Особые категории одаренных детей. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особые категории одаренных детей.

2018-01-03 740
Особые категории одаренных детей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К особым категориям одаренных детей отно­сят тех детей, выявление и развитие способно­стей которых сопряжено с дополнительными трудностями. Это дети со скрытой одаренностью.

Одаренные дети проявляют свои способности по-разному, а иногда предпочитают их и вовсе не проявлять. Не все исключительно способные дети рано начинают говорить, даже если для этого имеются соответствующие условия. Одарённость не редко бывает скрытой, и по количеству детей, отнесенных к ней, может значительно превосходить явную одарённость, по образному выражению В.Я. Синенко, как подводная часть айсберга надводную. Являясь не выявленной, и не проявившись, эта одарённость нередко «гаснет» так и не раскрывшись.

Почему одаренность детей остается скрытой? Причины есть.

Дети, имеющие умственный потенциал, могут восприниматься взрослыми как вполне заурядные или же отличаться лишь тем, что их труднее обучать и воспитывать, их еще называют «недостиженцами». Связано это с некоторым стереотипом в восприятии одаренности, с преувеличенным значением успешности обучения. Известно, что учебные отметки во многом зависят от развитости уст­ной и письменной речи ученика, от скорости умственной работы, послушания, исполнительности, которые не всегда говорят о действительной силе интеллекта.

Могут недооцениваться, игнорироваться умственные возможности медлительных детей. Однако медли­тельность имеет свои положительные стороны. С ней могут быть связаны углубленность понимания, большая прочность усвоения, основательность суж­дений и действий.

Умственное своеобразие медлительных детей может прояв­ляться как особая выраженность детскости. Их одаренность может быть обнаружена неожиданно высоким интеллектом только в подростковом или раннем юношеском возрасте. Замедленность умственного созревания детей, имеющих высокий умственный потенциал (не путать с умственной отсталостью), вызывающая поначалу тревогу, может приводить в дальнейшем к умственному подъему не меньшему, чем при опережающем развитии.

Возрастное созревание может идти двумя путями. Один путь связан с ранним и очень заметным проявлением умственных данных ребенка. Другой - с более поздним проявлением признаков одаренности и как будто без явных предвестников, неожиданно. Можно ли при втором варианте развития предвидеть в раннем возрасте последующий расцвет?

Черты затянувшейся детскости часто не позволяют своевременно увидеть и оценить признаки пробуждающейся умственной силы ребенка. Но благодаря задержавшимся чертам детскости своеобразными путями крепнет их умственный потенциал. Проявления детскости характеризуют скорее направленность интеллекта, а не его ограниченность.

Относительная замедленность возрастного созревания, не позволяющая рано увидеть признаки одаренности, может затрагивать разные стороны развития ребенка. Так, при высоком уровне учебных способностей может отставать развитие в социальной сфере, например, в уме­нии общаться, строить взаимоотношения с окружающими.

Среди одаренных детей встречается немало таких, кто имеет физические недостатки. Нередко в таком человеке сочетается физическая немощь и раз­витый интеллект. В специальных классах для глухих, слепых, с ограни­ченными возможностями передвижения можно встретить детей с разными видами одаренности. По данным зарубежных исследований (Джун Мейкер) дети с разными видами физических недос­татков достигают неплохих результатов в когнитивном развитии и в самооценке. Например, слепые и слабовидящие способны достигать тех же уровней развития, что и хорошо видящие, правда с некоторым запозданием. У них могут быть недостатки в словесно-логической памяти. Для глухих детей характерен более медленный темп развития на­ряду с трудностями в работе с абстрактными понятиями. У детей с наруше­ниями в опорно-двигательном аппарате скорость и характер когнитивного развития вполне сравнимы с раз­витием их сверстников.

Социально-педагогическая работа с этой категорией одаренных детей должна в первую очередь предусматривать формирование адекватной самооценки, так как особые условия развития этих детей ведут к низкой самооценке. Часто она сочетается с нереалистически­ми ожиданиями. Разрыв между реальным и идеальным «я» может оказать сильное влияние на способность добиваться успеха и строить взаимоотношения с окружающими.

Несмотря на то, что одаренность предполагает успех в какой-либо деятельности, есть дети, испытывающие определенные трудности в обучении. К таким, например, могут относиться дети, испытывающие огромные трудности в чтении (дислексия) и все-таки быть одаренными. У некоторых наблюдаются трудности в орфографии; в механическом заучивании; в заучивании дней не­дели и месяцев в году; в различении левого и правого; в действиях с числами; неразборчивый, трудный почерк (дисграфия); кажу­щаяся неорганизованность и невнимательность. Такие ученики производят впечатление тупых, глупых, замедленных в развитии или же лени­вых, несмотря на то что они стараются изо всех сил. У детей данной категории можно выделить две группы особенностей: с одной стороны высокие интеллектуальные способности, которые могут выражаться, например, в ис­пользовании сложных абстрактных понятий, с другой - типичное для трудных учеников (нарушение дисциплины, беспечность или агрессивность, плохое запоминание, восприятие и т.п.). Такие контрастные особенности могут маскировать как одаренность ребенка, так и его трудности.

Интеллектуальные способности могут компенсировать трудности в обучении, однако трудности, связанные с обучением, несформировавшиеся умственные действия понижают успехи в обучении. В школе таких учеников обычно не причисляют к одаренным, несмотря на то, что они могут легко схватывать сложный материал, делать удивительные интуитивные выводы, обладать творческими способностями. Сочетание высоких способностей и заметных трудностей разного рода приводит к возникновению чувства беспомощности, низкой учебной мотивации и как следствие низкой оценки своих интеллектуальных возможно­стей, отчуждению от свер­стников.

Социально-педагогическая работа с данной категорией одаренных детей должна быть направлена как на преодоление трудностей, связанных с выявленными недостатками, препятствующими успешности в обучении, так и на развитие сильных сторон, позволяющих ребенку добиваться признанных успехов.

К особым категориям детей, выявление одаренности которых сопряжено с рядом трудностей, относятся прежде всего дети с низким социально-экономическим уровнем (СЭУ) семьи. Исследователями отмечается, что у детей из таких семей, как правило, не очень хорошо развита речь, скудный словарный запас, ограниченный кругозор. В связи с тем, что эти дети не имели возможности досту­па к ряду распространенных игр или развлечений они не­редко производят впечатление отстающих в развитии. В семьях с низкой культурой ребенок обычно лишен социально одобряемых средств выражения своей любозна­тельности и активности.

Поведение таких детей в классе может не соответст­вовать принятому: отрицательное отношение к школе, учителям, своим собственным успехам; использование насилия при решении проблем. Им присущи отличия в способах и стиле научения: используют в большей степени не слуховой канал, а так­тильный; индукцию, а не дедукцию; ориен­тированы на содержание, а не на форму. Тем не менее одаренные дети из таких семей также характеризуются живостью, любознательностью; независимостью в действиях; инициативой, стремлением участвовать во всем новом; использованием воображения в мышлении; гибкостью в подходах к проблемам; быстротой в обучении через практический опыт; способностью использовать полученные знания в других областях и отыскивать отношения между идеями, которые кажутся не свя­занными друг с другом; разнообразными интересами; сочинением историй, чувством юмора.

Обучение, организованное так, что­бы компенсировать недостатки окружения, помогает этим детям достичь высоких успехов, в противном случае может происходить падение уровня умственного развития и появление поведенческих трудностей.

Особую категорию одаренных детей составляют дети, имеющие так сказать некоторые культурные отличия. Школьное образование, как правило, ориентировано на общепринятые ценности в данном обществе, социуме. Происходящая в стране миграция приводит к тому, что в одном классе оказываются вместе и учащиеся, у которых сформированы несколько другие, чем в данной культуре, ценности и отношения.

Одаренность присуща людям всех национальностей и культур, од­нако система ценностей, принятая в той или иной культуре, может создавать некоторые препятствия для проявления и развития одаренности. Например, в одних культурах образование является одной из важнейших ценностей, в других его роль преумень­шена. С связи с этимнеукоснительное следование тра­дициям может создавать препятствия проявлению творческих способностей.

Проявляются ли гендерные особенности в развитии детской одаренности? По утверждению исследователей одаренных девочек и мальчиков рождается равное число, по крайней мере столько их выявлено в начальной школе, но с возрастом одаренность девочек постепенно как бы «исчезает», и в старших классах одаренных девочек оказывается меньше четверти.

Куда исчезают одаренные девочки? В значительной степени это связано с социально-психологическими факторами, среди которых полоролевые сте­реотипы - устоявшиеся представления о женственности и мужественности, жестко предписывающие, как должны себя вести, выглядеть и какие особенности проявлять мужчины и жен­щины, и соответствующие ожидания, которые пронизывают современное общество, все его институты, включая се­мью, среднюю и высшую школу.

Это заметно уже в том, что девочкам отчасти неосознанно внушают, бук­вально с пеленок, что они зависят от других, что они сами не мо­гут справиться с ситуацией. Проявляется это в выборе и количестве игрушек, видов деятельности, избегании рискованных занятий и т.п. В то время как для развития высокого уровня интеллекта необходимы актив­ность, самостоятельность, уверенность в себе.

В школе от девочек ждут полного послушания, постоянного прилежания. По данным зарубежных исследователей некоторые учителя дают самые низкие оценки тем ученицам, которые проявляют способности к аналитическому мышлению, к выдвижению собственных ориги­нальных идей, оказывают сопротивление традиционным условно­стям. Мальчики с подобными характеристиками имеют у таких учителей высокий рейтинг. Сами учителя редко осознают особенности своего поведения и бывают удивлены, когда имеют возможность увидеть себя со стороны.

По данным исследований отечественных психологов полоролевые стереотипы содержатся и в учебниках, учебных пособиях, иллюстрациях, изображающих мальчиков, мужчин главными действую­щими лицами - смелыми, независимыми, способными на риск, а де­вочек - пассивными, второстепенными персонажами, ожидающими помощи и поддержки. Таким образом, мальчики имеют возможность «найти себя» на страницах школьных учебников, ото­ждествить себя с героями рассказов и упражнений, в то время как девочки не находят соответствующих ролевых моделей активного проявления себя. Естественно, девочки не должны копировать поведение мальчиков. Однако, в значительной мере у них формируется недооценка своих способностей, одаренности (это становится заметным уже в 11-14 лет), в последующем стремление замаскировать ее для принятия их окружением, вплоть до выбора профессии с более низким социальным статусом.

Стереотипизация по половому признаку очень вредна для одаренных детей, так как они соединяют в себе свойства, характерные как для их собственного пола, так и для противоположного. Творчески одаренные мальчики обладают многими чертами, стереотипно считающимися «женскими», – интроспективностью, чувствительностью, ярко выраженным эстетическим началом и т.д. С другой стороны, творчески одаренные девочки проявляют многие тра­диционно мужские качества – независимость, самоутверждение, честолюбие.

Социально-педагогическая работа должна предусматривать поддержку одаренных детей обоих полов в борьбе против давления социальных стереотипов, но особенно важна она для девочек. Необходимо помогать формированию в ребенке сильной Я-концепции как действенной лич­ности, а не «способного» мальчика или «хорошей» девочки. Одаренные дети должны оставаться открытыми, гибкими, не боящимися неоднозначности, сочетая незави­симость с чувствительностью, а самоутверждение с пониманием, не смущающимися «светских» условностей и твердо рассчитывающими на свои силы.

Задача социально-педагогической работы - способствовать эффективной реализации человече­ских возможностей одаренного ребенка, помочь и девочкам, и мальчикам стать компе­тентными и продуктивными взрослыми, получающими удовле­творение и от семьи, и от работы.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод. Есть дети, у которых трудно распознать одаренность, когда ребенок, например, никак не на­учится хорошо читать или считать, имеет какой-либо физический недостаток (слепые, глухие), с поведенческими трудностями (повышенная агрессивность, эмоциональная неста­бильность), с трудностями в обучении (связанными, например, с дислексией - затруднениями в овладении чтением), детей из семей с низким со­циально-экономическим уровнем, из другой культурной среды, чью одаренность не удается распознать быстро. Именно такие дети, выявление и развитие способно­стей которых сопряжено с дополнительными трудностями, отно­сятся к особым категориям одаренных.

У этих детей признаки одаренности суще­ствуют независимо от того, замечают их окружающие или нет. Главная задача в этом случае состоит в том, чтобы увидеть, разглядеть эту одаренность. Но встречаются дети, чью одаренность еще нужно пробудить. Она существует лишь потенциально до тех пор, пока что-то не изменится в обстоятельствах жизни ребенка. Только тогда она может обнаружиться, постепенно наби­рая высоту, или же сразу ярко вспыхнуть.

Большая часть детей, которых можно отнести к перечислен­ным категориям, не реализует своих потенций при отсутст­вии особо организованного обучения и коррекции. Что является общей проблемой всех этих детей? На передний план выступает какой-то их недостаток или труд­ность, заслоняя присущую им одаренность. Социально-педагогическая работа с такими детьми должна предусматривать диагностику, выявление, пробуждение, развитие сильных сторон, а также помощь в преодолении тех трудностей, которые не позволяют ребенку реализоваться в полной мере.

3. 3. Проблемы, связанные с одаренностью ребенка.

 

1.Проблемы взаимоотношений с учителями и сверстниками.

Характер взаимоотношений одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми с одной стороны складывается под воздействием проявлений его одаренности, а с другой - влияет на становление его личности.

Сверстники относятся к одаренному ребенку по-разному, в зависимости от характера его одаренности, степени нестандартности ее проявлений. В силу успешности обучения, в том числе социальным и бытовым навыкам, многие одаренные дети пользуются большей популярностью в коллективе сверстников, чем обычные дети. В особенности это относится к детям с хорошими физическими возможностями и к детям-лидерам.

Но нередко дети с высоким уровнем развития способностей, демонстрирующие уверенность, сталкиваются с их неприятием сверстниками. Замечания даже безобидные и нейтральные часто вызывают у них бурную эмоциональную реакцию, что приводит к столкновению и конфликтам. К тому же они нередко стремятся подстроить социальные нормы под себя, что также вызывает напряженность в отношениях.

Многие сверстники ревниво относятся к ученику ''чересчур'' много знающему, осведомленному во всех вопросах. В этом случае некоторые дети начинают воспринимать себя ''белой вороной'', стараются скрывать свои способности, у них появляются черты конформной личности, что может привести к фальсификации собственного ''Я''. Еще сложнее складываются отношения в ситуациях с так называемой исключительной одаренностью. Во многих случаях эта одаренность сопровождается необычным поведением ребенка, странностями, что вызывает у их одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в классе складывается самым драматическим образом (ему придумывают обидные клички, устраивают унизительные розыгрыши и даже бьют). В какой-то степени именно в результате этих взаимоотношений со сверстниками дети с таким развитием попадают в группу риска. Многое в данном случае зависит от возраста детей и от системы ценностей, сформированной в данном детском коллективе.

Такие случаи говорят в пользу обучения одаренных детей в специализированных школах, где их интеллектуальные или даже учебные способности будут по достоинству оценены и, соответственно, его взаимоотношения со сверстниками будут складываться более благоприятным образом.

Учителя также неоднозначно воспринимают одаренных детей. Учителями всегда положительно воспринимаются дети с повышенными учебными способностями. В случае повышенной критичности интеллектуального ребенка, его высокое умственное развитие, порой превышающее уровень самого педагога, может восприниматься учителями по-разному: или с уважением и пониманием, или неприятием и конфликтностью. Многое зависит от личности самого учителя.

Своеобразно складываются отношения учителей с детьми, проявляющими социальную одаренность. Все зависит от направленности (позитивной или негативной) детей-лидеров, от их стремления участвовать в жизни класса, школы.

Нелегко бывает детям с ярко выраженной творческой одаренностью. Учителя воспринимают их как индивидуалистов.

В связи с этим актуальной является проблема подготовки педагогических кадров для работы с одарёнными детьми.

Социально-педагогическая работа с одаренным ребенком в данном случае должна предусматривать выработку терпеливого отношения к чужому мнению, особенно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с менее способными школьниками, предупреждать возникновение зазнайства, эгоизма, которые отрицательно влияют на развитие личности одаренного ребенка. Также необходимо вести работу по созданию благоприятной обстановки в коллективе и разрешению конфликтных ситуаций.

2. Своеобразие черт личности умного ребенка.

Характерной чертой личности одаренного ребенка является особая система ценностей, личностные приоритеты, связанные с деятельностью, соответствующей содержанию одаренности. К этой деятельности, составляющей сферу интересов, как правило, существует эмоциональное, личностное отношение.

Одаренные дети, оставаясь детьми, со всеми присущими определенному возрасту особенностями личности, все же имеют отличительные черты. Причем, положительное и отрицательное в личности способного ребенка возникает под влиянием окружающих людей. В сфере психосоциального развития одаренных детей отличает обостренное чувство справедливости; развитая система личных ценностей; хорошо сформированное чувство юмора; мотивация к достижениям, устойчивость к стрессу, упорство в достижении результата.

Отличительной чертой личности одаренного ребенка является социальная автономность, которая, в частности, проявляется в повышенной самостоятельности в процессе обучения, а иногда в неприязни традиционного обучения (если в нем доминирует воспроизводство усвоенных знаний). Самостоятельность может проявляться в планировании и оценке своей учебной деятельности, выборе предметов для более углубленного изучения, ориентации на собственные суждения, а не на общественное мнение (это нередко сопровождается тем, что среди одаренных детей не все являются непременно отличниками).

Становление личности одаренного ребенка порой проходит неоднозначно и болезненно. Ему могут быть присущи и такие свойства и качества, которые станут отталкивать от него окружающих.

Одно из таких качеств эгоцентризм. Наличие этого качества связано с особенностями возрастного развития и выражается в неспособности встать на позицию другого человека. Это связано с ограниченностью опыта ребенка. Однако у одаренного ребенка он проявляется довольно ярко. Исследователями отмечается, что познавательный эгоцентризм является довольно устойчивым. Моральный эгоцентризм преодолевается легче в силу того, что более высокий уровень умственного развития, способность улавливать причинно-следственного связи, глубже и тоньше воспринимать происходящее создает хорошую базу для понимания мотивов поведения других людей. Коммуникативный эгоцентризм проявляется в неумении выслушивать собеседника до конца, прерывании его, привычке исправлять других. Причина этого кроется в том, что нередко ребенок уже в курсе того, о чем идет речь в силу быстрого понимания излагаемого материала, и его стремление продемонстрировать свои знания является отражением скорости восприятия.

Характерной чертой личности одаренного ребенка является стремление командовать другими детьми, брать на себя роль руководителя и организатора групповых игр и дел. Это связано с тем, что в силу его интеллектуального превосходства, гибкости и беглости его мышления он лучше других представляет себе наиболее эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует и предупреждает возможные ошибки и несоответствия игрового поведения.

Одним из проявлений одаренности и в то же время чертой личности является чрезмерное упорство в достижении цели, стремление доводить все до полного совершенства. Причем, работы, выполненные на высоком уровне мастерства, оцениваются ребенком нередко как неудачные. Завышенные личные стандарты, неудовлетворенность, оценивание собственной деятельности по взрослым меркам приводят к болезненным переживаниям, личностным драмам.

Самооценка одаренных детей может быть разной: от завышенной до заниженной. У особо эмоциональных детей, самооценка отличается противоречивостью, нестабильностью: от очень высокой самооценки в одних случаях до очень низкой в других. Если дети со стабильно высокой самооценкой нуждаются иногда в некотором «отрезвлении», то дети с неустойчивой самооценкой, напротив, в психологической поддержке.

В исследованиях, посвященных одаренным детям, отмечаются и такие черты, как негативное отношение к школе и учебе; враждебное отношение к руководителям; нарушение отношений с родителями; плохие межличностные отношения, недоверие к другим; тенденция к оправданию своих недостатков, перекладывание вины на других; отсутствие самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия; недостаток лидерских способностей; недостаток настойчивости, склонность отвлекаться и откладывать дела; низкая самооценка; недостаток увлечений или излишнее внимание к ним; нереалистические цели; склонность к фантазированию; подверженность колебаниям настроения, депрессии; эмоциональная неуравновешенность.

Личность одаренного ребенка может развиваться по гармоничному или дисгармоничному типу, который заключается в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений. Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».

Социально-педагогическая работа, направленная на развитие качеств личности одаренного ребенка, должна вестись как с учащимися, так и с их родителями и учителями, чья чрезмерная опека может оказать негативное влияние на ход обучения одарен­ных учащихся, затормозить развитие про­цессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.

Необходимо также вовремя оказывать помощь ребенку в правильном самовосприятии. У одних детей понимание собственного отли­чия может прийти рано в семье в сравнении себя с другими детьми. У других сознание своих осо­бых способностей впервые происходит в школе также с неиз­бежным сравнением себя с другими детьми. Важно помочь ребенку осознать, что способ­ности и интересы других людей (как детей, так и взро­слых) могут быть на ином уровне или в иной сфере, не­жели его собственные. Для этого надо развивать чувство общности с окру­жающими его людьми и хотя бы начальное понимание положительных качеств, ценимых в человеческом об­ществе.

3.Проблемы, создающие трудности в обучении и воспитании одаренного ребенка.

Педагоги, имеющие дело с одаренными детьми, отмечают ряд проблем. Именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Прежде всего это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Часто одаренные дети не хотят подчиняться общим требованиям в школе: не выполняют домашних заданий, не хотят изучать поэтапно то, что им уже известно, и т.д. В связи с тем, что они удовлетворяют свои познавательные интересы вне школы, к школе у них может быть негативное отношение. Такие дети представляют некую неосознанную угрозу не очень уверенному в себе учителю.

Наряду с этой проблемой существует и другая. Поскольку эти дети думают значительно быстрее, чем пишут, то это часто приводит к тому, что их работы плохо оформлены, неаккуратные, выглядят незавершенными. В некоторых случаях из-за этого ребенок может отказываться излагать письменно свои мысли.

Другая неприятная особенность - поверхностность знаний. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес.

Нередко наблюдается нестабильность интересов. Это приводит к тому, что ребенок не знает, кем хочет стать в будущем.

Считается, что одаренный ребенок обычно более способен к усвоению нового, однако его реальные успехи в учебе, обозначенные школьными отметками, не всегда характеризуют эту способность. Более того, одаренный ребенок не всегда отличник в школе. По результатам многочисленных исследований, проведенных во многих странах мира, одаренные дети редко бывают отличниками или даже просто хорошими учениками. В традиционной школе одаренные дети могут быть и троечниками.

Определенные трудности воспитания вызывают следующие проблемы. Несмотря на то, что, как правило, одаренные люди характеризуются эмоциональной стабильностью, высокой продуктивностью, мотивацией, увлеченностью, низким уровнем тревожности, очень способные люди могут иметь проблемы: интеллект ''создает'' психологические барьеры. ''Особые стрессы'' одаренных подростков могут способствовать развитию депрессии и суицидальных наклонностей. Страх способен парализовать интеллектуальные проявления ребенка, такие как любопытство и любознательность. Нередко это возникает в ситуации подавления интеллектуальных и экспрессивных потребностей твор­чески одаренного ребенка. Когда его творческая энергия серьезно блокируется, мышле­ние может оказаться парализованным. Бегство в во­ображение может стереть границу реальности и фанта­зии. Такой ребенок может принимать оборонительные модели поведения, сходные с психопатическими.

Девочки часто недооценивают свои способности. Имея равно высокий интеллектуальный и творческий потенциал с мальчиками, они отличаются от них в социально-эмоциональном плане. Девочки сильнее подвержены депрессивным настроениям.

Определенную трудность в воспитании, взаимодействии создает следующая особенность. Одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам, словам и невербальным сигналам. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и мо­дели поведения окружающих людей. Они лучше понимает отношения и связи, критическое отношение к себе, и к окружающим и, следовательно, более уязвимы. Слова и реплики ежедневного общения, которые могут и не задеть обычного ребенка, способны больно ранить одаренно­го. Их реакция может быть непропорционально резкой. Ребенок может высмеивать окружающих - как ответ на травмирующий фактор, когда стремиться защищать себя от источника боли доступными ему средствами.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.