Горобченко С.Л., сертифицированный специалист ТРИЗ 3-го уровня МА ТРИЗ. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Горобченко С.Л., сертифицированный специалист ТРИЗ 3-го уровня МА ТРИЗ.

2018-01-02 161
Горобченко С.Л., сертифицированный специалист ТРИЗ 3-го уровня МА ТРИЗ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Горобченко М.С. дипл. инженер

 

«Знание ответа есть по существу знание вопроса»

Белнап Н.

Стил Т.

 

 

Введение. Вопрос в истории вопроса

Исторически тема вопроса возникла с работ Аристотеля, продолжилась в работах Декарта и заняло значительное место в работах современных мыслителей, особенно в работах по вопросно-ответым логическим структурам. Практически каждое пособие по логике затрагивает тему постановки вопросов.

 

Тема вопроса рассматривается не только с логической стороны, но и с философской, психологической сторон, к коим можно отнести работы Гуссерля, Хайдеггера и др. Благодаря их работам удалось понять многообразие сторон вопроса, но также и выяснилось, что современные подходы не дают точного ответа на то, что же такое "вопрос", тем более сложны попытки инструментализации вопросов в творческом поиске. Некоторый экскурс в историю развития представлений о "вопрошании" Вы можете найти в приложении.

Не вдаваясь в подробности дискуссий, но используя наиболее полезные находки, сделанные авторами, мы попытаемся понять, как можно было бы найти вопросы, наиболее отражающие проблему и помогающие в поиске ее решения.

 

Практическим результатом нашего подхода станет анализ того, как можно упаковать вопросы уже в форму конкретного маркетингового анализа сложной системы. В качестве сложной системы был выбран Университет Педагогического Мастерства (Санкт-Петербург), для которого и был разработан спектр анкет, способных предоставить новый содержательный фактологический и проблемный материал. Благодаря ему, специалисты-решатели смогли целенаправленно и системно взглянуть на маркетинговые проблемы университета.

Проблема и вопрос

Проблема - форма мысли, отражающая и выражающая в виде вопроса (задачи, задания, их системы) наше знание о неизвестном, и своей постановкой требующая теоретического или практического преодоления этой неизвестности, т.е. разрешения проблемы. Проблема, таким образом, и форма мысли, и форма организации исследования чего бы то ни было. Она носит стимулирующий исследование характер.

 

Проблема - это вопрос, ответ на который не всегда содержится в накопленном знании и требует дополнительных теоретико-практических, интеллектуальных усилий и исследований. Она всегда связана с некоторой практической или теоретической трудностью, требующей интеллектуальных усилий для преодоления неопределенности, результатом которой и выступает решение проблемы.

 

 

Проблема, задача, теория и пр. в определенный момент своего развития приобретают специфическую форму вопроса. Это обусловлено процессом развития знания. В свою очередь успешное решение проблемы, выдвинутой в форме вопроса, возможно при условии правильной постановки вопроса.

 

Проблема возникает обычно, когда встречается какое-то затруднение, когда что-то неясно, и эту неясность необходимо снять, устранить. Если неясность не имеет четкой формулировки, то эта неопределенность выступает как предпроблемная ситуация, как неопределенное затруднение. Со временем эта неопределенность снимается, и проблема формулируется четко и ясно.

 

Структурно вопрос и проблема состоят из одинаковых элементов. Вопрос, зачастую, - это форма выражения проблемы, а проблема - такой вопрос, ответ на который временно или принципиально затруднен. Вопрос - форма мысли, отражающая недостаточность исходной информации и структурными составляющими своими ориентирующая человека на ее преодоление. В языковой оболочке вопрос как форма мысли выражается вопросительным предложением.

 

В структуре проблемы и вопроса обычно выделяют базис (основу), т.е. исходную информацию, затруднение и ориентацию.

 

Базис (основа или предпосылка вопроса), - это накопленное знание, та исходная информация, в которой и обнаруживается некое непреодолимое содержанием базиса затруднение, указывающее, что базис недостаточен, что его необходимо для преодоления затруднения расширить, углубить, дополнить. Неполнота и необходимость преодоления недостаточности исходной информации в вопросе выделяются такими операторами, как "кто", "что", "когда", "почему", "как" и пр. Эти же операторы выступают и ориентирующими элементами.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.