Структура описания обобщённого положительного педагогического опыта — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Структура описания обобщённого положительного педагогического опыта

2018-01-03 189
Структура описания обобщённого положительного педагогического опыта 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПК-12

Учебно-исследовательское задание 1. ИССЛЕДОВАТЬ, КАКИМ ИЗ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ОТДАЮТ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

Задачи исследования:

  • на основе изучения литературы выявить сущность проблемного обучения, особенности методов проблемного обучения;
  • посетить 2-3 учебных занятия преподавателей юридических дисциплин;
  • методом наблюдения установить, как создает преподаватель проблемные ситуации на учебном занятии; определить способы создания проблемных ситуаций (ситуация неожиданности, ситуация конфликта, ситуация несоответствия, ситуация неопределенности, ситуация предположения, ситуация версионного характера, ситуация прогнозирования и др.);
  • проанализировать, насколько оправдано целями занятия было использование проблемной ситуации, как учтены преподавателем особенности учебного материала, учебные возможности студентов, задачи развития профессионального мышления;
  • обобщить и интерпретировать полученные данные.

Результаты наблюдения фиксируются в протоколе, в котором, кроме содержания и структуры учебного занятия, описания взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов подробно описываются способы создания проблемной ситуации, приемы ее предъявления и разрешения. Эти записи удобно сделать в специальной форме.

Протокол наблюдения

  1. Карточка наблюдателя

ФИО______________________________________________________________________

Дата______________________________________________________________________

Время начала наблюдения____________________________________________________

Время завершения наблюдения________________________________________________

Общая продолжительность наблюдения_______________________________________

Место наблюдения_________________________________________________________

  1. Карточка наблюдения

Вид учебного занятия (л., сем., пр. зан.) ________________________________________

Учебная дисциплина ________________________________________________________

Преподаватель (должность, кафедра, вуз)________________________________________

Наименование темы занятия __________________________________________________

  1. Этап работы над учебным материалом изучаемой темы (отметить ответ значком в соответствующей ячейке)

□ Начальный (восприятие и первичное осознание нового материала, формирование учебной мотивации, осмысление связей и отношений в объектах изучения)

□ Этап углубления знаний, формирования и совершенствования умений и навыков (самостоятельное воспроизведение и применение знаний и действий в стандартных условиях)

□ Этап творческих действий (перенос знаний и навыков в новые или измененные условия для формирования опыта творческой деятельности)

□ Обобщения и систематизации знаний (упорядочение теоретических положений, укрепление междисциплинарных связей и обобщение учебного материала, проверка и контроль усвоения).

  1. Ход учебного занятия (заполнить самостоятельно)
Этап учебного занятия (с указанием временного промежутка) Взаимодействие преподавателя и студентов Метод проблемного обучения Способы создания проблемных ситуаций.
       
       

 

  1. Оценка результативности учебного занятия (отметить значком «галочка» в нужной ячейке):

 

  Высокая результативность Средняя результативность Низкая результативность
Уровень дискуссионности и глубина обсуждения темы      
Степень активности, уровень самостоятельности студентов      
Уровень и характер поисково-исследовательской и творческой деятельности студентов      
Воспитательное воздействие занятия      
Удовлетворенность студентов и преподавателя проведенным занятием      
Повышение интереса студентов к изучаемой дисциплине      
Создание благоприятной атмосферы на занятии      

6. Выводы и предложения (сформулировать самостоятельно

Учебно-исследовательское задание 2. ИССЛЕДОВАТЬ, КАКИЕ МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Задачи исследования:

  • на основе изучения литературы выявить сущность интерактивного обучения, особенности интерактивных методов обучения;
  • посетить 2-4 учебных занятия преподавателей юридических дисциплин;
  • методом наблюдения установить, на каких этапах занятия и какие интерактивные формы и методы обучения преподаватель применяет (нетрадиционные лекции, семинары в диалоговом режиме, групповые дискуссии, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, интеллект-карты и пр.);
  • проанализировать, насколько оправдано целями занятия было использование интерактивных методов, как учтены преподавателем особенности учебного материала, учебные возможности студентов, задачи развития профессионального мышления;
  • установить степень реализации преподавателем возможностей и преимуществ методов интерактивного обучения (активизация активно-познавательной и мыслительной деятельности студентов, интенсификация процесса усвоения знаний при решении практических задач, творческое применение знаний, установление доверительных отношений с преподавателем и между студентами, усиление мотивации к изучению дисциплины, развитие умений работать в группе, развитие коммуникативных компетенций студентов, создание благоприятной атмосферы на занятии и др.).
  • обобщить и интерпретировать полученные данные.

Результаты наблюдения фиксируются в протоколе, в котором, кроме содержания и структуры учебного занятия, описания взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов подробно описываются способы создания проблемной ситуации, приемы ее предъявления и разрешения. Эти записи удобно сделать в специальной форме.

Протокол наблюдения

Карточка наблюдателя

ФИО______________________________________________________________________

Дата______________________________________________________________________

Время начала наблюдения____________________________________________________

Время завершения наблюдения________________________________________________

Общая продолжительность наблюдения_______________________________________

Место наблюдения_________________________________________________________

Карточка наблюдения

Вид учебного занятия (л., сем., пр. зан.) ________________________________________

Учебная дисциплина ________________________________________________________

Преподаватель (должность, кафедра, вуз)________________________________________

Наименование темы занятия __________________________________________________

3. Этап работы над учебным материалом изучаемой темы (отметить ответ значком в соответствующей ячейке)

□ Начальный (восприятие и первичное осознание нового материала, формирование учебной мотивации, осмысление связей и отношений в объектах изучения)

□ Этап углубления знаний, формирования и совершенствования умений и навыков (самостоятельное воспроизведение и применение знаний и действий в стандартных условиях)

□ Этап творческих действий (перенос знаний и навыков в новые или измененные условия для формирования опыта творческой деятельности)

□ Обобщения и систематизации знаний (упорядочение теоретических положений, укрепление междисциплинарных связей и обобщение учебного материала, проверка и контроль усвоения).

Ход учебного занятия

Этап учебного занятия (с указанием временного промежутка) Взаимодействие преподавателя и студентов Методы интерактивного обучения Методы и технологии обучения, в сочетании с которыми применен интерактивный метод (информационные технологии, методы традиционного обучения и пр.)
       

5. Оценка результативности учебного занятия (отметить ответ значком в соответствующей ячейке)

 

  Высокая результативность Средняя результативность Низкая результативность
Уровень дискуссионности и глубина обсуждения темы      
Степень активности, уровень самостоятельности студентов      
Уровень и характер поисково-исследовательской и творческой деятельности студентов      
Воспитательное воздействие занятия      
Удовлетворенность студентов и преподавателя проведенным занятием      
Повышение интереса студентов к изучаемой дисциплине      
Создание благоприятной атмосферы на занятии      

6. Выводы и предложения (сформулировать самостоятельно)

Учебно-исследовательское задание 3. ПРОВЕДИТЕ НАБЛЮДЕНИЕ-ПОИСК НА 2-3 УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ЦЕЛЬЮ УСТАНОВИТЬ, КАК РЕАЛИЗУЕТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ.

Студенту предлагается выбрать один из традиционных принципов: сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой; или выбрать один их специфических принципов вузовского обучения: обеспечение единства научной и учебной деятельности студентов, профессиональной направленности обучения; учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов, принцип ориентированности высшего образования на развитие личности будущего специалиста; принцип обеспечения непрерывного образования; информатизации, технической и технологической обеспеченности образовательного процесса; соответствия содержания высшего образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий); оптимального соотношения общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в высшем учебном заведении; рационального применения современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов).

Задачи исследования:

  1. На основе изученной литературы дать обоснование дидактического принципа в его современной трактовке.
  2. Осуществить наблюдение на занятиях, как реализуется дидактический принцип в содержании изучаемого материала, методах, приемах и средствах обучения,проанализировать полученные результаты.При анализе результатов установите, все ли возможные проявления принципа удалось пронаблюдать на занятиях, какие из них не обнаружены и по какой причине.
  3. Зафиксировать в протоколе ход и содержание занятия, проявления изучаемого принципа.

Возможная форма протокола наблюдения на занятии.

Этап учебного занятия (с указанием временного промежутка) Взаимодействие преподавателя и студентов Проявление принципа Краткий комментарий
       
       

 

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ 4. ПРОВЕДИТЕ НАБЛЮДЕНИЕ НА 2-3 ЗАНЯТИЯХ И УСТАНОВИТЕ, КАКИМ СПОСОБОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧАЮЩИМСЯ.

Задачи исследования:

  • на основе изученной литературы определить сущность индивидуального подхода, какие индивидуальные особенности личности прежде всего должны быть учтены в процессе обучения, какова методика индивидуального подхода к студентам;
  • на наблюдаемых занятиях выявить, какими способами преподаватель осуществляет индивидуальный подход к обучающимся, оценить оптимальность использования этих способов.

Программа наблюдения:

  • В каких учебных ситуациях занятия и на каких его этапах преподаватель осуществляет индивидуальный подход к обучающимся.

· Какие способы индивидуального подхода использует преподаватель на данном занятии (индивидуализация или дифференциация заданий, задач, упражнений, дозировка помощи и др.).

Возможная форма протокола наблюдений на уроке.

Этап учебного занятия (с указанием временного промежутка) Взаимодействие преподавателя и студентов Способы осуществления индивид. подхода к студентам Краткий комментарий
       

В выводах по результатам исследования оцените оптимальность использования способов индивидуального подхода к студентам.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ 5. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ФГОС ВПО И ФГОС ВО ПО УКРУПНЕННОЙ ГРУППЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»: СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ, ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ.

ПК-13

 

Учебно-исследовательское задание6. Одним из наиболее трудоемких видов деятельности при планировании и проектировании самостоятельной работы выступает конструирование учебно-познавательных и практических заданий. Вам необходимо составить несколько заданий для самостоятельной работы студентов-магистрантов по одной из тем курса «Педагогика высшей школы» (по выбору). Количество заданий – не менее 12.

При составлении фонда заданий можно воспользоваться «Конструктором учебно-познавательных заданий», в основе которого – таксономия Б. Блума, устанавливающая шесть категорий образовательных целей: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Компетентностно-ориентированные задания должны быть составлены в разных категориях, в зависимости от образовательной цели.

КОНСТРУКТОР УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Ознакомительный   Репродуктивный Продуктивный
Знакомство Понимание Применение Анализ Синтез Оценка
Назовите основные части.... Объясните причины того, что... Изобразите информацию о... графически Раскройте особенности... Предложите новый (иной) вариант... Ранжируйте... и обоснуйте...
Сгруппируйте вместе все... Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы.... Предложите способ, позволяющий... Проанализируйте структуру... с точки зрения... Разработайте план, позволяющий (препятствующий)... Определите, какое из решений оптимально для.... с точки зрения
Составьте список понятий, касающихся... Покажите связи, которые на ваш взгляд, существуют между.. и... Сделайте эскиз рисунка (схемы], который показывает... Составьте перечень основных свойств... характеризующих... сточки зрения.... Найдите необычный способ, позволяющий.. Оцените значимость для....
Расположите в определенном порядке... Постройте прогноз развития Сравните... и а затем обоснуйте.... Постройте классификацию... на основании Придумайте игру, которая.... Определите возможные критерии оценки...
Изложите в форме текста (реферата)... Прокомментируйте положение о том, что.... Проведите (спланируйте) эксперимент, подтверждающий, что... Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что... Предложите новую (свою) классификацию... Выскажите критические суждения о... '
Вспомните и напишите... Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что... Проведите презентацию... Сравните точки зрения... и... на.... Опишите возможный (наиболее вероятный) * сценарий развития Оцените возможности для....
Прочитайте самостоятельно Приведите пример того, что (как, где) Рассчитайте на основании данных... Выявите принципы, лежащие в основе... Изложите в форме... свое мнение (понимание)... Изложите в форме... свое мнение (понимание)

1. Категория «знание» предполагает простые действия по запоминанию и воспроизведению изученного материала.

2. Категория «понимание» характеризуется постановкой проблем, связанных с объектом, передачей идеи новым или каким-либо другим способом.

3. Категория «применение» предполагает использование знаний из различных областей для выявления решения проблем и их исследования.

4. Категория «анализ» подразумевает выполнение сложных действий, характеризующих комплексные умения проводить различия между фактами и предположениями, формулировать задачи на основе анализа ситуации.

5. Категория «синтез» — это обоснование и представление выбранного способа решения задачи, демонстрация того, как идея или продукт могут быть изменены, творческое решение проблем на основе оригинального мышления, создание из различных идей нового или уникального продукта или плана.

6. Категория «оценка» предполагает выполнение сложных действий, которые характеризуют способность студента оценивать роль или значение какого-либо утверждения, явления, объекта, экспериментальных или теоретических данных для конкретной цели на основе четких, заранее заданных критериев, выявляющих соответствие намеченной цели.

ПК-14

Учебно-исследовательское задание 7. НАПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ НА ОДНУ ИЗ КНИГ / СТАТЕЙ И ВЫСТУПИТЬ С СООБЩЕНИЕМ НА ПРАКТИЧЕСКОМ (СЕМИНАРСКОМ) ЗАНЯТИИ.

Основные элементы рецензии:

– предмет рецензируемого материала;

– оценка степени актуальности научного исследования;

– логика, структура и содержание текста;

– анализ научной новизны, оригинальности работы;

– уровень практической значимости, соответствие теоретических концепций результатам эмпирического исследования;

– перечислить сильные и слабые стороны работы (в чем конкретно автору удалось справиться с задачей, что требует дополнительной проработки неоднозначные трактовки научных результатов, дискуссионные моменты);

– общая оценка;

– выводы и рекомендации, кому адресована может быть интересной работа

Список литературы (на выбор)

1. Вербицкий, А.А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. – М.: Логос, 2011. – 288 с.

2. Зеер, Э. Ф. Институциональный подход к инновациям в образовании [Текст] / Э. Ф. Зеер, С. А. Новоселов, Э. Э. Сыманюк // Инновации в образовании. - 2010. - № 1. - С. 52-64.

3. Креативная педагогика: Методология, теория, практика [Текст]: монография / А. И. Башмаков и др.; под ред. В. В. Попова, Ю. Г. Круглова.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.- 319 с.

4. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика на примере дисциплины "Римское частное право" [Текст]: учеб.-метод. пособие / Д. В. Лоренц.- М.: ИНФРА-М, 2013.- 111 с.

5. Лоренц, Д.В. Инновационная андрагогика на примере дисциплины "Гражданское право" [Текст]: учеб.-метод. пособие / Д. В. Лоренц.- М.: ИНФРА-М, 2013.- 83 с.: ил.

6. Менг, Т.В. Исследование образовательной среды: проблемы, подходы, модели. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. — 98 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/5588 — Загл. с экрана.

7. Зеер, Э.Ф. СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ «ЧЕЛОВЕКА ТРУДА». [Электронный ресурс] — Электрон. дан. // Образование и наука. — 2013. — № 8(107). — С. 32-46. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/journal/issue/291187 — Загл. с экрана.

 

Отечественные и зарубежные печатные журналы по дисциплине, имеющиеся в библиотеке (студент может выбрать статью на интересующую тему из любого из педагогических журналов)

 

1 Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12, Психология. Социология. Педагогика науч.-теорет. журн.: 18+ Санкт.-Петербург. ун-т журнал. - СПб., 2010-2015

2 Высшее образование в России науч.-пед. журн. Мин-во образов. Рос. Федерации журнал. - М., 1992-

3 AlmaMater науч. журн.:18+ Рос. ун-т дружбы народов журнал. - М., 1993-

4 Педагогика науч.-теорет. журн. Рос. акад. образования, Ред. журн. журнал. - М.: Педагогика, 1937-

5 Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки Юж.-Урал. гос. ун-т; ЮУрГУ журнал. - Челябинск: Издательский Центр ЮУрГУ, 2009-

6 Право и образование науч. журн. ред. журн. журнал. - М., 1999-

7 Вестник развития науки и образования науч. журн. Изд-во "Наука" - филиал ЗАО "Алкор" журнал. - М., 2006-

 

Учебно-исследовательское задание 8. РАЗРАБОТАЙТЕ НАУЧНЫЙ АППАРАТ ПО ТЕМЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫСТУПИТЕ С ЕГО АПРОБАЦИЕЙ (ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ГИПОТЕЗА, ЭТАПЫ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, НАУЧНАЯ НОВИЗНА, ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ).

 

Примерная тематика научно-педагогических исследований

1. Творческий характер деятельности педагога высшей школы.

2. Вузовский педагог как объект и субъект воспитания.

3. Субъективное развитие студенческой учебной группы.

4. Эффективность деловой игра как формы активного обучения (на примере юридических дисциплин).

5. Перспективы лекционной формы в системе вузовского обучения.

6. Направления совершенствования организации самостоятельной работы студентов в вузе.

7. Саморазвитие методологической культуры вузовского педагога.

8. Подходы к отбору и структурированию учебной информации.

9. Особенности профессиональной деятельности преподавателя в условиях национального исследовательского университета.

10. Способы самоанализа и самооценки деятельности преподавателя.

11. Развитие профессионально значимых качеств преподавателя в процессе самообразования.

12. Модель и организационно-педагогические условия организации работы по правовому воспитанию на кафедре юридического факультета / вуза.

13. Адаптация студентов-первокурсников.

14. Психолого-педагогическая поддержка студентов в личностном и профессиональном самоопределении.

15. Социальная среда юридического факультета / вуза как фактор формирования конкурентоспособных специалистов.

16. Воспитание студента как конкурентоспособной личности.

17. Патриотическое воспитание студентов на основе изучения истории правовых учений.

18. Стимулирование исследовательской деятельности студентов: опыт, проблемы, пути решения.

19. Правовое воспитание студентов в процессе изучения юридических дисциплин.

20. Студенческое самоуправление как средство развития социальных и профессиональных компетенций будущего специалиста.

21. Студенческие научные общества: опыт деятельности, проблемы, перспективы.

22. Стимулирование самовоспитания студентов.

23. Личный пример вузовского педагога как стимул самовоспитания студентов.

24. Направления сотворчества педагога и студента.

25. Формирование профессиональных компетенций студентов в учебном процессе (можно выбрать конкретные компетенции, конкретные виды деятельности).

26. Активизация познавательной деятельности студентов (на примере изучения конкретных юридических дисциплин).

27. Особенности самообразования в информационном обществе.

28. Технологии формирования самообразовательных умений.

29. Технологии формирования исследовательских умений.

30. Культура чтения как средство повышения качества самообразования.

 

Учебно-исследовательское задание9. ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО КОНКРЕТНОЙ (ИЗБРАННОЙ) ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (СМ. ПРИМЕРНУЮ ТЕМАТИКУ, ЗАДАНИЕ 8).

Учебно-исследовательское задание10. РАЗРАБОТАТЬ АНКЕТУ ДЛЯ ОПРОСА (СТУДЕНТОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, ОРГАНИЗАТОРОВ ОБРАЗОВАНИЯ) ПО ИЗБРАННОЙ ТЕМЕ (СМ. ПРИМЕРНУЮ ТЕМАТИКУ, ЗАДАНИЕ 4). ВЫПОЛНИТЬ ОБРАБОТКУ АНКЕТ. ПРОВЕСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ.

Учебно-исследовательское задание11. ОПИСАТЬ ОПЫТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (любого преподавателя Юридического института, ретроспективный анализ или опосредованное изучение опыта – см. периодические издания по педагогике). Структура описания прилагается.

Титульный лист

Обобщённый педагогический опыт преподавателя образовательного учреждения высшего профессионального образования (полное название учреждения)

Ф.И.О.

Тема опыта (чётко определить наименование темы, в котором должен быть отражён характер решаемой педагогом управленческой, методической или воспитательно-образовательной проблемы).

Идея опыта (Идея - центральная, основная мысль опыта. Формулировка идеи включает указание на конечный результат опыта и средства его достижения. Например, формирование исследовательских компетенций студентов средствами проблемного обучения. Или: формирование коммуникативных умений и навыков студентов в процессе использования интерактивных методов обучения.)

2. Сведения об авторе:

Ф.И.О.

Образование, название (полное) учебного заведения, год его окончания, специальность по диплому

Место работы, должность

Научно-педагогический стаж, стаж работы в занимаемой должности

Членство в общественно-профессиональных сообществах, награды.

Условия формирования опыта

Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы: изучение методической литературы; изучение опыта коллег; курсы повышения квалификации; активное участие в работе научно-практических конференций; анализ ошибок и успехов собственной педагогической деятельности и т.д.

Теоретическая база опыта

Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.

Адресность опыта

Указать адресную направленность:

каким преподавателям рекомендовано использовать этот опыт (начинающим, опытным, мастерам); определить область применения опыта (на лекционных занятиях, на практических занятиях, в процессе преподавания государствоведческих дисциплин, криминалистики и т.п.).

Трудоёмкость опыта

Проанализировать трудоёмкость опыта. Указать на трудности при использовании данного опыта.

Технология опыта

Технология опыта раскрывается в системе конкретных пед. действий, в организации содержания образовательного процесса, в приёмах и методах обучения и воспитания студентов. Описывается и анализируется то, что преподавателю удалось и дало положительный результат.

ПК-15

Учебно-исследовательское задание 13. ИЗУЧИТЬ, ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ И ОБОБЩИТЬ ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА / ФАКУЛЬТЕТА (ПО ВЫБОРУ) ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ.

Передовой педагогический опыт – это опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития воспитания и обучения, опирающийся на научные достижения, создающий нечто новое в содержании, средствах, способах социально-педагогического процесса в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов. В качестве источников информации использовать собственные наблюдения, публикации в периодической печати, электронные источники. Результаты обобщения представить в форме презентации или в письменном виде (реферат-обзор).Структуру описания см. Задание 9.

Учебно-исследовательское задание14..

Предложите собственную систему работы по правовому воспитанию для первокурсников юридического вуза. Обратите внимание на: цели и задачи системы; ведущие направления деятельности; преобладающие методы воспитания; результативность системы работы.

ПК-12

Учебно-исследовательское задание 1. ИССЛЕДОВАТЬ, КАКИМ ИЗ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ОТДАЮТ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

Задачи исследования:

  • на основе изучения литературы выявить сущность проблемного обучения, особенности методов проблемного обучения;
  • посетить 2-3 учебных занятия преподавателей юридических дисциплин;
  • методом наблюдения установить, как создает преподаватель проблемные ситуации на учебном занятии; определить способы создания проблемных ситуаций (ситуация неожиданности, ситуация конфликта, ситуация несоответствия, ситуация неопределенности, ситуация предположения, ситуация версионного характера, ситуация прогнозирования и др.);
  • проанализировать, насколько оправдано целями занятия было использование проблемной ситуации, как учтены преподавателем особенности учебного материала, учебные возможности студентов, задачи развития профессионального мышления;
  • обобщить и интерпретировать полученные данные.

Результаты наблюдения фиксируются в протоколе, в котором, кроме содержания и структуры учебного занятия, описания взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов подробно описываются способы создания проблемной ситуации, приемы ее предъявления и разрешения. Эти записи удобно сделать в специальной форме.

Протокол наблюдения

  1. Карточка наблюдателя

ФИО______________________________________________________________________

Дата______________________________________________________________________

Время начала наблюдения____________________________________________________

Время завершения наблюдения________________________________________________

Общая продолжительность наблюдения_______________________________________

Место наблюдения_________________________________________________________

  1. Карточка наблюдения

Вид учебного занятия (л., сем., пр. зан.) ________________________________________

Учебная дисциплина ________________________________________________________

Преподаватель (должность, кафедра, вуз)________________________________________

Наименование темы занятия __________________________________________________

  1. Этап работы над учебным материалом изучаемой темы (отметить ответ значком в соответствующей ячейке)

□ Начальный (восприятие и первичное осознание нового материала, формирование учебной мотивации, осмысление связей и отношений в объектах изучения)

□ Этап углубления знаний, формирования и совершенствования умений и навыков (самостоятельное воспроизведение и применение знаний и действий в стандартных условиях)

□ Этап творческих действий (перенос знаний и навыков в новые или измененные условия для формирования опыта творческой деятельности)

□ Обобщения и систематизации знаний (упорядочение теоретических положений, укрепление междисциплинарных связей и обобщение учебного материала, проверка и контроль усвоения).

  1. Ход учебного занятия (заполнить самостоятельно)
Этап учебного занятия (с указанием временного промежутка) Взаимодействие преподавателя и студентов Метод проблемного обучения Способы создания проблемных ситуаций.
       
       

 

  1. Оценка результативности учебного занятия (отметить значком «галочка» в нужной ячейке):

 

  Высокая результативность Средняя результативность Низкая результативность
Уровень дискуссионности и глубина обсуждения темы      
Степень активности, уровень самостоятельности студентов      
Уровень и характер поисково-исследовательской и творческой деятельности студентов      
Воспитательное воздействие занятия      
Удовлетворенность студентов и преподавателя проведенным занятием      
Повышение интереса студентов к изучаемой дисциплине      
Создание благоприятной атмосферы на занятии      

6. Выводы и предложения (сформулировать самостоятельно

Учебно-исследовательское задание 2. ИССЛЕДОВАТЬ, КАКИЕ МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

Задачи исследования:

  • на основе изучения литературы выявить сущность интерактивного обучения, особенности интерактивных методов обучения;
  • посетить 2-4 учебных занятия преподавателей юридических дисциплин;
  • методом наблюдения установить, на каких этапах занятия и какие интерактивные формы и методы обучения преподаватель применяет (нетрадиционные лекции, семинары в диалоговом режиме, групповые дискуссии, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, интеллект-карты и пр.);
  • проанализировать, насколько оправдано целями занятия было использование интерактивных методов, как учтены преподавателем особенности учебного материала, учебные возможности студентов, задачи развития профессионального мышления;
  • установить степень реализации преподавателем возможностей и преимуществ методов интерактивного обучения (активизация активно-познавательной и мыслительной деятельности студентов, интенсификация процесса усвоения знаний при решении практических задач, творческое применение знаний, установление доверительных отношений с преподавателем и между студентами, усиление мотивации к изучению дисциплины, развитие умений работать в группе, развитие коммуникативных компетенций студентов, создание благоприятной атмосферы на занятии и др.).
  • обобщить и интерпретировать полученные данные.

Результаты наблюдения фиксируются в протоколе, в котором, кроме содержания и структуры учебного занятия, описания взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов подробно описываются способы создания проблемной ситуации, приемы ее предъявления и разрешения. Эти записи удобно сделать в специальной форме.

Протокол наблюдения

Карточка наблюдателя

ФИО______________________________________________________________________

Дата______________________________________________________________________

Время начала наблюдения____________________________________________________

Время завершения наблюдения________________________________________________

Общая продолжительность наблюдения_______________________________________

Место наблюдения_________________________________________________________

Карточка наблюдения

Вид учебного занятия (л., сем., пр. зан.) ________________________________________

Учебная дисциплина ________________________________________________________

Преподаватель (должность, кафедра, вуз)________________________________________

Наименование темы занятия __________________________________________________

3. Этап работы над учебным материалом изучаемой темы (отметить ответ значком в соответствующей ячейке)

□ Начальный (восприятие и первичное осознание нового материала, формирование учебной мотивации, осмысление связей и отношений в объектах изучения)

□ Этап углубления знаний, формирования и совершенствования умений и навыков (самостоятельное воспроизведение и применение знаний и действий в стандартных условиях)

□ Этап творческих действий (перенос знаний и навыков в новые или измененные условия для формирования опыта творческой деятельности)

□ Обобщения и систематизации знаний (упорядочение теоретических положений, укрепление междисциплинарных связей и обобщение учебного материала, проверка и контроль усвоения).

Ход учебного занятия

Этап учебного занятия (с указанием временного промежутка) Взаимодействие преподавателя и студентов Методы интерактивного обучения Методы и технологии обучения, в сочетании с которыми применен интерактивный метод (информационные технологии, методы традиционного обучения и пр.)
       

5. Оценка результативности учебного занятия


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.152 с.