Значение различных зон коры мозга в деятельности второй сигнальной системы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Значение различных зон коры мозга в деятельности второй сигнальной системы

2018-01-03 379
Значение различных зон коры мозга в деятельности второй сигнальной системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Различные проявления высших нервных функций, связанных с интеллектом человека, имеют определенную локализацию в мозге. Основными методами выяснения локализации нервных структур, ответственных за деятельность второй сигнальной системы являются анатомо-клинические наблюдения случаев поражения мозга у человека, сопровождающиеся нарушением узнавания, целенаправленного действия и речи. Важные факты были получены во время нейрохирургических операций на головном мозге человека, производимых под местной анестезией. При этом при помощи тонких электродов можно раздражать различные участки мозга и регистрировать ответные реакции организма, в том числе и состояние психики испытуемого (по словесному отчету). Одним из методов является изучение психики и поведения человека в условиях обыденной жизни в момент непосредственного раздражения различных мозговых структур через предварительно вживленные в мозг электроды. (Процедуру проводят для лечения некоторых нервных заболеваний.) Этот метод позволяет регистрировать активность различных структур при тех или иных видах психической деятельности и, таким образом, расшифровывать тонкие нейрофизиологические механизмы, обеспечивающие эту деятельность (Н. П. Бехтерева). При исследовании высшей нервной деятельности человека полезным оказалось сочетание объективных и субъективных, т. е. физиологических и психологических, методов. Таким путем удалось обнаружить неодинаковое значение в функциях второй сигнальной системы левого и правого полушарий головного мозга. Левое полушарие у большинства людей (правшей) является доминирующим, и поражение определенных участков его (в результате травмы, кровоизлияния или опухоли) влечет за собой нарушение речевых функций, функций узнавания и целенаправленного действия, т. е. специфически человеческих функций, связанных со второй сигнальной системой. Перерезка мозолистого тела, т. е. всех нервных волокон, соединяющих правое и левое полушария мозга (такая операция предпринимается в некоторых случаях для лечения эпилепсии), не вызывает видимых изменений интеллекта, темперамента и т. д. Однако при детальном физиологическом обследовании пациентов с разобщенными полушариями большого мозга выявлены особенности функции каждого из полушарий. Известно, что правая половина тела проецируется в левое полушарие,, а левая половина тела — в правое полушарие. Пользуясь этим, у людей с разобщенными полушариями можно посылать те или иные впечатления из окружающего мира изолированно в одно или другое полушарие, вырабатывая при этом изолированно в правом или левом полушарии условные рефлексы и различные навыки. Подобные исследования позволили выявить, что у всех правшей (а также у 70% левшей) левое полушарие обеспечивает развитие отвлеченного логического мышления (восприятие, переработку, анализ и синтез сигналов второй сигнальной системы). Правое полушарие ответственно за восприятие, переработку, анализ и синтез сигналов первой сигнальной системы, т. е. непосредственных впечатлений об окружающей действительности. Подмеченное И, П. Павловым существование людей «мыслителей» и «художников» (т. е. лиц с преобладанием логического или образного типа мышления) связано с преобладанием функции соответствующего полушария. Тесная связь первой и второй сигнальных систем, возможность непрерывного взаимодействия (и некоторой их взаимозаменяемости) осуществляется лишь при нормальном взаимодействии обоих полушарий, т. е. нормального взаимодействия их через волокна, проходящие в мозолистом теле, в перекресте оптического пути и в передней и задней спайках мозга. Подобное разделение функций полушарий, однако, не абсолютно. Оно возникает в процессе обучения языку и совершенствуется по мере развития логического мышления. Развитие речи и логического мышления требует участия многих структур мозга. Это отчетливо. проявляется при повреждении тех или иных отделов мозга человека. При этом наблюдается ряд нарушений речи и мышления. Агнозия (от греч. gnosis — знание) — расстройство узнавания. Зрительная агнозия связана чаще всего с поражением затылочных долей мозга. Человек при этом видит предметы, обходит их, не натыкаясь на них, но их не узнает. Слуховая агнозия встречается обычно при поражениях височной доли мозга. Больной слышит звуки, но не связывает их с определенным звучащим телом, не узнает звука колокольчика или шума льющейся воды, хотя сразу узнает колокольчик или воду по внешнему виду. При этом наблюдаются расстройства восприятия речи. Тактильная агнозия наблюдается при поражении верхней теменной доли и проявляется в неузнавании предмета при его ощупывании, несмотря на то что человек ощущает прикосновение. Апраксия (от греч. praxis — действие) проявляется нарушением целенаправленного действия. Человек при этом часто не может зажечь спичку, сделать приветственное движение рукой, разрезать хлеб и т. д., хотя рука его не парализована. Для апраксии характерно понимание человеком того, что он должен сделать, но вместе с тем невозможность произвести это целенаправленное действие. При этом резко понижена инициатива к движению, следствием чего бывает уменьшение произвольных движений. Афазия — нарушения речи. Различают несколько видов. При двигательной (лобная афазия Брока) понимание речи может быть не нарушено, сама же речь крайне затруднена или даже невозможна. Больной способен кричать и издавать отдельные звуки: «ста-та», «не», «ни» и т. п., но не может нормально произнести ни одного слова. Одновременно с афазией обычно возникают нарушения письма — аграфия и утрата способности читать вслух, хотя понимание прочитанного может быть сохранено. Очаг поражения расположен при этом, как правило, в нижней лобной извилине левого полушария и в участках теменной коры. Другая форма расстройства речевой функции — чувствительная (височная афазия Вернике) — характеризуется расстройством восприятия речи. Человек не понимает речи, возникает избирательная глухота на слова; способность же речи не только сохранена, но проявляется даже повышенной говорливостью. Вследствие отсутствия восприятия собственной речи слова при чувствительной афазии бывают часто исковерканы и речь совершенно непонятна. Чувствительной афазии обычно сопутствуют алексия, т.е. нарушение способности читать про себя и вслух, а также афазия, т. е. расстройство музыкального восприятия. Особой формой афазии является амнезия (теменная афазия). Она характеризуется забыванием отдельных слов, чаще всего имен существительных. Больной амнезией знает, о чем он хочет сказать, но часто не может вспомнить нужного ему слова и вынужден для обозначения предмета прибегать к длинному его описанию. При этом наблюдается, в частности, и расстройство счета — акалькулия. На основании ряда наблюдений полагают, что участки височно-теменной коры слева и нижняя часть левой лобной доли имеют специальное значение в процессах узнавания, целенаправленного действия и речи. Хотя на функциях второй сигнальной системы особенно сказывается поражение лишь некоторых участков коры мозга следует иметь в виду, что любая сложная деятельность (речь, письмо, чтение, счет), как правило, страдает при поражении многих, даже далеко отстоящих друг от друга, участков мозга. Вместе с тем поражение одного участка обычно вызывает нарушение не одной, а ряда функций. Таким образом, можно говорить о центрах определенных функций второй сигнальной системы лишь условно. Психическая деятельность является функцией всего мозга.

Взаимоотношения первой и второй сигнальных систем и подкорковых образовании

В каждом поведенческом акте человека обнаруживается участие трех видов межнейронных связей: 1) безусловнорефлекторных; 2) временных связей первой сигнальной системы; 3) временных связей второй сигнальной системы. Анализ физиологических механизмов поведения человека показывает, что оно является результатом совместной деятельности обеих сигнальных систем, подкорковых и стволовых образований мозга. Вторая сигнальная система как высший регулятор человеческого поведения преобладает над первой и в некоторой мере подавляет ее. Вместе с тем первая сигнальная система в известной степени определяет деятельность второй. Обе сигнальные системы (состояния которых определяются функцией коры большого мозга в целом) тесно связаны с деятельностью подкорковых центров. Человек может произвольно затормаживать свои безусловнорефлекторные реакции, сдерживать многие проявления инстинктов и эмоций. Он может подавлять оборонительные (в ответ на болевые раздражения), пищевые, половые рефлексы. Вместе с тем подкорковые ядра, ядра мозгового ствола и ретикулярная формация являются источниками импульсов, поддерживающих нормальный тонус коры большого мозга. Сложные функции, связанные с речью, пониманием смысла.слов и их произнесением, осмысленным узнаванием предметов и целенаправленной деятельностью и предвидением ее результата, требуют для своего осуществления сложных, динамически создающихся нервных структур, т. е. совместно работающих многочисленных аппаратов мозговой коры и подкорковых центров, образующих функциональные системы, «созвездия» из очень большого числа нейронов и их цепей. Достоверность ощущений и восприятий. Адекватное взаимодействие человека с окружающей средой и соответствующая ей деятельность возможны лишь при условии, что органы чувств доставляют центральной нервной системе информацию, достоверно отражающую объективную реальность окружающего мира. Проблема достоверности этой информации, достоверности ощущений и восприятий была предметом острой борьбы материалистического и идеалистического мировоззрений. К решению ее привлекались также данные физиологии. Закон специфической энергии органов чувств и физиологический идеализм. В начале прошлого столетия физиолог Мюллер установил, что при воздействии на рецепторы как адекватными, так и неадекватными раздражителями возникает ощущение, свойственное возбуждению именно данного рецептора. Удар по глазу или раздражение его электрическим током вызывает ощущение световой вспышки, при электрическом раздражении языка ощущается кислый вкус, при раздражении точек холода даже теплом — только холод и т. д. На этом основании Мюллер сформулировал так называемый закон специфической энергии органов чувств. По мнению Мюллера на всякое как адекватное, так и неадекватное раздражение орган чувств дает присущий только ему вид ощущений. Это утверждение не учитывает, что неадекватные раздражители не вызывают качественно столь разнообразных и тонких ощущений, как адекватные. Кроме того, и пороги их более высокие. Мюллер утверждал, что характер реакции, в сущности зависит не от раздражителя, а от заложенной в животный организм энергии. Поэтому, ощущая что-либо, мы ощущаем только себя и на основании ощущений отнюдь не вправе делать какие-либо умозаключения о свойствах внешнего мира. Свет, мрак, звуки, теплота, холод, различные запахи и вкусы — все, что мы ощущаем нашими пятью чувствами — это будто бы не действительные свойства конкретных вещей, но только качества наших чувств. Таким образом, Мюллер отрицал возможность познания окружающего мира и достоверность наших восприятий. Эти взгляды Мюллера (их разделяли и другие физиологи) привели к возникновению философского направления, названного Фейербахом «физиологический идеализм». Представители этого направления исходили из ложных гносеологических позиций, пытаясь обосновать свои идеалистические представления физиологическими фактами. Представления Гельмгольца и «теория символов». Частично поддерживал эти воззрения и крупнейший исследователь XIX столетия Гельмгольц. Гельмгольц был непоследовательным материалистом, представителем символического материализма, склонявшимся к агностицизму. Он считал ощущения лишь символом внешних явлений, не имеющими с ними аналогии. Вместе с тем Гельмгольц, следуя философам-материалистам, выступал с признаниями реального существования объективного мира. Взгляды Мюллера и Гельмгольца подверглись справедливой уничтожающей критике философов-материалистов. Материалистическое понимание ощущений как отражения объективной реальности. Сточки зрения последовательного материализма, ощущение представляет собой субъективный образ объективного мира — движущейся материи, свойства которой и отражаются в нашем сознании благодаря информации, доставляемой органами чувств. «...Ощущение,— писал В. И. Ленин,— есть действительно непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания» '. «Наши ощущения отражают объективную реальность, т.е. то, что существует независимо от человечества и от человеческих ощущений» 2. Ощущения не являются какими-то абстрактными символами или знаками. Они отражают объективные свойства вещей, дают более или менее точные их снимки, изображения. В. И. Ленин отмечал: «Бесспорно, что изображение никогда не может всецело сравняться с моделью, но одно дело изображение, другое дело символ, условный знак. Изображение необходимо и неизбежно предполагает объективную реальность того, что „отображается". „Условный знак", символ, иероглиф суть понятия, вносящие совершенно ненужный элемент агностицизма» 3. Вся история науки и вся человеческая практика опровергают агностицизм, т. е. отрицание возможности познания окружающего мира, и подтверждают его познаваемость. Практика как критерий достоверности ощущений и восприятий. Человек познает мир, получая информацию о нем посредством рецепторов, перерабатывая ее всей совокупностью анализаторных аппаратов, главным образом корой большого мозга, и проверяя правильность полученной информации своей деятельностью, практикой. Контроль практикой (у человека — общественной практикой) обеспечивает достоверность ощущений и восприятий. Большое значение для обеспечения достоверности ощущений и.восприятий имеет сопоставление показаний одних анализаторов с показаниями других. Например, восприятие величины предметов, расстояния до них, их движения или покоя достигается благодаря одновременному поступлению в мозг сигналов от органов зрения, осязания и про-приорецепторов. Ребенок с малых лет связывает в единое целое получаемую им разнообразную информацию, проверяя правильность ее своей деятельностью. Таким образом формируется твердая уверенность в правильности восприятия окружающего мира. Роль практики в оценке информации, доставляемой органами чувств, может быть иллюстрирована тем, что хотя оптическая система глаза дает изображение на сетчатке перевернутым, мы воспринимаем его в прямом, правильном виде. Представление о «верхе» и «низе» является результатом сопоставления доставляемой глазом информации с той, которую дают другие рецепторы, воспринимающие действие силы тяжести, положение тела в пространстве и пр. Страттон 8 дней носил очки, которые делали изображение внешних предметов перевернутым, т. е. изображение на сетчатке оказывалось прямым. Сначала экспериментатор путал «верх» и «низ», но затем вследствие новой практики у него постепенно вырабатывалось правильное восприятие и находящиеся внизу или вверху предметы вновь стали восприниматься верно, хотя изображение их на сетчатке было прямым. Ощущение перевернутого мира появилось вновь на некоторое время после того, как он снял очки..; Взаимодействие сигналов, приходящих в мозг по всем афферентным путям, обеспечивает точное восприятие окружающего мира, комплексное суммарное представление о нем. При этом в высших отделах центральной нервной системы — в коре большого мозга афферентные сигналы взаимодействуют не только с приходящими сюда в настоящий момент другими афферентными сигналами, но и со следами, оставленными в центральной нервной системе раздражителями, которые действовали на организм прежде. Это взаимодействие обеспечивает оценку явлений, протекающих не только в пространстве, но и во времени. Достижения человечества в познании и преобразовании природы и общества, успехи науки и техники служат лучшим подтверждением правильности, точности, соответствия объективной реальности той информации, которую человек получает и анализирует посредством органов чувств и коры большого мозга.

Виды нарушений речи:

1. Нарушения устной речи:

o нарушения произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения темпоритмической организации речи, нарушения голоса)

o системные нарушения речи (алалия у детей, афазия у детей и взрослых).

2. Нарушения письменной речи:

o дисграфия (нарушение письма)

o дислексия (нарушение чтения)

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

· возникнув, нарушение, как правило, закрепляется, а не исчезает самостоятельно

· нарушение может отражаться на общем психическом развитии

· Нарушение обязательно требует логопедического вмешательства

Логопедическое воздействие как правило комплексное, реализуется по следующим направлениям:

· развитие сенсорных функций

· развитие общей речевой моторики

· развитие внимания, памяти и познавательной деятельности в целом

· коррекция нарушения речи и развитие речи

· формирование и коррекция личности

· воздействие на социальное окружение пациента

Формы воздейств ия:

· воспитание речи при полном ее отсутствии

· перевоспитание неправильно сформированной речи

· медицинское воздействие, включающее лекарственную терапию, хирургическое вмешательство, психотерапию, массаж, ЛФК

Методы воздействия:

· метод прямого воздействия (тренировка нарушенных функций)

· метод обходных путей (опора на компенсаторные возможности человека, его сохранные анализаторы)

 

Речевое развитие включает в себя две стадии:

1. Понимание речи

2. Самостоятельная речь

Развитие понимания речи в онтогенезе идет от комплексных форм к единичным, конкретным. В начале ребенок понимает лишь общий смысл речи, далее развивается ситуационное понимание речи: до 1 года ребенок понимает слова, фразы, связанные с конкретной ситуацией, произносимые одинаковым тоном. Позднее он начинает понимать речь, опираясь на языковые средства. К году он начинает понимать слова и фразы различной звукослоговой структуры, с различным ритмом, однако, ребенок еще не может различать слова, отличающиеся одним звуком, т. е. сходные по структуре. К концу 2-го года - фонемная стадия восприятия речи, т. е. понимание речи на основе фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия идет в направлении от различения более контрастных звуков к различению сходных.

В формировании произносительной стороны речи можно выделить два периода:

· дофонемный ( от рождения до 1 года), характеризуется первыми голосовыми (неречевыми) реакциями ребенка на окружающую среду. Крики, предречевые вокализации появляются к 2-3 месяцам, гуление - 3 месяца, лепет;-6 месяцев. У ребенка вырабатываются определенные моторно - акустические связи.

· фонемный период (после 1 года) продолжается примерно до 5 лет. В это время ребенок овладевает всей языковой системой. Последовательность появления звуков определяется возможностями речедвигательного анализатора и идет в направлении от простых по артикуляции звуков к сложным.

Краткая характеристика развития экспрессивной речи:

1. Гуление 2-3 месяца

2. Лепет 4 месяца (до 6 месяцев)

3. Первые слова 10-12 месяцев

4. Слова-предложения примерно 1г. 2 мес.

5. Фразы из двух слов и словарь около 175 слов примерно в 1г. 9 мес.

6. Фразы в 2-3 слова и словарь около 300 слов к 2г.

7. Формирование грамматического строя речи и словарь около 800-1000 слов от 2,5 лет.

8. Сформированность всех грамматических категорий, появление сложных предложений в речи к 3 г.

9. Диффиренциация всех звуков речи к 4г.

10. Произнесение всех звуков речи, свободное владение сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями, словарь около 2500-3000 слов к 5 г.

Анатомо-физиологические механизмы речи:

Речь представляет собой сложную функциональную систему, части которой взаимодействуют между собой. Система имеет центральные и периферические отделы.

Речевая система включает в себя:

· корковые отделы

· подкорковые образования - проводящие пути

· расположенные на периферии органы

Корковая система: (для правшей доминантным по речи является левое полушарие мозга)

· лобные доли (планирование речи)

· область переднецентральной извилины (анализ и синтез речевых движений для одного звука)

· область за центральной извилиной (анализ и синтез последовательности речевых движений, переключаемость движений)

· Центр Брока (моторный центр речи)

· задняя треть верхней лобной извилины (произвольные движения)

· Центр Вернике (слуховой центр речи)

· теменнозатылочная область (пространственный и временной анализ и синтез)

· нижняя теменная извилина (мышечно-суставное чувство, объем движений)

· Правое Полушарие (эмоциональная окраска речи, темп, ритм - просодическая сторона).

Периферические отделы речевой системы включают в себя дыхательные пути, гортань, ротовую и носовую полости, органы артикуляции.

Вопросы для самостоятельного изучения.

  1. Структуры мозга, обеспечивающие речевую деятельность человека.
  2. Взаимодействие полушарий в процессе восприятия речи.
  3. Нарушения речи и их причины.
  4. Физиологические механизмы речи.
  5. Развитие моторной речи в онтогенезе.
  6. Мелкая моторика кисти руки и развитие речи детей.
  7. Нейрофизиологические основы речевой деятельности человека.
  8. Перенос центров речи и его условия.
  9. ВЫРАБОТКА УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА НА СЛОВО (Приложение 4.1).

Рекомендуемая литература:

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. - М., 1991.

2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1998.

3. Высшая нервная деятельность. Сер. Рук-во по физ. - Л., 1970, Ч.1, 1971, Ч.2.

4. Дмитриев А.С. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1974.

5. Соколов Е.Н. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1981.

6. Чайченко Г.М., Харченко П.Д. Физиология высшей нервной деятельности. - Киев, 1981.

7. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М., 1968.

8. Асратян Э.А. Рефлекторная теория высшей, нервной деятельности. Избр. пер. – М., 1983.

9. Воронин Л.Г. «Лекции по физиологии высшей нервной деятельности», М., 1965.

10. Дмитриев А.С. «Основы физиологии высшей нервной деятельности», М., 1964.

11. Коган А.Б. «Основы физиологии высшей нервной деятельности», М., 1965.

12. «Руководство по физиологии». Физиология высшей нервной деятельности, в 2-х томах, М., 1979, 1971 Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. Полн. собр. тр. - М.-Л., 1947.

13. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. М.: Наука, 1979.

14. Морозов В.П., Вартанян И.А., Галунов И.И. и др. Восприятие речи. Вопросы функциональной асимметрии мозга. Л.: Наука, 1988.

15. Физиология речи. Восприятие речи человеком. Л.: Наука, 1976.

16. Хомская Е.Д., Башова Н.Я. Мозг и эмоции. М., 1992.

17. Хрестоматия по нейропсихологии. М.: РПО, 1999.

18. Хризман Т.П. Движение ребенка и электрическая активность мозга. М.: Педагогика, 1973.

19. Хризман Т.П. Еремеева В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга человека. М.: Педагогика, 1991.

20. Хэссет Дж. Введение в психофизиологию. М.: Мир, 1981.

21. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М.: Наука, 1985.

22. Чуприкова Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. М.: Просвещение, 1967.

23. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983.

 

 

 

КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИТРОВАНИЕ.

Инструкция.

Для следующих вопросов выберите один наиболее правильный ответ или утверждение.

1. Тип высшей нервной деятельности - это...

а) совокупность врожденных и приобретенных свойств ЦНС, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и отражающихся на всех функциях организма. б) совокупность приобретённых свойств ЦНС, определяющих характер поведения индивидуума и отражающихся на всех функциях его организма. в) совокупность врожденных свойств ЦНС, определяющих характер поведения индивидуума и отражающихся на всех функциях его организма. г) совокупность психических свойств личности. д) все перечисленное верно.

2. На чём основано выделение И.П.Павловым 4 типов ВНД?

а) на разной возбудимости нейронов коры больших полушарий. б) на разной скорости проведения возбуждения в ЦНС. в) на разной степени выраженности силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. г) на различии психических свойств личности. д) на видовых отличиях в поведении человека и животных.

3. Как оценить силу процесса торможения в коре больших полушарий?

а) по величине потенциала действия в нейронах коры больших полушарий. б) по величине тормозного постсинаптического потенциала. в) по скорости выработки условного рефлекса. г) по скорости выработки отрицательного условного рефлекса. д) все перечисленное верно.

4. Как оценить уравновешенность процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий?

а) по продолжительности положительного и отрицательного следового потенциала. б) по сопоставлению продолжительности процессов возбуждения и торможения. в) по сопоставлению скорости выработки положительных и отрицательных условных рефлексов. г) по величине возбуждающего и тормозного постсинаптических потенциалов. д) все перечисленное верно.

5. Как оценить подвижность процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий?

а) по скорости замены торможения возбуждением. б) по скорости замены возбуждения торможением. в) по времени действия процессов возбуждения и торможения. г) по времени требующемуся для замены сигнального значения условного рефлекса с положительного (вызывающего условный рефлекс)на отрицательное (вызывающего торможение условного рефлекса) или наоборот. д) все перечисленное верно.

6. Темперамент - это...

а) совокупность психических свойств личности. б) совокупность врожденных психических свойств личности. в) совокупность приобретенных психических свойств личности. г) характеристика ВНД, включающая тип ВНД и совокупность всех психических свойств личности. д) все перечисленное верно.

7. Какой из типов ВНД наиболее соответствует темпераменту сангвиника?

а) сильный, неуравновешенный. б) сильный, уравновешенный, подвижный. в) сильный, уравновешенный, инертный. г) сильный, неуравновешенный, инертный. д) сильный, неуравновешенный, подвижный.

8. Какой из типов ВНД наиболее соответствует темпераменту флегматика?

а) сильный, неуравновешенный. б) слабый, уравновешенный. в) слабый. г) сильный, уравновешенный, подвижный. д) сильный, уравновешенный, инертный.

9. Какой из типов ВНД наиболее соответствует темпераменту холерика?

а) сильный, неуравновешенный. б) сильный, уравновешенный, подвижный. в) сильный, уравновешенный, инертный. г) слабый. д) подобного соответствия не может быть.

10. Какой из типов ВНД наиболее соответствует темпераменту меланхолика?

а) сильный, неуравновешенный. б) слабый, неуравновешенный. в) слабый, уравновешенный. г) слабый. д) сильный, уравновешенный, инертный.

11. Ощущение - это...

а) отражение отдельных свойств предметов, явлений окружающего мира. б) отражение предмета или явления в целом. в) образное отражение предмета или явления. г) образное отражение предмета или явления при его отсутствии. д) все перечисленное верно.

12. Какие структуры мозга необходимы и достаточны для обеспечения процесса ощущения?

а) лимбическая система мозга б) базальные ганглии. в) первичная сенсорная зона анализатора. г) вторичная сенсорная зона анализатора. д) гипоталамус.

13. Восприятие - это...

а) отражение отдельных свойств предметов, явлений окружающего мира. б) отражение предмета или явления в целом. в) образное отражение предмета или явления. г) образное отражение предмета или явления при его отсутствии. д) все перечисленное верно.

14. Какие структуры мозга необходимы и достаточны для обеспечения процесса восприятия?

а) лимбическая система мозга. б) сенсорная кора. в) первичная сенсорная зона анализатора (или нескольких анализаторов). г) вторичная сенсорная зона анализатора (или нескольких анализаторов). д) базальные ганглии.

15. Представление - это...

а) отражение отдельных свойств предметов или явлений окружающего мира. б) отражение предмета или явления в целом. в) отражение многообразных связей между различными предметами и явлениями. г) образное отражение предмета или явления в сложной пространственно-временной взаимосвязи составляющих их свойств и признаков. д) все перечисленное верно.

16. Представление обеспечивается...

а) механизмом доминанты в первичной сенсорной зоне анализатора. б) механизмом доминанты во вторичной сенсорной зоне анализатора. в) работой всего анализатора и механизмами памяти. г) работой всего анализатора и условными рефлексами высших порядков. д) все перечисленное верно.

17. Внимание - это...

а) отражение отдельных свойств предмета, явлений окружающего мира. б) конкретное отражение предмета или явления в целом. в) образное отражение предмета или явления в целом. г) направленность психических процессов на анализ какого-то объекта или явления. д) все перечисленное верно.

18. Внимание обеспечивается...

а) механизмом динамического стереотипа в сенсорной коре. б) механизмом доминанты в лимбической системе. в) механизмом доминанты в корковом отделе анализатора. г) механизмом динамического стереотипа в корковом отделе анализатора. д) условными рефлексами высшего порядка в ассоциативной коре.

19. Память - это...

а) образное отражение предмета или явления в сложной пространственно-временной взаимосвязи составляющих их свойств и признаков. б) процесс запечатления информации. в) процесс запечатления и хранения информации. г) процесс запечатления, хранения и воспроизведения информации. д) восприятие, запечатление и хранение информации.

20. Выберите логически правильную классификацию видов памяти.

а) зрительная, механическая, двигательная. б) срочная, краткосрочная, долговременная. в) механическая, физическая, химическая. г) слуховая, смысловая, зрительная. д) механическая, смысловая.

21. Каковы механизмы кратковременной памяти.

а) синхронное возбуждение нейронов сенсорной коры. б) биохимические изменения в нейронах ассоциативной коры. в) циркуляция импульсов в нейронных ловушках лимбической системы. г) циркуляция импульсов в нейронных ловушках промежуточного мозга. д) циркуляция импульсов в стриопаллидарной системе.

22. Мышление - это...

а) отражение отдельных связей между нейронами различных отделов коры больших полушарий. б) выявление связей между различными предметами и явлениями, формирующее целостное отражение окружающей действительности. в) образное отражение предмета или явления в целом. г) процесс восприятия, запечатления и хранения информации. д) способность отделять себя (свое «Я») от других людей и окружающей среды.

23. Абстрактное мышление - это...

а) выявление связей между различными предметами и явлениями при их отсутствии. б) выявление связей между предметами и явлениями. в) образное отражение предмета или явления в целом. г) отражение отдельных связей между различными предметами. д) все перечисленное верно.

24. В основе абстрактного мышления лежит...

а) первая сигнальная система. б) вторая сигнальная система. в) условные рефлексы второго и третьего порядка. г) динамический стереотип. д) доминанта.

25. Сознание - это...

а) способность отражать связи между различными предметами и явлениями при их отсутствии. б) отражение реальной действительности, заключающееся в отделении себя (собственного «Я») от других (не «Я») и окружающей среды. в) образное отражение всей окружающей действительности. г) отражение отдельных связей между предметами и явлениями. д) все перечисленное верно.

26. Структурные элементы сознания располагаются по степени усложнения в следующем порядке...

а) сознание - подсознание - сверхсознание - самосознание. б) подсознание - самосознание - сознание - сверхсознание. в) самосознание - сверхсознание - сознание - подсознание. г) сверхсознание - подсознание - самосознание - сознание. д) подсознание - самосознание - сверхсознание - сознание.

27. Какие из перечисленных механизмов связаны с функциональной асимметрией полушарий мозга?

а) доминанта. б) условные рефлексы. в) динамический стереотип. г) первая сигнальная система. д) вторая сигнальная система

28. Что лежит в основе выделения художественного и мыслительного типов нервной системы у человека (по И.П.Павлову)?

а) характеристика силы процессов возбуждения и торможения. б) степень сложности условных рефлексов, сформированных у человека. в) преобладающее развитие первой и второй сигнальной системы. г) преобладание того или иного темперамента. д) все перечисленное верно.

29. Что называется первой сигнальной системой?

а) система конкретных, чувственных образов, фиксируемых мозгом человека и животных. б) система конкретных, чувственных образов, фиксируемых только мозгом человека. в) система конкретных, чувственных образов, фиксируемых только мозгом животных. г) система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений и др. д) все перечисленное верно.

30. Что называется второй сигнальной системой.

а) система конкретных, чувственных образов, фиксируемых мозгом человека и животных. б) система конкретных, чувственных образов, фиксируемых только мозгом человека. в) система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах и др., характерная для человека и животных. г) система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах и др., характерная только для человека.

31. К «художественному» типу нервной системы (по классификации Павлова) относят людей...

а) с выраженным динамическим стереотипом б) со слабо выраженными инстинктами. в) с преобладающей первой сигнальной системой. г) с преобладающей второй сигнальной системой. д) с усиленной условно-рефлекторной деятельностью.

32. К «мыслительному» типу нервной системы (по классификации И.П.Павлова) относят людей...

а) с выраженным динамическим стереотипом. б) со слабо выраженными инстинктами. в) со слабо выраженными эмоциями. г) с преобладающей первой сигнальной системой. д) с преобладающей второй сигнальной системой.

33. Функциональная система целостного поведенческого акта возникает..

а) при достижении конечного полезного результата. б) при наличии выраженных эмоций. в) при наличии выраженной мотивации. г) с момента формирования аппарата эфферентного синтеза. д) с момента включения второй сигнальной системы.

34. Функциональная система целостного поведенческого акта распадается при...

а) формировании аппарата афферентного синтеза. б) формировании аппарата эфферентного синтеза. в) формировании акцептора результатов действия. г) достижении конечного полезного результата. д) формировании программы действия.

35. В каких структурах мозга сосредоточен аппарат афферентного синтеза?

а) в таламусе. б) в лимбической системе. в) в сенсорной коре. г) в моторной коре. д) в ассоциативной коре.

Инструкция.

Для каждого пронумерованного вопроса или незаконченного утверждения дается четыре пронумерованных ответа, из которых могут быть правильными один, два, три или все.

36. Какие характеристики ЦНС лежат в основе выделения 4 типов ВНД (по И.П.Павлову)?

а) сила процессов возбуждения и торможения. б) скорость иррадиации процессов возбуждения и торможения. в) уравновешенность процессов возбуждения и торможения. г) подвижность процессов возбуждения и

Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.088 с.