Тема 6. Экономическая деятельность предприятия. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 6. Экономическая деятельность предприятия.

2018-01-03 174
Тема 6. Экономическая деятельность предприятия. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Планирование на предприятии.

 

Планирование – это процесс определения приоритетов развития, формирования конечных целей и выбора средств и методов их достижения. На предприятии процесс планирования заключается в разработке системы количественных и качественных показателей, характеризующих его деятельность.

Процессу планирования предшествует разработка стратегии развития предприятия.

Стратегия предприятия – это выбор правил и приёмов, с помощью которых достигаются основополагающие цели, утверждение программы действий и определение ресурсов, необходимых для достижения намеченных целей.

При формировании стратегии предприятия предварительно определяются:

· приоритеты и направления развития предприятия;

· потребности в ресурсах (включая потребности в капитале);

· перспективный тренд развития целевых рынков;

· эффективность отдачи на вложенный капитал.

Принципы планирования на предприятии:

Ø непрерывность: обеспечивается сочетанием и взаимоувязкой долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов;

Ø научность: обеспечивается достоверностью исходной информации и использованием научно проверенных методов планирования;

Ø оптимальность: обеспечивается путём разработки альтернативных вариантов решения поставленных задач;

Ø экономичность: обеспечивается получением максимального финансового результата по каждому проекту и по предприятию в целом при рациональном использовании ресурсов.

Количественные показатели плана – абсолютные величины, устанавливаемые как для предприятия в целом, так и для всех подразделений, участков и рабочих мест (товарооборот, сумма затрат, величина прибыли и т.п.).

Качественные показатели плана – как правило, относительные величины, характеризующие эффективность и динамику изменения количественных показателей плана (производительность труда, фондоёмкость, затраты на рубль произведённой продукции, рентабельность и т.п.).

Классификация планирования:

Ø по времени: долгосрочное (на срок от 5 лет), среднесрочное (от 1 года до 5 лет), краткосрочное или текущее (на 1 год);

Ø по объекту: план предприятия, структурного подразделения, отдельного работника;

Ø по степени охвата: частное (охватывает определённые сферы деятельности предприятия), общее (охватывает деятельность всего предприятия);

Ø по видам: стратегическое (поиск новых возможностей), тактическое (создание определённых предпосылок), оперативное (реализация возможностей);

Ø по предмету планирования: целевое (определение целей), ресурсное (планирование расхода производственных ресурсов), программное (планирование производства и реализации), действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг),

Методы планирования:

Ø балансовый: увязывает потребности в ресурсах с источниками их покрытия (напр., трудоёмкость оказания услуг с численностью исполнителей);

Ø нормативный: основан на использовании утверждённых официальных или институциональных норм и нормативов;

Ø расчетно-аналитический: уровень основных показателей плана рассчитывается с учетом наблюдающейся динамики и базисных показателей предшествующего периода;

Ø экономико - математический: предоставляет возможность многовариантного анализа деятельности предприятия и выбора наилучшего из рассмотренных вариантов;

Ø графоаналитический: устанавливает в наглядной графической форме тенденции изменения объёмных и качественных (фондоотдача, производительность труда, материалоёмкость и т.п.) показателей, позволяет оценить общий характер результатов работы;

Ø программно-целевой: увязывает частные планируемые задачи и мероприятия с нацеленностью на достижение конечного результата.

Состав системы планов на действующем предприятии:

- план производства и реализации продукции (центральный план деятельности предприятия);

- план маркетинга;

- финансовый план;

- план по труду, кадрам и заработной плате;

- план по издержкам производства и реализации продукции;

- план материально-технического обеспечения производства;

- план капитальных вложений и капитального строительства;

- план повышения экономической эффективности производства;

- план развития науки и техники;

- план социального развития коллектива предприятия;

- план по охране природы.

План производства и реализации продукции (производственная программа) – это научно обоснованное плановое задание по объёму, номенклатуре, ассортименту и качеству продукта, разработанное на основе заключенных контрактов и договоров. Основой его разработки являются результаты маркетинговых исследований, портфель заказов, наличие производственных мощностей и соответствующих ресурсов.

Создание нового предприятия или реализация нового коммерческого проекта производятся в соответствии с бизнес-планом, обосновывающим целесообразность соответствующего коммерческого замысла.

Виды бизнес-планов:

Ø внутренний бизнес-план (для вновь создаваемого предприятия);

Ø инвестиционный бизнес-план;

Ø бизнес-план для получения кредитов (на пополнение оборотных средств);

Ø бизнес-план финансового оздоровления предприятия.

Состав бизнес-плана предприятия представлен в таблице 6.1.

 

Таблица 6.1.

Состав бизнес-плана предприятия (организации)

Название раздела Содержание раздела
1. Резюме Представляется назначение нового продукта, даётся характеристика его отличительных конкурентных преимуществ турпродукта, описываются источников финансирования и ожидаемые от реализации проекта финансовые результаты
2.Вид деятельности (бизнеса), предприятие, товары (услуги) Характеризуется текущее и прогнозируемое состояние отраслевого бизнеса, виды и особенности деятельности предприятий на целевых рынках. Описывается само предприятие, направления его деятельности, уровень конкурентоспособности, портфель предлагаемых товаров (услуг), его рыночная позиция.
3. Анализ рыночной ситуации Детально характеризуется соответствующий товарный рынок (рынок услуг), его структура, сегментация, распределение рыночных долей, потребителей, конкурентов и партнёров по бизнесу.
4. План маркетинга Описывается стратегия маркетинга при реализации проекта, методы и каналы товародвижения, формы и методы стимулирования продаж, ценовая политика, коммуникационная политика, включая мероприятия по формированию общественного мнения о предприятии и его товарах и услугах.
5. План производства Аргументируется способность предприятия производить нужное количество товаров (оказывать соответствующее количество услуг) требуемого (заявленного) качества.
6. Организация, управление, кадры Описывается организационная структура предприятия, распределение обязанностей и ответственности руководителей. Определяется численность и квалификация сотрудников, система и размер оплаты их труда.
7. Юридический план Описывается правовой статус предприятия, форма собственности, их соответствие заявленному бизнес-проекту.
8. Оценка риска и страхование Описываются виды рисков, с которыми может столкнуться предприятие в ходе реализации проекта, мероприятия по их профилактике, размеры возможных рисков, виды страхования от них, величина соответствующих затрат.
9. Финансовый план Обобщаются все предыдущие разделы и представляется их стоимостное выражение: прибыль и убытки, кредитование, долгосрочное финансирование, издержки производства, товарооборот, проектный баланс, распределение прибыли, формирование и использование уставного капитала, кассовый план, финансовые показатели деятельности.
10. Стратегия финансирования Определяются средства, необходимые для финансирования проекта, источники их получения, срок окупаемости затрат.

Вопросы для самопроверки

 

1. Прокомментировать сущность процедуры планирования в рамках экономической деятельности предприятия (организации).

2. Охарактеризовать систему планов предприятия в целом и в разрезе его составных частей.

3. Показать определяющее значение производственной программы в системе планов предприятия.

4. Охарактеризовать состав бизнес-плана на открытие бизнеса и на реализацию инновационных предложений.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.