III. Структура процесса гумманитарного познания. Понятия объекта, предмета и субъекта СГН — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

III. Структура процесса гумманитарного познания. Понятия объекта, предмета и субъекта СГН

2018-01-03 483
III. Структура процесса гумманитарного познания. Понятия объекта, предмета и субъекта СГН 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Объект науки – сторона предмета науки, противостоящая исследователю, субъекту науки; по Канту «вещь для нас», отличающейся от «вещи в себе», недоступной познанию.

Субъект науки – носитель познавательной и предметно-практической деятельности, отдельный ученый или группа исследователей, активность которых направлена на объект науки.

Предмет науки – все, что можно мыслить: вещи, понятия, состояния. Кант различал в предметах познания познаваемую и непознаваемую стороны: «вещь для нас» и «вещь в себе».

Метод – способ построения и обоснования системы научно-философских знаний; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Методология – учение об этой системе.

Праксиология – область социальной философии, исследующая различные виды человеческой деятельности с целью повышения ее эффективности.

Общество познается как наукой, так и с помощью вненаучных форм познания (знания, которыми обладают люди в их повседневной жизни); с помощью специализированных форм деятельности (политика, искусство, правовая, религиозная и пр. деятельность).

Вненаучное знание – это не есть антинаучная познавательная деятельность, вненаучность не считается ненаучным. Вненаучное знание признает формы познавательной деятельности за пределами науки и взаимодействует с ними.

В социально-гуманитарных науках (СГН) накладываются определенные ограничения не только исследуемым объектом, но и повседневностью, не допускающей произвольного конструирования предмета социальных наук. Одновременно ставится практическая и этическая граница научной деятельности в сфере познания общества – нельзя бесцеремонно и разрушительно вторгаться в исторически сложившиеся формы повседневности. В повседневном познании познавательная деятельность вплетена в контекст реальной жизни. В практически-специализированном познании имеется ориентация на овладение профессией, познание в ходе обучения, в том числе и научным основам профессии. Тем не менее, политик, юрист, художник не являются учеными, а их знание и познание – научным, даже если они опираются на научные источники.

Наука, в том числе и социальная наука, является формой специализированной деятельности по производству знания, осуществляемой в социально-организованной форме и на основе исторически выработанных и развиваемых собственных методов.

Общество отличается от природы наличием действующего субъекта – человека. Поэтому научное социальное познание, в широком смысле рассматриваемое как познание общества, имеет как общенаучные закономерности, так и специфику.

К числу общенаучных закономерностей относится исходная ориентация социального познания на критерии научности естествознания, реализуемые натуралистической исследовательской программой. Однако элиминация[3] субъекта плохо согласуется с самой его представленностью в обществе как важной составляющей объекта познания. К специфике социально-гуманитарных наук относится то, что социальное познание ориентировано преимущественно на нормы и идеалы неклассической и постнеклассической научности.

Типология развития науки: классическая, неклассическая и постнеклассическая стадии, имеют соответствующий тип научного знания и понимания истины и используются в теории науки. См. раздел «Общетеоретические вопросы».

В СГН воплощаются общие закономерности, которые принимают специфическую форму. К числу общих закономерностей относится все то, что выражается в терминах «объект», «предмет», «субъект» познания. В результате их взаимодействия обеспечиваются возможности науки как специализированной деятельности, ориентированной на получение истинного знания.

 

Объект СГН

Объект – это фрагмент реальности, объективной или мысленной, на изучение которой направлено научное познание. (Например, объектом могут быть деятельность государства, ценности общества, коммуникационные процессы).

Однако только очень ограниченный в своих пределах объект может стать предметом изучения в СГН. Сложные и полномасштабные объекты не вмещаются полностью в рамки одной научной дисциплины.

Первой научной процедурой является трансформация объекта в предмет науки, ограничивающий объект выбранными целями и способами идеализации.

Итак, объект рассматривается как часть объективной реальности, выделенная практикой. Это делает объекты науки исторически конкретными.

Ряд ученых считает, что на выделение объекта науки оказывает влияние состояние теоретической деятельности. Другая распространенная точка зрения состоит в том, что обработка выделенного практикой объекта наличествующими средствами, создает предмет познания.

В таком отношении можно утверждать, что объект существует независимо от теории, как часть объективной реальности и задана она практикой. Объект не представлен в теории в чистом виде. Он преобразуется наличными теоретическими средствами соответствующей науки в ее предмет. Подобной процедуры нет во вненаучных формах познания.

Одна из целей научного познанияполучить посредством адекватных научных идеализаций предмет познания из его объекта. Здесь открывается еще одна важная проблема теории познания – взаимоотношения объекта и предмета науки. Именно эта проблема определяет границы разделения на естественные, технические науки и науки об обществе.

Социально-гуманитарные науки (СГН) анализируют как закономерности социальной жизни, так и ее ценностные состояния, а также мотивы действующих субъектов. Здесь конструируются разные предметы познания и различными способами. В качестве объекта социального познания рассматриваются: общество в целом, отдельные сферы общественной жизни, конкретные проявления общественной жизни, индивиды, социальные изменения… Бесконечное множество явлений социальной реальности могло бы породить бесконечное множество предметов науки. Но наука сконструирована дисциплинарно и ограничена в своих познавательных возможностях имеющимися концептуальными средствами.

 

Предмет СГН

Один и тот же объект может изучаться разными науками, каждая из них конструирует свой предмет изучения.

Например, человек как объект познания изучается в качестве предмета социологии, политологии, экономической науки, культурологии и везде предстает различно. В социологии – как часть социального целого, в политологии – «политическое животное», экономических науках – существо, встроенное в процесс производства и потребления, в культурологии – носитель ценностей и определенных схем поведения.

Другой пример конструирования предмета познания из объекта – коммуникативное действие.

Коммуникация – это объект познания, ограничивается субъектом познания до предмета познания, которым становится коммуникативное действие, отдельный акт коммуникации. Исследование этого предмета приходит к выводу, что коммуникативное действие – это действие, ориентированное на рациональное понимание социальных и политических противоречий и их рациональное обсуждение в публичной дискуссии ради нахождения компромисса и выбора наиболее демократического решения. Акт рациональной коммуникации обеспечивает в конечном итоге возможности рационального социального действия.

Это понятие введено Ю.Хабермасом (род. 1929). Он обосновал значимость процесса коммуникации в существовании и развитии общества. Немецкий философ предложил новый способ разрешения споров и новую теорию общества, исходящую из идеи коммуникативных действий или коммуникативного поведения.

Итак, трансформация объекта исследования в предмет науки – это сложная процедура. Также сложна процедура применения научного знания к объекту познания и конструирование предмета познания.

Наука не может решить всех проблем, не может решить также сложные проблемы, в силу недостаточной подготовки общества к их решению.

 

Метод в СГН

Процесс познания характеризуется в плане последовательного использования различных методов, правил, приемов. Современная система методов отличается высокой степенью сложности и дифференцированности. Этим обстоятельством обусловлена сложность классификации методов познания. Наиболее часто выделяют общелогические и научные методы познания.

Методология СГН имеет общенаучное содержание и специфику, характерную для нее в различных областях знания.

Методология – это рационально-рефлексивный анализ методов познания и практики. Такое определение необходимо, но оно недостаточно для СГН. Это определение ориентировано на классическую модель научности естествознания, с характерными для нее субъект-объектными отношениями.

В СГН преобладают схемы неклассической и постнеклассической научности, в которых учитывается включенность субъекта в изучаемый объект – общество, также включенность в него практики, представленной деятельностью групп, преследующих свои интересы. Поэтому методология СГН – это учение о методах познания и практики, это еще и дисциплина, изучающая все способы деятельности субъекта познания и практи ки.

В неклассических и постнеклассических формах естествознания это определение также является более адекватным. Переход к этим формам научности сделал способы познания в естественных и СГН взаимопроникающими. Стала допустимой конвергенция естественных и СГН.

Например, проблема понимания была поднята физиками при истолковании корпускулярно-волнового дуализма. Но прежде она была исключительно способом познания наук о культуре и истории.

Математические методы используются в исторической науке, социологии, географии и т.д., хотя раньше они считались применимыми только в естествознании).

Можно говорить также о гуманитаризации естественных наук, о проникновении в них гуманитарного знания. Это накладывает отпечаток на конструирование предмета науки.

Под гуманизацией наук понимают требование их применения в интересах человечества и человечности. Гуманизация может достигаться методами научных экспертиз, когда, к примеру, не принимается технико-экономический успешный проект, если он затрагивает экологию или здоровье людей. Так в науку вносится некая размерность, связанная с интересами человека, и она неизбежно вносит изменение в конструирование предмета познания.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.