Понятие, предмет, метод, принципы ЗП. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Понятие, предмет, метод, принципы ЗП.

2017-12-22 170
Понятие, предмет, метод, принципы ЗП. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие, предмет, метод, принципы ЗП.

ЗП явл-ся неотъемлемой составной частью нац. прав.сис-мы и одновременно самостоят. прав. отраслью. Землей наз-ся верхний плодородный слой планеты Земля –почва. Земля – объект зем. п/отн-й. По КоЗ Земля- часть суши и водопокрытых территорий, заполненных почвой, кот. расположены в пределах терр.РБ. Земля выполняет эколог.и эконом. ф-ции. Эконом.знач-е –земли выступают в кач-ве осн. ср-ва производства в сельском и лесном хоз-ве; земля-базис для размещения зданий, сооруж-й, инфраструктуры, включая города, СЭЗ, технопарки. Экологич.- выступают в кач-ве связующего звена между др. прир. объектами, объединяя их в единую окр. среду; явл-ся неприменным условией сущ-вания всего живого, в том числе и людей.

Категории земель: 1земля с/х назн-я, 2насел.пунктов, садоводч.тов-в и дачных кооперативов, 3промышл-сти, транспорта, связи, обороныи иного назн-я, 4природоохранного, оздоров-го, рекреац-го, ист-культ. назн-я, 5 лесного фонда, 6водного фонда, 7запаса. Суть данной классификации – в зависимости от от естеств.прир.сост-я выполняемых ф-ций в начале устанавл-ся категория земель, кот. опред-т осн. виды землепольз-я и способы охраны этих земель, чем достигается наиболее рациональное землепольз-е и эффективная охрана этих земельн.угодий.

Предмет – нуждающиеся и подлежащие юр-скому упорядочению общ.отн-я, возн-щие в обл. использ-я и охраны земель. Предмет прав.регулир-я обуславливается интересами социума, нах-ся на опред. стадии соц-эконом. развития.

Метод-пути, ср-ва воздействия его норм на субъектов ЗП. Сущ-вует 2 осн. метода: диспозитивный (ГП) и императивный (АП). В др. отраслях использ-ся смешанный метод прав.регулир-я, кот. сост. из комбинации диспозитивн. и императивн. начал.

Принципы: 1П.множественности и прав. равенства прав собственности на землю, 2П.нахождения земля в гр.обороте, 3П.гос. упр-я зем.фондом, 4П.множественности форм использ-я земли, 5целевой хар-р использ-я земли, 6устойчивость прав на землю, 7П.платности использ-я земли, 8П. экологизации ЗП.

 

НПА как источники ЗП.

Источники ЗП-исходящие от гос-ва либо санкционированные им юр.документы, в кот. содержатся нормы ЗП, что придает им формальн. определенность, устойчивость и общедоступность. К исходящим от гос-ва принадлежат нпакты (зак-во). К санкцион-ым им отн-ся междунар. договоры, пакты, конвенции, заключенные РБ.

По ст.2 КоЗ, З-на «О нпа» источниками ЗП явл-ся: Конституция, др.кодифицир. и некодифицир. з-ны, декреты и указы Пр, Пост-я СовМина, пост-я, инструкции мин-в и гос. комитетов, акты Конст.суда, пост-я Пленумов ВС и ВХС, акты Нац.банка, приказы Ген.прокурора, распоряжения местных СовДепов, исп. и расп. органов.

Осн.З-н: сформулированы основы гос. зем.политики, провозглашено равенство гос. и частн. форм собственности, установлено, что принудит. лишение ПС, в том числе и на землю, допускается только по реш-ю суда.

КоЗ (от 23.07.08): сост. из 12 глав (100 статей). Не делится на общую и особенную части.

Акты Президента: установлен порядок изъятия и предоставления земель из 1 категории в др. и из 1 вида в др.; определен прав.режим земель с/х кооперативов; установлена юр. отв-сть за наруш-е зем. зак-ва.

Некодифиц. З-ны («О крестьянском (фермерском) хоз-ве», «Об ипотеке», «О мелиорации земель» и др.)

Пост-ями Правит-ва утверждены порядки ведения зем. кадастра и мониторинга земель, процедура проведения зем. аукционов, типовые договоры купли-продажи, аренды и др.

Инструкциями Гос Кома по имущ-ву определены порядок проведения кадастровой оценки земель различной категории, осущ-ления з/устройства, обнаружение при этом бесхоз-ных либо неэффективно используемых зем. участков.

Реш-я Конст. суда посвящены прав.режиму земель и орг-прав. форме садовод. тов-в.

Совместн. пост-ями Правит-ва и Нац.Банка утв-на типовая форма договора залога зем. участка, в том числе и предприятия как имущественного комплекса.

 

Понятие земельных п/отн-й

Зем. п/отн-я – соц.связи, возникающие в обл. использ-я либо охраны земель. Многообразие типов, видов, форм, способов землепольз-я обуславливает разнообразие возникающих зем. п/отн-й.

По содержанию: Регулятивные (статические – в них закрепляются права и обязанности сторон, прав. режимы объектов регулир-я; динамические – опосредуют порядок их отчуждения) и Охранительные (реализ-ся в случае совершения субъектами зем. п/отн-й зем. п/наруш-й, они связаны с реализацией санкции нарушенной нормы)

В зависимости от степени индивидуализации сторон:

Абсолютные (в них индивидуализирована только 1 сторона. Др. сторона не индивид-на, она представлена всеми вместе и каждым по отдельности и должна воздержаться от любых действий, препятствующих обладателю вещного права осуществлять свои правомочия) и Относительные (в них конкретизированы обе стороны, кот.обладают друг в отн. друга взаимными корреспондирующими правами и обязанностями)

По форме выражения:

Матер. (закрепляются права и обязанности сторон, меры юр. отв-сти и поощрения) и Процесс. (легализуется порядок их осущ-ления)

По типу:

Общие (реализуются путем совершения управомоченным субъектам конкретных действий) и Специальные (как правило, при наличии спец. разрешения – гос.акта или свидетельства)

 

 

Субъекты зем. п/отн-й

Субъекты п/отн-й- носители прав и обязанностей. К ним отн-ся: РБ, местные СовДепов, местн. исп. и расп. органы, кот.явл-ся носителями властных полномочий, а также юр. и физ. лица. Иностр. гос-во м. выступать субъектом п/отн-й собственности, польз-я или аренды при предоставлении ему зем. участка для обслуживания зданий, которые использ-ся для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного гос-ва в РБ.

РБ явл-ся субъектом п/отн-й гос.собственности на землю и одновременно субъектом права территориального верховенства.

СовДепов, исп. и расп. органы участвуют в кач-ве субъектов в отн-ях по управлению и польз-ю землями, а также зем. охранит. п/отн-й.

Юр. и Физ. лица, кроме вышеуказанных, выступают ещё и участниками п/отн-й частной собственности, землепольз-я, в том числе аренды и зем. сервитутов. Гр-не явл-ся участниками п/отн-й по землевладению.

Чтобы стать субъектами зем. п/отн-й, юр. и физ. лица д. иметь зем. п/субъектность. У юр. лица она специальная, опред-ся во многом целями и задачами его организации и деят-сти. Зем. п/способность юр. лица возник-т в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Зем. п/способность возникает в момент рождения и прекращается смертью. Зем. дееспособность гр-нина наступает в полном объеме внаступлением совершеннолетия (18 лет). В случае, если зак-вом допускается эмансипация или вступление в брак до достижения 18 лет, гр-нин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме с момента принятия реш-я об эмансипации или со времени вступления в брак. Гр-не РБ имеют право на получ-е зем. участков в пожизненное наслед. владение, землепольз-е или в частную собственность для строительства и обслуживания жилого дома, для ведения личного подсобного хоз-ва и т.д.

В составесубъектов зем. п/отн-й – иностр. гр-не и лица без гр-нства. Они могут получить зем. участки в аренду. В зем. отн-ях субъекты могут нах-ся в отн-ях подчиненности, субординации. Это опред-ся хар-ром прав.регулир-я, наличием властных полномочий у органов гос-ва и адм-прав. метода регулир-я зем. отн-й.

 

 

Содержание зем. п/отн-й

Содержание сост-т права и обязанности сторон. Они изложены в ст. 69, 70 КоЗ. В самом общем виде землепользователи имеют право: 1самостоят-но использ-ть зем. участки, 2ПС к посеву, посадке с/х культур, древесно-кустарниковые и плодово-ягодные насаждения, многолетнюю травянистую растительность и доходы от их реализации, 3использ-ть в связи с целями и условиями предоставления зем. участка находящиеся в его пределах водные объекты, общераспр. пол.ископаемые, торф, 4возводить на предоставл. зем. участке жилые, производственные, бытовые и иные капитальные строения, 5осущ-ть на зем. участке мелиоративные работы, оборудовать водные объекты, 6на возмещение убытков в случаях изъятия либо временного занятия зем. участка, ограничении либо обременении права землепольз-я, 7добровольно отказаться от зем. участка, 8требовать установления либо прекращения зем. сервитута

Они обязаны: 1искольз-ть зем. участки и нах-щиеся на них строения в соотв. с целью их предоставления и условиями землеотвода, 2осущ-ть мероприятия по охране земель, 3своевременно вносить плату за польз-е зем. участком, 4осущ-ть благоустройство зем. участка, 5своевременно производить освоение зем. участка в соотв. с условиями его предоставления, 6не нарушать правил др. землепользователей, 7воврмя возвратить предоставленный во временное польз-е или аренду зем. участок, 8соблюдать установленные обременения и ограничения на зем. участок, в том числе обременения сервитутов

 

Объекты зем. п/отн-й.

Объектами зем. отн-й м.б. все земли, составляющие зем. фонд РБ,Ю категории и виды земель, зем. участки и право землепольз-я, а также обременение прав на зем. участки. Центральным объектом зем. п/отн-й явл-ся зем. участок, кот. хар-зуется след. осн. признаками: 1месторасположение, 2границы, 3площадь.

Зем. участки м.б. делимыми и неделимыми. К делимым зем. участкам принадлежат зем. наделы, предназначенные для ведения личного подсобного хоз-ва, а также те, при делении кот-х образуется несколько зем. участков площадью не менее минимальной чем определено в зак-ве, или меньше размеров, однако при условии, что при этом не будут нарушены требования экологического, санитарно-эпидемич. и пожарного зак-ва.

Зем. участок – часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, прав.статус и др. хар-ки, отражаемые в гос. зем. кадастре и документах гос. регистрации.

Каждый зем. участок должен иметь свои границы. Граница зем. участка есть линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость. Граница зем. участка устанавливается на местности и закрепляется межевыми знаками.

В зависимости от вида земельных правоотношений их объектами могут быть:

•индивидуально-определенные земельные участки или их части. Правовые характеристики земельного участка, которым он должен соответствовать, чтобы считаться объектом земельных правоотношений, даются в Кодексе Республики Беларусь о земле (ст.17). Земельный участок или его часть выступают объектом правоотношений, связанных с осуществлением прав на землю.

•земельные сервитуты. Земельный сервитут представляет собой право ограниченного пользования соседним, а в необходимых случаях другим земельным участком. Земельные сервитуты являются объектом правоотношений землепользования особого вида.

•все или часть земель Республики Беларусь могут быть объектом правоотношений государственной собственности на землю, правоотношений по управлению землями, охранительных земельных правоотношений, а в отдельных случаях - и правоотношений по использованию земли, если они связаны с общим землепользованием.

 

.

 

Земельные сервитуты

Зем. сервитут- разновидность права на чужую вещь, неотделимую от права собств-сти. ЗС – одно из вещных прав на землю, представляет собой право ограниченного польз-я чужим зем. участком. Оно закреплено за гр-нами и юр. лицами. Зем. участок, кот.получает выгоду от установления сервитута, наз-ся доминантным, а участок, на кот. установлен сервитут – обремененный. Право огранич. польз-я чужим зем. участком не исключает польз-е участком др. лиц, включая самого собственника. Сервитут м. предоставить только собственник земли. Право сервитута уст-ся в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен в пожизн. наслед. влад-е, пост.польз-е или аренду. Собственник зем. участка вправе распорядиться им по своему усмотрению. Обладатель сервитута получает право польз-я чужим имущ-вом. ЗС не устраняет права владения, польз-я, распоряжения зем. участком со стороны собственника этого зем. участка. Сревитутные права продолжают действовать при переходе прав на зем. участок, обремененный сервитутом, к др. лицу. Зем. сервитут неделим. Цели ЗС – хоз. нужды, обеспеч-е прохода, проезда через соседний, а в необходимых случаях – через др. зем. участок; прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов; обеспеч-е водоснабжения и мелиорации. ЗС устан-ся и прекращ-сяна основании соглашения между заинтерес. лицом и собственником зем. участка и подлежит регистрации. Виды: 1разрешительный (разрешает использ-ть участок др. лицом)_______________________________________________________________________________________________________________________со стороны собственника этого зем. аво польз-я чужим имущ-во, 2запретительный (обязывает использ-ть свой зем. участок таким образом, чтобы не ухудшить полож-е доминантного участка, ради которого он и устан-ся). ЗС устан-ся по соглашению сторон и подлежит гос. регистрации в установл. порядке. Если соглашение не достигнуто – спор решает суд по иску заинтерес. лица.

Стадии установления ЗС: подача письм. заявления заинтерес. лица и собственника зем. участка об установлении ЗС в кадастровый орган => изучение возможности установления ЗС и составление договора о нем => подписание договора сторонами => гос. регистрация ЗС и договора о нем => выдача документов, удостоверяющих гос. регистрацию ЗС.

Аренда и концессия земель

Аренда земли представляет собой основанное на договоре временное возмездное пользование земельным участком.

Аренда земли является разновидностью срочного землепользования. Это единственный вид временного пользования землей, основанный на гражданско-правовом договоре. По этому признаку аренда земли относится к обязательственным правам на землю. Договор аренды - двухсторонний, возмездный, реальный, заключаемый на началах добровольности и равноправия сторон кроме тех случаев, когда заключение договора аренды является обязательным в соответствии с законодательством (ст.627, 623 ГК). Поэтому условия аренды земельного участка определяются по соглашению сторон.

Сторонами в договоре аренды земли являются арендодатель и арендатор.

Арендодателем может быть только собственник земельного участка, а также лица, управомоченные законодательством или собственником сдавать земельный участок в аренду (ст. 579 ГК).

При аренде земель, находящихся в государственной собственности, арендодателями являются сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и г. Минска), районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции. При аренде земель, находящихся в частной собственности, арендодателями являются граждане и юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности. (ст. 44 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Арендаторами земельных участков могут быть юридические и физические лица Республики Беларусь, лица без гражданства, иностранные юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации (ст.43 Кодекса Республики Беларусь о земле). Иностранные субъекты могут получить земельные участки только в аренду, кроме предприятий с иностранными инвестициями и иностранных государств в тех случаях, когда им предоставляется право собственности на землю.

Предметом договора аренды земли является индивидуально-определенный земельный участок, в отношении которого должен быть указан его размер и качественная характеристика, а также другие данные, позволяющие точно установить объект аренды.

Срок аренды земельного участка определяется договором (ст. 45 Кодекса Республики Беларусь о земле). Для всех видов аренды максимальный срок составляет 99 лет, а при аренде земельных участков для сельскохозяйственного использования он не должен быть менее 5 лет.

Содержание договора аренды земли, в том числе обязательные условия, определяются гражданским законодательством. В соответствии со ст. 578 ГК законодательством могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. Если эти особенности не определены, применяются общие положения об аренде, содержащиеся в ГК (гл. 34 §1).

Аренда земель, находящихся в государственной собственности, по целям использования и видам земель не ограничивается. В аренду могут сдаваться земельные участки из любых категорий земель, при передаче их в аренду соответствующие государственные органы определяют целевое назначение земельного участка.

Концессия – временное польз-е. Порядок передачи земель в концессию установлен Инвестиц. кодексом. Концессия – срочное возмездное польз-е чужим зем. участком. Концессионн. органом выступает Правит-во либо уполномоченный им орган или должн. лицо. Концессионером явл-ся инвестор, размещающий в экономике РБ ден. ср-ва от 20 000 $ и более. Предмет концессии – зем. участок. Как свидетельствует практика, зем. участки на терр. РБ предоставляются иностр. инвесторам с целью разработке полезн. ископаемых. Предельный срок концессии – 99 лет.

Купля-продажа зем. участков

Дог-р К-П представляет собой одну из прав.форм, опосредующих товарное обращение. При осущ-лении таких договоров земля выступает, с 1 стороны, имущ-вом, с другой стороны, прир. объектом опред. целевого назнач-я. По дог-ру К-П продавец обязуется передать в собств-сть покупателя зем. уасток, а покупатель – принять его и оплатить. Предметом м. выступать зем. участок, принадлежащий гр-нину на праве частн. собств-сти. Он хар-зуется рядом особенностей: местоположением, размером, целевым назнач-ем. Дог-в К-П зем. участка обязат-но д. содержать согласованное сторонами в письм. форме условие о цене. В противном случае дог-р счт-ся недействительным. Цена опред-ся участниками сделки, если иное не предусмотрено зак-вом. Зак-н запрещает отчуждение земли, сдачу её в залог и аренду до полного внесения гос-ву платы за землю. Продавец также обязан внести гос-ву и платежи за землю (зем. налог) за все время польз-я ею. Важное знач-е в дог-ре имеет объем переходящихк покупателю прав и обязанностей на зем. участок. Если предметом дог-ра служит земля, то она м. переходить к покупателю на праве собств-сти. Для этого покупатель д. иметь право на получение земли в частн. собств-сть. Срок передачи зем. участка опред-ся договором. Если стороны в договоре его не предусмотрели, обяз-ва по передаче участка д.б. исполнены в разумный срок. Онс. обязанностью продавца явл-ся передача зем. участка в надлеж. состоянии, пригодного для использ-я по целевому назнач-ю, со всеми документами, свободными от прав и притязаний третьих лиц. Главными обязанностями покупателя явл-ся: обяз-сть принять зем. участок и обяз-сть оплатить покупку. Дог-р К-П подлежит нотариальному удостоверению и гос. регистрации, а ереход права собств-сти на зем. участок – гос. регистрации.

 

Залог зем. участков

В залог зем. участки м. передаваться их собственниками, гр-нами и юр.лицами только лишь для обеспечения своевременного и полного возврата полученного банковского кредита, причём залогодателями зем. участков, гр-нами могут передаваться в залог только те зем. участки в соотв. с ГПК на строения, расположенные на которых наложено взыскание. Залогодержателями таких зем. участков выступают банки. При невозврате кредитных средств банк вправе от имени залогодателя реализовать заложенный участок на аукционе и за счет вырученных средств удовлетворить свои претензии к кредитору. Излишне полученные средства на аукционе подлежат возврату должнику, а в случае получения недостаточной суммы недоимка с должника удерживается банком в общем порядке. Залог зем. участков.предприятий, зданий, сооружений, квартир, др. нежвиж. имущ-ва (ипотека) регулируется зак-вом об ипотеке. Предметом ипотеки м.б. зем. уастки, нах-щиеся в ЧС гр-н РБ. Зем. участки м.б. предметом залога, если они предоставлены для строит-ва и обслуж-я жилого дома, дачного строит-ва, колл.садоводства, личн. подсобн. хоз-ва. Для признания договора о залоге действительным он должен содержать: надлежащее обознач-е предмета ипотеки; оценку этого имущ-ва; сущ-во, размер и срок исполнения обяз-ва, обеспечиваемого ипотекой. Договор совершается в письм. форме, нотариально удостоверяется и подлежит гос. регистрации. Местом его удостоверения явл-ся место нахождения недвиж. имущ-ва или зем.участка. В теч. всего срока, когда действуют условия договора залога зем. участка, он остается у залогодателя и использ-ся им в соотв. с целевым назнач-ем и условиями предоставления. В случае неисполнения залогодателем обеспеченного залогом обяз-ва банк вправе от имени залогодателя реализовать принятый в залог зем. участок при сохранении его целевого назнач-я. До момента продажи зем. участка банк м. предоставить залогодателю право выкупить заложенный им зем. участок по цене, равной сумме невозвращенной части кредита и %ов за польз-е им. Если ипотека установлена на зем. участок, на кот.нах-ся здания и сооружения, принадлежащие не залогодателю, а др. лицу, то при обращении взыскания на этот участок и его продаже с публичных торгов к приобретателю участка переходят права и обязанности, которые в отношении этого лица имел залогодатель.

Правовая охрана земель

Вред землям причиняется по 2м направлениям: 1.непосредственно самими землепольз-телями; 2.лицами, осущ-щими хоз. и иную деят-сть, результаты которой оказывают негативное влияние на землю, поэтому и охрана земель также производится по 2м осн. направлениям:

1. осущ-ся самими землепольз-телями путем осущ-ления ими мер, направленных на улучшение и восстановление используемых земель.

2. землепольз-тели обязаны с целью сохранения земель соблюдать требования и нормативы в обл. применения гербецидов, пестицидов, явл-щихся стимуляторами роста растений либо вещ-вами, предназначенными для борьбы с сорняками и вредитеями растений, не превышать предельно допустимые механич. нагрузки на землю, осущ-лять иные мероприятия, направленные на охрану земель.

Лица, осущ-щие хоз. и иную деят-сть, могут негативно воздействовать на землю путем попадания в почву в результате их деят-сти вредных хим, радиоактивных вещ-в, биолог. организмов, поэтому к ним предъявляется требование по соблюдению предельно допустимых концентраций таких вещ-в и организмов в их выбросах, сбросах, а также складируемых твёрдых отходах. При несоблюдении указанных нормативов деят-сть таких субъектов хоз-вания м.б. ограничена, приостановлена либо полностью запрещена.

 

Гос. упр-е землями

Гос. упр-е- основанная на Конституции, законодат. актах исп-расп. деят-сть уполномоченных на то должн. лиц и органов исполнит. власти, направленная на организацию и упорядочение деят-сти в обл. использ-я и охраны земель. Организация указ.деят-сти достигается пуем издания подзаконных нпа, кот-ми восполняются пробелы в законодат. актах. В зак-ве органы, осущ-щие гос. упр-е, класс-ны по уровню компетенции и масштабу террит. деят-сти.

1.Органы общей компетенции-Президент, Правит-во, мест.исп. и расп. органы (наз-ся так потому что в пределах РБ либо АТЕ осущ-т упр-е всеми сферами народохоз-венной соц-культ. и иной деят-сти, в том числе касающейся вопросов использ-я и охраны земель)

2.Органы спец. компетенции-ГосКомПоИмущ-ву, иные органы (наз-ся так потому что непосредственно созданы для гос. упр-я и охраны земель)

Президент опред-т гос. политику в обл. исполь-я и охраны земель, устанавливает порядок изъятия и предоставления зем. ресурсов, опред-т категории и виды категорий земель, устанавливает порядок перевода одних категорий земель в другие, решает иные вопросы.

Правит-во реализует гос. зем. политику, устанавливает порядок ведения гос. зем. кадастра и осущ-ления мониторинга земель, опред-т положения об осущ-лении гос. контроля в обл. исольз-я и охраны земель, по поручению Президента предоставляет и изымает зем. участки иностр. гос-вам для размещения дипломатич. постоянных представит-в и консульских учреждений и т.д.

Местн. исп. и расп. органы в соотв. со своей компетенцией в пределах подведомственных АТЕ изымает и предоставляет зем. участки гр-нам, ИП, юр.лицам РБ, иностр. юр.лицам зем. участки, производит контроль за использ-ем и охраной земель и т.д.

ГосКомПоИмущ-ву реализует гос. зем. политику, непосредственно занимается процедурой землеустройства, в том числе опред-ем границ зем. участков, подготавливает материалы для рассмотрения зем. споров в адм. порядке, решает др. вопросы.

К др. органам гос. упр-я землями м. отнести Мин-ва и Гос. комитеты, др.организации, осущ-щие упр-е отдельными категориями либо видами земель.

Формы: правовая(связана с изданием нп и индивид-прав. актов), неправовая(хотя и осущ-ся на основании зак-ва, однако в отличии от прав. формы непосредственно не влияет на установление, изм-е, прекращение зем.п/отн-й, она направлена на обеспечение деят-сти самих органов гос. упр-я, выражается в проведении совещаний, семинаров, сборов и обобщений статистич. данных адм. практики в обл. использ-я и охраны земель.

Ф-ции (юр-ски обособленные осн. направления деят-стиорганов гос. упр-я):

1планирование использ-я и охраны земель, 2осущ-ление мониторинга, 3ведени гос. зем. кадастра, 4распределение и перераспределение земель, 5проведениеземлеустройства, 6осущ-ление гос. контроля за использ-ем и охраной земель, 7разрешение зем. споров в адм. порядке, 8регистрация зем. недвижимости, прав на неё и сделок с нею.

 

 

Адм. отв-сть

Предусмотрена КоАП РБ. Условно адм. взыскания за зем. п/наруш-я предусмотрены за след. 3 направления зем-прав. проступков: 1за наруш-е установл. порядка использ-я и охраны земель, 2за наруш-е использ-я и охраны отдельн. категорий и видов категорий земель, 3за наруш-е прав. режима земель охранных, санитарных и др. зон. Все они сосредоточены в Гл. 15 КоАП, предусматривающей отв-сть за наруш-е требований эколог.безопасности, охраны окр. среды и природопольз-я.

к 1ой группе п/наруш-й отн-ся те, кот. предусмотрены ст15.10-15.13 (15.10. Нарушение порядка использования земли и требований по ее охране, 15.11. Порча земель, 15.12. Самовольное отступление от схем или проектов землеустройства, 15.13. Уничтожение либо повреждение межевых знаков)

ко 2ой группе принадлежат п/наруш-я в ст.15.24, 15.25, 15.31 (15.24. Нарушение правил использования участков земель государственного лесного фонда, 15.25. Повреждение сенокосов или пастбищных угодий, 15.31. Уничтожение или повреждение информационных знаков на землях государственного лесного фонда)

к 3ей группе отн-ся ст. 15.60 (15.60.Нарушение режима охраны и использования охранных зон вокруг стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений)

Юр-ская отв-сть

В своем большинстве з/пользователи и лица, осущ-щие хоз. и иную деят-сть, оказыв-щую негативное влияние на земли, должным образом осущ-т свои права и возложен.обязанности, связанные с использ-ем и охраной земель. В случае наруш-я требований зак-ва они м.б. привлечены к юр. отв-сти. В КоЗ содержится только бланкетная ст. 96, по кот.лица, виновные в наруш-и зак-ва об охране и использ-и земель, несут юр. отв-сть с соотв. с законодат. актами. Осн. видами юр. отв-сти за наруш-е зем. зак-ва явл-ся имуществ., адм, уг. и спец. зем-прав. отв-сть. В зем. зак-ве не сформулировано опред-е отв-сти, отсутствует перечень осн. видов зем. п/наруш-й и нет самой дифференциации зем. п/наруш-я. Зем-прав. отв-сть – мера гос. принуждения, применяемая в форме морального, материального, личного, организационного лишений к нарушителю зак-ва об охране и использ-и земель в виде имуществ., адм., уг. и спец. отв-сти. Осн. признаками зем-прав отв-сти, кот. сост-т ее содержание, явл-ся то, что она исходит от гос-ва, применяется в установл. гос-вом порядке, обращена против п/нарушителя и явл-ся доп. неблагоприят. последствием лица, неисполнившего свою обязанность либо обяз-во. О основании юр.отв-сти за наруш-е требований зем. зак-ва лежит зем. п/наруш-е (виновное (невиновное) противоправное общественно-вредное либо опасное деяние, причиняющее вред землям либо создающее угрозу причинения такого вреда, прямо запрещенное зак-вом). Осн. видами зем. п/наруш-й явл-ся след.: нецелевое, неэффективное использ-е земель; неиспольз-е земель по целевому назнач-ю в устан. период времени; наруш-е опред. порядка землепольз-я; несоблюдение требований по охране земель; причинение вреда пользователям зем. участка, др. з/пользователям и др.

 

 

Планирование и прогнозирование

Мониторинг земель – сис-ма наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изм-й, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Задачи – выявление изм-й в земельном фонде, оценка этих изм-й и их последствий, обеспеч-е собственников, владельцев, пользователей земли, контрольн. органов данными о земле, выработка рекомендаций для устранения негативных последствий хоз. деят-сти. Объект – все земли РБ. Он осущ-ся за счет ср-в респ. бюджета, и порядок осущ-ления мониторинга земель уст-ся СовМином РБ.

Мониторинг предназначен для: обеспеч-я СовДепов, заинтересован.предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями о земле; обоснования размеров платы за землю; оценки хоз. деят-сти; осущ-ления др. мероприятий, связанных с использ-ем земель. Гос. зем. кадастр сост. из: единого реестра АТЕ и ТЕ РБ; единого гос. регистра недвиж. имущ-ва, прав на него и сделок с ним; реестра цен на зем. участки; регистра стоимости зем. участков; реестра зем. ресурсов РБ. Единый реестр АТЕ и ТЕ РБ содержит сведения о наименованиях, размерах и границах АТЕ и ТЕ, их адм. центров. Единый гос. регистр недвиж. имущ-ва, прав на него и сделок с ним содержит сведения и документы в отношении зарегистр. зем. участков и расположенных на них объектов недвиж. имущ-ва, в том числе сведения о местополож-и зем. участков, их размерах, границах, о целевом назнач-и, правах на эти участки, об ограничениях (обременениях) прав на зем. участки, в том числе зем. сервитутах, а также сведения о сделках с ними. Реестр цен на зем. участки содержит сведения о ценах на зем. участки и объекты недвиж. имущ-ва, расположенные на этих участках, зафиксированных на момент совершения сделок с этими участками и объектами недвиж. имущ-ва. Регистр стоимости зем. участков содержит сведения о кадастр.стоимости зем. участков, полученной при проведении их кадастр. оценки. Реестр зем. ресурсов РБ содержит сведения о распределении земель по категориям, видам и з/польз-телям, составе, структуре, состоянии, кач-ве и хоз. использ-и земель, иные сведения о землях. Сведения гос. зем. кадастра м. собираться, храниться и использ-ся на бум.и (или) машин. носителях. Ведение гос. зем. кадастра обеспеч-ся проведением геодезич. и картографич. работ, почв., геоботанич. и иных обслед-й и изысканий, инвентаризацией и кадастр.оценкой земель, зем. участков, иными з/устроит. мероприятиями, а также осущ-лением гос. регистрации недвиж. имущ-ва, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.

 

Изъятие и предоставление

Изъятие земельных участков

Изъятие земельных участков осуществляется по решению государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с его компетенцией, предусмотренной КоЗ и иными актами законодательства, либо по постановлению суда. При несогласии землепользователя с решением об изъятии у него земельного участка это решение может быть обжаловано им в судебном порядке. Обжалование решения об изъятии земельного участка приостанавливает его исполнение.

Предоставление земельных участков во владение и пользование

Предост-е зем. участков во Влад-е и польз-е произв-ся исп. и расп. органами общей компетенции всех уровней в пределах их полномочий. Предост-е участков во Влад-е и польз-е м. осущ-ся как за счет свободных земель (земель запаса), так и за счет земель, ранее предост-х др. субъектам. Предост-е зем. участка, нах-щегося во влад-и, польз-и или частн. собств-сти др. лицу произв-ся только после его изъятия в устан. порядке. В этом случае эти два действия (предост-е и изъятие) осущ-ются в одном процессе. В процесс.отн-и изъятие и предост-е зем. участков включает две стадии:

1) предварит.согласование места размещения объекта;

2) предост-е зем. участка и его документ.оформление.

Предварит.согласование места размещения объекта проводят сельские, городские, районные и областные исп. и расп. органы в соотв. с их компетенцией по изъятию и предост-ю зем. участков. Целью предварит.согласования явл-ся выбор наиболее целесообразного и экономически обоснованного варианта размещения объекта (изъятия) зем. участка. Предварит.согласование места размещения объекта не произв-ся в случаях предост-я зем. участков:

* для ведения с/хоз-ва;

* для нужд лесного хоз-ва;

* при предост-и земель гр-нам для ведения крестьянского хоз-ва, личного подсобного хоз-ва, традиционных народн. промыслов, огородничества, сенокошенияя и выпаса скота.

Юр. и физ. лица, заинтересованные в изъятии зем. участка, обращаются с заявлением (ходатайством) о предварит.согласовании места размещения объекта в соотв. исп. и расп. орган по месту нахождения зем. участка. Место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом обеспеч-я комплексного развития территории согласовываются с з/владельцами, з/пользователями и собственниками зем. участков, кот-е будут изыматься местн. исп. и расп. органами, осущ-ляющими гос. контроль и надзор. После проведения проектно-изыскательских работ и утв-я проекта на строит-во по заявлению (ходатайству) заинтер. лица нач-ся вторая стадия – предост-е зем. участка и подготовка документов, удостоверяющих право з/влад-я и з/польз-е. К заявлению (ходатайству) должны прилагаться материалы предварит.согласования места размещения объекта и другие необходимые документы. Предост-е зем. участка произв-ся на осн. проектов отвода земель, кот-е разрабатываются организациями по з/устр-ву и заказчиками кот-х м.б. заинтерес. юр. и физ. лица.

Разработанные проект отвода с имеющимися материалами представляется в соотв. исп. и расп. органы для заключ-я и вынесения реш-я. После устан-я на местности границ зем. участка сост-ся документы, удостоверяющие право владения и право пользования зем. участком и выдаются юр. и физ. лицам, которым отведен участок. Если предварит.согласование не требуется, действует упрощенная процедура предост-я зем. участка, кот. включает в себя: а) подачу заявления (ходатайства) в соотв. исп. и расп. орган; б) рассмотрение заявления (ходатайства) и вынесение реш-я в устан. сроки; в) юр-ское оформление права з/влад-я и з/польз-я.

Землеустройство

Объектами з/у-ва явл-ся земли РБ, зем. контуры, а также зем. участки. З/у-во включает в себя: разработку проектов региональных схем использ-я и охраны зем. ресурсов, схем з/у-ва АТЕ и ТЕ, территорий особого гос. регулир-я; разработку проектов межхоз-венного з/у-ва, в том числе проектов отвода зем. участков, оформление технич. документации и уст-е (восст-е) на местности границ объектов з/у-ва; разработку проектов внутрихоз-венного з/у-ва с/х организаций, в том числе крестьянских (фермерских) хоз-в, проектов организации и устр-ва территорий насел.пунктов, садоводч. тов-в, дачных кооперативов, особо охран. прир. территорий и иных территор. единиц; проведение инвентаризации земель, систематич. выявление неиспольз-х или использ-х не по целевому назн-ю земель;авторский надзор за реализацией схем и проектов з/у-ва;осущ-ление з/устроит.мероприятий при проведении мониторинга земель, ведении гос. зем. кадастра, в том числе при проведении кадастр. оценки земель, зем. участков, осущ-лении гос. контроля за использ-ем и охраной земель;подготовку з/устроит. материалов по разрешению зем. споров. Порядок проведения з/у-ва устан-ся ГосКомПоИмущ-ву РБ. Организация з/у-ва осущ-ся ГосКомПоИмущ-ву. Информ. обеспеч-е и автоматизация з/у-ва осущ-ются ср-вами зем-инф. сис-мы в порядке, установленном Г<


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.