Художественные техники обработки пластического материала — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Художественные техники обработки пластического материала

2018-01-03 2227
Художественные техники обработки пластического материала 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

Пластилинография

Пластилинография (рис. 49) — это сравнительно новая худо­жественная техника, которая представляет собой создание живо­писных и декоративных (стилизованных) изображений с помощью пластилина. Получаемые изображения могут быть плоскостными, полуобъемными (выпуклыми) и размещаются на горизонтальной основе.

Рис. 49. Пластилинография

 

Пластилин (от греч. plastos — лепной) — это искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Из­готовляется из очищенного и размельченного порошка глины с до­бавлением воска, масел, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина. Как ма­териал для лепки пластилин известен очень давно, для выполнения работ им пользовались еще в Средние века.

Пластилин хорошо применять при работе над малыми формами, требующими очень тонкой проработки деталей, хотя этот мате­риал позволяет выполнять работу любого размера. Он пластичен, но достаточно упруг, и непосредственно перед употреблением его следует равномерно разогреть и размять. Пластилин удобен для лепки в домашних условиях, так как не требует специального обо­рудования для хранения и его можно многократно пускать в дело, не размачивая. Изделия из этого материала могут долго сохранять форму, если не ставить их вблизи источника тепла.

В продажу поступают различные виды пластилина отечествен­ного и зарубежного производства. Такие его свойства, как лепкость и пластичность, во многом зависят от производителя.

Пластилин бывает однотонным и цветным. Однотонный пласти­лин в скульптуре помогает передать целостность формы, а цвет­ной — реальный цвет изображаемого предмета и выразительность. Пластилин можно смешивать, получая новые цвета и оттенки.

Готовое изделие из пластилина можно окунуть в парафин, разогретый на водяной бане. Это сглаживает все шероховатости, придает изделию завершенность, и оно хорошо сохраняется в те­чение многих лет. Поделки из пластилина можно раскрашивать и покрывать лаком, предварительно обваляв изделия в муке, зубном порошке или меле (присыпка впитает в себя жир).

Разновидностью пластилина является такой интересный мате­риал, как пластика (суралин) — безвредная для здоровья масса, которая легко подвергается изменениям в процессе лепки. Изделия из пластики не деформируются при транспортировке и не подвер­жены влиянию внешних факторов (тепло, холод, вода), что нельзя сказать о простом пластилине. Также изделия из пластики в отличие от изделий из пластилина могут отвердеть, что придаст им проч­ность. Пластификация вещества может производиться в домашних условиях: в горячей воде или духовом шкафу. Обычно это материал одноцветный, но может быть и цветным. Масса хорошо размягчает­ся руками, легко формуется. При желании можно получить другой цветовой оттенок, перемешав цветные кусочки пластики. Цвет не теряет интенсивности даже при тепловой обработке.

После термической обработки изделие можно расписывать, по­крывать лаком, шлифовать и сверлить. Возможно декорирование пластилиновой поверхности бисером, семенами растений, природ­ным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится сочетание приемов при выполнении изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана выполняются с помощью пластилинографии.

Материалы для пластилинографии:

1. Пластилин (скульптурная масса или моделин).

2. Стеки различной формы и размера.

3. Дощечка для лепки.

4. Основа для работы (плотный картон, ДВП, ДСП или стекло).

5. Краски гуашевые или акриловые.

6. Акриловый лак.

Этапы выполнения изделия в технике пластилинографии:

1. Выполнение эскиза будущей работы.

2. Перенос эскиза на основу.

3. Заполнение фона пластилином, смешение оттенков (если ра­бота будет полихромной).

4. Выполнение деталей в работе. Можно использовать плоскост­ной метод рисования, когда пластилин полностью размазывается на основе, а можно выполнить детали рельефным способом, делая изображение полуобъемным.

5. Выправление изображения с помощью стеки, подчеркивание композиционного центра.

6. Раскрашивание работы, если это необходимо.

7. Покрытие лаком.

 

Мукосоль

 

Мукосоль — удивительный материал, пластические свойства которого издавна отмечали в народе. Его использовали для лепки самых разных фигур (рис. 50).

Рис. 50. Мукосоль

 

Он приятен на ощупь, пластичен, мягок, нежен, совершенно безвреден с точки зрения экологии и аллергенов; легко отмыва­ется и не оставляет следов. При правильном замесе мукосоль не крошится, не трескается, долго сохраняется. У этого материала прекрасная лепкость.

Тесто — единственный «живой» материал, который изменяет форму после прикосновения к нему, слегка «подходит» (увеличива­ется в объеме) и выравнивает форму вылепленной вещи. Поделки из соленого теста можно расписывать и покрывать лаком. Окрасить можно и само тесто, добавив краситель при замешивании. С гото­вым изделием можно играть без боязни, что оно потеряет форму. Однако поделки из теста хрупки: при небрежном обращении бьются и ломаются.

Из муки и воды еще в глубокой древности люди готовили про­стейшую еду — лепешки, которые обжигали на раскаленных камнях или коптили над углями. В процессе изготовления таких лепешек были подмечены пластические свойства теста, поэтому его стали использовать для выполнения предметов быта, разнообразных украшений.

Так, в Германии и Скандинавских странах была налажена целая сеть изготовления сувениров из соленого теста (венки, подковы, медальоны), которые не только украшали дом, но и служили оберегом. В странах Восточной Европы мукосоль служила основным материалом для изготовления панно.

В Китае в XVII в. большой популярностью пользуются куклы- марионетки, которые выполняли из мукосоли. А Эквадор стал одним из самых популярных центров тестопластики.

На Руси соленое тесто появилось после XVII в. Существовала традиция дарить сувениры из теста и делать из него елочные игруш­ки на рождественскую ель. Темы для изделий из мукосоли были разнообразны. Без поделок в технике тестопластики не обходился ни один праздник.

В прошлом веке соленое тесто было забыто, и только в последние два десятилетия эта техника вновь приобрела свою актуальность как среди детей, так и среди взрослых.

У техники лепки из соленого теста есть несколько названий: мукосоль, тестопластика, архангельская керамика и биокерамика. Последнее название появилось благодаря тому, что для изготов­ления фигурок стали использовать исключительно натуральные материалы.

Выделяют несколько видов мукосоли.

Первый — монохромная мукосоль — означает использование соленого теста естественного цвета, без предварительного окра­шивания. Окрасить его можно позже, когда изделие будет уже подсушенным.

Двухцветная мукосоль подразумевает применение двух оттенков. Первый — естественный, второй — получается путем добавления в мукосоль какао-порошка.

Полихромную мукосоль предварительно окрашивают с помощью пищевых красителей.

Материалы для мукосоли:

1. Соль.

2. Мука.

3. Вода.

4. Масло растительное.

5. Стеки различных размеров и формы.

6. Дощечки для лепки.

7. Краски гуашевые или акриловые.

8. Пищевые красители.

9. Формочки.

10. Скалка.

11. Чесночница.

12. Пустые стержни от ручек.

13. Мелкие бусинки, бисер, пуговицы и т.д.

Существует несколько рецептов приготовления мукосоли:

■ рецепт № 1: мука пшеничная — 2 стакана, соль «Экстра» — 1 стакан, вода — 3/4 стакана;

■ рецепт № 2: мука пшеничная — 1 стакан, соль — 2 стакана, сухой обойный клей — 1 столовая ложка, вода — около 1 стакана;

■ рецепт № 3: мука — 2 чашки (около 200 г), соль — 1 чашка (около 200 г), вода — 3/4 чашки (около 125 мл);

■ рецепт № 4 (для тонких работ): мука — 300 г, соль — 200 г, гли­церин — 4 столовые ложки, клей для простых бумажных обо­ев — 2 столовые ложки, смешанные со 125—150 мл воды. Для замеса лучше использовать миксер: это упростит задачу, да

и тесто получится качественнее;

■ рецепт № 5: мука — 2 стакана, в муку можно добавить полстака­на сухого крахмала, соль — 1 стакан, вода — 1 неполный стакан (можно добавить 2 столовые ложки клея ПВА).

Чтобы соленое тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымешивать и разминать, пока оно не станет эластичным.

Подкрашивать соленое тесто можно пищевыми красителями, акварелью или гуашью. Окрашивать можно и еще не готовое тесто, вводя краситель при замесе, и уже готовое изделие — по поверх­ности.

Шоколадный цвет получается при добавлении какао. Можно экспериментировать и с другими природными красителями: сажей, соком свеклы, моркови, охрой и т.д. Изделие можно подрумянить в духовке для получения естественного цвета.

При подкрашивании надо учитывать, что после высыхания цвет станет менее насыщенным, но, если покрыть поделку лаком, цвет снова станет ярче.

Этапы выполнения изделия в технике мукосоли:

1. В широкую миску насыпать соль.

2. Добавить воду, затем — муку. Все хорошо перемешать. Или: хорошо перемешать соль и муку, постепенно добавляя холодную воду до получения однородной массы. Приготовленное тесто не должно прилипать к рукам или крошиться, оно должно получиться эластичным и достаточно крутым.

3. Слепить изделие.

4. Поместить изделие в духовку для высыхания.

5. Окрасить изделие после высыхания, если это необходимо.

6. Покрыть изделие лаком.

Оставшееся тесто долго хранить нежелательно, так как теряется его первоначальный цвет — и оно становится сероватым.

 

Бумажная масса

 

Бумажная масса — это вид пластического материала, полу­чаемый из мелко нарезанной или порванной бумаги и густо за­варенного крахмального клейстера. Из бумажной массы можно лепить любые фигуры. При высыхании они становятся жесткими и прочными. Их можно расписать, а потом покрыть лаком, клеем или парафином.

Кроме бумажной для лепки можно использовать также опилоч- ную массу: в охлажденный мучной клейстер добавляют пищевую соду, несколько ложек столярного клея, опилки и перемешивают. Выполненные из полученной массы изделия сушат в теплом месте. Поверхность таких фигурок имеет красивую фактуру.

Существует несколько разновидностей лепки из бумажной массы.

Папье-маше по-французски — «жеваная бумага». Оно делается из кусочков бумаги и клея (рис. 51).

Рис. 51. Папье-маше

В зависимости от замысла соединять бумагу можно с помощью двух способов:

■ наклеивание кусочков бумаги слоями (маширование);

■ лепка из бумажной массы.

Способом маширования изготовляют маски, шары, бутафорские головы кукол, посуду и т.п.

Для оклеивания лучше использовать газеты или рыхлую оберточ­ную бумагу. Лучше ее разрывать на кусочки, а не резать. Если маширование производится по форме, с которой готовое изделие будет сниматься, то эту форму предварительно смазывают вазелином. Клей можно наносить на целый кусок бумаги, от которого потом от­рывать кусочки и наклеивать. Можно смазать часть кусочков клеем широкой кистью на подносе, газете или куске линолеума, а можно и просто окунать кусочки в клей и покрывать ими форму. Кусочки нужно клеить внахлест, плотно прижимая к форме пальцами. Для кривых поверхностей нужны мелкие кусочки бумаги, а для плоских участков больше подходят бумажные полоски. Чтобы равномерно оклеить форму, можно делать один слой из черно-белых газет, а следующий — из цветных газет или оберточной бумаги. И так чередовать слой за слоем. Нельзя делать сразу много слоев (только 2 — 3). Предыдущие слои должны хорошо просохнуть. Количество слоев зависит от необходимой жесткости изделия.

Для большей прочности изделие можно не снимать с формы. Сушить его нужно при комнатной температуре, так как при на­гревании (к примеру, на радиаторе парового отопления) оно может деформироваться и высыхать неравномерно.

Для придания изделию большей гладкости его можно прошку- рить наждачной бумагой, а потом оклеить кусочками папиросной бумаги или бумажными салфетками, хорошо их разглаживая.

Если для наклеивания используется готовая форма, то после оклейки и просушки изделие нужно снять с формы, проведя тупым ножом между формой и папье-маше.

Если оклеивался шар или другой объемный предмет, то полу­ченную оболочку нужно разрезать пополам (или на большее коли­чество частей — по необходимости). В этом случае изделие нужно будет склеить при помощи бумажных или тканевых полос по всем направлениям.

Если форма должна быть довольно объемная, а времени на про­сушку немного, то можно «набрать» объем, используя комки и жгу­ты из мятой газеты или другие легкие предметы. Их наклеивают на имеющуюся поверхность при помощи клейкой ленты и затем облепляют бумажной массой.

Лепка из бумажной массы (рис. 52) осуществляется следующим образом. Для приготовления массы газеты (туалетную бумагу) нуж­но нарвать или нарезать мелкими кусочками (размером 1,5 * 1,5 см) и замочить в горячей воде, затем отжать, разорвать на мелкие ку­сочки и небольшими порциями смешать в миксере с клейстером или клеем. Все хорошо вымесить. Готовая смесь должна немного липнуть к рукам. Такая масса может храниться в полиэтиленовом пакете в холодильнике и употребляться по мере надобности. Если при хранении масса станет жидкой, ее нужно отжать и добавить еще клея.

Рис. 52. Лепка из бумажной массы

 

Если используют форму, то ее предварительно смазывают вазелином. Затем берут небольшие кусочки массы, разминают в лепешечки и раскладывают по форме, хорошо придавливая по всей поверхности. Разглаживают слой, чтобы он был более-менее равномерным и не было просветов. Каждый слой нужно хорошо просушить. Слои не должны быть толстыми, так как иначе масса высохнет только сверху, а внутри может загнить.

Из бумажной массы можно делать невысокие рельефы. Для продавливания линий, ямок и прочих углублений в рельефе можно использовать черенки от кисточки, тупые ножи, ложки.

Изделия, выполненные из бумажной массы, можно окрасить, не дожидаясь, пока они высохнут, а затем покрыть лаком.

Когда изделие просушено, снято с формы, его нужно протереть изнутри от вазелина, загрунтовать сверху водоэмульсионной кра­ской, просушить и расписать красками — гуашью с добавлением клея ПВА, цветной тушью. Окрашенное и просушенное изделие можно покрыть лаком. Тогда появится красивый блестящий слой, и к тому же краска будет хорошо закреплена. Лак может быть различным: полиуретановым, масляным паркетным, нитроцеллюлозным. Для небольших поверхностей можно использовать про­зрачный (а в некоторых случаях и цветной) лак для ногтей. Можно также покрыть все изделие несколько раз клеем ПВА. Блеск при этом будет в отличие от лака более матовым.

Материалы для бумажной массы:

1. Бумага (туалетная, газетная) или мелкие опилки, ячейки из-под яиц.

2. Вода.

3. Миска.

4. Клей ПВА или клейстер.

5. Красители.

6. Краски гуашевые или акриловые.

7. Стеки разной формы и размеров.

8. Дощечки для лепки.

9. Каркас (любая емкость или основа).

10. Миксер (при необходимости).

Рецепт клейстера для бумажной массы:

1. В миске взбить венчиком чашку муки с чашкой воды.

2. Добавить еще две чашки воды и хорошо перемешать, чтобы не было комков.

3. Перелить смесь в кастрюлю и довести до кипения, непрерывно помешивая. Дать полностью остыть.

4. Для хранения плотно укутать клейстер полиэтиленовой плен­кой и поставить в холодильник. Он может стоять несколько дней.

Можно приготовить смесь из бытового клея ПВА с водой (2:1) или купить нетоксичный клейстер.

Рецепт папье-маше:

1. Сложив газету в несколько слоев, нарезать или нарвать ее на квадраты размером 1,5 х 1,5 см.

2. Уложить их свободно в кружку доверху.

3. Бумагу можно положить в миксер. Покрыть водой и смеши­вать небольшими порциями. Можно замочить бумагу в горячей воде и через 3 ч размесить для получения массы.

4. Сцедить воду через сито.

5. Положить массу в миску. Добавить столовую ложку смеси клея с клейстером.

6. Хорошо все вымесить. Добавить больше клеящей смеси, пока масса не начнет немного липнуть. Хранить массу в полиэтиленовом пакете в холодильнике.

Этапы выполнения изделия в технике лепки из бумажной массы:

1. Приготовление бумажной массы.

2. Нанесение массы на основу или каркас.

3. Шлифовка изделия с помощью наждачной бумаги.

4. Покрытие изделия грунтом.

5. Раскрашивание изделия красками.

6. Покрытие изделия лаком.

 

Лепка из глины и пластики

 

Одними из самых распространенных пластических материалов по праву считаются пластилин и глина. Однако сегодня стал попу­лярен такой материал, как пластика, который по своим свойствам очень напоминает глину, но имеет свои отличительные особенности.

Изделия, получаемые при работе с глиной и пластикой, можно было бы обозначить как керамику. Керамикой признаются изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с ми­неральными добавками, изготовляемые при высокой температуре с последующим охлаждением.

Говоря о становлении специфики обработки глины, нужно от­метить, что еще в эпоху мезолита люди обратили внимание на то, что глина при увлажнении становится мягкой, и поэтому из нее удобно лепить разные предметы. Оставленный на глинистой почве след от ноги привел человека к мысли о лепке как способе создания различных сосудов.

Техника обжига также была открыта случайно. Обмазанную глиной корзину, которая намокла от дождя, оставили у огня, что­бы просушить, после чего поверхность корзины стала прочной и водонепроницаемой. Так были открыты новые свойства глины, благодаря чему сосуды стали пригодными для хранения жидкости и пищи.

Со временем изготовление глиняной посуды не потеряло своей актуальности, но технология изготовления претерпела некоторые изменения, которые касаются не столько этапов создания керами­ческих изделий, сколько их предназначения. Расширился диапазон функционального назначения изделий из глины. Их использовали в быту, при украшении архитектурных сооружений, для создания произведений скульптуры, изготовления сувениров и т.д.

В настоящее время на основе синтеза свойств глины и пласти­лина появился новый материал — пластика, также известный как полимерная глина. Это синтетическая масса, которая по своим свойствам напоминает пластилин, но при обработке приобретает свойства глины. В основном из пластики делают украшения, брело­ки, небольшие скульптуры, различные предметы дизайна. Преимущества пластики в том, что она лучше держит форму, не прилипает к рукам и почти не пачкает их. При этом изделия сохраняют проч­ность и могут долго служить.

Существует два вида пластики: самозастывающая пластика, не требующая дополнительной обработки, и пластика, которой необ­ходима тепловая обработка.

После вскрытия упаковки пластику необходимо полностью ис­пользовать, иначе она засохнет и будет не пригодна для дальнейшей работы. Если же все-таки пластика осталась после работы, то ее можно поместить в полиэтиленовый пакет и положить в теплую воду на срок не более 2 дней. После этого ее обязательно нужно использовать.

Отличие пластики от глины и пластилина в том, что она тверже пластилина и труднее разминается в начале работы, детали, вы­полненные из пластики, хуже присоединяются друг к другу, если пластику плохо подготовить к работе.

Материалы для работы с глиной:

1. Глина (белая, серая, серо-зеленая, голубая, терракотовая).

2. Стеки различного размера и формы.

3. Станок для выполнения круглой скульптуры или рельефа. Воз­можно использование гончарного круга для изготовления посуды.

4. Вода в емкости для обмазывания изделия.

5. Влажная и сухая тряпочки.

Этапы выполнения изделия из глины (рис. 53):

1. Составить эскиз будущей работы.

2. Разместить комок глины на станке.

3. Используя различные приемы лепки, создать пластический образ, отраженный в эскизе.

4. При работе с глиной периодически смачивать водой изделие, протирать руки, сглаживать поверхность.

5. Просушить изделие либо на открытом воздухе, либо в муфель­ной печи для обжига.

6. После обжига раскрасить изделие темперными или акрило­выми красками (можно использовать гуашь).

7. Покрыть поверхность акриловым лаком.

8. Для глазурирования покрыть изделие глазурью (краска, сме­шанная с глиной), обжечь его в печке, затем покрыть лаком.

Рис. 53. Лепка из глины

Материалы для работы с пластикой:

1. Доска (фанера, дерево и т.д.).

2. Бумага (для уже готовых изделий или деталей).

3. Емкость с водой.

4. Влажные салфетки.

5. Нож, стеки.

6. Деревянная, тонко наточенная палочка (например, шпажка или карандаш).

7. Зубочистки.

Этапы выполнения изделия из пластики (рис. 54):

1. Составить эскиз будущей работы.

2. Отрезать стекой или ножом кусочек пластики, необходимый для основной части изделия.

3. Смочить кусок пластики и руки водой.

4. Сформировать из кусочка пластики вращательным и движе ниями ладоней шар.

5. Положить шар на деревянную доску, прижать его, образуя плоскую основу будущего изделия.

6. Аккуратно наметить пальцами контуры образа.

7. Вытянуть детали образа.

8. С помощью зубочистки сделать контуры более четкими, про рисовать детали.

9. Смоченными в воде пальцами сгладить все неровности

10. Дождавшись полного затвердевания изделия, раскрасить его акриловыми красками. Это можно сделать как в реалистичной манере, так и используя стилизацию.

11. Роспись стоит выполнять акриловыми красками или какими- либо другими, но обязательно предназначенными для глины или пластики.

12. После высыхания красок изделие можно покрыть лаком.

 

Рис. 54. Лепка из пластики

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

1. Разработайте презентацию по одной из техник работы с пла стическими материалами.

2. Выполните изделие в технике пластилинографии (плоскостной или полуобьемной).

3. Выполните изделие в технике мукосоли (монохромной и по лихромной).

4. Выполните изделие в технике папье-маше.

5. Выполните изделие в технике лепки из бумажной массы.

6. Выполните изделие из глины (реалистичное или стилизован ное).

7. Выполните изделие из пластики.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.