой и верный путь мысли. Сохранившиеся у него черты уже пройденного возрастного периода - его как бы забавляющаяся активность, умственная непосредст­венность - определенным образом связаны с достоинствами ума и заклю­чают в себе большие возможности дальнейшего умственного развития [21, с. 41-42)].

Задача 4.

Определите и обоснуйте, какой вид одаренности у данного мальчика. Какие признаки на это указывают?

Мальчик учится в VIII классе. В школе все обстоит на уровне, как вы­ражается мать, «средней паршивости». Подросток учится очень неровно, по некоторым предметам в основном тройки (например, по географии). Учи­теля им недовольны, потому что, по словам классного руководителя, он «непрогнозируем»: иногда держится на уроках так, как будто и не слышал о наличии такой вещи, как домашнее задание. Мать обратилась за помощью к психологу.

Тесты показали, что у мальчика высокий уровень общего интеллекта, осо­бенно невербального, необычайно высокий индекс творческого мышления. Основные занятия его также дают право предположить, что школьник обла­дает повышенными способностями. В доме есть компьютер, которому он уделя­ет много времени, уже сам сочиняет достаточно сложные программы (мать и отец - гуманитарии, поэтому не очень разбираются в его занятиях). Выявлена высокая познавательная потребность, соответствующая уровню именно одаренного подростка. Когда матери сказали, что ее сын значительно превосходит по интеллекту средние нормы, она выразила недоумение [21, с. 38].

Задача 5.

Определите и обоснуйте, какой вид одаренности у данного мальчика. Какие признаки на это указывают?

К психологу привели второклассника, который элементарно не успевал в школе записывать, будь то диктант или пример. Ребенка уже посылали к пси­хоневрологу на предмет засвидетельствования его умственной несостоятель­ности. Сыграла свою роль и невозмутимость мальчика, отнюдь не желавшего кому-либо демонстрировать свой высокий умственный уровень. В придачу к медлительности он оказался еще и молчаливым.

Тот факт, что ребенок дома непрерывно занят серьезной интеллектуаль­ной работой: много читает, собирает сложные конструкции из «Лего», значи­тельно превосходящие по трудности его возраст, в свои 8 лет задумывается о природе мироздания, - никого особенно не интересовал. Ребенок был явной помехой «нормальному процессу обучения» в классе - и все.

Единственным выходом оказалось отдать его в другую школу, где учитель сумел разглядеть незаурядные интеллектуальные, а потом, как обнаружилось, и творческие возможности мальчика [21, с.38-39].

Задача 6.

Определите и обоснуйте, какой вид одаренности у данной девочки. Какие признаки на это указывают?

Лена И. в свои 9 лет выглядела 6-летней: маленького роста, по-детски непосредственная. Когда мать привела ее к психологу, девочка сразу начала задавать вопросы: что такое психология? Чем психологи зани­маются? Удачно решив задачу, принялась весело скакать на одной ножке.

Мать рассказывает, что в ранние и дошкольные годы у Лены все происхо­дило позже, чем у других: позже начала ходить, позже - говорить. Зубы тоже стали появляться заметно позже положенного времени. Уже стали беспоко­иться о ее полноценности. Обратились к психоневрологу, но он сильно испу­гал чем-то девочку, и тогда решили: по врачам не ходить - «будь что будет».

Читать Лена начала в обычном для большинства детей возрасте, лет в шесть, но с тех пор с книжкой не расстается. Долгое время любила читать только сказки, лет с десяти стала читать понемногу и приключения, фанта­стику, повести, хотя лет до тринадцати по-прежнему предпочитала сказки (но в том числе и такие серьезные, как «Хоббит», «Властелин колец» Дж. Толкиена). Все годы обожала решать занимательные задачи. Лет с шес­ти пыталась решать кроссворды.

Долгое время была очень инфантильна. Лет до десяти не могла как следу­ет причесать свои волосы, это делала мама. Могла вместо обеда, если не про­следить, съесть все конфеты в доме, а на карманные деньги накупить несколь­ко порций мороженого. Часто плакала, если что-нибудь не так. Со сверстни­ками отношения складывались не всегда, предпочитала дружить с детьми более младшего возраста.

В школе считалась хорошей ученицей, но отнюдь не из числа лучших. Де­лала все медленно, говорила медленно. К тому же плохой почерк, грязные тетрадки.

В подростковом возрасте началось заметное ускорение развития, после 14 лет - резкие изменения. Неожиданно быстро выросла, даже обогнав неко­торых подруг. Изменилась и внешне, поменялся даже цвет волос (из светлой шатенки стала брюнеткой).

Не менее разительные изменения произошли и в общем психическом складе. Увлеклась языками, самостоятельно, проявив ранее не замечавшиеся волевые качества, начала изучать второй иностранный язык. Стала очень целеустрем­ленной: выбрав себе профессию (лингвиста), начала ходить в кружки и клубы для молодых лингвистов. Сама отыскала себе учительницу, в течение двух лет не пропустила ни одного урока. Она и сейчас, в 17 лет, выглядит несколько моложе своего возраста, но, узнав ее поближе, этого уже никак не скажешь.

В школе поздно, только в X классе, вдруг с некоторым удивлением обна­ружили ее гораздо более высокий, чем у других, умственный уровень. Школу она закончила хотя и не с медалью, но, по общему мнению, в числе наиболее перспективных учеников [21, с. 40-41].

Рекомендуемая литература к главе 3.

1.Афанасьева Т. Нестандартные дети/ Т. Афанасьева// Воспитание школьников 2001.-№8.-

2.Бабаева Ю. Д. Одаренность детей и подростков в области новых информационных технологий / Ю. Д. Бабаева //Одаренный ребенок.-2002.-С. 4-23

3.Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей/ Е.С. Белова.- М.:Флинта,2001.- 143с.

4.Богоявленская Д. Б. Природа детской одаренности /Д. Б.Богоявленская // Одаренный ребенок. - 2002.- №1. - С.6-13.

5.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия М.: Академия, 1999.- 320 с. Горностай П.П. Культурная среда и развитие талантов// Одарен. ребенок.-2002.-N 4.-С.36.

6.Горностай П.П. Культурная среда и развитие талантов// Одарен. ребенок.-2002.-N 4.-С.36.

7.Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности/А.И. Грабовский // Педагогика. - 2003. - №8.

8.Калипина Г. Шестьдесят тысяч возможностей: Как узнать способности ребенка/Г. Калипина// Первое сентября 2002.-28 декабря С.7

9.Кулемзина А. Кризисы детской одаренности/ А. Кулемзина// Шольный психолог.- 2002.-С.4-5.

10.Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов/ С.А. Леднева// Начальная школа 2003.-№ 1.- С. 80-82

11.Лейтес Н. С. Что значит «одаренный ребенок»/ Н. С. Лейтес// Искусство в школе.-2003.- №3.- С.3

12.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников/ Н.С. Лейтес/: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

13.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие/ Н.С.Лейтес.-М.:Академия,2000.- 320с.

14.Матвеева Л.В. Одаренный ребенок в кругу сверстников и взрослых/ Л.В. Матвеева //Начальная школа 2003.- №6.- С. 19-20.

15.Одаренные дети в современной школе//Одаренный ребенок 2003.-№2.-С.56-75

16.Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В.М.Слуцкого.- М.: Прогресс, 1991.

17.Одаренный ребенок / Под. ред. О.М. Дьяченко. – М: Международный образовательный и психологический колледж, 1997.

18.Панов В.И. Одаренные дети: Выявление, обучение, развитие/ В.И.Панов// Педагогика 2001.-№4.- С. 30-43.

19.Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Педагогика-Пресс, 1996.- 440 с.

20.Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Бабаева Н.С.Лейтес, Т.М. Марютина и др.; Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

21.Рабочая концепция одаренности / под ред. В.Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1998.

22.Раннее развитие: За и против// Одаренный ребенок 2000.-№6.-С. 6-31

23.Савельев А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства/ А.И.Савельев.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 220 с.

24.Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема //Нач. шк. -2000.-N 1.-С.94.

25.Синенко В. Я. Ведущие проблемы работы с интеллектуально одаренными детьми / В.Я. Синенко// Сибирский педагогический журнал № 3 / 2012 стр.189-191.

26.Теплов Б.М. Способность и одарённость /Б.М. Теплов/. Т.1. – М.: 1985 – 461 с.

27.Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова.- М.: Молодая гвардия, 1997.

28.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя/А.В.Хуторской.- М.:ВЛАДОС,2000.-320 с.

29.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей/ Н.Б. Шумакова/. - М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

30.Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1986.

 

 

Заключение

Социально-педагогическая работа требует применения огромного пласта знаний: психологических, педагогических, медицинских, юридических.

Как показывает опыт, основными направлениями социально-педагогической работы с детьми в современном образовательном учреждении могут быть следующие:

- учет всех детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне данного образовательного учреждения, изучение их социального положения и условий жизни;

- изучение проблем социальной жизни учащихся, причин их возникновения и разрешение этих проблем с учетом возможностей образовательного учреждения;

- осуществление мер по социальной защите прав учащихся, предусмотренных законодательством РФ на образование, воспитание в семье, на охрану здоровья, имущественных прав, участие в трудовой деятельности, развитие способностей;

- учет педагогически и социально неблагополучных семей, их социальный надзор и патронаж;

- социально-педагогическая поддержка личности в критических и кризисных ситуациях;

- поддержка и сопровождение одаренных детей;

- социально-педагогическая профилактика и реабилитация детей и подростков, имеющих социальные проблемы;

- объединение усилий различных государственных учреждений, социальных служб, общественных организаций и частных лиц по оказанию помощи детям, находящимся в сложной жизненной ситуации и их семьям

Работа социального педагога это не только и не столько профессия, но и потребность души, особое призвание, требующее определенных личностных качеств. Он добровольно принимает моральную ответственность за улучшение качества жизни ребенка, имеющего те или иные проблемы в социальном развитии. Такое отношение к ребенку способствует становлению контакта и ориентирует на решение проблемы.

Приложение.

Методики для родителей

I. Родительское обследование

Образовательная программа школы предлагает вашему ребенку участвовать в эксперименте. В этой связи очень важна помощь в обеспечении информацией о вашем ребенке. Пожалуйста, уделите несколько минут заполнению анкеты. Отметьте то, что вы лучше все­го знаете о ребенке, и верните в школу к указанной дате. Отвечайте только на вопросы, которые вы считаете правильными.

1. Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои мысли. Пожалуйста, приведите примеры, если ответ "да".

Да______; нет ______.

2. Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив, сооб­разителен и самостоятелен. Пожалуйста, приведите примеры.

3. Мой ребенок начал читать в детском саду. Да___ нет ____.

Если ответ "да", то, пожалуйста, назовите определенные книги, ко­торые он читал.

4. Мой ребенок жаден до чтения. Да_____; нет _____.

Пожалуйста, назовите книги, которые он прочитал за последние 6 месяцев.

5. В чем, вы считаете, ваш ребенок больше всего талантлив или имеет особые умения.

6. Пожалуйста, перечислите хобби и особые интересы, которые проявляет ваш ребенок (коллекционирование, собирание моделей, ремесло и т. д.).

7. Какие специальные дополнительные занятия посещает ваш ре­бенок (вне школы)?

8. Как ваш ребенок относится к школе?

9. Какие явления в школе и дома могут отрицательно повлиять на пребывание в школе?

10. Какие особенности вам хотелось бы отметить, которые помог­ли бы нам планировать программу для вашего ребенка?

11. Какое любимое времяпрепровождение или досуг вашего ре­бенка?

12.Назвали бы вы своего ребенка высокоодаренным?

Да___; нет ___.

Если ваш ответ "да", пожалуйста, объясните, то есть отметьте: а) выполняет что-то с воображением, выражается сложными жестами, словами; б) использует обычные материалы неожиданным образом; в) избегает обычных путей при выполнении чего-либо, выбирая вме­сто этого новое; г) любит "играть с идеями", создавая ситуации, ко­торые, вероятно, не будут иметь место.

13.Опишите, в какой сфере, по вашему мнению, ваш ребенок мо­жет справиться с образовательной программой для одаренных.

Имя ребенка_____________________

Возраст___

Класс_______

Адрес __________________________________, телефон _____.

 

II. Методика оценки обшей одаренности

Методика адресо­вана родителям (может также применяться педагогами). Ее задача – оценка общей одаренности ребенка его родителями. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

Инструкция.

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти ха­рактеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.

Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждо­му параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выра­жено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведе­ния;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выраже­ны нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности урав­новешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется сво<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.139 с.